Урок 6. ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ. ОХРАНА ПРИРОДЫ
Оценка 4.9

Урок 6. ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ. ОХРАНА ПРИРОДЫ

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
14.01.2017
Урок 6. ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ. ОХРАНА ПРИРОДЫ
Цели деятельности учителя: Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с разнообразием природы и ее классификацией, с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга; рассмотрения взаимосвязей в природе и значения природы для человека. Развивающие: способствовать формированию правильного поведения в природе, развитию коллективных навыков в работе. Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к предмету, патриотических чувств к своей малой родине, бережного отношения к природе. Оборудование: физическая карта России; выставка книг о природе; схема, картинки с изображением чистого неба, льющейся воды, родника, леса, животных, птиц, земного шара, дыма заводских труб, выжженных лесов, загрязненных рек, свалок, рыб в реке с нефтью; фонограммы: музыка (звуки природы), набатный колокольный звон.
Урок 6. Природа в опасности. Охрана природы.docx
У р о к  6. ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ. ОХРАНА ПРИРОДЫ Ц е л и   д е я т е л ь н о с т и   у ч и т е л я :  Образовательные:  создать   условия   для  ознакомления   учащихся   с разнообразием   природы   и   ее   классификацией,   с   тем,   как   человек   влияет   на природу и с какой целью создана Красная книга; рассмотрения взаимосвязей в природе и значения природы для человека.  Развивающие:  способствовать   формированию   правильного   поведения   в природе, развитию коллективных навыков в работе. Воспитательные:  содействовать   воспитанию   интереса   к   предмету, патриотических чувств к своей малой родине, бережного отношения к природе. Оборудование: физическая карта России; выставка книг о природе; схема, картинки   с   изображением   чистого   неба,   льющейся   воды,   родника,   леса, животных,   птиц,   земного   шара,   дыма   заводских   труб,   выжженных   лесов, загрязненных  рек, свалок, рыб в реке с  нефтью;  фонограммы:  музыка (звуки природы), набатный колокольный звон. I. Организация начала урока. С ц е н а р и й   у р о к а Поздоровалось с людьми Солнце на рассвете. «С добрым утром!» – говорит и большим, и детям. Утро добрым быть должно, и хорошим тоже. Лишь хороший человек всё на свете сможет. –  Пусть   эти   стихи   поэтессы  Т.   Юриной  станут   девизом   нашего   урока.   Я думаю, что тогда наш урок будет проходить в атмосфере доброжелательности и взаимопомощи. И у нас сегодня всё получится. II. Проверка домашнего задания: фронтальный опрос. – Что такое «окружающая среда»? (Всё то, что нас окружает, те места, где мы живём, работаем, отдыхаем.) – Что изучает наука экология? (Наука о нашем собственном доме, о Земле, и о законах, по которым мы должны в нём жить.) Экология – наука о нашем общем доме – для мыши и журавля, для червя и бабочки, для сосны и ландыша. Дом этот очень большой – для всех существ, на ней живущих. Итак, экология пытается определить, какое влияние оказывают друг   на   друга   человек   и   природа   и   как   добиться   взаимопонимания   и сотрудничества между ними. – Приведите примеры экологических связей: а)   Живое     неживое.   → (Многие   полезные   ископаемые   образовались   из остатков живых организмов, например: торф, каменный уголь, известняк.) б)   Неживое     живое.   (Воздух,   вода,   тепло,   свет,   минеральные   соли являются необходимыми условиями для жизни живых организмов.) → →  животные.  в) Растения  (Растения выделяют кислород, которым дышат животные. Растения создают среду обитания животных, обеспечивают им убежище, служат материалом для постройки гнёзд птицам.) г) Человек  –   Составьте   цепь   питания   из   списка   живых   организмов:   кузнечик,   сокол, (Человек охраняет природу.)  природа.  → растение, скворец. (Растение → кузнечик → скворец →сокол.) – Какое значение для людей имеет экология? (От состояния окружающей среды зависит будущее всего человечества: будет ли человек пить чистую воду,   дышать   чистым   воздухом,  употреблять   в   пищу   экологически   чистые продукты питания, наслаждаться красотой природы и т. д.) III. Постановка проблемы. Сообщение темы и целей урока. Есть просто храм, Есть храм науки. А есть ещё природы храм – С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Во   время   чтения   демонстрируются   картинки:   чистое   небо,   льющаяся вода, родник, леса, животные и птицы; играет музыка: аудиозапись звуков природы. Музыку сменяет набатный колокольный звон. На доске появляется земной шар и закрывающие его картинки: изображения дыма труб завода, выжженных лесов, загрязнённых рек, свалок, рыб в реке с нефтью. Он – свет в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, будь сердцем чуток И не губи его святынь.                                  (А. Смирнов.) –   Но   что   это?   Почему   так   тревожно   бьёт   колокол  (слышен   набатный колокольный звон)? Что случилось? Кто взывает о спасении и кричит нам «SOS» – «помогите»? –  Во   все   времена   колокола   были   вестниками   тревоги.  Они   звучали   в   дни людских бед, когда человеческому голосу не под силу было выкрикнуть боль. А сегодня колокола звонят, чтобы пробудить ото сна всех нас, живущих на Земле. – Как вы думаете, какой теме будет посвящён наш урок?  IV. Изучение нового материала. 1. Беседа: – Почему эта тема так важна для нас сегодня?  – А по чьей вине страдает природа? Кто может спасти её? – Природа Земли больна, она гибнет. И спасти её можем только мы сами. – Как, по­вашему, лично от каждого из вас зависит спасение природы? Какой вклад в дело охраны природы можете внести вы?  Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если все – и я и ты, Если мы сорвем цветы, То окажутся пусты   – Как вы думаете, нова ли проблема охраны природы?  2. Рассказ учителя о мерах по охране природы в разные исторические И деревья, и кусты. И не будет красоты, И не будет доброты, Если только я и ты, Если мы сорвем цветы… (Тим Собакин.) времена. – Во все времена людей волновали вопросы охраны природы. Так, Ярослав Мудрый ещё в XI веке законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных. Указ Петра I, изданный в 1718 году, предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, наказывать батогами, посылать в каторжные  работы».  Этим  же  указом  Пётр I потребовал   построить  очистные сооружения   в   Петербурге   и   обязал   всех   граждан   обеспечить   чистоту   вокруг своих домов, на своих улицах. Согласно другому указу об охране водоёмов, «… если кто осквернит Неву отбросами, тот будет приговорён к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…». – Сегодня на уроке мы создадим свой проект, посвящённый охране природы. В этом проекте мы покажем, как может защищать природу любой из вас. Это станет   не   только   призывом   к   людям,  но   и   инструкцией   для   всех,   кто   хочет реальными делами помочь делу сохранения природы. –  Природа,  как   израненная  птица,  кричит,  просит   о  помощи!   Мы   должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас. А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны. Возможно, ты спросишь: а будет ли природе хуже, если я, собирая орехи, сломаю   несколько   веток,   или   сорву   всего   3–4   цветка,   или   поймаю   одну единственную   бабочку?  Да,  природе  будет  хуже!  Каждая   сломанная   попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесённая природе. И если одну такую рану нанесёшь ты, другую – твой товарищ, третью, четвёртую, пятую – кто­то ещё, что же станет с природой? С давних пор люди занимаются на Земле хозяйством. Строят города, дороги, возделывают поля. Всё это необходимо. Но для этого приходится уничтожать леса. Вырубают деревья и ради древесины, нужной людям. Вот почему с каждым годом на Земле остаётся всё меньше лесов. Одни люди рубят деревья, чтобы продавать ценную древесину. Другие так освобождают землю для полей, чтобы сеять зерно. Многие люди уничтожают леса, чтобы на их месте пасти скот. Когда скотина съест всю траву, пастбище превращается в пустыню. Всё больше загрязняются воздух, вода. Ты знаешь, что они необходимы для жизни растений, животных, человека. Но с заводов и фабрик в воздух попадают дым,   пыль,   а   в   реки   и   озёра   –   сточные   воды   с   различными   вредными веществами… Когда люди сбрасывают вредные отходы, такие как, скажем, нефть, в реки, озёра и моря, они уничтожают растения, птиц и животных. Отработанные   газы   от   промышленных   предприятий   и   автомобильного транспорта   загрязняют   воздух.   Из­за   них   становится   трудно   дышать,   гибнут растения и деревья. Из­за   того,   что   лесов   становится   меньше,   а   воздух   и   вода   загрязняются, страдают   многие   растения   и   животные.   Им   приходится   трудно   и   по   другой причине. Люди часто рвут красивые растения, а животных порой истребляют ради меха или мяса, иногда даже и просто так. По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных. Установлено, что с 1600 по 1970 годы число видов млекопитающих и птиц уменьшилось соответственно на 36 и 94. В последние годы на Земле ежедневно исчезает от одного до десяти видов животных и еженедельно – по одному виду растений. Это больше, чем появляется новых. Координацию работ по выявлению видов животных и растений, нуждающихся в   первоочередных   мерах   защиты,   взял   на   себя   Международный   союз   охраны природы и природных ресурсов, созданный в 1948 году. По заданию этого союза зоологи,   ботаники,   экологи   стали   изучать,   какие   растения   и   животные нуждаются в помощи в первую очередь. Были составлены их списки и изданы в виде книги. Это и была первая Красная книга. В 1966 году Международная Красная книга была издана в очень необычном виде. У неё была красная обложка, а страницы – разноцветные. Красная книга – это   не   только   сигнал   бедствия,   но   и   программа   по   спасению   редких   видов, находящихся под угрозой исчезновения. Красная книга – Красная! Значит, природа в опасности! Значит, нельзя терять даже мига. Если что­то попало в Красную книгу! Охраняется Красной книгой Столько редких животных и птиц, Чтобы выжил простор многоликий Ради света грядущих зарниц. Чтобы души не стали пусты, Охраняются звери, Охраняются змеи, Охраняются даже цветы!                                         (Б. Дубровин.) В Красную книгу России входят: а) млекопитающие (выхухоль, сурок­байгак и др.); б) птицы (чёрный аист, соколообразные – скопа, беркут, балобан, курганник, могильник и др.); в) рыбы (подкаменщик обыкновенный и др); г)   насекомые   (бабочка­аполлон,   шмели   –   армянский,   необыкновенный, степной и др.); д) растения (орхидеи, ветреница, тимьян клоповый и др.). 3. Разговор о Красной и Чёрной книгах. – Что это за книга? (Красная книга – в неё занесены редкие и исчезающие виды животных и растений.)  – Почему она красного цвета? (Ответы учащихся.) – Красная книга – это сигнал всем нам о тех растениях и животных, которые срочно нужно спасать. – Существует и Чёрная книга, её ещё называют Книгой Памяти. Если Красная книга   –  сигнал   тревоги   и   призыв   к   действию,   то   Чёрная   –  предостережение человеку и напоминание о тех неповторимых созданиях природы, которых уже не вернуть. В неё занесены виды, навсегда исчезнувшие с лица Земли. В исчезновении большинства из них прямо или косвенно виноват человек. Отсчёт этого списка ведётся с 1600 года. «Черный список» публикуется в Красной книге (в списке видов,   находящихся   под   угрозой   исчезновения)   на   первых   ее   страницах.   Все виды имеют некий статус уязвимости. «Черный список» – это так называемый «статус ноль». Это список пополняемый и несокращаемый. Как   сообщает   Всемирный   союз   охраны   природы,   за   последние   500   лет вымерло 844 вида животных и растений. Но этот «черный список» далеко не полный. В недавно опубликованном отчете говорится, что нынешнее вымирание животных   является   самым   крупным   со   времен   исчезновения   динозавров.   И виноваты в этом люди. Примерно 250 лет назад один путешественник обнаружил в море, у восточных берегов   России,   огромных,   неповоротливых   животных,   мирно   жующих подводные растения. Этих животных назвали морскими коровами. На них стали охотиться.   Доверчивые   звери   не   боялись   людей.   Подплывали   близко   к   их лодкам. И люди безжалостно убивали их... Прошло 27 лет, и морские коровы навсегда исчезли. Многие виды  больших китов  находятся под угрозой исчезновения, потому что на них хищнически охотились из­за жира, мяса, костей. Хотя в большинстве стран сейчас охота на них запрещена законом, люди всё­таки убивают их или ловят случайно в сети. Носорогам  угрожает  исчезновение,  потому что  их  убивают  из­за рогов. В некоторых   частях   Африки   люди,   защищающие   носорогов,   срезают   им   рога, чтобы охотники оставили их в покое. Калифорнийские кондоры  исчезли в природе. Потому что они медленно размножаются,   им   трудно   добывать   пищу   и   люди   охотятся   на   них.   Однако, прежде чем они совсем вымерли, спасли их яйца и вывели птенцов в специальных центрах.   до взрослого состояния. Когда стало возможно и безопасно, их выпустили назад в дикие места.   Молодых выкормили вручную   кондоров     Многие бабочки, такие как  западноафриканская бабочка­совка, исчезли, потому   что   люди   коллекционировали   их   и  потому,  что   были   уничтожены   те дикие места, где они обычно жили. 4. Рассказ учителя о заповедниках  (или подготовленные заранее ученики выступают с сообщениями). –   С   каждым   годом   на   Земле   остается   всё   меньше   нетронутых   уголков природы,   где   можно   увидеть   первозданный   облик   лесов,   степей   и   пустынь. Чтобы   сохранить   типичные   или   редкие   участки   природы   со   всеми   видами растений   и   животных,   государство   объявляет   их   заповедниками.   Территория заповедника   навсегда   останется   в  своём   естественном   виде,  и   наши   потомки смогут увидеть здесь природу во всей красоте и богатстве. –   Что   такое   заповедники?  Заповедники  –   это   территории,   на   которых ведётся   большая   научная,   природоохранная   работа,   а   всякая   хозяйственная деятельность (добыча полезных ископаемых, сбор грибов, ягод, рыбная ловля, охота)   запрещена.   Заповедники   –   это,   прежде   всего,   научные   лаборатории   в природе.   Здесь   учёные   исследуют   сложные   законы   природы,   не   изменённой человеком.   Туристы   не   имеют   права   заходить   на   территорию   заповедников, чтобы не нарушать естественную жизнь природного сообщества. –   Посмотрите   на   карту   Российской   Федерации.   Красным   цветом   на   ней показаны существующие в нашей стране заповедники. Зелёным и синим цветом отмечены  заказники  и  национальные   парки.   Главное   отличие   заказников   и национальных парков от заповедников в том, что в них разрешены посещения для туристов, но только по указанным тропинкам и дорогам. В них горожане могут познакомиться   с   нетронутыми   уголками   природы,   с   жизнью   населяющих   их животных. В   нашей   стране   около   155   заповедников.   В   тайге   возле   озера   Байкал находится гордость России – всемирно известный  Баргузинский заповедник. Он славится кедровыми лесами. Горячими источниками. Прекрасными озёрами и горными реками. В заповеднике водятся бурые медведи, белки­летяги, рябчики, росомахи.  Росомаха   довольно   крупный   зверь.  С  длинной,  мохнатой   шерстью. Питается   она   в   основном   погибшими   животными   и   играет   в   природе   роль санитара. Очень интересна летяга. Это небольшой зверёк, родственник белки. В отличие от неё летяга умеет не только прыгать с ветки на ветку, но и летать, точнее – планировать на немалое расстояние – до 40–50 метров! Роль крыльев у неё   играют   покрытые   шерстью   кожные   складки   между   передними   и  задними ногами. На севере России, на Таймырском полуострове, расположился Таймырский заповедник. Большой участок тундры взят под строгую охрану. Погода здесь не балует   теплом:   заморозки   и   снег   бывают   даже   в   июле.   Зимой   на   водоёмах образуется   лёд   толщиной   около   2   метров!   Среди   обитателей   заповедника   – дикие   северные   олени.   В   заповеднике   гнездятся   редкие   птицы:   краснозобая казарка и сокол­сапсан. Интересно, что краснозобые казарки часто строят гнёзда недалеко от гнёзд сокола­сапсана. Этот хищник не охотится возле своего гнезда и поэтому не трогает казарку. Зато он защищает её гнездо от песцов. Заповедник «Остров Врангеля» расположен между Восточно­Сибирским и Чукотским морями. Он назван в честь полярного исследователя Ф. П. Врангеля. На   остров  Врангеля  приходят  белые   медведицы  из  разных  уголков  Арктики. Каждый   год   на   острове   насчитывают   до   250   берлог,   в   которых   у   медведиц появляются на свет малыши.  Одно из удивительных животных заповедника – овцебык. Приокско­Террасный заповедник находится на юге Московской области, на берегу реки Оки. Он был создан в 1945 году. Почти всю территорию заповедника занимает лес. Интересно, что здесь можно увидеть самые разные типы лесов. Благодаря такому разнообразию лесов очень богат животный мир заповедника. Самый знаменитый зверь заповедника – зубр. 5. Обобщающая беседа. – Сейчас люди всего мира поняли, что природа на нашей планете в опасности. Поэтому во многих странах начали охранять природу. Ведётся такая работа и в нашей   стране.   Например,   многие   заводы   и   фабрики   переоборудованы   и   уже гораздо меньше загрязняют окружающую среду. На месте вырубленных лесов сажают   новые.   Запрещено   собирать   редкие   растения   и   охотиться   на   редких животных. – Так почему же люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что   она   в   опасности?   Может   быть,   лучше   остановить   все   фабрики,   заводы, превратить Землю в один большой заповедник?  – Как же надо относиться к природе, чтобы она не погибла? – Сейчас мы много говорили о том, как взрослые люди пытаются сохранить природу. Но ведь мы с вами тоже не должны оставаться в стороне от общего дела. От вас зависит очень многое уже сейчас. – А что можете сделать для охраны родной природы вы, дети?  (Ответы учащихся.) V. Выполнение заданий в рабочей тетради. –  Откройте   тетради   на   странице   10,   найдите   задание   №   1.   Прочитайте задание. – Какое влияние на природу может оказывать человек? (Положительное и отрицательное.) – Рассмотрите картинки. –   Найдите   примеры   положительного   влияния   человека   на   природу.   В квадрате   поставьте   «+».   Приведите   свои   примеры   положительного   влияния человека на природу. – Найдите примеры отрицательного влияния человека на природу. В квадрате поставьте «–». Приведите свои примеры отрицательного влияния. – Проверим, как вы выполнили эту работу.  VI. Закрепление изученного материала. –   Рассмотрите   внимательно   и   назовите   правила,   которые   «зашифрованы» этими   условными   знаками.  (Нельзя   топтать   растения;   нельзя   разводить костер;   нельзя   рубить   деревья;   нельзя   рвать   цветы;   нельзя   собирать ядовитые грибы.) –   Назовите   другие   правила   поведения   в   природе.  (Нельзя   рвать лекарственные   растения;   нельзя   ловить   рыбу   сетями;   нельзя   убивать животных.) – Придумайте и нарисуйте свой запрещающий знак. – Давайте повторим правила поведения в лесу, на лугу, на реке: 1. На экскурсиях, во время походов и прогулок не ломайте ветви деревьев и кустарников!   Растение   –   живое   существо,   и   ветви   вместе   с   листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Там, где много растений, легко дышится! 2. Не повреждайте кору деревьев. Поймите, им больно! Они перестают расти и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут. 3. Не рвите цветов в лесу и на лугу! Ведь цветок в вазе – это пленник, приговорённый к смерти. Пусть это чудо радует глаз, омолаживает сердце, душу   тех,   кто   придёт   следом   за   нами.   Именно   привычка   рвать   цветы привела к исчезновению многих видов растений. 4. В лесу старайтесь ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустырь». 5. Нельзя брать яйца из гнёзд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.  6. Не разводите костёр в лесу, если в этом нет необходимости! Кострища – это раны в надпочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15– 20 лет. От костра может возникнуть пожар! 7.   Не   сбивайте   грибы,   даже   несъедобные.   Тот,   кто   сшибает   палкой мухоморы,  не уважает лес,  не понимает  его. Мухоморы помогают расти деревьям, ими питаются белки, лоси, сороки. 8.   В   лесу   запрещается   включать   на   полную   мощность   магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнёзда. Нужно   ценить,   охранять   извечную   мудрую   тишину,   уметь   слушать волшебные звуки леса. 9.   Не   оставляйте   после   себя   в   лесу   беспорядок.   Помните!   Брошенная бумага   разлагается   два   года,   консервная   банка   –   не   менее   70   лет, полиэтиленовый пакет будет лежать очень долго, так как нет на Земле бактерий,   которые   могут   его   разрушить,   а   осколок   стекла   в   солнечную погоду способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.  –   А   вот   Незнайка   придумал   свои   правила   поведения  (ученик   читает стихотворение): Эй, послушайте, друзья! На деревья лезу я! Буду с белками играть, буду сучья я срубать! Если вдруг найду гнездо – разорю я и его! Будет мне на обед из яиц этих омлет. Ну а птицы – подождут, яйца новые снесут! На своей тропинке встретил ты лягушку или жабу? Бей ее скорей камнями и с дороги прогони! Пусть страшилище уходит. Нечего ей больше делать! От нее ведь мало проку: только квакать и скакать! В лес однажды я пошел и детеныша нашел. Я домой его принес, чтобы он со мною рос. Я ведь так его люблю! Я и маму заменю! Ну и что, что ждут его! Проживут и без него! Вырастет когда большой, в лес тогда и отпущу. Пусть тогда он и увидит маму, братьев и сестер. На привале соберем ветки и иголки, Палки, бревна принесем – заберем у волка. Будем пламя разжигать, ставить кипятильник, Ну а мусор мы кидать будем в муравейник. Все бутылки раскидаем, банки к дереву поставим. Пусть облизывают звери, что мы с вами не доели. Нам не нужен мусор тут, пусть себе его берут! – В чем у него ошибка? Исправьте его. (Ответы учащихся.) Физкультминутка Тучку лапками достали, Дружно хлопнули в ладоши – До чего же день хороший! Дождик вдруг полил с утра – За работу нам пора. Играет музыка, передающая шум воды. Очень всем нужна вода – Делай раз и делай два. Звери у ручья напились – Влево­вправо наклонились, Вместе на носочки встали, Работа по учебнику. – Откройте учебник (с. 29–32). Прочитайте. –   Назовите   мероприятия,   которые   проводятся     по     охране     природы. (Переоборудованы заводы и фабрики, на месте вырубленных сажают новые леса,   запрещено   собирать   редкие   растения   и   охотиться   на   редких животных.) –  Куда   заносятся   сведения   о  редких  растениях  и  животных?  (В  Красную книгу.) – Как называются охраняемые территории? (Заповедники.) – Рассмотрите фотографии (с. 31). Почему они расположены парами? (Слева фотографии с отрицательным воздействием человека на природу, а справа – положительным.) –   Подберите   к   каждой   фотографии   надписи.  (Дым   заводов   и   фабрик. Сточные   воды.   Здесь   побывал   человек.   Современные   заводы   и   фабрики. Лесопосадки. Чистый воздух.)  Работа в рабочей тетради. – Найдите на странице 12 задание № 4. Прочитайте. –   Разгадайте   кроссворд.   Внимательно   рассмотрите   рисунки   и   впишите   названия и растений. (Зубр, кабан, сосна, тетерев, ель, дуб, олень, лисица, барсук.)   животных VII. Итог урока. –   Вы   должны   всегда   помнить   слова   замечательного   русского   писателя Михаила   Михайловича   Пришвина:  «Охранять   природу   –   значит   охранять Родину». –   О   чём   вы   сегодня   узнали   на   уроке?  (Используя   природу,   люди   часто наносят ей вред. Необходимо охранять природу.) – Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи. Цвели цветы, летали бабочки. Пели птицы. И чтобы нам не стыдно было перед ними за себя и свои поступки. Домашнее задание (по выбору): 1) Прочитать текст учебника.  2) Найти дополнительный материал о животных и растениях нашего края. 3) Выполнить творческую работу: 1­я группа – мини­проект «Преобрази свой двор».  Каждый день вы видите самый   обычный   городской   двор.   Нравится   ли   он   вам?   Почему?   Вот   именно поэтому   задача   вашей   группы   –   преобразить   этот   двор,   сделать   его привлекательным. А всё необходимое для этого у вас есть. 2­я   группа   –   мини­проект   «Правила   поведения   в   лесу   в   знаках».  Задача вашей группы – изобразить правила поведения на природе с помощью знаков. 3­я  группа   –  мини­проект  «Стань   природе   другом»   (стихи).  Ребята,  а  у вашей   группы   самый   творческий   проект.   Вы   умеете   сочинять   стихи? Оказывается, это не так сложно, если знать, о чём будешь писать. А тема вашего стихотворения: «Береги природу». Приложение к уроку Охрана   природы  –   комплекс   мер   по   сохранению,   использованию   и восстановлению природных ресурсов Земли, в том числе видового разнообразия флоры и фауны, богатства недр, чистоты вод и атмосферы Земли. Почвы   и   воды   загрязняются   промышленными   и   бытовыми   стоками, нефтепродуктами, разными химикатами и радиоактивными отходами. Появилась опасность   нарушения   озонового   слоя   Земли.   Способность   биосферы   к самоочищению   близка   к   пределу.   Опасность   неконтролируемого   изменения окружающей среды и вследствие этого угроза существованию на Земле живых организмов, в том числе человека, потребовали решительных практических мер по   защите   и  охране   природы,   правового   регулирования   использования природных  ресурсов.  К таким  мерам  относятся:  очистка   окружающей  среды, упорядочение   использования   химикатов,   прекращение   производства ядохимикатов, восстановление земель и прочее, а также создание заповедников. В Красную книгу занесены редкие растения и животные. Природоохранные   меры   предусмотрены   в   земельном,   лесном,   водном   и другом   федеральном   законодательстве.   В   ряде   стран   в   результате осуществления   правительственных   природоохранных   программ   удалось существенно   улучшить   качество   окружающей   среды   в   отдельных   регионах (например,   в   результате   многолетней   и   дорогостоящей   программы   удалось восстановить   чистоту   и   качество   воды   в   Великих   озёрах).  В   международном масштабе   наряду   с   созданием   различных   международных   организаций   по отдельным   проблемам   охраны   природы   действует   Программа   ООН   по окружающей среде. Тревожные факты: •   За последние 30 лет транспорт и промышленность  взяли из атмосферы больше кислорода, чем  всё человечество за предыдущие 2–3 миллиона лет. •  Леса – «лёгкие планеты» – вырубаются быстрее, чем вырастают. Ежегодно площадь лесов уменьшается на  2 процента (это 20 га за сутки). •  Пресная вода, пригодная для использования, составляет на Земле только 2 процента. •  Мусор заполонил планету настолько, что если его не уничтожать, то через 10–15 лет он покроет всю нашу планету слоем толщиной 5 метров. •     От   загрязнения     воздуха,   воды   и   почвы,   из­за   варварского   отношения человека уменьшается численность  растений и животных. •  Ежедневно на Земле безвозвратно исчезает 1 вид животных, а еженедельно – 1 вид растений. 22 апреля  был объявлен  Всемирным днём Земли.  В этот день множество отрезков материи с подписями россиян в защиту природы было пронесено и по всей нашей стране. Из кусков составили флаг Земли – драматический символ, призывающий  людей относиться к природе с уважением. Это самый большой флаг, его площадь 660 квадратных метров. Когда зеленеет под солнцем трава И кружатся в небе весёлые птицы – Находятся сами для песен слова И хочется счастьем со всеми делиться!  «Природа есть один из могущественных агентов в воспитании  человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью». (Ушинский К. Д. Собр соч.: в 11 т. М. – Л., 1948–1952. Т. 2. С. 252–253.) «А   воля,   а   простор,   природа,   прекрасные   окрестности   городка,   а   эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями?..» (Ушинский К. Д. Собр соч.: в 11 т. М. – Л., 1948–1952. Т. 11. С. 45–58.)

Урок 6. ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ. ОХРАНА ПРИРОДЫ

Урок 6. ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ. ОХРАНА ПРИРОДЫ

Урок 6. ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ. ОХРАНА ПРИРОДЫ

Урок 6. ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ. ОХРАНА ПРИРОДЫ

Урок 6. ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ. ОХРАНА ПРИРОДЫ

Урок 6. ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ. ОХРАНА ПРИРОДЫ

Урок 6. ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ. ОХРАНА ПРИРОДЫ

Урок 6. ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ. ОХРАНА ПРИРОДЫ

Урок 6. ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ. ОХРАНА ПРИРОДЫ

Урок 6. ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ. ОХРАНА ПРИРОДЫ

Урок 6. ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ. ОХРАНА ПРИРОДЫ

Урок 6. ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ. ОХРАНА ПРИРОДЫ

Урок 6. ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ. ОХРАНА ПРИРОДЫ

Урок 6. ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ. ОХРАНА ПРИРОДЫ

Урок 6. ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ. ОХРАНА ПРИРОДЫ

Урок 6. ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ. ОХРАНА ПРИРОДЫ

Урок 6. ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ. ОХРАНА ПРИРОДЫ

Урок 6. ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ. ОХРАНА ПРИРОДЫ

Урок 6. ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ. ОХРАНА ПРИРОДЫ

Урок 6. ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ. ОХРАНА ПРИРОДЫ

Урок 6. ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ. ОХРАНА ПРИРОДЫ

Урок 6. ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ. ОХРАНА ПРИРОДЫ

Урок 6. ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ. ОХРАНА ПРИРОДЫ

Урок 6. ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ. ОХРАНА ПРИРОДЫ

Урок 6. ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ. ОХРАНА ПРИРОДЫ

Урок 6. ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ. ОХРАНА ПРИРОДЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2017