МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ Урок 25. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Оценка 4.6

МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ Урок 25. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
14.01.2017
МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ Урок 25. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Цели деятельности учителя: Обучающие: способствовать формированию у учащихся понятий: «организм», «орган», «система органов», «внутренние органы»; создать условия для ознакомления (на уровне представлений) с разнообразием клеток в организме человека. Развивающие: способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций анализа и синтеза, навыков личной гигиены, умения работать в коллективе. Воспитательные: содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Оборудование: муляжи внутренних органов; модель скелета человека; таблицы: «Дыхание, «Скелет», «Пищеварение», «Выделение»; плакат «Правила посадки»; карточки для индивидуальной работы.
Урок 25. Организм человека.docx
МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ У р о к   25. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА Ц е л и   д е я т е л ь н о с т и   у ч и т е л я : Обучающие:  способствовать   формированию   у   учащихся   понятий: «организм», «орган», «система органов», «внутренние органы»; создать условия для   ознакомления   (на   уровне   представлений)   с   разнообразием   клеток   в организме человека.  Развивающие:  способствовать   развитию   логического   мышления, мыслительных   операций   анализа   и   синтеза,   навыков   личной   гигиены,  умения работать в коллективе. Воспитательные:  содействовать   воспитанию   у   младших   школьников бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.  Оборудование:   муляжи   внутренних   органов;   модель   скелета   человека; таблицы: «Дыхание, «Скелет», «Пищеварение», «Выделение»; плакат «Правила посадки»; карточки для индивидуальной работы. С ц е н а р и й   у р о к а I. Повторение изученного материала. Ветерок с березкой шепчется, На траве блестит роса. Миллион чудес загадочных Мы встречаем каждый час, Нам с тобой земля­волшебница, Снова дарит чудеса. Словно самый добрый сказочник Сочиняет их для нас. – Кто этот сказочник? (Природа.) Что такое природа? (Ответы учащихся.) Игра «Что такое природа?».  Учитель   бросает   мяч.   Ученик,   поймавший   мяч,   вытягивает   из                         (П. Синявский.) «волшебной» корзинки вопрос. – Как называется наука о животных? (Зоология.) – Как называется наука, изучающая растения? (Ботаника.) – Перечисли царства животного мира. – Что такое воздух? – Назови три состояния воды. – Что такое почва? – На какие группы делят царство растений? – Из каких газов состоит воздух? II. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач. – Какой раздел мы с вами повторяли? («Эта удивительная  природа».) – Сегодня мы начинаем новый раздел: «Мы и наше здоровье». Работа в парах. – У вас на столах лежат конверты. В них спрятана тема нашего урока. В конверте словосочетание «Организм человека» разрезано  на  слоги (один конверт на двоих). – Соедините слоги, и вы получите два волшебных слова. – Какие задачи поставим перед собой на уроке? (Узнать, как устроен наш организм,   зачем   изучать   его   строение,   что   надо   делать,   чтобы   быть здоровым.)  –   Сегодня   вы   узнаете,   какие   науки   изучают   организм   человека,   какой организм считается здоровым и из чего состоит человеческий организм. III. Актуализация опорных знаний. Беседа: – Что вы знаете об организме человека? – Для чего нам нужны эти знания? – Сегодня мы узнаем о нём больше. – Как вы думаете, из чего состоит организм человека? (Ответы учащихся.) Работа с учебником и рабочей тетрадью. –   Давайте   обратимся   к   учебнику   и   узнаем,   верно   ли   мы   предположили. Откройте учебник (с. 122). –   Какие   органы   вы   знаете?   Для   чего   они   нужны   человеку?  (Ответы учащихся.) –   Давайте   опять   обратимся   к   нашему   верному   помощнику   –   учебнику. Прочитайте   в   учебнике   (с   122),   что   образуют   органы,   выполняющие   общую работу. (Систему органов.) –   Рассмотрите   иллюстрацию   в   рабочей   тетради   (с.   57),   карандашом подпишите   название   органов   человека.  (Сердце,   легкие,   печень,   кишечник, пищевод.) – Что управляет деятельностью всего организма? (Нервная система.) – Из чего она состоит? Рассмотрим иллюстрацию в учебнике (с. 123). Физкультминутка Поднимайте плечики,  Прыгайте, кузнечики,  Прыг­скок, прыг­скок, Выше, выше, высоко, (Плечи вверх.) (Прыжки на месте.) Прыгай на ногах легко. Сели, травушку покушали,  Тишину послушали. (Сесть за парты.) – Мы с вами приводили примеры органов человека. Давайте узнаем о них больше! IV. Изучение нового материала. 1.   Об   органах   и   системе   органов человека.     камер, Рассказы учащихся.  Сердце. – Сердце человека состоит из разделенных четырёх перегородками   и   клапанами.   Сердце расположено   в   левой   части   грудной клетки   и   представляет   собой   сильную мышцу. Масса сердца всего от 250–350 граммов. Кстати, размер сердца человека примерно   равен   величине   его   кулака. Сердце – самый мощный в мире мотор. В течение   жизни   сердце   человека совершает   от   2   до   3   миллиардов сокращений.   В   спокойном   состоянии сердце   за   сутки   сокращается   примерно 100 тысяч раз, при этом оно перекачивает около 10 тонн крови. Каждая   половина   сердца   участвует   в   работе   кровеносной   системы.   Правая половина сердца проталкивает кровь к лёгким, где она насыщается кислородом. Левая половина принимает обогащенную кровь, затем распределяет её по всем тканям тела. Сердце – удивительный мотор. Легкие. –   Легкие   –   орган   дыхания.   Ежедневно   взрослый   человек   вдыхает 23 000 раз и столько же раз выдыхает. В среднем человек делает вдохов за год 9 миллионов.   Каждый   день   через   человеческие   легкие   проходит   10000   литров воздуха. Общая поверхность легких сопоставима с размером теннисного корта. Как такое большое пространство может поместиться в таком маленьком объеме? С помощью 300  миллионов  альвеол  (маленьких пузырьков) в каждом легком. Причем объем правого легкого больше, чем левого.   кислорода   и   углекислого   газа. Всю свою жизнь человек дышит – вдыхает и выдыхает воздух. Воздух состоит из   азота,   Для   жизни   человеку необходим кислород. При вдохе воздух через носовую полость, трахею и бронхи поступает   в   лёгкие.   Все   эти   органы   составляют  дыхательную   систему.  Она обеспечивает организм кислородом и помогает удалять из организма углекислый газ. Как же это происходит? Трахея и бронхи представляют собой трубки. Лёгкие состоят из множества маленьких   пузырьков.   В   стенках этих   пузырьков   постоянно   движется   кровь. Когда   свежий   воздух   заполняет   пузырьки,   кровь   берёт   из   воздуха   частицы кислорода, а отдаёт частицы углекислого газа, затем кровь несёт кислород к каждому органу, а оставшийся в лёгких воздух, в котором стало мало кислорода и много углекислого газа, мы выдыхаем. При рассказе о дыхательной системе человека ученик использует плакат­ таблицу «Дыхание». Пищеварительная система. –   Измельчение   и   переваривание   пищи   в организме   обеспечивает   пищеварительная система. Как же она устроена и как работает? Сначала пища попадает в ротовую полость. Здесь   мы   пережёвываем   её   зубами, перемешиваем языком. Уже в ротовой полости пища   начинает   перевариваться   с   помощью слюны.   Затем   через   глотку   и   пищевод   пища попадает   в   желудок,   где   её   переваривает желудочный сок. Из желудка пища поступает в кишечник.   Там   и   заканчивается   её переваривание.   Кишечник   состоит   из   тонкой кишки   и   толстой   кишки.   Большую   роль   в пищеварении играет  печень. Печень выделяет в тонкую кишку особую жидкость, необходимую для пищеварения, – желчь. Частицы питательных веществ переваренной пищи через стенки кишечника всасываются в кровь. Кровь разносит их по всему телу. Вот так наш организм извлекает из продуктов питательные вещества.  Во время рассказа ученик прикрепляет к нарисованной модели человека (плакату­таблице «Пищеварение») нарисованные органы пищеварения. Желудок, кишечник. –   Желудок   принимает   пищу,   перемешивает   ее   и   измельчает   до   кашицы, называемой «химус». Затем химус маленькими порциями отправляется в тонкий кишечник,   где   и   происходит   основной   процесс   пищеварения.   Пища переваривается   не   в   том   порядке,   в   котором   она   съедена.   В   желудке   все перемешивается и отправляется порциями в тонкий кишечник. Размер желудка не связан с весом, худой человек может иметь больше по размером желудок, чем полный.  Скелет человека.  – Скелет состоит из костей черепа, позвоночника   и   грудной  клетки  (так называемый   осевой   скелет),   а   также   костей   верхних   конечностей   и   костей нижних конечностей (добавочный скелет). Скелет   человека   продолжает   свое формирование в течение всей жизни. В скелете человека более 200 костей, 650 мышц, 43 из них используются для того, чтобы   наморщить   лоб,   17   –   для   того, чтобы улыбнуться. Скелет   служит   опорой   нашего   тела. Он   обеспечивает   движение,   защищает мозг,   нервы,  надёжно   укрывает   сердце, лёгкие и другие органы. Кости взрослого человека наполовину состоят из воды. В них содержатся жир, органические   и   минеральные   вещества. Сочетание   этих   веществ   при   особой структуре   костей   придаёт   им необычайную прочность. Но   кости   детей   мягкие   и   эластичные.   Они   легко   могут   искривляться, деформироваться при неправильной посадке, чрезмерной физической нагрузке.  При рассказе ученик показывает модель скелета человека. – Поэтому ребёнку очень важно соблюдать правила посадки за партой и дома за столом.  Работа по плакату «Правила посадки» (учебное пособие). Рассказ ученика. – Головной мозг  – главный отдел центральной нервной системы. Головной мозг заключен в надежную оболочку черепа. Всеми органами чувств руководит головной мозг. Все сведения, которые получают органы чувств, они посылают в головной мозг. Мозг анализирует полученную информацию, а потом даёт приказ на исполнение. Каждый   орган   имеет   своё   представительство   в   головном   мозге   –   это определённые центры, которые отвечают за тот или иной орган. Обобщение учителя. –   Организм   человека   –   сложный   механизм,   а   значит,   он   нуждается   в управлении. Что управляет им, мы узнаем, когда правильно ответим на вопросы.  Работа в группах. У каждой группы конверт с разрезанной картинкой мозга. На обратной стороне – цифры от 1 до 6, карточка с вопросами. К доске выходит один представитель   группы   с   картинкой   части   мозга,   на   которой   стоит правильный номер ответа. Он зачитывает вопрос и дает правильный ответ. – Выбери то, что не относится к нервной системе.  5. Нейрон. 6. Зрительный центр. 1. Головной мозг.  2. Спинной мозг.  3. Сердце.  4. Нерв.  – Для чего служат нервы в организме человека?  1. Чтобы громко плакать. 2. Чтобы громко кричать в лесу. 3. Чтобы нервничать. 4. Для передачи команд от мозга ко всем органам. 5. Чтобы разговаривать. 6. Чтобы думать. – Как называется система, в состав которой входит головной мозг?  1. Нервная.  2. Кровеносная.  3. Дыхательная.  4. Выделительная. 5. Органы чувств. 6. Пищеварительная. – Как мозг управляет организмом?  1. По телефону. 2. По артериям. 3. Команда передается по пищеводу. 4. Команда передается рукой.  5. Команда передается через сердце. 6. Команда передается по нервам. – Как называется поверхность головного мозга?  5. Кора. 6. Затылок. 3. Волосы. 4. Полушарие.  1. Кожа.  2. Голова.  – Самое ценное, что дает человеку мозг:  1. Красота.  2. Возможность узнавать новое, запоминать, учиться, думать.  3. Помогает маскироваться в окружающей среде.  4. Возможность спать.  5. Возможность быстро двигаться.  6. Возможность летать.  В ы в о д   о значении головного мозга для человека:  именно головной мозг обеспечивает слаженную работу всего организма.  – В какую систему он входит? (В нервную.)  –   Какую   роль   играет   нервная   система   в   работе   ваших   органов?  (Она руководит всеми процессами в организме.) В ы в о д   по работе систем организма: мы с вами убедились, что организм человека   –   это   сложная   система.   Системы   органов   здорового   человека действуют в организме согласованно, слаженно. Демонстрирует таблицу:  Система органов человека Из каких органов состоит Какую работу выполняет Название  системы Нервная  Головной мозг, спинной  мозг, нервы Опорно­ двигательная  Скелет, мышцы Управляет нашим телом, согласует  работу всех органов Скелет является опорой тела и защищает внутренние органы от повреждений.  Мышцы приводят в движение скелетные  кости Пищевари­ тельная  Рот, глотка, пищевод,  желудок, печень,  кишечник Перерабатывает пищу Кровеносная  Сердце, кровеносные  сосуды Доставляет кровь ко всем внутренним  органам Дыхательная Нос, глотка, дыхательное горло (трахея), бронхи,  лёгкие Доставляет кислород в организм  человека Физкультминутка     Дружно встали. Раз! Два! Три! Мы теперь богатыри! ладонь Мы глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво, И налево надо тоже к Поглядеть из­за ладошек. И направо, и ещё Через левое плечо.  Буквой «л» расставим ноги. Точно в танце – руки в боки. Наклонились влево, вправо. Получается на славу! 2. Анатомия, физиология, гигиена как науки. Рассказ учителя с элементами беседы. –   Какие   науки   изучают   организм   человека?  (Анатомия,   физиология, медицина, гигиена.) – Что изучает каждая из этих наук? Может, кто­нибудь знает, как называется наука, которая изучает строение человека? (Анатомия.) – Как называется наука, которая изучает работу органов организма человека? (Физиология.) – Давайте узнаем об этих науках чуть больше. Анатомия. – Первые упоминания о строении человеческого тела встречаются в Древнем Египте. Анатомия человека изучает: кости человека, соединения частей скелета, мышцы   человека,   его   внутренние   органы   пищеварительной,   дыхательной   и кровеносной   системы,   нервной   системы   (неврология);   это   учение   об   органах чувств. Физиология. – Первые работы, которые можно отнести к физиологии, были выполнены уже в древности. Однако до XVIII века физиология развивалась как часть анатомии. Есть   несколько   направлений   физиологии:   физиология   человека,   растений, животных и микроорганизмов. Величайший физиолог – русский  учёный  Иван  Петрович  Павлов  (1849– 1936).   Он   прожил   долгую   жизнь   и   более   60   лет   занимался   научными исследованиями. Благодаря исследованиям И. П. Павлова стали известны многие тайны   работы   головного   мозга   человека.   Он   сделал   и   другие   замечательные открытия.   Учёные   многих   стран   называли   Павлова   величайшим   физиологом мира. За свои научные труды он был удостоен самой почётной международной награды – Нобелевской премии. Работа с учебником. –   Давайте   обратимся   к   учебнику   (с.   125),   тут   нас   ждёт   интересная информация для самых любознательных. (Учащиеся читают.) V. Проверочная работа по теме «Организм человека».  1. Какова роль скелета человека? Тест а)  Защищает   внутренние   органы   от   повреждений,   является   опорой тела; б) сокращаясь и расслабляясь, скелет приводит в движение мышцы. 2. Какой орган руководит работой всего организма? а) Спинной мозг;              б) головной мозг. 3. Сколько органов чувств у человека? а) Семь;            б) пять. 4. В какой строчке указаны только органы человека? а) Глаза, лёгкие, желудок, кожа; б) сердце, головной мозг, почки, кровь. 5. Для чего человеку нужна пища? а) С пищей человек получает питательные вещества; б) с пищей человек получает воду и витамины. 6. Зачем нужно знать свой организм? а) Чтобы сохранять и укреплять здоровье; б) чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться.  VI. Итог урока. – Над какой темой работали? – Что нового узнали? Что было интересным на уроке? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? Домашнее   задание:  учебник,   с.   122–125   (читать,   отвечать   на   вопросы); подобрать интересные факты о работе одной из систем организма.

МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ Урок 25. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ Урок 25. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ Урок 25. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ Урок 25. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ Урок 25. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ Урок 25. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ Урок 25. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ Урок 25. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ Урок 25. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ Урок 25. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ Урок 25. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ Урок 25. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ Урок 25. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ Урок 25. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ Урок 25. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ Урок 25. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ Урок 25. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ Урок 25. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ Урок 25. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ Урок 25. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ Урок 25. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ Урок 25. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2017