ТЕМА: Н.В. Гоголь. Цикл «Петербургские повести». Анализ повести «Шинель».
ЦЕЛЬ: показать исторический и символический смысл названия рассказа; на примере жизни героя показать, в чем видит писатель их необычность, непохожесть на традиционных героев русской литературы;
развивать навыки самостоятельной работы, прививать любовь к историческому прошлому своего народа и родины.
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала на основе комментированного чтения повести.
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: беседа, комментированное чтение, работа над отдельными отрывками из повести.
НАГЛЯДНОСТЬ, ТСО: портрет Н.В.Гоголя, произведения писателя, карточки-информаторы
МПС: История России. Россия первой половины XIX века.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: интеллигент, личность, русский национальный характер. Значение слова «маленький человек».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Урок литературы по теме: Н.В. Гоголь. Цикл «Петербургские повести». Анализ повести «Шинель» - урок знакомства с произведением писателя, ставшим «лебединой песней» всего его творчества.
Данная повесть является центральной в творчестве, так как рассматривает проблемы одинокой личности, противоречащей устоявшимися обычаям и традициям народа.
Подготовка к уроку по данной теме требует как от учителя, так и от учащихся глубокого и тщательного анализа самых важных в идейном и художественном смысле фрагментов рассказов. Поэтому учителем используется методика аналитического исследования и активизации мыслительной деятельности учащихся; различные виды и формы работы с текстом: работа с опорной схемой-конспектом, работа со словарем, задания творческого характера, фронтальные, групповые, индивидуальные, разноуровневые, с учетом дифференцированного подхода в обучении. Задача учителя состоит в том, чтобы посредством изучения произведения по теме программы учащиеся пришли к пониманию трагедии русского человека первой половины XIX века.
Содержание урока
I. Оргмомент.
1. Проверка присутствующих и готовности учащихся к началу урока.
2. Проверка наличия учебников, ручек и тетрадей.
3. Проверка внешнего вида учащихся, санитарного состояния учебного кабинета.
II. Контроль и проверка выполнения домашнего задания. Беседа по вопросам.
1. На примере жизни Гоголя расскажите, как происходит формирование интеллигентного человека.
2. Проследите за становлением личности писателя. Какие факты являются непреложным доказательством, что Гоголь пришел в литературу, чтобы запечатлеть самые важные страницы из жизни человека?
3. Как вы поняли смысл названия комедии «Ревизор»?
Вывод:
Призыв Гоголя к гражданской активности, который звучит в «подтексте», - основная мысль комедии.
III. Сообщение новых знаний и умений. Изучение нового материала.
А. План раскрытия темы урока.
1. Вступительное слово преподавателя.
Гоголь работал над «петербургскими повестями» с 1835 по 1842 год. «Петербургские повести» - третий цикл произведений Гоголя, объединенных общим идейным замыслом. Через все повести проходит образ столицы русского государства.
Первая повесть «НОС» была напечатана в ж. «Современник» в 1836 году, сюжетом которой служит необыкновенное происшествие – пропажа носа у майора Ковалева.
Главный прием, который использует автор, - гротеск, то есть изображение чего-нибудь в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на преувеличениях.
2. Повесть «Шинель» является последней повестью в цикле «Петербургских повестей», резко отличающаяся от «Невского проспекта», «Носа» и «Записок сумасшедшего».
Главная проблема, согласно трактовке В. Белинского, - гуманное сострадание писателя к положению и судьбе «маленького» человека, мелкого чиновника, раздавленного бедностью, нищетой, общественной несправедливостью.
В «Выбранных местах из переписки с друзьями» Гоголь поместил написанные в 1843 году, сразу же после завершения работы над «Шинелью», «Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ».
3. Главный герой повести Акакий Акакиевич символизирует систему отношений между людьми. Он – олицетворение борьбы за человека в ситуации, когда отстоять свое человеческое достоинство практически невозможно, олицетворение стихии мятежа.
4. Образ стихии – разгулявшейся и разыгравшейся – становится все более угрожающим:
1) земные разбойники срывают с него шинель в центре Российской империи;
2) издевательства сослуживцев над бедным Акакием Акакиевичем, которые сыпали ему на голову бумажки, называя это снегом.
5. 1) для героя шинель – не только одежда, но живая одушевленная вещь, шинель – это защита, это теплая заступница от стихии «мира холодного»;
2) шинель – символ обожествленной им и защищающей его государственности.
Новая шинель дает герою надежду на покровительство, неспроста он одержим идеей «вечной шинели».
Вывод:
В финале повести священной становится не божественная природа власти, а человеческая ее ипостась, земная ее вещественность, внешняя ее форма. Человек, наделенный чином, «очеловечил» эту власть до того, что от ее божественного происхождения остались одни бездушные мундиры – шинели. В мире российской государственности непомерно разрастается значимость «человеческого фактора» за счет погашения божественной харизмы носителей власти, погружающих российскую государственность в стихию полного хаоса и раздора, превращающих власть в пленницу земных человеческих несовершенств.
IV. Комментированное чтение отдельных глав.
V. Заключительный этап урока.
Прочитать повесть «Шинель».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.