Цель:
Обобщение и закрепление учебного материала по творчеству В.Моцарта в форме игры-конкурса.
Задачи:
1. Образовательные:
- закрепить
и обобщить знания, умения, навыки, полученные на уроках по творчеству В. Моцарта
(знать биографию, анализировать жанровое разнообразие музыки, особенности
творчества композитора);
- закрепить знания музыкальной терминологии;
- определить знание основных тем музыкальных произведений и умение
ориентироваться в нотном тексте произведений.
2.Развивающие:
- развивать музыкальный слух, память;
- развивать способность детей работать в группе.
3.Воспитательные:
- воспитывать интерес к творчеству В.Моцарта;
- воспитывать желание знакомиться с дополнительной музыкальной литературой.
4.Оборудование:
-музыкальный центр, ноутбук, проектор, фортепиано.портрет Моцарта, презентация, карточки с названием жанров в творчестве Моцарта.
5.Музыкальный материал:
-симфония №40, »Колыбельная» - звучит в исполнении учащихся 5Б класса, »Менуэт», соната №15 в обработке Ричарда Клайдермана.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Вход детей под музыку Моцарта соната№15( в современной обработке Ричарда Клайдермана)
Приветствие учащихся. Дети разбиты на две команды «Ценители» и «Поклонники».
Презентация о Моцарте «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь»
III. Вступительное слово учителя
Звучит музыка В.А. Моцарта «Симфония№40».
Чудная, божественная музыка. Это творение великого Моцарта.«Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе Моцарт». Так уже в течение нескольких столетий говорят об этом композиторе. Есть также и другое высказывание - если о каком-то человеке хотят сказать, что у него незаурядные способности, то нередко произносят: «Гениален, как Моцарт». И ясогласна с этим высказываем. Музыка этого композитора, который родился в середине 18 века, продолжает радовать нас и сегодня, почти три века спустя.
А вот какими вы стали ценителями и поклонниками творчества Моцарта, мы узнаем на уроке, который проведем в виде конкурса с участием двух команд: команда “Ценители” и команда «Поклонники».
А помогать мне, оценивать ответы, задавать некоторые вопросы на уроке будет ученик 7 Д класса Васильев Андрей.
Конкурсная программа.
1 тур – называется «260 лет назад»
Итак, мы начинаем наш турнир и совершаем путешествие в 18 век, чтобы почувствовать атмосферу того времени. Для этого проведем игру, в ходе которой вы будете прерывать мой рассказ словами: «260лет назад» в том месте, где услышите ошибку.
Учитель: Мы с вами на родине В.А. Моцарта – в городе Вене…
Дети:260 лет назад! (Зальцбург).
Учитель:Мы попали на концерт, который организовал отец Иоганн…
Дети:260лет назад! (Леопольд)
Учитель:На концерте выступает маленький Моцарт и его сестра Нанерль. На сцене стоит рояль…
Дети: 260 лет назад! (клавесин).
Учитель: Выходит высокий, розовощекий семилетний Вольфганг…
Дети: 260 лет назад! (мал ростом, худенький, бледный)
Учитель: Он одет в тяжелый, расшитый золотом придворный костюм, с пышной прической…
Дети: 260лет назад! (в парике)
Учитель: Подошел к инструменту и начал играть музыку П. Чайковского.
Дети: 260лет назад! (Чайковский жил в XIX веке)
Учитель: Маленький виртуоз исполнял сложные произведения на скрипке и органе, импровизировал на заданную тему. Мы испытали бурю восторга, удивление и восхищение. После концерта в зале выключили свет…
Дети: 260 лет назад! (в XVIII в. еще не было электричества).
Учитель: Молодцы, верно, исправили ошибки.
Итог: команда «Поклонники» -4 балла
«Ценители» 3 балла
2 тур – «Крестики-нолики»
(команда получает 1 балл за каждый правильный ответ)
На доске:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При правильном ответе команда «Поклонников» ставит крестик, а «Ценители»-нолик.
1. Назовите полное имя В.А. Моцарта (Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт)
2. Назовите годы жизни Моцарта (1756-1791)
3. Из предложенных портретов найти портрет В.А. Моцарта.
4. Как называется первое сочинение композитора? (Менуэт)
5. Почему Моцарта назвали чудо-ребенком 18 века? (Играл сложные произведения, импровизировал на заданную тему, аккомпанировал певцам незнакомые ему произведения)
6. Последнее сочинение В. Моцарта (Реквием)
7. История создания «Реквиема»
8. Приведите пример из жизни композитора о его гениальной музыкальной памяти. (
9. Звучит музыкальный фрагмент Менуэта», ваша задача – вспомнить и назвать музыкальное произведение.
Итог:»Поклонники» -6 баллов
«Ценители» -3 балла
3 тур – «Жанровое разнообразие»
Моцарт прожил всего 35 лет. За свою короткую жизнь он оставил огромное музыкальное наследство, им написано более 600 произведений различных жанров.
Ваша задача – определить, к какому жанру относится то, или иное музыкальное произведение.
1.Симфония
2.Опера
3.Реквием
4.Соната
Каждая команда одновременно поднимает карточку с цифрой правильного ответа.
(Время на обдумывание 30 секунд).
1. К какому жанру относится «Волшебная флейта»! (2)
2. Количество произведений этого жанра у Моцарта около 50! (1)
3. Это слово с латинского языка переводится «покой»! (3)
4. Количество произведений этого жанра у Моцарта равно 19! (2)
5. Жанр для одного или двух инструментов! (4)
Подводятся итоги 3 тура::»Поклонники» -2 балла
«Ценители» 3 балла
4 тур – «Музыкальный»
Сколько произведений мы слышим за свою жизнь и порой не знаем, кто их сочинил. Я предлагаю послушать песню.
Звучит «Колыбельная».
Эта колыбельная нам всем хорошо знакома, но мало кто знает, что это произведение Моцарта.
Следующее задание – исполнить «Колыбельную» Моцарта.
Музыкальная пауза
5 тур – «Итоговый»
Почему так возрастает интерес к творчеству Моцарта и будут ли слушать его произведения через 100 лет?
Пока дети думают над поставленным вопросом, Андрей подводит итоги турнира.Затем объявляются итоги конкурс: «Поклонники» -12 баллов
«Ценители» -9 баллов.
IV. Итог урока
Музыка Моцарта звучит и трогает сердца слушателей более 200 лет.
Уникальный ребенок, который родился в Австрии, сначала удивил родных, потом императоров, а затем весь мир.
Известность и талант не принесли ему богатую жизнь. Великий композитор умер в нищете. Зато Моцарт – национальный бренд Австрии. Имя Моцарта стало крупной торговой маркой, его именем названы отели, цветы, конфеты, мягкая мебель, светильники, ручки. Музыка Моцарта не стареет. Мелодии до сих пор на слуху, а в рейтинге звонков для мобильных телефонов они даже составляют конкуренцию современным хитам. Кроме того, ученые рекомендуют играть Моцарта маленьким детям, чтобы они лучше развивались и коровам, чтобы они давали больше молока.
Моцарт – великий композитор и национальное достояние Австрии.
Я благодарю команду «Ценителей» и команду «Поклонников» за работу!
Любите!
Слушайте!
И восхищайтесь музыкой Моцарта!!!
1. Урок закончен! Всего доброго!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.