Лазаренко Лилия Владимировна,
учитель музыкального искусства
высшей категории
МОУ «Школа№24 города Тореза»
Музыкальные символы Великой Отечественной войны
Цель: расширить знания детей о Великой Отечественной войне, привлечь к выполнению творческих заданий, используя различные источники информации; стимулировать ведение поисково-исследовательской работы учеников по изучению исторического прошлого своего народа, города; развить чувства патриотизма и национального самосознания, ответственности, чести, доблести, мужества; воспитать чувства любви к Родине, уважения и благодарности к подвигам участников Великой Отечественной, гордости за свою страну.
Планируемые результаты: дети выявят великую силу искусства и его роль в борьбе с врагом во время военных событий, сумеют рассказать о творческом пути композитора А.В. Александрова и об истории создания песни «Священная война»; расширят знания о Великой Отечественной войне, о людях, которые боролись за родную землю, об истории родного края; сформируют познавательный интерес.
повторят динамические оттенки; песню «На безымянной высоте». Учащиеся самостоятельно исследуют творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов;
осуществят взаимный контроль; научатся ставить учебные цели; приобретут опыт общения с публикой в условиях концертного результата творческой музыкально-исполнительской деятельности; овладеют основами музыкальной грамотности; умение работать в группе и парах,находить общее решение, формулировать и аргументировать своё мнение;
воспитают чувства глубокого уважения и благодарности к ратному подвигу участников Великой Отечественной войны; необходимости в сохранении традиций и исторической памяти старшего поколения.
Оборудование: рисунки детей на военную тематику, фотоматериалы, дидактический материал, мультимедийный проектор, магнитная доска, таблицы музыкальных терминов, музыкальный словарь Л. Михеевой, кадры из военных художественных фильмов, DVD,диски, портреты композиторов А.В. Александрова и В. Баснера, Д. Тухманова; поэтов М. Матусовского, В. Лебедева-Кумача, В. Харитонова; музыкальный и нотный материал, плакат Ираклия Тоидзе «Родина -Мать -зовёт!
( на мультимедийном экране слова)
Учитель:
Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил,
Тем, кто согревал дыханием в стужу блокадных ночей,
Тем, кто улетая вместе с дымом из бухенвальдских печей,
Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень ко дну,
Тем, кто на века безымянные канул в фашистском плену,
Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов,
Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов,
Всем тем, кто ушёл в бессмертие и те, кто победил,
ПОСВЯЩАЕТСЯ!
I.
1.Приветствие учителя: с учащимися, гостями:
«Сегодня у нас на уроке
Мы рады приветствовать Вас!»
(на мелодию песни «Школьный корабль» - конец припева)
Учитель: - Сегодня у нас дети необычный урок. На нём присутствуют гости, учителя музыкального искусства школ нашего города. Постараемся его провести так, чтобы наше взаимное общение с гостями было приятным.
2.Объявление темы урока:
Постарайтесь определить тему нашего урока, составив её из отдельных слов
|
||||||||||
Цель: выявление великой силы искусства и его роли в борьбе с врагом во время военного лихолетья.
II.
Музыкальная грамота:
1.Пение звукоряда С dur с дирижированием на 2/4 вверх и вниз
(на доске написана схема дирижирования)
4
3
2
1
Учитель: - Что это за знак?
- Как правильно нужно поставить стрелочки?
- Покажите рукой ( ребята показывают)
2. Пение ступеней (по релятиву)
3. Пение распевки «Грушица…»
- показ распевки учителем;
- повторение слов распевки всем классом;
(обратить внимание на правильность посадки и плавность звучания)
Учитель: - Что за знаки на доске: р f mp mf V
Дети поют:
- девочки поют нотами,
- мальчики поют словами,
- все вместе одновременно ( девочки - нотами; мальчики - словами)
- все со словами
(5минут)
4. Работа с карточками:
- Что такое динамические оттенки? (степень громкости звука при исполнении музыки)
- Для чего они нужны? ( для украшения музыки)
Учитель выборочно называет знаки (дети поднимают карточки)
Ученики спрашивают у других учащихся.
III.
Учитель: - Что такое композиция? (работа с музыкальным словарём одного из учеников, который зачитывает вслух определение понятия)
Ученик: - Композиция – это в переводе с латинского - складывание, связывание.
Это построение художественного произведения, которое обусловлено его содержанием, характером и предназначением (образное содержание, характер, предназначение).
Учитель: - Какая особенность музыкального произведения? (контрастность и сопоставление, его характеристика);
-принцип повторения, возвращение к уже сыгранным темам.
Музыкальная драматургия - отображение жизненных явлений в их взаимодействии.
IV.
Ученик: Песни Великой Отечественной войны…Сколько лет прошло после неё, а они продолжают теребить наши души. В чём секрет их силы?
Может в том, что написаны они сердцем и выражают сильные чувства миллионов людей, став частицей жизни военного поколения? Но мы теперь знаем о войне не понаслышке, не только по книжке. События 2014 года не оставляют нас быть равнодушными. Почему эти песни вызывают и у нас эти же чувства, что и у наших дедов?
Что такое вообще человеческая память?
Учитель: - Когда мы вспоминаем о ВОВ, то сразу на ум приходит известный плакат Ираклия Тоидзе «Родина-Мать зовёт!» Этот образ навсегда остался художественным символом войны. Всмотритесь в этот плакат. Он тоже обладает великой силой влияния на человека. Почему?
(3минуты)
Учитель: - Какая военная песня, на ваш взгляд, выражает чувства и сущность образа войны? («Священная война»)
-Такой песней , безусловно, стала «Священная война», написанная композитором А. В. Александровым и поэтом В. И. Лебедевым - Кумачём.
…Композитору-А. В. Александрову на начало войны исполнилось 58 лет.
Ученик: 1) Сообщение о композиторе.
Ученица: 2) Сообщение о песне.
(4минуты)
V.
(звучит запись пения птиц)
Ученик: - Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
(пение птиц внезапно прерывается, звучит песня «Священная война»)
Учитель:- Какую роль отвёл композитор музыкальным инструментам во время исполнения музыкального произведения? (музыка – призыв; решительность к бою, к борьбе против врага)
Ученик: - За 22 месяца оккупации города Чистяково:
726 мирных жителей – расстреляно;
около 10000 человек - погибло от голода и болезней;
7тысяч человек - погибло от истязаний и пыток;
13000 человек - было угнано на каторгу в Германию.
(5минут)
VI.
Ученик:- Приснилось мне, что ночью постучались
Ко мне друзья, погибшие в бою.
Они заговорили, как живые,
Про трудные дороги боевые,
Про подвиг поколенья моего.
По-прежнему, как в годы дружбы тесной,
Прочесть стихи хотели в тишине.
А я прочёл им траурную песню
О них самих, о павших на войне.
VII.
Учитель аккомпанирует на гитаре, выходят мальчики и исполняют песню(2куплет) «На безымянной высоте».
Ученица 1:- Песня написана непосредственными участниками военных событий на фронтах ВОв. Через много лет Вениамин Баснер, автор музыки писал: «Я видел. Чувствовал трагедию войны, а это не забывается».
Ученица 2:- Героический подвиг советских солдат на безымянной высоте, о котором написал стихотворение Михаил Матусовский, глубоко взволновал композитора. Он написал, какую -то особенную мелодию -простую, суровую и взволнованную. Для людей пожилого возраста эта песня звучит как взволнованные воспоминания; для молодёжи она стала воплощением подвига их сверстников в годы Вов.
(исполняется песня вместе с гостями «На безымянной высоте»).
VIII.
Ученица: - Только взял боец трёхрядку,
Сразу видно - гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.
Что-то медленно по слуху
Подбирал, как будто лень,
На гармонь склонившись ухом,
Шапку сдвинув набекрень.
Позабытый, деревенский
Вдруг завёл, глаза закрыв,
Стороны родной смоленской,
Грустный памятный мотив.
(8минут)
(выходят парень с девушкой и исполняют танец «В лесу прифронтовом»-1куплет с припевом)
Ученица:- И, сменивши пальцы быстро,
Он, как будто на заказ,
Вдруг повёл о трёх танкистах,
Трёх товарищах рассказ.
Не про них ли слово в слово,
Не о том ли песня вся?
И потупились сурово
В шлемах кожаных друзья.
Ученик: - И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
От машин заиндевелых
Шёл народ, как на огонь.
И кому какое дело-
Кто играет, чья гармонь!
IX.
Ученица:- Святого и простого слова ищем,
Как нежности…
Художник, научи!
4 года жили мы войной
И забывать не вправе ничего.
Мир куплен слишком дорогой ценою.
Художник-кистью, музыкант-игрою.
Поэт-стихами. Береги его!
Учитель:- Много художников отобразили события Великой Отечественной войны (учитель называет фамилии художников; подходит к «Художественной галерее», где размещены рисунки детей)
Рота№1 презентует свои работы (выходит ученик и рассказывает о рисунках своих и одноклассников)
Учитель исполняет песню «Пацаны» и сам играет на гитаре.
(4минуты)
X.
Учитель: - Слово предоставляется военному кинорепортёру.
(выходит парень в военной форме, с планшетом в руке)
Ученик: Поработав со словарём, я нашёл понятие «кино»:
Кино-от греческого « кинео»-двигаю, двигаюсь-зрелище, основанное на так называемых «живых картинках».
Учитель: - Здесь, на киноленте,вы видите отрывки из кинофильмов о военном времени.
Ученик-кинорепортёр: - Я предлагаю посмотреть отрывок из кинофильма «Молодая гвардия» о наших земляках-подпольщиках. (момент клятвы).
XI.
Выходит ученик и подаёт команду: «Взвод! На роты рассядься!» (ученики перемещаются по классу и садятся по ротам).
Учитель: - Домой каждой роте было дано секретное задание. Сейчас каждая рота подготовит и выполнит задание: Сделать Венок славы и представить его к Вечному огню, который размещён плакатом на доске.
(дети изготавливают из приготовленных заготовок венки)
Выходят командиры и презентуют свои работы.
Рота№1-рисунки
Рота№2-военные песни
Рота№3-стихи о войне (по возможности зачитывают)
Рота№4-«Письмо неизвестному солдату»
Рота№5-фильмы о войне
(Учитель вывешивает работы учащихся на доске)
(12минут)
XII. (из-за парт поднимаются дети и говорят стихи):
Ученица 1:-Мы, сегодняшних дней современники,
Нам пора, говоря откровенно,
Разобраться сегодня конкретно, что сейчас современно?
Ученица 2:-Современны не только причёски до плеч
И тугие фермовые джинсы.
Ученик 3: - Современно-родные просторы беречь,
Хлеб растить и с мечтой подружиться!
Ученик 4: - Современно не только в кафе не спеша
Попивать сквозь соломку коктейли.
Ученица 5:-Современно – тот мир, что зовётся душа,
Воспевать, как поэты, в сонетах.
Ученик 6: -Современно - в подъездах и в парках – не грех;
Песни звонкие петь под гитары.
Ученица 7: -Современно, песнею небо согрев,
Возводить новых улиц кварталы.
Ученица 8: -Современно - жить ярко, гореть, а не тлеть,
Не пищать ни в морозы, ни в слякоть.
Ученица 9: - Современно - влюбляться и верность хранить,
Современно - смеяться и плакать.
Ученица 10: Современно - быть добрым и делать добро,
Верить в счастье и долгие лета.
Ученик 11: - Современно - горячего сердца ядро
Расщеплять для людей всей планеты!
Все вместе: - Родная планета, цвети, зеленей,
Мы любим тебя в переливах огней.
Мы сделаем всё ради жизни твоей,
Ради завтрашних дней!
(звучит песня «День Победы»)
(1,5минут)
Учитель: - На листках самоконтроля записать фамилию, имя и выставить своему соседу по парте соответствующую оценку.
Д/з: Выберите понравившиеся тебе произведения (из прослушанных на уроке)и нарисуйте его. Подпишите название и автора произведения.
Дети выходят из класса под музыку военных лет.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.