Урок 5. МИР ГЛАЗАМИ ЭКОЛОГА

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели деятельности учителя: Образовательные: создать условия для раскрытия необоснованности мотивов преследования людьми некоторых животных; формирования правил поведения на природе – при встрече с животными; ознакомления учащихся с системой экологических знаний. Развивающие: способствовать развитию мышления через умение анализировать, обобщать, доказывать и опровергать; совершенствованию речи учащихся средствами художественного слова; эмоционально-чувственной сферы как одного из компонентов экологической культуры. Воспитательные: содействовать воспитанию гуманных чувств к окружающей среде; формированию позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающими миром. Оборудование: карточки, схемы.
Иконка файла материала Урок 5. Мир глазами эколога.docx
У р о к   5. МИР ГЛАЗАМИ ЭКОЛОГА Ц е л и   д е я т е л ь н о с т и   у ч и т е л я :  Образовательные:  создать   условия   для  раскрытия   необоснованности мотивов   преследования   людьми   некоторых   животных;  формирования   правил поведения на природе – при встрече с животными;  ознакомления учащихся с системой экологических знаний. Развивающие:  способствовать   развитию   мышления   через   умение анализировать,  обобщать,  доказывать   и  опровергать;   совершенствованию   речи учащихся средствами художественного слова; эмоционально­чувственной сферы как одного из компонентов экологической культуры. Воспитательные:  содействовать   воспитанию   гуманных   чувств   к окружающей среде; формированию позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающими миром. О б о р у д о в а н и е : карточки, схемы. С ц е н а р и й   у р о к а I. Организация начала урока.  Эмоциональный настрой на урок (диалог учителя и учащихся). – Дети, вам тепло? (Тепло.) – В классе светло? (Светло.) – Прозвенел уже звонок? (Да.) – Уже закончился урок? (Нет.) – Только начался урок? (Да.) – Хотите учиться? (Да.) – Значит, можно всем садиться! II. Повторение изученного материала. – Вспомните тему прошлого урока. Назовите части общества. – Почему семья очень важная часть общества? Расскажите о своей семье. – Сколько народов живёт на Земле? – Сколько насчитывается государств? – Перечислите, что имеет каждое государство. – Расскажите подробнее о культуре и традициях некоторых государств. III. Актуализация опорных знаний. – Что такое природа? – Какая бывает природа? – Назовите царства живой природы.– Окружающий мир – это окружающая среда. А что такое окружающая среда? – Что составляет окружающую среду для растения, животного и человека? – Как вы понимаете слово «эколог»? – Прочитайте тему урока. IV. Практикум «Мы – экологи». – Почему практикум? (Мы будем выполнять практические работы.) – Тема сегодняшнего урока «Мир глазами эколога». Вместе мы попытаемся посмотреть на окружающий мир глазами учёного­эколога и подумаем над тем, почему каждый из нас должен беречь природу. Посмотрите, как она прекрасна! –   Что   такое   экология?  Экология  –   это   наука   о   связях   между   живыми существами и окружающей их средой. – Слово «экология»  образовалось из двух греческих слов: «экос» – дом и «логос» – наука, значит, экология – наука о нашем общем доме, о Земле, и о законах, по которым мы должны в нём жить. Вы   уже   знаете,   что   любое   живое   существо   множеством   невидимых   нитей связано с окружающим миром: с неживой природой, с живой природой и с тем, что создано руками человека. Все эти невидимые нити изучает наука экология. –   Чем   занимаются   экологи?  (Экологи  пытаются   определить,   какое влияние   оказывают   друг   на   друга   человек   и   природа   и   как   добиваются взаимопонимания и сотрудничества между ними.) –   Как   вы   думаете,   какие   вопросы   мы   будем   рассматривать   на     уроке? (Экологические проблемы и экологические ситуации.) – Представьте, что вы экологи. Какие задачи вы поставите перед собой? •  Выявить причины возникновения экологических ситуаций. •  Каковы последствия этих ситуаций. •  Как бороться с ними. – Это главные задачи, которые стоят перед нами на уроке (открывает запись на доске). Физкультминутка Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики. Прыг­скок, прыг­скок. V. Постановка проблемы. – Представьте себе, что прошел сильный дождь. После этого пропали все цветы, погибли деревья, улетели насекомые, птицы, заболели коровы и т. д. Как вы думаете, почему это произошло? Прыг­скок, прыг­скок. Сели, травушку покушали, Тишину послушали.– Дождь был кислотный из­за загрязнения атмосферы выхлопными газами, вредными химическими парами от различных фабрик и заводов. VI. Работа со схемами. – Составим цепь загрязнения: → → Земля  животных.  кислотный дождь   загрязнение атмосферы   гибель растений и  → – Назовите причины такого дождя. – Каковы его последствия? – Что вы предлагаете сделать, чтобы этого не случилось? VII. Работа в группах. → 1­я группа. Океан   ... ,  → 2­я группа. Лес   ...  пожар  →  химические вещества  3­я группа. Вода  → →  нефтепродукты  4­я группа. Земля  → →  ... ,  5­я группа. Воздух   вредные газы  – Продолжите цепочку, обосновав ответ. Занесите свои ответы в карточку →  ... , . → → .. ,   ... ,  → →  ... ,   нефтяное пятно   ... ,   ...  ... → →  ... ,   ... ,  → → →  ... → (лежат на столах). Деятельность человека Последствия Меры по восстановлению → Океан   нефтяное пятно  → танкер   авария →   Погибают животные и  растения →  пожар  Лес  неосторожность с огнём   → Гибнут растения и  животные Не допускать аварий; быстро очистить поверхность воды;  применять суда­«губки» Осторожно обращаться с  огнём; знать правила  поведения в лесу →  химические вещества   сброс химических веществ  Вода  → заводами и фабриками → → Земля     нефтепродукты  перевернулась цистерна с  нефтью Воздух  выброс химическими  предприятиями  вредные газы  →   → Отравляется всё живое Не допускать сброса  химических веществ в воду;  строить очистные  сооружения Собрать разлившуюся нефть; не допускать аварии Не допускать аварий;  ставить очистители воздуха На отравленной земле  ничего не растёт Отравление людей;  болезни дыхательных  путей; гибель людей –   Итак,   уважаемые   экологи,   что   вы   предлагаете   сделать,   чтобы   избежать таких  экологических  последствий?  (Ответы   детей,  по  одному  человеку   отгруппы.) – Сформулируем  в ы в о д ы : 1. Нанося ущерб природе, мы наносим вред себе. 2. Экологическая катастрофа – это потеря здоровья людьми. 3. Уничтожаются природные сообщества. 4. Растрачиваются материальные средства. –   Есть   у   русского   народа   такая   пословица:   «Как   аукнется,   так   и откликнется».   Она   очень   подходит   к   сегодняшнему   уроку.   Природа   и   люди неразрывно   связаны   между   собой.   И   если   по   вине   людей   происходят экологические катастрофы, то это оборачивается против самих людей. Известный   норвежский   путешественник   Тур   Хейердал   сказал:   «Если загрязнение   природы   будет   продолжаться,   то   мы   срубим   ветвь,   на   которой сидим». Объясните эти слова. VIII. Контроль знаний. – Предлагаю вам различные экологические ситуации. Выберите тот вариант самостоятельной работы, который вы сможете выполнить на данном этапе. 1­я ситуация. Идя  на   экскурсию   в   лес,   дети   увидели   сон­траву.   Гена   хотел   сорвать   и принести   в   класс,   а   Ира   предложила   выкопать   и   посадить   на   пришкольном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав. – Помогите ребятам решить спор. 2­я ситуация. Серёжа рассказал о том, что когда они гуляли с папой в лесу, то развели костёр и пекли картошку. Потом папа залил костёр водой из ручья, а банки и пакеты закопал. – Как убедить папу Серёжи, что разжигать костёр в лесу нельзя? 3­я ситуация. Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов. – Что ты делаешь? – спросила бабушка. – Пчёл прогоняю, они жалят цветы. Бабушка   улыбнулась   и   что­то   рассказала   ему.   Олег   выбросил   прутик, удивлённо пожал плечами. – А я этого не знал. – Что рассказала ему бабушка? 4­я ситуация. Телеграмма:  «Мы – первая зелень, и поэтому нас ломают. Ломают все,кому не дорог лес. Мы даже боимся распускаться в лесу первыми. А чего хорошего? Всё равно сломают. Помогите нам. Это очень больно, когда тебя ломают. Очень! Ваши друзья: Ива, Черёмуха, Лесная Сирень». – Какие ответы вы пошлёте на эту телеграмму? – Какую помощь можете оказать?О т в е т ы   к ситуациям: 1. Сон­траву рвать нельзя. Она взята под охрану. Пересаживать тоже нельзя. Осенью собрать семена и посадить в не слишком затенённом месте. 2.   Кострище   в   лесу   не   зарастает   5–7   лет.   До   полного   разложения консервной банки нужно 90 лет. Для разложения полиэтиленового пакета – 200 лет. 3. Пыльца и нектар – любимая пища насекомых. Перелетая с цветка на цветок, они переносят пыльцу. Происходит опыление растений. 4.   Это   очень   красивые   растения.   Поэтому   веточки   их   ломают   для букетов. Но ведь жизнь букета недолговечна. Каждая сломанная ветка – это маленькая рана, нанесённая природе. А если каждый сломает по веточке – что станет с природой? – Давайте вспомним золотое правило экологической этики: «Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». – Давайте помнить об этом всегда. IX. Итог урока. – Что нового узнали? – Что составляет окружающую среду для растения? животного? человека?  – Какие экологические связи вам известны? – Как вы думаете, какое значение для людей имеет экология? – Найдите подтверждение вашим словам в учебнике, прочитайте вывод (с. 28). Домашнее задание: прочитать стихотворение С. В. Михалкова «Прогулка». Подумать о поведении ребят на природе, правильны ли их действия. Можете свои ответы выразить в рисунках.