"Музыкальные символы Великой Отечественной войны"
Оценка 5

"Музыкальные символы Великой Отечественной войны"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
музыка
11 кл +1
09.06.2020
"Музыкальные символы Великой Отечественной войны"
Данный конспект урока "Музыкальные символы Великой Отечественной войны" поможет учителю провести урок музыкального искусства в 6-7 классах. Цель: расширить знания детей о Великой Отечественной войне, привлечь к выполнению творческих заданий, используя различные источники информации; стимулировать ведение поисково-исследовательской работы учеников по изучению исторического прошлого своего народа, города; развить чувства патриотизма и национального самосознания, ответственности, чести, доблести, мужества; воспитать чувства любви к Родине, уважения и благодарности к подвигам участников Великой Отечественной, гордости за свою страну.
Конспект урока.docx

Лазаренко Лилия Владимировна,

учитель музыкального искусства

высшей категории

МОУ «Школа№24 города Тореза»

Музыкальные символы Великой Отечественной войны

Цель: расширить  знания детей о Великой Отечественной войне, привлечь к выполнению творческих заданий,  используя различные источники информации; стимулировать ведение поисково-исследовательской работы учеников по изучению исторического прошлого своего народа, города; развить чувства патриотизма и национального самосознания, ответственности, чести, доблести, мужества; воспитать чувства любви к Родине, уважения и благодарности  к подвигам участников Великой Отечественной, гордости за свою страну.

Планируемые результаты: дети выявят великую силу искусства и его роль в борьбе с врагом во время военных событий, сумеют рассказать о творческом пути композитора А.В. Александрова и об истории создания песни «Священная война»; расширят знания  о Великой Отечественной войне, о людях, которые боролись за родную землю, об истории родного края; сформируют познавательный интерес.

 повторят динамические оттенки; песню «На безымянной высоте». Учащиеся самостоятельно исследуют творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов;

осуществят взаимный контроль; научатся ставить учебные цели; приобретут опыт общения с публикой в условиях концертного результата творческой музыкально-исполнительской деятельности; овладеют основами музыкальной грамотности; умение работать в группе и парах,находить общее решение, формулировать и аргументировать своё мнение;

воспитают чувства глубокого уважения и благодарности к ратному подвигу участников Великой Отечественной войны; необходимости в сохранении традиций и исторической  памяти старшего поколения.

Оборудование: рисунки детей на военную тематику, фотоматериалы, дидактический материал, мультимедийный проектор, магнитная доска, таблицы музыкальных терминов, музыкальный словарь Л. Михеевой, кадры из военных художественных фильмов, DVD,диски, портреты композиторов А.В. Александрова и В. Баснера, Д. Тухманова; поэтов М. Матусовского, В. Лебедева-Кумача, В. Харитонова; музыкальный и нотный материал, плакат Ираклия Тоидзе «Родина -Мать -зовёт!

 

( на мультимедийном экране слова)

Учитель:

                              Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил,

 Тем, кто согревал дыханием в стужу блокадных ночей,

      Тем, кто улетая вместе с дымом из бухенвальдских  печей,

       Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень ко дну,

    Тем, кто на века безымянные канул в фашистском плену,

                              Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов,

     Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов,

                              Всем тем, кто ушёл в бессмертие и те, кто победил,

ПОСВЯЩАЕТСЯ!

                  

I.

1.Приветствие учителя:  с учащимися, гостями:    

                                                 «Сегодня у нас на уроке

                                                  Мы рады приветствовать Вас!»

                                                       (на мелодию песни «Школьный корабль» - конец припева)

Учитель: - Сегодня у нас дети необычный урок. На нём присутствуют гости, учителя музыкального искусства школ нашего города. Постараемся его провести так, чтобы наше взаимное общение с гостями было приятным.

2.Объявление темы урока:

Постарайтесь определить тему нашего урока, составив её из отдельных слов

Скругленный прямоугольник: Великой

символы

 

 

 

 
Скругленный прямоугольник: войны
Скругленный прямоугольник: Музыкальные Скругленный прямоугольник: Отечественной
 

 

 

 

 

 

 


Цель: выявление великой силы искусства и его роли в борьбе с врагом во время военного лихолетья.

 

II.

Музыкальная грамота:

1.Пение звукоряда С    dur  с  дирижированием  на 2/4 вверх и вниз

 

    (на доске написана  схема дирижирования)

                                                       4

 


                                                                          3

                                          2

 

                                                             1

Учитель: - Что это за знак?

                  - Как правильно нужно поставить стрелочки?

                  - Покажите рукой ( ребята показывают)

2. Пение ступеней (по релятиву)

3. Пение распевки  «Грушица…»  

    - показ распевки учителем;

    - повторение слов распевки всем классом;

      (обратить внимание на правильность посадки и плавность звучания)

Учитель: - Что за знаки на доске: р   f   mp    mf      V

Дети поют:

                    - девочки поют нотами,

                     - мальчики поют словами,

                     - все вместе одновременно ( девочки - нотами; мальчики - словами)

                     - все со словами

(5минут)

4. Работа с карточками:

    - Что такое динамические оттенки? (степень громкости звука при исполнении музыки)

    - Для чего они нужны? ( для украшения  музыки)

Учитель выборочно называет знаки (дети поднимают карточки)

Ученики спрашивают  у других учащихся.

 

III.

 

Учитель: - Что такое композиция? (работа с музыкальным словарём одного из учеников, который зачитывает вслух определение понятия)

Ученик: - Композиция – это в переводе с латинского - складывание, связывание.

                  Это построение художественного произведения, которое обусловлено его содержанием, характером и предназначением (образное содержание, характер, предназначение).

Учитель: - Какая особенность музыкального произведения? (контрастность и сопоставление, его  характеристика);

-принцип повторения, возвращение к уже сыгранным темам.

 

Музыкальная драматургия - отображение жизненных явлений в их взаимодействии.

 

IV.

 

Ученик: Песни Великой Отечественной войны…Сколько лет прошло после неё, а они продолжают теребить наши души. В чём секрет их силы?

Может в том, что написаны они сердцем и выражают сильные чувства миллионов людей, став частицей жизни военного поколения? Но мы теперь знаем о  войне не понаслышке, не только по книжке. События 2014 года не оставляют нас быть равнодушными. Почему эти песни вызывают и у нас эти же чувства, что и у наших дедов?

Что такое вообще человеческая память?

Учитель: - Когда мы вспоминаем о ВОВ, то сразу на ум приходит известный плакат Ираклия Тоидзе «Родина-Мать зовёт!» Этот образ навсегда остался художественным символом войны. Всмотритесь в этот плакат. Он тоже обладает великой силой влияния на человека. Почему?

(3минуты)

Учитель: - Какая военная песня, на ваш взгляд, выражает чувства и сущность образа войны? («Священная война»)

-Такой песней , безусловно, стала «Священная война», написанная композитором А. В. Александровым и поэтом В. И. Лебедевым - Кумачём.

…Композитору-А. В. Александрову на начало войны исполнилось 58 лет.

Ученик:   1) Сообщение о композиторе.

Ученица: 2) Сообщение о песне.

(4минуты)

V.

 

                                           (звучит запись пения птиц)

 

Ученик: - Такою всё дышало тишиной,

                   Что вся земля ещё спала, казалось.

                   Кто знал, что между миром и войной

                   Всего каких-то пять минут осталось.

 

(пение птиц внезапно прерывается, звучит песня «Священная война»)

 

Учитель:- Какую роль отвёл композитор музыкальным инструментам во время исполнения музыкального произведения? (музыка – призыв; решительность к бою, к борьбе против врага)

Ученик: - За 22 месяца оккупации города Чистяково:

                  726 мирных жителей – расстреляно;

                  около 10000 человек - погибло от голода и болезней;

                  7тысяч человек - погибло от истязаний и пыток;

                  13000 человек - было угнано на каторгу в Германию.

(5минут)

VI.

 

Ученик:- Приснилось мне, что ночью постучались

                 Ко мне друзья, погибшие в бою.

                 Они заговорили, как живые,

                 Про трудные дороги боевые,

                 Про подвиг поколенья моего.

                 По-прежнему, как в годы дружбы  тесной,

                 Прочесть стихи хотели в тишине.

                 А я прочёл им траурную песню

                 О них самих, о павших на войне.

VII.

 

Учитель аккомпанирует на гитаре, выходят мальчики и исполняют песню(2куплет) «На безымянной высоте».

Ученица 1:- Песня написана непосредственными участниками военных событий на фронтах ВОв. Через много лет Вениамин Баснер, автор музыки писал: «Я видел. Чувствовал трагедию войны, а это не забывается».

Ученица 2:- Героический подвиг советских солдат на безымянной высоте, о котором написал стихотворение Михаил Матусовский, глубоко взволновал композитора. Он написал, какую -то особенную мелодию -простую, суровую и взволнованную. Для людей пожилого возраста эта песня звучит как взволнованные воспоминания; для молодёжи она стала воплощением подвига их сверстников в годы Вов.

 

(исполняется песня вместе с гостями «На безымянной высоте»).

 

VIII.

 

Ученица:        - Только взял боец трёхрядку,

                           Сразу видно - гармонист.

                           Для началу,  для порядку

                           Кинул пальцы сверху вниз.

                           Что-то медленно по слуху

                           Подбирал, как будто лень,

                           На гармонь склонившись ухом,

                           Шапку сдвинув набекрень.

                           Позабытый, деревенский

                           Вдруг завёл, глаза закрыв,

                           Стороны родной смоленской,

                           Грустный памятный мотив.

(8минут)

 

(выходят парень с девушкой и исполняют танец «В лесу прифронтовом»-1куплет с припевом)

 

Ученица:- И, сменивши пальцы быстро,

                    Он, как будто на заказ,

                    Вдруг повёл о трёх танкистах,

                    Трёх товарищах рассказ.

                    Не про них ли слово в слово,

                    Не о том ли песня вся?

                    И потупились сурово

                    В шлемах кожаных друзья.

Ученик: - И от той гармошки старой,

                   Что осталась сиротой,

                   Как-то вдруг теплее стало

                   На дороге фронтовой.

                   От машин заиндевелых

                   Шёл народ, как на огонь.

                   И кому какое дело-

                   Кто играет, чья гармонь!

               

IX.

Ученица:- Святого и простого слова ищем,

                   Как нежности…

                   Художник, научи!

                   4 года жили мы войной

                   И забывать не вправе ничего.

                   Мир куплен слишком дорогой  ценою.

                   Художник-кистью, музыкант-игрою.

                   Поэт-стихами. Береги его!

 

Учитель:- Много художников отобразили события Великой Отечественной войны (учитель называет фамилии художников; подходит к «Художественной галерее», где размещены рисунки детей)      

 

Рота№1 презентует свои работы (выходит ученик и рассказывает о рисунках своих и одноклассников)

Учитель исполняет песню «Пацаны» и сам играет на гитаре. 

(4минуты)

 

X.

Учитель: - Слово предоставляется военному кинорепортёру.

 

(выходит парень в военной форме, с планшетом в руке)

 

Ученик: Поработав со словарём, я нашёл понятие «кино»:

                Кино-от греческого « кинео»-двигаю, двигаюсь-зрелище, основанное на так называемых «живых картинках».

Учитель: - Здесь, на киноленте,вы видите отрывки из кинофильмов о военном времени.

Ученик-кинорепортёр: - Я предлагаю посмотреть отрывок из кинофильма «Молодая гвардия» о наших земляках-подпольщиках. (момент клятвы).

 

XI.

Выходит ученик и подаёт команду: «Взвод! На роты рассядься!» (ученики перемещаются по классу и садятся по ротам).

Учитель: - Домой каждой роте было дано секретное задание. Сейчас каждая  рота подготовит и выполнит задание: Сделать Венок славы и представить его  к Вечному огню, который размещён  плакатом на доске.

(дети изготавливают из приготовленных заготовок венки)

 

Выходят командиры и презентуют свои работы.

Рота№1-рисунки

Рота№2-военные песни

Рота№3-стихи о войне (по возможности зачитывают)

Рота№4-«Письмо неизвестному солдату»

Рота№5-фильмы о войне

 

(Учитель вывешивает работы учащихся на доске)

(12минут)

 

XII.              (из-за парт поднимаются дети и говорят стихи):

 

Ученица 1:-Мы, сегодняшних дней современники,

                      Нам пора, говоря откровенно,

                      Разобраться сегодня конкретно, что сейчас современно?

Ученица 2:-Современны не только причёски до плеч

                      И тугие фермовые джинсы.

Ученик 3: - Современно-родные просторы беречь,

                      Хлеб растить и с мечтой подружиться!

Ученик 4: - Современно не только в кафе не спеша

                      Попивать сквозь соломку коктейли.

Ученица 5:-Современно – тот мир, что зовётся душа,

                       Воспевать, как поэты, в сонетах.

 Ученик 6: -Современно - в подъездах и в парках – не грех;

                       Песни звонкие петь под гитары.

 Ученица 7: -Современно, песнею небо согрев,

                        Возводить новых улиц кварталы.

 Ученица 8: -Современно - жить ярко, гореть, а не тлеть,

                        Не пищать ни в морозы, ни в слякоть.

 Ученица 9: - Современно - влюбляться и верность хранить,

                         Современно - смеяться и плакать.

 Ученица 10: Современно - быть добрым и делать добро,

                          Верить в счастье и долгие лета.

 Ученик 11:  - Современно - горячего сердца ядро

                          Расщеплять для людей всей планеты!

Все вместе: -   Родная планета, цвети, зеленей,

                          Мы любим тебя в переливах огней.

                          Мы сделаем всё ради жизни твоей,

                          Ради завтрашних дней!

                             

                                      (звучит песня «День Победы»)

(1,5минут)

 

Учитель: - На листках самоконтроля записать фамилию, имя и выставить своему соседу по парте соответствующую оценку.

 

Д/з: Выберите понравившиеся тебе произведения (из прослушанных на уроке)и нарисуйте его. Подпишите название и автора произведения.

 

Дети выходят из класса под музыку военных лет.

 

 


 

Лазаренко Лилия Владимировна, учитель музыкального искусства высшей категории

Лазаренко Лилия Владимировна, учитель музыкального искусства высшей категории

Учитель: - Сегодня у нас дети необычный урок

Учитель: - Сегодня у нас дети необычный урок

Это построение художественного произведения, которое обусловлено его содержанием, характером и предназначением (образное содержание, характер, предназначение)

Это построение художественного произведения, которое обусловлено его содержанием, характером и предназначением (образное содержание, характер, предназначение)

Ученик:- Приснилось мне, что ночью постучались

Ученик:- Приснилось мне, что ночью постучались

Ученик : - И от той гармошки старой,

Ученик : - И от той гармошки старой,

Рота№3 -стихи о войне (по возможности зачитывают)

Рота№3 -стихи о войне (по возможности зачитывают)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2020