РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ТЕМЕ :
«М.Ю. Лермонтов. «Бородино» »
Тема урока: «М.Ю. Лермонтов. «Бородино»
Цели урока:
1.
Познакомить с содержанием стихотворения “Бородино”, обратив особое внимание на
его художественные достоинства.
2. Развивать у школьников умение делать анализ художественного текста.
3. Воспитывать у учащихся уважение к истории.
Оборудование: портрет поэта, список непонятных слов, историческая карта “Отечественной войны 1812 года”, репродукции картин П.Заболотского “Старый солдат”, С. Герасимого “М.И.Кутузов под Бородином”, А.Туба “Бородинская битва”.
План урока:
I. Вступительное слово учителя.
II. Беседа с учащимися, цель которой – актуализация опорных значений, полученных на уроках истории.
III. Работа в тетрадях: запись высказываний, отражающих идейно-тематическое содержание стихотворения М.Ю.Лермонтова.
IV. Работа с текстом стихотворения:
1.
краткое сообщение о поэте-художнике, патриоте;
2. словарная работа;
3. чтения стихотворения вслух.
V. Анализ содержания стихотворения:
1.
самостоятельное чтение;
2. обсуждение содержания и художественных достоинств.
Эпиграф урока:
Москва, Москва!.. люблю
тебя,
как сын,
Как русский, - сильно, пламенно
и нежно.
М.Ю.Лермонтов
ХОД УРОКА
Беседа с учащимися.
Знакомо ли вам слово – Бородино?
Предполагаемый ответ. Да. О Бородинском сражении мы узнали на уроке истории.
Давайте попробуем восстановить ваши знания об этом событии. Но вначале обратимся к словам М.Ю.Лермонтова, служащим эпиграфом к уроку:
Москва, Москва!.. люблю
тебя,
как сын,
Как русский, - сильно, пламенно
и нежно.
Имеет ли отношение пламенное выражение поэта о Москве к теме нашего сегодняшнего разговора?
Москва – столица Российской Федерации, символ ее свободы и независимости, ее могущества. Бородино же расположено в 120-ти километрах от Москвы. Мы знаем, что 26 августа (7 сентября) 1812 года здесь произошло кровопролитное сражение с армией Наполеона. Главнокомандующим в стане русских был назначен прославленный Кутузов. (В ходе ответов учащихся демонстрируются репродукции картин, отражающих историческое сражение, портреты выдающихся военачальников: Багратиона, Дохтурова, Платонова, Уварова и др.)
Что значило проиграть бой под Бородином?
Открыть дорогу на Москву – значило низвергнуть символ мощи и непобедимости государства.
Семь раз бросались в атаку плотные колонны французской пехоты и отряды французской конницы. Семь раз огнем и штыком русские воины отбрасывали врага. “За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад!” - таков был приказ. Вот как вспоминает это сражение один из очевидцев: “Трудно себе представить ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали свое оружие, сцепляясь друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. Артиллерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскаленные пушки не могли выдерживать действия пороха и лопались с треском…” (Цитируемые сведения взяты из книги: Фризман Л.Г. 1812 год в русской поэзии. – М.: Знание. – С. 18-19).
Каждый из нас, ребята, преисполненный гордостью за свою Родину, может сейчас сделать вывод словами генерала А.П.Ермолаева: “У Бородино французская армия расшиблась о русскую!”
История героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения М.Ю.Лермонтова.
Работа в тетрадях. Запишем замечательные высказывания М.Ю.Лермонтова и военачальника, героя Отечественной войны 1812 года А.П.Ермолова:
Москва,
Москва!.. люблю тебя, как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно!
М.Ю.Лермонтов (“Сашка”)
У Бородино французская армия расшиблась о русскую!
А.П.Ермолов
Работа с учебником. Откройте учебники. Перед вами портрет поэта (в учебнике и на доске). Вы видите лицо совсем молодого человека. А он старым и не был: в 27 неполных лет ушел из жизни – погиб на дуэли. “Нераспустившимся цветком русской поэзии” назвал его критик. В этих словах досада и боль.
Творчество поэта – одна из ярких страниц русской поэзии. В его мастерстве мы убедимся и на сегодняшнем уроке, читая и анализируя стихотворение “Бородино”. (Попутно повторяем, что такое тема и идея стихотворения). О чем же это стихотворение?
- О Бородинском сражении 1812 года, о героической битве русских с французами-захватчиками под Бородино.
Прежде чем послушать стихотворение, обратите внимание на плакат. Я прочитаю слова и их значение, а вы постарайтесь запомнить:
Словарная работа. Работа со словарем учебника.
Дополнительная информация:
редут (франц.) – квадратное
земляное укрепление на поле боя;
мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) – сударь, господин;
картечь – артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко
рассеивающимися при выстреле;
лефет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского
орудия;
бивак – стоянка войск под открытым небом;
кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи;
булат – оружие из булатной стали – стали особой закалки;
улан, драгун – солдаты конных полков;
басурманы – люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.
Чтение стихотворения «Бородино»
— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали.
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут1.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат, мусью!2
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоем мы головою
За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!3»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилёг вздремнуть я у лафета4,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак5 открытый:
Кто кивер6 чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражён булатом7,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денёк!
Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пёстрыми значками,
Драгуны8 с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Вот смерилось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны —
И отступили басурманы9.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!
Анализ стихотворения. Понравилось ли стихотворение? Как вы его поняли? Какие строки произвели на вас особое впечатление? Вот какие вопросы мы с вами обсудим.
Из каких предложений по цели высказывания она состоит начальная строфа стихотворения? Оправдывает ли себя такой выбор предложений?
Первая строфа стихотворения – это вопросительное и два восклицательных предложения, в которых заключен вопрос молодых воинов о боевых схватках под Бородином и сожаление, что отдали Москву.
Что собой представляет остальная часть стихотворения?
Рассказ бывалого воина, участника сражения – волнующий, гордый, правдивый.
- Как построено произведение? (В форме разговора молодого солдата и старого).
- Как вы себе представляете дядю - героя, от лица которого ведётся рассказ?
- В каком он был возрасте во время битвы? А во время своего рассказа о битве? (Сейчас это старый человек, а во время сражения был молод).
- Какой он был - простой или образованный человек? Обратите внимание на его речь.
(Зачитывание строчек из текста: "Это человек из народа, солдат, артиллерист").
- Был ли он храбрым? Прочитайте эти строчки?
- Как он вспоминает битву? (Постоянно чувствуется ещё не забытое восхищение подвигом солдат).
- Как он называет героев своего поколения? (Могучее, лихое племя, богатыри). Почему? (Он гордится ими, их победой).
- Почему солдат употребляет слово "мы" 20 раз, а слово "я" 3 раза? (Он не отделяет себя от войска, он спаян с народом, участвует во всеобщем деле).
- Мысли старого солдата - это чувство всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинской битве. Любовь к родине и готовность защитить её ценой жизни, объединила всех воинов, придала им богатырские силы, вдохновила на подвиг. И поэт Лермонтов, сам горячий патриот, воспевает патриотический подвиг народа. Главные герои для него - это народ, участники битвы - богатыри. Качества русского солдата:
- Чем объясняется победа русских?
Герои стихотворения - русские люди, победившие в войне с французами, - простые солдаты, руководимые талантливыми военачальниками: ":могучее, лихое племя, богатыри:" Русским воинам дороги простор и свобода родной земли: "Есть разгуляться где на воле!" Они горячо любят Родину, этим и объясняется их героизм, смелость, беззаветная преданность: "Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою!"
Русский солдат умеет хранить спокойствие, он рассудителен и мудр: "Но тих был наш бивак открытый: кто штык точил, ворча сердито, кусая длинный ус".
Он умеет быть искренне благодарен командирам за науку: "Полковник наш рожден был хватом: слуга царю, отец солдатам: Да, жаль его: сражен булатом, он спит в земле сырой".
Русский солдат верен клятве, верен Родине. Он умрет, но не изменит: "И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой!"
- Мы встретились с произведением искусства. А искусство не только рассказывает о чем-то, но и делает нас соучастниками событий, заставляет пережить изображаемое. А какие языковые средства использует поэт для создания художественной картины жизни?
Речь Лермонтова богата эпитетами (красочными определениями), сравнениями, метафорами, например: синие верхушки, поле грозной сечи, клятва верности, русский бой удалый, протяжный вой; умремте, как наши братья умирали; французы двинулись, как тучи; утро осветило пушки; звучал булат, картечь визжала.
Молодцы, ребята! Ваши ответы свидетельствуют о том, что во время работы с художественным текстом вы полны зрительных, слуховых и осязательных впечатлений, которые может вызвать только произведение искусства. Этим оно и отличается от делового текста, который рассказывает о том же событии, но бесстрастным языком.
Итог урока:
- Какие герои истории привлекают Лермонтова? Каких людей он ценит и за что? Как он относится к Родине?
Стихотворение "Бородино" - одно из самых ярких патриотических произведений русской литературы, вдохновенный гимн русскому народу, отстоявшему родину от врага.
Домашнее задание:
Выучить наизусть отрывок стихотворения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.