ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА Урок 7. ТЕЛА, ВЕЩЕСТВА, ЧАСТИЦЫ
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
14.01.2017
Цели деятельности учителя:
Образовательная: создать условия для ознакомления учащихся с понятиями: «тело», «вещество», «частица», со строением веществ в разных агрегатных состояниях; обучения различению тела и вещества; проверки знаний учащихся по теме.
Развивающая: способствовать развитию памяти, внимания, мышления, коммуникативных навыков и познавательной активности.
Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к окружающему миру, любознательности, дружеских отношений в коллективе.
Оборудование: стаканчики пластиковые (10 штук); пластиковые ложечки для опыта; сахар-рафинад (10 кусочков), кристаллик марганцевокислого калия; карточки со словами: «Тела», «Вещества», «Частицы», «Жидкие», «Твердые», «Газообразные», «Искусственные», «Естественные»; магнитная доска, картинки с изображением предметов (стол, солнце, дерево, карандаш, облако, камень, книги, кресло); схемы.
Урок 7. Тела, вещества, частицы.docx
ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА
У р о к 7. ТЕЛА, ВЕЩЕСТВА, ЧАСТИЦЫ
Ц е л и д е я т е л ь н о с т и у ч и т е л я :
Образовательная: создать условия для ознакомления учащихся с
понятиями: «тело», «вещество», «частица», со строением веществ в разных
агрегатных состояниях; обучения различению тела и вещества; проверки знаний
учащихся по теме.
Развивающая: способствовать развитию памяти, внимания, мышления,
коммуникативных навыков и познавательной активности.
Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к окружающему
миру, любознательности, дружеских отношений в коллективе.
Оборудование: стаканчики пластиковые (10 штук); пластиковые ложечки
для опыта; сахаррафинад (10 кусочков), кристаллик марганцевокислого калия;
карточки со словами: «Тела», «Вещества», «Частицы», «Жидкие», «Твердые»,
«Газообразные», «Искусственные», «Естественные»; магнитная доска, картинки
с изображением предметов (стол, солнце, дерево, карандаш, облако, камень,
книги, кресло); схемы.
С ц е н а р и й у р о к а
I. Организация начала урока. Сообщение темы урока.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
– Сегодня мы начинаем изучать новый увлекательный раздел. Прочитайте его
На уроках и в игре,
Смело, четко говорим
И про все узнать хотим!
название. («Эта удивительная природа».)
– Как вы думаете, что нас ждет при изучении этого раздела? (Будем
проводить опыты, классифицировать растения и животных и т. п.)
– Тема сегодняшнего урока: «Тела, вещества, частицы».
II. Изучение нового материала.
1. Введение понятия «тело».
– Что вы видите на картинках? (Телебашня, рубашка, шорты, кепка,
мальчик.)
– Все ли слова, названные вами, позволили точно представить предмет?
Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом.
Тела различаются размером, формой, цветом, тем, из чего они сделаны. – Какие тела есть в нашем классе? (Парты, доска, стулья, цветы,
ученики…) На улице? (Дома, машины, пешеходы, деревья…)
Работа с источником информации (словарь С. И. Ожегова):
1. Тело – отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства,
заполненная материей, какимнибудь веществом.
2. Тело – организм человека или животного в его внешних, физических
формах.
3. Тело – часть организма…
4. Тело – основная часть, корпус чегонибудь.
В науке же телами называют все предметы, которые нас окружают.
Работа с карточками.
У учащихся на столах карточки с изображениями тел (предметов).
Учащимся предлагается разделить картинки на две группы: стол, солнце,
дерево, карандаш, облако, камень, книги, кресло. По окончании работы
учащиеся зачитывают названия тел, это будет первая группа. Объясняют,
по какому признаку они поместили слова в эту группу. Аналогично
проводится работа со второй группой.
П р а в и л ь н ы й о т в е т :
Искусственные тела: стол, карандаш, книги, кресло.
Естественные тела: солнце, дерево, облако, камень.
– А теперь отгадайте загадки:
• Белые цветочки вечером расцветают, утром увядают. (Звезды.)
• Нука, кто из вас ответит: не огонь, а больно жжет, не фонарь, а ярко
светит, не пекарь, а печет? (Солнце.)
• Бела, кругла на небе ночью я. (Луна.)
– Это тела? (Да.) Как вы считаете, к какой группе они относятся?
(Естественные.)
В ы в о д : есть тела, которые созданы природой, а есть те, которые созданы
руками человека.
2. Введение понятия «вещество».
– Вспомним то, о чем мы говорили в начале урока. Мы затруднялись точно
определить, являются ли металл, вода, глина телами, и пришли к выводу, что они
не имеют точных очертаний, формы, а значит, не являются телами. Мы называем
их веществами.
В ы в о д : все тела состоят из веществ.
– Что такое вещество? Вещество – это то, из чего состоят тела. – Оказывается, тела состоят из веществ. Есть тела, которые образованы
одним веществом (показывает кусочек мела), есть тела, которые состоят из
нескольких веществ (например, карандаш). Очень сложный состав имеют живые
существа. Например, в растениях есть сахар, крахмал, вода и другие вещества.
– Из чего состоит молоток? (Молоток состоит из металла и дерева
(рукоятка).)
– Из чего состоят ножи? (Ножи состоят из веществ – металла и дерева.)
В ы в о д : тела могут состоять из одного вещества, а могут – из нескольких.
Работа в рабочей тетради.
– Откройте рабочую тетрадь (№ 1, с. 14). Распределите картинки по группам:
вещество или тело. (Вещества: железо, древесина, резина, золото; тела:
шахматная доска, утюг, украшение, шина.)
– Вещества могут быть естественными и искусственными. Как вы это
понимаете? (Естественные – природные, а искусственные сделаны человеком,
в химических лабораториях.)
– Какие из этих веществ естественные, а какие искусственные? (Резина –
искусственное вещество, остальные – естественные.)
– Соотнесите вещество и тело, что из чего сделано. (Железо – утюг,
древесина – шахматная доска, резина – шина, золото – украшение.)
– Одно тело может состоять из разных веществ. Из каких веществ состоит это
тело (показывает коньки)? (Кожа, сталь, пластик, хлопок.)
3. Формы состояния тел.
– Существуют три формы состояния тел. Какие?
(Твёрдые, жидкие,
газообразные.)
Твёрдые тела похожи на камни: предметы постоянной формы и размера.
Жидкие тела похожи на воду: текучи, они сохраняют свой объём, но
принимают форму сосуда, в который налиты. Свойство жидких тел – текучесть
можно наблюдать, переливая воду из стакана в другие ёмкости различной
формы.
Газообразные тела похожи на воздух: лёгкие, прозрачные, летучие, упругие.
(Солнце –
– Распределите картинки в соответствии с формами тел.
раскаленный газовый шар – газообразное тело, гвозди – твердое тело, молоко
– жидкое тело.) Физкультминутка
Листики
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
4. Введение понятия «частица» (молекулы и атомы).
– Итак, тело состоит из вещества. А из чего состоит вещество? Чтобы
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
выяснить это, проведем несложный опыт.
На столах у учащихся лотки с набором простейшего лабораторного
оборудования: химический стакан (можно заменить любым небольшой
емкости стаканом), ложечка для размешивания, салфетка, кусочек сахара.
Опыт 1. В старших классах вы будете изучать очень интересные предметы –
физику, химию, а сегодня мы проведём химический опыт. Возьмём сосуд с
водой, опустим в него кусочек сахара, хорошо размешаем. Как вы думаете,
можно сказать, что в сосуде находится одно вещество?
Часто тела образованы не одним веществом, а несколькими. Тогда мы
говорим о смеси веществ, например, воздух – смесь разных газов; чай, кофе с
молоком и т. д. – смесь разных веществ.
– Куда исчез сахар?
– Каким образом можно доказать, что в стакане попрежнему присутствует
сахар? (Попробовать воду на вкус. Сахар: вещество белого цвета, сладкое на
вкус.)
В ы в о д : после растворения в жидкости сахар не перестал быть сахаром,
потому что вода осталась сладкой. Значит, сахар состоит из мельчайших частиц,
не видимых глазу (молекул).
Опыт 2. Положим в стакан с водой кристаллик марганцовокислого калия
(марганцовки) и понаблюдаем за окрашиванием воды. Попробуем объяснить, что
происходит.
– Возможно ли окрашивание воды, если бы она была сплошной? (Нет,
вода окрашивается, потому что состоит из отдельных частиц, между
которыми есть промежутки.)
– Почему такого маленького кристаллика марганцовки хватило, чтобы
окрасить всю воду? (Значит, в маленьком кристаллике очень много частиц.)
– О чём говорит распространение окрашивания в разные стороны?
(Частицы двигаются в разных направлениях.) – Какой же вывод мы можем сделать? (Вещества не сплошные, состоят из
отдельных частиц.)
– Итак, из чего состоят вещества?
В ы в о д : вещества, а значит, и тела, состоят из мельчайших частиц –
молекул, а молекулы состоят из атомов.
– Почему же мы их не видим? (Они очень маленькие.)
– Если увеличить молекулу в миллион раз, то она будет выглядеть как точка.
При таком увеличении толщина волоса стала бы 100 метров, мышка – длиной
100 километров, а высота человека достигла бы 1700 километров.
Самое распространенное вещество на Земле – вода. Давайте заглянем внутрь
молекулы воды. Молекула воды состоит из 1 атома кислорода и 2 атомов
водорода (Н2О), это одна из простых молекул.
5. Три состояния вещества.
– Состояние вещества зависит от того, как расположены и связаны в нем
молекулы. Частицы (молекулы и атомы) одного вещества отличаются от частиц
другого вещества формой, размером. Ученые установили, что между частицами
есть промежутки.
В твёрдых телах эти промежутки маленькие,
частицы плотно прижаты друг к другу; в жидкостях –
промежутки увеличиваются, нарушая ровные ряды;
самые большие промежутки – в газах. Частицы
(молекулы) постоянно движутся. Молекулы (частицы)
в твердых веществах сильно притягиваются друг к
другу, так как промежутки между ними очень малы.
Поэтому твердые тела сохраняют форму.
У жидких веществ
промежутки между
молекулами (частицами) немного больше, и молекулы
могут перемещаться. Жидкости текучи.
У газообразных веществ расстояние между молекулами
намного больше самих молекул, поэтому молекулы в газах
свободно и очень быстро движутся. Газы летучи и занимают весь
предоставленный объем.
• Молекулы не скреплены между собой, они движутся с большой скоростью
(от 120 до 1200 м/с – как артиллерийский снаряд), сталкиваются, разлетаются,
заполняя весь объём – это… газообразное вещество.
• Между молекулами имеется расстояние, они притягиваются друг к другу,
но не очень сильно. Молекулы колеблются, иногда перемещаются, их легко оторвать друг от друга – это… жидкое вещество.
• Молекулы сильно притягиваются, крепко соединены, колеблются около
положения равновесия – это… твёрдое вещество.
Работа в рабочей тетради (задание № 6, с. 15).
– В каких состояниях находятся вещества? Подпишите картинки.
Физкультминутка
Дождь
Приплыли тучи дождевые:
– Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
– Пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зелёной,
Пьёт, пьёт, пьёт.
А тёплый дождь неугомонный
Льёт, льёт, льёт!
(Ладони вниз, встряхивать
кисти рук.)
(Ладони вверх, встряхивать
кисти рук.)
(Руки ладонями вниз,
встряхивать кисти рук.)
III. Повторение изученного материала.
– Проверим свои знания, узнаем, удалось ли решить поставленную задачу.
– Согласны ли вы с утверждениями?
• Все тела созданы природой.
• Предметы, имеющие форму, очертания, их можно представить точно,
называются телами.
• Вещества бывают жидкими, твердыми и газообразными.
• Вещества состоят из более мелких частиц (молекул и атомов).
• Все тела состоят только из одного вещества.
– Итак, давайте вспомним, что мы узнали сегодня на уроке.
– Что в науке называют телами? (Все окружающие предметы.)
– Из чего состоит тело? (Из вещества.)
– Из чего состоит вещество? (Из частиц: молекул и атомов.)
– Зная это, мы теперь можем объяснить многие процессы, с которыми
встречаемся в жизни.
IV. Применение и углубление знаний.
Подумайте!
– Почему высыхает мокрая одежда? (При нагревании молекулы воды
переходят в газообразное состояние и улетучиваются – испаряются.) – Почему мы чувствуем запах предметов? (Так как молекулы пахнущих тел
отрываются от них и вместе с молекулами воздуха попадают к нам в нос.)
– Почему запахи чувствуются на расстоянии? (Газы летучи – молекулы
пахнущих тел перемещаются в воздухом на расстояния, при ветре – дальше.)
– У некоторых твёрдых веществ (тел) – стекло, гранит – молекулы сильно
притягиваются друг к другу, поэтому эти вещества (тела) почти не пахнут.
– Почему становится невидимым кусочек сахара в горячем чае? (Кусочек
сахара в жидкости распался на мельчайшие частицы – молекулы. Молекулы
сахара перемешались с молекулами чая. Но чай сладкий, значит, сахар там
есть.)
– Почему жидкости можно переливать? (Жидкости текучи, потому что их
молекулы могут передвигаться относительно друг друга.)
– Почему каменные ступени со временем разрушаются? (На камни
действуют внешние силы природы. Солнце нагревает – камни расширяются,
при холоде – сжимаются, в итоге – разрушение. Молекулы камня выдувает
ветер, вымывает дождь.)
V. Итог урока.
– Понравился вам урок? Что понравилось?
– Что называется телом? Что характеризует тело? Приведите пример. (Все,
что нас окружает, называется телами.)
– Какие бывают тела по агрегатному состоянию? (Жидкие, твердые,
газообразные.)
– Из чего состоят вещества? Приведите примеры, как частицы сохраняют
свойства веществ. Например, если мы посолили суп, как узнать, что свойства
вещества сохранились?
ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА Урок 7. ТЕЛА, ВЕЩЕСТВА, ЧАСТИЦЫ
ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА Урок 7. ТЕЛА, ВЕЩЕСТВА, ЧАСТИЦЫ
ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА Урок 7. ТЕЛА, ВЕЩЕСТВА, ЧАСТИЦЫ
ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА Урок 7. ТЕЛА, ВЕЩЕСТВА, ЧАСТИЦЫ
ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА Урок 7. ТЕЛА, ВЕЩЕСТВА, ЧАСТИЦЫ
ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА Урок 7. ТЕЛА, ВЕЩЕСТВА, ЧАСТИЦЫ
ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА Урок 7. ТЕЛА, ВЕЩЕСТВА, ЧАСТИЦЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.