Музыкально-эстетическое воспитание детей средствами русского народного искусства
Оценка 4.6

Музыкально-эстетическое воспитание детей средствами русского народного искусства

Оценка 4.6
Научные работы
rtf
воспитательная работа
Детсад
28.10.2020
Музыкально-эстетическое воспитание детей средствами русского народного искусства
Музыкально-эстетическое воспитание детей средствами русского народного искусства
публикация.rtf

Музыкально-эстетическое воспитание детей средствами русского народного искусства.

 

 Костина Татьяна Васильевна, музыкальный руководитель. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сал №231" (МБДОУ - "Детский сад № 231") г.Барнаул Алтайский край.

 

Ребёнок находится в детском саду большую часть времени, поэтому возрастает роль педагогов по приобщению детей к русскому народному музыкальному творчеству.

Таким образом формируется интерес ребёнка к окружающему миру, закладывается фундамент воспитания высокой нравственности, любви к русскому искусству.

Наблюдения за детьми показали, что они, в основном, почти все не знакомы с формами музыкального народного творчества: потешками, песнями, колыбельными, скороговорками, музыкальными играми, что обусловлено постепенной утратой традиций многоукладной семьи, вытеснением исконно русского творчества просмотром зарубежных фильмов, слушанием иностранных песен. В процессе бесед с родителями выяснилось, что многие мамы не знают даже колыбельных песен и приходилось убеждать их, что, если колыбельная или русская народная песня пропеваются близким человеком, то ребёнок воспринимает её глубже, так как чувствует любовь, нежность, заботу мамы, бабушки, тем самым обеспечивается психоэмоциональное благополучие ребёнка, уверенность в себе. В настоящее время постепенно возрождается традиция проведения народных календарных праздников, но не все бабушки помнят и знают те обряды и музыкальный материал, на которых основаны эти праздники. Детский сад, в котором я работаю, расположен на окраине города, поэтому посещение музеев, разнообразных выставок народного творчества, концертов русской музыки крайне редки. Именно поэтому неоценима роль музыкального руководителя в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников.

Разностороннее знакомство детей с русским народным творчеством дает соответствующий настрой, заранее готовит детей к эстетическому восприятию музыкально-поэтических источников.                                        

Воспитание на материале подлинного народного искусства даёт детям возможность познать богатство национальной культуры, красоту родного языка, своеобразие русской мелодии.

Ценность народного музыкального творчества состоит в том, что оно практически подготавливает детей к самостоятельному творчеству, к восприятию и исполнению произведений фольклорного репертуара, к общению со сверстниками, что является новым этапом в их музыкальном и творческом развитии.

На основе фольклорного музыкально-поэтического материала дети знакомятся с народными старинными праздниками.

Работа по данной теме решает задачу формирования активной позиции семьи, пропаганды среди родителей народных традиций семейного воспитания.

В своей работе я использую:

- нетрадиционные формы проведения фольклорных праздников, занятий;

- авторские разработки конспектов занятий, сценариев фольклорных развлечений для детей младшего и старшего дошкольного возраста;

- сотрудничество с воспитателями и родителями, организацию их активного участия в проведении мероприиятий по приобщению дошкольников к родной культуре;

- различные жанры песенного и поэтичекого творчества.

Через знакомство с русским музыкальным народным творчеством развивается интерес детей к родной природе, народным обычаям, праздникам, традициям, прививается любовь к Родине.

В процессе работы над музыкально-эстетическим развитием детей средствами русского народного искусства мы создаём благоприятный психологический климат в детском саду, атмосферу доброжелательности; воспитываем любовь и патриотическое отношение к своей Родине; обучаем нродному исполнительству (вождение хороводов, инсценирование русских народных песен); обеспечиваем заинтересованность детей в фольклоре.

В своей работе я использую комплексные, тематические занятия, дидактические игры. Занятия строю на игровом материале с использованием сюрпризных моментов.

При отборе музыкального репертуара учитываю возрастные особенности детей. Для младшего дошкольного возраста доступны малые фольклорные формы: пестушки, колыбельные.

На занятиях дети с самого раннего возраста знакомятся с народным творчеством. С 2-3 лет они слушают задорную русскую народную мелодию. У них появляется желание двигаться под музыку. Это говорит о доступности восприятия русской музыки. Также малышам предлагается послушать музыку и самим придумать движения, соответствующие характеру мелодии. Детям очень нравится такой приём, и каждый раз они проявляют всё большую активность. Так, сами, под руководством педагога, создают свободные пляски на музыку «Полянка», «Из-под дуба», «Ах вы, сени».

Все занятия с малышами проходят в игровой форме; в гости приходит  Петрушка, Бабушка-Забавушка, Мишка, приносят загадки, потешки, сказки. Посещают дети и бабушкин двор (развлечение «На бабушкином дворе»), где поют руские народные песни, играют в русские игры.

В работе со старшими детьми я большое место уделяю закличкам, считалкам, народным играм, хороводам, инсценированию песен, пению a cappella, игре на русских народных музыкальных инструментах.

Над этой темой я работаю в тесном сотрудничестве с узкими специалистами. С хореографом осуществляем подбор танцев, как общих, так и индивидуальных. С руководителем по физ. воспитанию разучиваем русские народные игры, кот проводятся затем на праздниках.

Большую роль по ознакомлению с народным музыкальным творчеством отвожу работе с воспитателями, совместно планируя открытые мероприятия с последующим обсуждением; индивидуальные и групповые консультации; практические занятия музыкального руководителя с воспитателями.

Важнейшим условием в музыкально-эстетическом воспитании детей средствами русского народного искусства является тесный контакт с родителями. С ними я организую совместные праздники, развлечения, семинары, консультации, веду педагогическую пропаганду посещения культурных центров; привлекаю к изготовлению атрибутов, костюмов к праздникам.

                                                 

 

 

Список используемой литературы.

1. Вoлынкин В.И. Хyдoжecтвeннo - эcтeтичecкoe вocпитaниe и paзвитиe дoшкoльникoв. - Pocтoв н/Д: Фeникc, 2007. 

2. Вeтлyгинa Н.A. Нpaвcтвeннo-эcтeтичecкoe вocпитaниe peбeнкa. - M.: Прocвeщeниe, 1989.

3. Фaдeeвa C. Myзыкa - кaк oбъeдиняющee нaчaлo в эcтeтичecкoм paзвитии // Дoшкoльнoe вocпитaниe. - 2007.

4. Нoвикoвa Г. Myзыкaльнoe вocпитaниe дoшкoльникoв: пocoбиe для пpaктичecких paбoтникoв дoшкoльных oбpaзoвaтeльных yчpeждeний. - M.: Aкaдeмия, 2000.

Музыкально-эстетическое воспитание детей средствами русского народного искусства

Музыкально-эстетическое воспитание детей средствами русского народного искусства

Через знакомство с русским музыкальным народным творчеством развивается интерес детей к родной природе, народным обычаям, праздникам, традициям, прививается любовь к

Через знакомство с русским музыкальным народным творчеством развивается интерес детей к родной природе, народным обычаям, праздникам, традициям, прививается любовь к

Список используемой литературы

Список используемой литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2020