«Музыкальные нити любви»
Чем дальше во времени отодвигается пора нашего ученичества – любого: школьного, студенческого, профессионального, тем яснее и глубже мы понимаем роль учителя в нашей жизни, а тем более такого, к кому хотелось бы обратиться по – некрасовски: «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колена». Мне в этом смысле жизнь сделала подарок. У меня был такой Учитель, заветам которого я пытаюсь следовать. Я попала к нему, будучи ученицей средних классов общеобразовательной и музыкальной школ. Задумываясь над моим будущим, родители хотели, чтобы я получила профессиональное музыкальное образование. Желая узнать, насколько мои способности этому соответствуют, они обратились к человеку, который являлся в этом отношении исключительно авторитетным и объективным судьей. Этим человеком была в нашем городе Антонина Даниловна Родионова, пианистка, в прошлом преподаватель специального фортепиано Уральского музыкального училища.
Она находилась уже на пенсии, ее одолевали болезни, она почти не покидала своей квартиры и отказывалась от уроков с детьми. Меня же она спросила о том, хочу ли я у нее заниматься и способна ли к труду. Я отвечала, что заниматься я хочу и буду очень стараться. Тогда она добавила: «Помни только, девочка, что занятия музыкой – это сладкая каторга».
Так я стала последней ученицей Антонины Даниловны. Она заражала своим увлечением работой, богатством своей фантазии, глубиной проникновения в художественный смысл музыкального текста произведения.
Ее уроки всегда были проникнуты огромным обаянием личности педагога.
Я не знала тогда, что Антонина Даниловна приехала в наш город в годы Великой Отечественной войны из Сталинграда, уехав оттуда в последний момент эвакуации. Пережила страшные бомбежки на Волге, по которой увозили в Астрахань женщин и детей Сталинграда, что на руках у нее были трехлетний сын и сестра, которая ожидала рождение ребенка. В заботах и страхе об этих для нее дорогих для нее людях она не уследила за своими вещами и потеряла все, кроме паспорта. В Уральске Антонина Даниловна устроилась санитаркой в госпиталь и выступала в концертах для раненых. Об этой необычной санитарке узнал директор Карело- Финского музыкального театра и пригласил ее на работу, несмотря на отсутствие у нее документа о музыкальном образовани. В театре работали первоклассные артисты, многие из которых стали в годы войны народными и заслуженными, в том числе замечательный тенор, исполнявший главные партии в опереттах Кальмана, Легара, Дунаевского, - Николай Рубан, позже артист московских музыкальных театров. В составе фронтовой бригады этого театра Антонина Даниловна объехала многие освобожденные районы Сталинградской, Ростовской областей, Ставрополье и Кубань, вплоть до западной Украины.
Когда в 1944 г. В Уральске было открыто музыкальное училище, А.Родионову пригласили на работу в качестве педагога, но поскольку документы были утеряны, Антонина Даниловна, уже преподавая, еще раз села за инструмент, чтоб через год получить диплом об окончании музыкального училища. Так необычно начался ее путь педагога. У нее училась знаменитая певица, украшавшая позже оперный театр Алма- Аты, Роза Джаманова – народная артистка СССР, лауреат Государственной премии, многие препордаватели уральских музыкальных школ и колледжа, алматинских школы для одаренных детей и консерватории. Наверное, нет в Казахстане города, где не трудились бы ее ученики. В областной газете « Приуралье» в 60-х годах на первой полосе в рубрике « Лучшие люди Приуралья» в числе таких известных горожан, как П.А. Атаян, профессор В.В.Иванов, был и портрет Антонины Даниловны Родионовой.
Ничего этого я тогда не знала, но сразу почувствовала, что для меня занятия с ней перестали быть обычными уроками. Для меня открывался мир музыки и красоты, мир человека и его чувств. Мои ученические пассажи перестали быть простой системой звуков, они наполнялись чувствами, доступными детской душе, и я становилась возвышеннее и добрее, богаче и сильнее духом. Она умела пробудить цепь ассоциаций, которые вели меня от жизни к музыке и от музыки к жизни. Они стали для меня неразрывны. Теперь я не перестаю удивляться обширности знаний Антонины Даниловны не только в области музыкы, но и литературы, театра, искусства в целом.
Вероятно, благодаря этому она могла прообуждать в соих учениках жажду познания и творческого стремления к совершенствованию. Она любила своих учеников, была внимательна и заботлива к ним, знала их интересы и проблемы. Но она была и очень требовательна, она не прощала небрежности, приблизительности в исполнении, но не подавляла воли и индивидуальности. Как тщательно она подбирала очередную программу, которая бы и показала возможности ученика, и в то же время подняла уровень его исполнительства.
Когда – то давно Антонина Даниловна подарила мне ноты с такой нежной надписью: «...Я так хочу, чтобы в тебе сбылись мои надежды». Теперь я понимаю, конечно же, что каждый педагог мечтает о том, чтобы все когда – то заложенное в нем продолжалось в его учениках. Я благодарна судьбе, что выстроилась в моей жизни такая ниточка преемственности, так как в музыкальном училище я училась у замечательного педагога А.Н.Кусаиновой, которую Антонина Даниловна считала своей преемницей, а консерваторию мне посчастливилось закончить у педагога А.Н.Кусаиновой – доцента Светланы Александровны Массовер, которая в свою очередь была ученицей известного профессора Е.Б.Коган.
Да, мне довелось быть ученицей прекрасных педагов. Я чту, уважаю и люблю их, но идеалом Учителя, Женщины и Человека для меня на всю жизнь осталась Антонина Даниловна Родионова.
Вот так, из далекого прошлого, протянулись нити любви к нам, ученикам замечательного педагога с высокой планкой профессионализма и нежной доброй душой.
Эту свою статью я посвящяю ей, в этом году, к 105- летию со дня рождения Антонины Даниловны Родионовой,замечательного педагога, старейшего преподавателя отделения специального фортепиано Уральского музыкального училища.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.