Музыкально-дидактические игры с использованием ИКТ как способ развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Оценка 4.8

Музыкально-дидактические игры с использованием ИКТ как способ развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Оценка 4.8
docx
30.04.2020
Музыкально-дидактические игры с использованием ИКТ как способ развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Интерактивные музыкально-дидактические игры как способ развития музыкальных способностей (2).docx

Жолобова Светлана Юрьевна

музыкальный руководитель,

 высшая квалификационная категория

МАДОУ ЦРР-

 «Детский сад №34 «Золотой ключик»

город Северодвинск,  Архангельской области

 

Музыкально-дидактические игры с использованием ИКТ как способ развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

 

 «Послушайте – и Вы забудете,

 посмотрите – и Вы запомните,

 сделайте – и Вы поймете»

Конфуций

       Система музыкального образования является неотъемлемой частью общего процесса, направленного на становление гармоничной личности и развитие творческой индивидуальности и креативного мышления. Переход к личностно – ориентированной модели воспитания предполагает качественное улучшение музыкального воспитания, обновления его содержания, методов, путей достижения целей.

       Одним из таких путей являются информационно – коммуникативные технологии (далее ИКТ), позволяющие совместить эстетическую составляющую музыкального образования с неоспоримыми возможностями и преимуществами, которые дает нам современная вычислительная техника. Информационные технологии в образовательном процессе совершенствуют  способы и средства деятельности детей, обеспечивают всестороннее  развитие личности ребёнка – дошкольника,

 а также готовят  его к  жизни в информационном обществе.(3 с.59)

       Созданные нами интерактивные музыкально-дидактические (далее ИМД) игры в комплексе формирующих воздействий помогают успешно решать задачи по развитию общих сенсорных музыкальных способностей детей (мелодический, тембровый, ритмический и ладовый слух).

       Центральное место в исследованиях психологов и педагогов (Л.С. Выготского,  Д.Б. Эльконина и др.) занимает (с точки зрения развития психических способностей ребенка) анализ разных видов деятельности, который показал, что все они носят моделирующий характер.(2 с.68)

        Построение и понимание пространственных моделей, обнаруживающееся в деятельности дошкольников, служит основой формирования общей умственной способности, которая может быть названа способностью к наглядному пространственному моделированию.      В словаре С.И. Ожегова, «модель – схема какого-нибудь физического объекта или явления». В настоящее время использование пространственных моделей стало превращаться в один из важных методов умственного воспитания дошкольников. Наиболее широкое применение пространственные модели нашли в методике обучения детей грамоте, разработанной Д.Б. Элькониным и Никифоровой и др. Под руководством Л.А. Венгера и О.М. Дьяченко создана программа «Развитие», которая направлена на развитие способностей дошкольника путем использования схем, моделей, символов.

       Тему моделирования на музыкальных занятиях раскрыла К.В. Тарасова в своей монографии «Онтогенез музыкальных способностей». «Необходимость использования наглядных пространственных моделей на занятиях по формированию музыкальности определяется прочными генетическими связями между восприятием временных и пространственных отношений вообще и в музыке в частности.. перевод временных отношений в пространственные имеет огромное значение в возникновении дифференцированного и целостного восприятия музыки, без которого ее художественное познание невозможно вообще.» (1. с37)

     К.В. Тарасова в ходе исследования пришла к выводу, что без опоры на пространственные, предметные, двигательные ощущения и представления у детей практически невозможно сформировать слуховую сторону музыкального восприятия. Огромную роль в организации этой опоры играют наглядно-пространственные модели, «материализующие» метафорические  определения различных элементов музыкальной ткани («высота», «длина», движение «вверх» и «вниз» и т.д.).Они облегчают  детям, с одной стороны, переход от глобального к дифференцированному восприятию музыки, с другой – возникновение целостного восприятия музыкального произведения.

       Для  решения задач по развитию музыкальности мы создали игры, в которых строятся модели звуковысотных, регистровых, ладовых  и ритмических отношений. В соответствии с возрастными особенностями детей в играх изменяются не только виды моделей и моделируемых отношений, но и способы действий с ними: дети переходят от усвоения и использования готовых моделей к их самостоятельному построению, соотнося при этом свою модель со структурой музыки.

       Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность детей и усиливают усвоение материала. Благодаря наглядности и интерактивности у дошкольников повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, обостряется восприятие.

       Задачи по развитию способности к наглядному пространственному моделированию на музыкальных занятиях мы решаем с помощью  интерактивной доски (далее ИД), которая имеет следующие дидактические свойства

- интерактивность обучения;

- мультимедийность;

- моделинг, имитационное моделирование реальных объектов или процессов, явлений, а также имитация посредством компьютера взаимодействия пользователя с реальным миром;

-высокий уровень эффективности процесса обучения за счет одновременной работы со всей группой в целом и использованием заранее подготовленного материала.

       Создавая ИМД игры на развитие ритмического восприятия мы учитывали, что общая линия формирования чувства ритма идет от темпа к метру и ритмическому рисунку. В младших группах мы создали ИМД игры на моделирование контрастных темпов (быстро – медленно). На следующем этапе  вводим понятия «длинный» и «короткий» звук, используя игры на схематическое  моделирование (прямоугольники – длинные и короткие).

       3 этап – введение ритмического рисунка. Первоначально задаются эталоны равномерного ритма и ритма суммирования. Используется двигательное и предметное моделирование. С помощью ИМД  игр дети знакомятся с более сложными ритмическими структурами: ритмы дробления и пунктирный ритм. Далее переходим к сочетанию разных ритмических структур. В старших группах закрепляются уже известные детям отдельные ритмические структуры, предлагаются различные их сочетания в музыкальных произведениях. Вводится понятие «пауза». Дети не только анализируют готовую модель ритмического рисунка, но и строят ее на ИД самостоятельно.

        Развивая способность к моделированию звуковысотных отношений, мы используем ИМД игры в которых строятся модели регистровых отношений, чтобы закрепить слышание и осознание регистров, научить детей улавливать направление мелодии и, наконец, способствовать формированию одной из самых тонких и сложных систем – ладового слуха.

        В младших группах первые задания строятся на различении крайних регистров фортепиано (верх, низ), моделируем их, традиционно привлекая образы птички, медведя и других персонажей. Низкий и высокий регистры постепенно переходят в диапазон одной октавы.

       Следующий этап – овладение основными ступенями лада. Вводим  модель звуковысотных отношений: на ИД появляется дерево с двумя (а затем и с тремя) разно-высокими ветками. С высокой (5 ступени лада) на более низкую (3 ступень) прыгает «кукушка». Затем на смену веткам приходят  линейки. В средней и старшей группах вводятся ИМД  игры с заданиями на определение и моделирование общего направления мелодии. В старших группах отрабатывается соединение линий моделирования ритмических и звуковысотных отношений. Комплексная наглядная пространственная модель, несмотря на трудности, связанные с ее восприятием,  эффективно способствует анализу и запоминанию нового музыкального материала. В старших группах формируем на основе моделирования ладовый слух.

        Моделирование ритмических и звуковысотных отношений подводит к усвоению более сложной и универсальной условно-символической модели – нотной записи музыки. Знакомство с нотным станом происходит поэтапно: в средней группе – это предметное моделирование (нота «до» - домик, «ре» - репка, «ми» - мишка и т.д.). В старшей группе - графическое моделирование. Затем переходим к обычной нотной записи на ИД.

       Нами созданы ИМД  игры на определение формы музыкального произведения. ИМД игра «Петя и волк» знакомит с музыкальными образами персонажей в симфонической сказке С.Прокофьева и др.Для знакомства с музыкальными инструментами, их звучанием мы используем  звучащие картинки, презентации. Для разучивания партий в оркестре-  схемы, а так же видеоклипы. Нами разработаны серии игр «Оркестр народных инструментов», «Духовой оркестр», подобраны видеоклипы «Кто играет на лугу», «Кто в домике живет»», «В лесу», цикл занятий «Симфонический оркестр». Созданы ИМД  игры для проведения мониторинга детей по музыкальному воспитанию.

       Мы рассматриваем наглядное пространственное моделирование в качестве способа, обеспечивающего формирование комплекса музыкальности. Нет, однако, сомнения в том, что обучение детей построению и применению пространственных моделей на музыкальных занятиях развивает саму способность к наглядному моделированию.

Эффективность использования интерактивных музыкально-дидактических игр определяется с помощью психолого-педагогической диагностики через наблюдение, опрос, успешное участие детей в конкурсных мероприятиях различного уровня и бесед с родителями.

        Проведенные диагностические занятия показали, что использование ИКТ на музыкальных занятиях оказалась чрезвычайно эффективной в отношении формирования не только музыкального восприятия, но и всего комплекса музыкальности в целом. Уровень в %

Список литературы.

1.К.В.Тарасова «Онтогенез музыкальных способностей», Москва, 1988

2.Б.С.Волков, Н.В.Волкова «Детская психология», Москва, 2000.

3 Б.Я.Советов,  Информационная технология [Текст] / Б. Я. Советов; М.: Высшая школа, 1992.


 

Жолобова Светлана Юрьевна музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория

Жолобова Светлана Юрьевна музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория

Д.Б. Элькониным и Никифоровой и др

Д.Б. Элькониным и Никифоровой и др

Создавая ИМД игры на развитие ритмического восприятия мы учитывали, что общая линия формирования чувства ритма идет от темпа к метру и ритмическому рисунку

Создавая ИМД игры на развитие ритмического восприятия мы учитывали, что общая линия формирования чувства ритма идет от темпа к метру и ритмическому рисунку

Моделирование ритмических и звуковысотных отношений подводит к усвоению более сложной и универсальной условно-символической модели – нотной записи музыки

Моделирование ритмических и звуковысотных отношений подводит к усвоению более сложной и универсальной условно-символической модели – нотной записи музыки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2020