Музыкальные краски осени
Оценка 5

Музыкальные краски осени

Оценка 5
Разработки уроков
doc
искусство
5 кл—7 кл
06.01.2023
Музыкальные краски осени
План-конспект интегрированного урока музыки с ИЗО, на котором дети учатся "видеть" музыку и изображать её.
Интегрированный урок с ИЗО.doc

Райкова Лариса Сергеевна,

 преподаватель музыкально-теоретических

дисциплин ГПОАУ АО

«Амурский педагогический колледж»

План-конспект открытого интегрированного урока

«Музыкальные краски осени»

 

Учитель музыки: «Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день…» А.С. Пушкин. Ребята, скажите, о каком времени года говорит поэт?

Дети: об осени!

Учитель музыки: Красота природы, смена времен года, а каждое из них - осень, зима, весна и лето - неповторимое, особенное. Всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников! Эти люди по-разному увидели и изобразили одно и то же время года.

А какая осень бывает? (золотая, ранняя, поздняя, дождливая, грустная, урожайная, печальная). Сегодня мы отправимся в осенний лес.

Какие звуки можно услышать осенью? (шум дождя, шелест листвы, завывание ветра) - давайте попробуем изобразить их голосом.

А какими красками можно нарисовать осень? (сверкающими, солнечными, мягкими, жёлтыми, красными, оранжевыми, коричневыми и т.д.)

Поднимите руку те, кто любит осень? А теперь посмотрите, как художники изобразили это время года. (Показ слайдов с изображением осени, в это время комментарии учителя ИЗО).

 

Учитель ИЗО: Вы заметили, что все картины захватывают своей широтой, размахом, радостным цветением красок. Небо голубое, с золотыми и розовыми облаками. Деревья пышут яркими красками. Как вы думаете, почему одно и то же время года художники изобразили по-разному?  Изображая то или иное состояние природы, художник тем самым выражает свое отношение. Он не просто слепо копирует увиденное. Через картину он передает свое внутреннее состояние. Какими выразительными средствами пользовались художники? (отвечают)

 

Учитель музыки: Все вы прекрасно знаете, что картину можно нарисовать не только с помощью красок, но и с помощью музыкальных звуков. Поэтому многие композиторы не раз обращались в своих произведениях к этому прекрасному времени года, посвящая ему свои сочинения.

Послушайте «Осень» композитора Вивальди, музыка подскажет вам, какими красками можно изобразить листочки этого леса (рисуют под музыку).

Прежде, чем мы начнем слушать музыку, я хочу напомнить вам, что музыка – это особая страна, не каждому дано войти в ее прекрасный волшебный мир. Только самому внимательному слушателю она откроет свои сказочные ворота. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки.

Учитель ИЗО: Ребята, вы прослушали произведение Вивальди, давайте вначале посмотрим ваши рисунки. (учитель ИЗО демонстрирует рисунки и комментирует их).

Учитель музыки: Вам понравилось это произведение? Кто исполняет музыку? (симфонический оркестр). А какие вы знаете инструменты симфонического оркестра?

А теперь давайте охарактеризуем музыкальную сторону произведения. И в этом нам помогут слова – подсказки. (в корзинку отправляют слова, которые, по их мнению, подходят к данному произведению).

А теперь сравним это произведение с «Осенней песнью» Чайковского (слушаем). Как осень изображена у Чайковского?  Мне кажется, что как нельзя лучше передаёт настроение этой осени следующие строки: «…от инея пожелтели берёзки и покраснели осины. Вода в реке потемнела, и река казалась больше, потому что берега оголели, - береговая поросль быстро теряла листву. Холодный осенний ветер обрывал засыхавшие листья и уносил их. Небо часто покрывалось тяжёлыми осенними облаками, ронявшими мелкий осенний дождь…» Какими музыкальными красками нарисовал Чайковский эту осень?

Темп? (медленный) Для чего? (чтобы изобразить печаль, грусть). Какой лад использует композитор? (минорный). В каком регистре звучит мелодия? (высоком) а это ведь не случайно – композитор хотел передать «всхлипывания» и «плач» природы, опавших деревьев, капельки последнего дождя….

А сейчас каждый поставит себе оценку за урок, учитывая свой вклад в подготовку, работу на уроке, выразительность исполнения и главное, смог ли он увидеть музыку.


Райкова Лариса Сергеевна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Райкова Лариса Сергеевна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Послушайте «Осень» композитора

Послушайте «Осень» композитора
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2023