Цели деятельности учителя:
Образовательные: создать условия для раскрытия необоснованности мотивов преследования людьми некоторых животных; формирования правил поведения на природе – при встрече с животными; ознакомления учащихся с системой экологических знаний.
Развивающие: способствовать развитию мышления через умение анализировать, обобщать, доказывать и опровергать; совершенствованию речи учащихся средствами художественного слова; эмоционально-чувственной сферы как одного из компонентов экологической культуры.
Воспитательные: содействовать воспитанию гуманных чувств к окружающей среде; формированию позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающими миром.
Оборудование: карточки, схемы.
У р о к 5. МИР ГЛАЗАМИ ЭКОЛОГА
Ц е л и д е я т е л ь н о с т и у ч и т е л я :
Образовательные: создать условия для раскрытия необоснованности
мотивов преследования людьми некоторых животных; формирования правил
поведения на природе – при встрече с животными; ознакомления учащихся с
системой экологических знаний.
Развивающие:
способствовать развитию мышления через умение
анализировать, обобщать, доказывать и опровергать; совершенствованию речи
учащихся средствами художественного слова; эмоциональночувственной сферы
как одного из компонентов экологической культуры.
Воспитательные:
содействовать воспитанию гуманных чувств к
окружающей среде; формированию позитивного опыта взаимодействия ребенка с
окружающими миром.
О б о р у д о в а н и е : карточки, схемы.
С ц е н а р и й у р о к а
I. Организация начала урока.
Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся).
– Дети, вам тепло? (Тепло.)
– В классе светло? (Светло.)
– Прозвенел уже звонок? (Да.)
– Уже закончился урок? (Нет.)
– Только начался урок? (Да.)
– Хотите учиться? (Да.)
– Значит, можно всем садиться!
II. Повторение изученного материала.
– Вспомните тему прошлого урока. Назовите части общества.
– Почему семья очень важная часть общества? Расскажите о своей семье.
– Сколько народов живёт на Земле?
– Сколько насчитывается государств?
– Перечислите, что имеет каждое государство.
– Расскажите подробнее о культуре и традициях некоторых государств.
III. Актуализация опорных знаний.
– Что такое природа?
– Какая бывает природа?
– Назовите царства живой природы.– Окружающий мир – это окружающая среда. А что такое окружающая среда?
– Что составляет окружающую среду для растения, животного и человека?
– Как вы понимаете слово «эколог»?
– Прочитайте тему урока.
IV. Практикум «Мы – экологи».
– Почему практикум? (Мы будем выполнять практические работы.)
– Тема сегодняшнего урока «Мир глазами эколога». Вместе мы попытаемся
посмотреть на окружающий мир глазами учёногоэколога и подумаем над тем,
почему каждый из нас должен беречь природу. Посмотрите, как она прекрасна!
– Что такое экология? Экология – это наука о связях между живыми
существами и окружающей их средой.
– Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос» – дом и
«логос» – наука, значит, экология – наука о нашем общем доме, о Земле, и о
законах, по которым мы должны в нём жить.
Вы уже знаете, что любое живое существо множеством невидимых нитей
связано с окружающим миром: с неживой природой, с живой природой и с тем,
что создано руками человека. Все эти невидимые нити изучает наука экология.
– Чем занимаются экологи? (Экологи пытаются определить, какое
влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиваются
взаимопонимания и сотрудничества между ними.)
– Как вы думаете, какие вопросы мы будем рассматривать на уроке?
(Экологические проблемы и экологические ситуации.)
– Представьте, что вы экологи. Какие задачи вы поставите перед собой?
• Выявить причины возникновения экологических ситуаций.
• Каковы последствия этих ситуаций.
• Как бороться с ними.
– Это главные задачи, которые стоят перед нами на уроке (открывает запись
на доске).
Физкультминутка
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыгскок, прыгскок.
V. Постановка проблемы.
– Представьте себе, что прошел сильный дождь. После этого пропали все
цветы, погибли деревья, улетели насекомые, птицы, заболели коровы и т. д. Как
вы думаете, почему это произошло?
Прыгскок, прыгскок.
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.– Дождь был кислотный изза загрязнения атмосферы выхлопными газами,
вредными химическими парами от различных фабрик и заводов.
VI. Работа со схемами.
– Составим цепь загрязнения:
→
→
Земля
животных.
кислотный дождь
загрязнение атмосферы
гибель растений и
→
– Назовите причины такого дождя.
– Каковы его последствия?
– Что вы предлагаете сделать, чтобы этого не случилось?
VII. Работа в группах.
→
1я группа. Океан
... ,
→
2я группа. Лес
...
пожар
→
химические вещества
3я группа. Вода
→
→
нефтепродукты
4я группа. Земля
→
→
... ,
5я группа. Воздух
вредные газы
– Продолжите цепочку, обосновав ответ. Занесите свои ответы в карточку
→
... , .
→ →
.. ,
... ,
→
→
... ,
нефтяное пятно
... ,
...
...
→
→
... ,
... ,
→
→
→
...
→
(лежат на столах).
Деятельность человека
Последствия
Меры по восстановлению
→
Океан
нефтяное пятно
→
танкер
авария
→
Погибают животные и
растения
→
пожар
Лес
неосторожность с огнём
→
Гибнут растения и
животные
Не допускать аварий; быстро
очистить поверхность воды;
применять суда«губки»
Осторожно обращаться с
огнём; знать правила
поведения в лесу
→
химические вещества
сброс химических веществ
Вода
→
заводами и фабриками
→
→
Земля
нефтепродукты
перевернулась цистерна с
нефтью
Воздух
выброс химическими
предприятиями
вредные газы
→
→
Отравляется всё живое Не допускать сброса
химических веществ в воду;
строить очистные
сооружения
Собрать разлившуюся нефть;
не допускать аварии
Не допускать аварий;
ставить очистители воздуха
На отравленной земле
ничего не растёт
Отравление людей;
болезни дыхательных
путей; гибель людей
– Итак, уважаемые экологи, что вы предлагаете сделать, чтобы избежать
таких экологических последствий? (Ответы детей, по одному человеку отгруппы.)
– Сформулируем в ы в о д ы :
1. Нанося ущерб природе, мы наносим вред себе.
2. Экологическая катастрофа – это потеря здоровья людьми.
3. Уничтожаются природные сообщества.
4. Растрачиваются материальные средства.
– Есть у русского народа такая пословица: «Как аукнется, так и
откликнется». Она очень подходит к сегодняшнему уроку. Природа и люди
неразрывно связаны между собой. И если по вине людей происходят
экологические катастрофы, то это оборачивается против самих людей.
Известный норвежский путешественник Тур Хейердал сказал: «Если
загрязнение природы будет продолжаться, то мы срубим ветвь, на которой
сидим». Объясните эти слова.
VIII. Контроль знаний.
– Предлагаю вам различные экологические ситуации. Выберите тот вариант
самостоятельной работы, который вы сможете выполнить на данном этапе.
1я ситуация.
Идя на экскурсию в лес, дети увидели сонтраву. Гена хотел сорвать и
принести в класс, а Ира предложила выкопать и посадить на пришкольном
участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав.
– Помогите ребятам решить спор.
2я ситуация.
Серёжа рассказал о том, что когда они гуляли с папой в лесу, то развели
костёр и пекли картошку. Потом папа залил костёр водой из ручья, а банки и
пакеты закопал.
– Как убедить папу Серёжи, что разжигать костёр в лесу нельзя?
3я ситуация.
Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.
– Что ты делаешь? – спросила бабушка.
– Пчёл прогоняю, они жалят цветы.
Бабушка улыбнулась и чтото рассказала ему. Олег выбросил прутик,
удивлённо пожал плечами.
– А я этого не знал.
– Что рассказала ему бабушка?
4я ситуация.
Телеграмма: «Мы – первая зелень, и поэтому нас ломают. Ломают все,кому не дорог лес. Мы даже боимся распускаться в лесу первыми. А чего
хорошего? Всё равно сломают. Помогите нам. Это очень больно, когда тебя
ломают. Очень!
Ваши друзья: Ива, Черёмуха, Лесная Сирень».
– Какие ответы вы пошлёте на эту телеграмму?
– Какую помощь можете оказать?О т в е т ы к ситуациям:
1. Сонтраву рвать нельзя. Она взята под охрану. Пересаживать тоже
нельзя. Осенью собрать семена и посадить в не слишком затенённом месте.
2. Кострище в лесу не зарастает 5–7 лет. До полного разложения
консервной банки нужно 90 лет. Для разложения полиэтиленового пакета –
200 лет.
3. Пыльца и нектар – любимая пища насекомых. Перелетая с цветка на
цветок, они переносят пыльцу. Происходит опыление растений.
4. Это очень красивые растения. Поэтому веточки их ломают для
букетов. Но ведь жизнь букета недолговечна. Каждая сломанная ветка –
это маленькая рана, нанесённая природе. А если каждый сломает по веточке
– что станет с природой?
– Давайте вспомним золотое правило экологической этики: «Поступай по
отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению
к тебе».
– Давайте помнить об этом всегда.
IX. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Что составляет окружающую среду для растения? животного? человека?
– Какие экологические связи вам известны?
– Как вы думаете, какое значение для людей имеет экология?
– Найдите подтверждение вашим словам в учебнике, прочитайте вывод (с.
28).
Домашнее задание: прочитать стихотворение С. В. Михалкова «Прогулка».
Подумать о поведении ребят на природе, правильны ли их действия. Можете
свои ответы выразить в рисунках.