Н. И. Ворожейкина Программа курса «Основы духовно- нравственной культуры народов России». 4-5 классы

  • Образовательные программы
  • pdf
  • 08.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная программа направлена на приобщение младших школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенных в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях, в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего своё Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.
Иконка файла материала Программа Ворожейкина.pdf

Н. И. Ворожейкина

Программа  курса

«Основы духовнонравственной культуры народов России».

Смоленск

Ассоциация XXI век

2012

08.08.2012   11:33:26

УДК 372.8:811.111

ББК 74.268.1Рус

     П78

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена учебниками для 4 и 5 классов (авторы Н. И. Ворожейкина, Д. В. Заяц).

Программы общеобразовательных учреждений П78 Основы духовно-нравственной культуры народов России: программа. Поурочно-тематическое планирование: 4-5 классы / Н. И. Ворожейкина. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012. – с. –

Данная программа направлена на приобщение младших школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенных в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях, в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего своё Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.

УДК 372.8:811.111

ББК 74.268.1Рус

ISBN                                                     © Ворожейкина Н. И., 2012

                                                              © Издательство «Ассоциация XXI век», 2012

                                                                  Все права защищены

                                        I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в начальной школе является важнейшей составляющей многих предметов. В процессе изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные знания и представления об окружающем мире, о прошлом и настоящем родной страны, духовно-нравственной культуре, осмысливать свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны.

Данный курс имеет культурологическую направленность, раскрывает общечеловеческие и общероссийские ценности, в отборе которых в процессе общественного развития участвовали различные религии.

Цель изучения курса «Основы духовнонравственной культуры народов России» – приобщение младших школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.

Задачи курса:

       расширение и систематизация знаний и представлений младших школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;

3

Пояснительная записка


       формирование первоначальных представле-ний о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского общества;

       формирование основ морали, семейных цен-ностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной;

       воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов России, толерантное отношение к людям другой культуры;

       развитие информационной культуры младших школьников (об источниках информации, её отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности.

4

Пояснительная записка

II. ХАРАКТЕРИСТИКА   УЧЕБНОГО    ПРЕДМЕТА

II. Характеристика учебного предмета

Основной особенностью учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является его интегративный характер. Его содержание взаимосвязано с другими предметами начальной школы (в первую очередь, «Литературное чтение» и «Окружающий мир», «Изобразительное искусство»), с внеклассной работой, проводимой в школе, с воспитанием детей в семье.

Отбор содержания курса осуществляется в соответствии с ФГОС, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. При этом учитываются возрастные возможности младших школьников и их собственный социальный опыт, направленность материала на выработку у учеников эмоционально-ценностного отношения к изучаемому (людям, их поступкам, религиозным, нравственным заповедям и т. д.). Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности и воспитание патриотических чувств к своей Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), исторической памяти.

Материал курса представлен на «микроуровне» и «макроуровне». В первом случае, это – малая Родина, этническая группа, семья, культурные и религиозные традиции, помогающие младшим школьникам актуализировать, имеющие у них знания, расширить и углубить их, получив (на уровне данной ступени образования) представления об исторических корнях и традициях народа, к которому принадлежит семья учащегося. Во втором – актуализация представлений о России в целом, как многонациональном, поликонфессиональном государстве, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями.

Культурологическая направленность курса предполагает приобщение учащихся к культурному наследию народов нашей страны путём обращения к:

         географии России (сведения о природе и населении);

         истории России и народов её населяющих;

5

Характеристика учебного предмета

         нравственным заповедям традиционных российских ре-лигий;

         произведениям литературы, искусства, историческим ис-точникам, фольклору народов России, СМИ.

Знания, которые получает ученик в начальной школе от класса к классу, как бы накладываются друг на друга, включаются в прочные ассоциативные связи. Известно, что материал оптимально усваивается не когда он абсолютно нов, а когда он включается в уже известное, имеющее корни в сознании учащегося, его воображении. Этому способствует и то, что младший школьный возраст – период интенсивной социализации, обогащения познавательной и эмоционально-ценностной сфер личности ребёнка. Младшие школьники не относятся бесстрастно к сообщаемым сведениям, своим наблюдениям, им свойственно эмоциональное отношение к фактам, поступкам людей, деление их на добрых и злых, плохих и хороших. Положительный нравственный пример из прошлого или настоящего пробуждает у школьников стремление к подражанию, способствует нравственному воспитанию.

Младшие школьники ориентированы на персонифицированные идеалы – яркие, привлекательные образы людей, содержащиеся в истории нашей страны, религиозных и культурных традициях народов России. Они побуждают учеников к эмоциональному отношению к событиям прошлого и настоящего, их участникам, обогащают нравственный опыт личности. Детям особенно интересны люди, жившие в другую эпоху, действующие в иных, чем нынешние условиях. Понять этих людей, увидеть нравственный пример в их поступках – один из приёмов нравственного воспитания школьников.

В формировании духовно-нравственных основ народов России большое значение имеет диалог младших школьников с одноклассниками, учителем, родителями и другими родственниками. Диалог в данном случае:

         является источником новых знаний, актуализации, обобщения и систематизации изученного материала;

         способствует формированию эмоционально-личностного отношения к обсуждаемому материалу, выработке собственной системы ценностей, активизации процессов мышления учащихся;

         развивает культуру общения, повышает интерес к учебе.

6

Характеристика учебного предмета

Диалоговой форме общения на уроках и дома способствуют интерактивная познавательная деятельность, в первую очередь задания под условными знаками «Работай в паре», «Работай в группе», а также беседы на темы, которые дают возможность включить в работу детей их родителей и других родственников.

При изучении курса у учеников развиваются познавательные способности: извлекать и анализировать (с учётом возраста) различного вида информацию, представленную в учебнике, справочной и дополнительной литературе, Интернете и др.) для ответа на вопросы, подготовки небольших сообщений; анализировать и описывать памятники культуры (жилища, культовые объекты, произведения искусства и т.д.); сравнивать бытовые объекты (жилища, одежду и т.д.), авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям; приводить мотивированные оценочные суждения о поступках людей, их поведении, положительных качествах личности и т.д.

Предметом внеклассной работы может быть региональный и местный материал, который формирует чувство причастности, к тому, что рассматривается на уроках, способствует эмоционально окрашенному восприятию природных, исторических и культурных объектов. Возможны экскурсии в краеведческий или художественный музей, к местам этнографических, культурных и других памятников, на предприятия художественных промыслов и т.  д.; беседы с очевидцами событий (исторических, культурных), с родными и близкими национальных героев.

7

Характеристика учебного предмета

III. ЦЕННОСТНЫЕ   ОРИЕНТИРЫ       СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО      ПРЕДМЕТА

          Патриотизм и гражданственность: любовь к России, родному краю, своему народу, уважение обычаев и традиций, культуры своего и других народов России, дружба и согласие между народами, верность Родине, служение Отечеству, уважение государственных законов и символов, защитников Отечества, охрана природы, исторических и культурных памятников.

          Духовно-нравственные ценности: ценность человече-ской жизни, бережное отношение ко всему живому, справедливость, милосердие, верность, отзывчивость, сострадание, честность, ответственность, гостеприимство, доброта, дружелюбие, умение прощать, уважение мнения других.

          Семейные ценности: забота о чести семьи, уважение ро-дителей, забота о старших и младших членах семьи, взаимопонимание и доверие, трудолюбие.

          Религии народов России: свобода вероисповедания, веротерпимость, представления о традиционных религиях народов России, их духовно-нравственном значении в жизни людей.

8

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

IV. МЕСТО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ДУХОВНОНРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в IV классе начальной школы и в V классе основной школы выделяется по 17 учебных часов, из расчёта 0/1 часа в неделю. Рекомендуется изучение предмета в последней четверти IV класса и первой четверти V класса по 1 часу в неделю.1

1 Возможен вариант изучения предмета за 34 в 4 классе. В существующий стандарт начального образования (2004 г.) Министерством образования и науки РФ внесены изменения о предмете «Основы религиозных культур и светской этики», который предлагается изучать в 4 классе за 34 ч. Возможно, что когда наступит пора работы по стандарту второго поколения (2009 г.) в 4 классе (на основе этого стандарта и написана программа), на курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» также будет выделено 34 ч. в 4 классе.

9

Место предмета «Основы духовно-нравственной

культуры народов» в учебном плане


V. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения курса «Основы духовнонравственной культуры народов России», а также актуализации полученных знаний и умений по другим предметам начальной школы, у учеников будут сформированы предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Личностные          результаты     изучения          курса    «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

У ученика будут сформированы:

          осознание своей идентичности как гражданина России, члена этнической и религиозной группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям;

          понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого, внимательного отношения между её членами;

          знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение;

          способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на негативные поступки одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовно-нравственными ценностями;

          стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);

          готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

У школьника могут быть сформированы:

          стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступ-ков с общепринятыми нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков другими (одноклассниками, родственниками, учителем);

          осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни и культуре народов России в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности;

          зарождение элементов гражданской, патриотической позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к со-

10

блюдению морально-этических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями, представителями другой национальности.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия Ученик научится:

          организовывать и планировать свои действия, в соответ-ствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;

          контролировать процесс и результаты своей деятельно-сти, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;

          сравнивать результаты своей деятельности и деятельно-сти одноклассников, объективно оценивать их;

          оценивать правильность выполнения действий, осозна-вать трудности, искать их причины и способы преодоления.

Младший школьник получит возможность научиться:

          оценивать свои достижения по овладению знаниями и уме-ниями, осознавать причины трудностей и преодолевать их;

          проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;

          самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится:

          осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправ-ленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;

          осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;

          понимать информацию, представленную в изобрази-тельной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;

          применять для решения задач (под руководством учи-теля) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов; Школьник получит возможность научиться:

          сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и

11

Результаты изучения учебного предмета

дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;

•осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;

          осуществлять исследовательскую деятельность, уча-ствовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится:

          аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);

          сотрудничать с учителем и одноклассниками при реше-нии учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам;

          допускать возможность существования у людей различ-ных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.

Школьник получит возможность научиться:

          принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;

          правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;

          проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;

          участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).

Предметные результаты

В результате изучения курса «Основы духовнонравственной культуры народов России» ученик научится:

• находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации;

12

          определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;

          описывать памятники истории и культуры народов Рос-сии на основе иллюстраций учебника;

          рассказывать (на основе учебника и дополнительных ис-точников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;

          готовить небольшие сообщения о национальных празд-никах, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;

          характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;

          различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;

          рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в се-мье, оценивать характер семейных взаимоотношений;

          оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;

          использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов её населяющих;

          объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;

          приводить примеры беззаветного служения Родине – России.

Школьник получит возможность научиться:

          использовать первоначальные представления о тради-ционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;

          сравнивать обычаи и традиции народов России, ав-торское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;

          находить          на         карте   столицы           национально-

территориальных образований России;

          соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;

13

Результаты изучения учебного предмета

          различать нравственные и безнравственные поступ-ки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;

          использовать дополнительную информацию (слова-ри, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.

14

VI. СОДЕРЖАНИЕ   НАЧАЛЬНОГО    ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО      УЧЕБНОМУ   ПРЕДМЕТУ1

Раздел «Народы России»

Россия – многонациональная страна. Каждый народ России – неотъемлемая её часть. Коренные народы России: русские, народы Поволжья и Урала, Северного Кавказа, Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока – их историческая Родина, язык, традиции и обычаи, народные праздники, художественные промыслы, вхождение в состав России. Национально-территориальные образования Российской Федерации на карте страны.

Уважительное отношение к своему народу, традициям и обычаям других народов многонациональной России.

Раздел «Религии народов России»

Многообразие религий – обогащение духовно-нравственной культуры народов нашей страны. Знакомство с традиционными для народов России религиями: православием, исламом, буддизмом, иудаизмом: когда появились, какие народы исповедуют, основатели религий, священные книги, символы веры и святыни, культовые сооружения и искусство, нравственные заповеди и др. Уважение религиозных чувств россиян, терпимость к иным верованиям.

Раздел «Духовно-нравственные нормы и ценности народов России»

Человек – член общества. Главное богатство страны – люди. Взаимоотношение человека с другими людьми. Общечеловеческие ценности. Духовно-нравственные черты народов России: любовь к Родине, терпимость, отзывчивость, великодушие, гостеприимство, дружелюбие, щедрость, трудолюбие, доброта, сострадание, милосердие и др. Оценка своего поведения, поступков людей (одноклассников, друзей) с позиций общечеловеческих, общероссийских нравственных ценностей.

Расширение представлений о семье – самом близком окружении ребёнка. Семейные традиции в истории народов

1 Часы на изучение содержания учебного предмета даются в вариантах тематического планирования: для 4 и 5 классов, по изучению курса сразу по двум учебникам (для 4 и 5 классов – за 34 ч.

15

Содержание начального общего образования

по учебному предмету


России. Забота о чести семьи. Семейные взаимоотношения: любовь родителей к детям, уважение родителей детьми, почитание старших и забота о младших членах семьи. Уважение мнения других. Обязанности ребёнка в семье.

Художественная литература, фольклор, СМИ, непосредственные наблюдения за поступками людей (в том числе одноклассников) – источники знаний о нравственных ценностях.

Раздел «Наш дом – Россия»

Наша Родина – Российская Федерация (Россия). Любовь к Родине. Понятие «россиянин».

Русский язык – государственный язык нашей страны, средство межнационального общения. Великая русская культура – один из источников объединения народов России. Общероссийские законы и символы. Обязательное исполнение законов, уважение символов страны (гимна, герба, флага).

16

Содержание начального общего образования по учебному предмету

 

18

 Тематическое планирование. Вариант I. 4 класс

 

 

 

 

19

 

20

 Тематическое планирование. Вариант I. 4 класс

21

 Тематическое планирование. 5 класс


23

 Тематическое планирование. 5 класс

 

 

24

 Тематическое планирование. 5 класс


 

26

27

28

 

 

 

29

 

 

30


VIII.     МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ       ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО      ПРОЦЕССА

Программа обеспечивается учебниками для 4 и 5 классов (Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век):

• Ворожейкина Н.И., Заяц Д. В. Основы духовнонравственной культуры народов России. Часть 1. Учебник для

4 класса общеобразовательных учреждений. – 2012;

• Ворожейкина Н.И., Заяц Д. В. Основы духовнонравственной культуры народов России. Часть 2. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – 2012.

Для организации работы с разными источниками информации желательно (по возможности) иметь в классе

         научно-популярные, художественные книги, сборники фольклора народов России для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари, художественные альбомы и др.;

         священные книги и символы традиционных религий

России (для показа);

         государственные символы РФ (флаг, герб, звукозапись гимна);

         настенные карты (России, родного края);

         репродукции картин художников, отражающие материал курса;

         фотографии религиозных и культурных объектов, приро-ды России, вида столиц национально-территориальных образований народов России и др.;

         предметы быта, одежды, художественных промыслов на-родов России.

31

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

ДЛЯ ЗАМЕТОК

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

32

ДЛЯ ЗАМЕТОК

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

33

ДЛЯ ЗАМЕТОК

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

34


СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3 II. Характеристика учебного предмета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5 III. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета . . .8 IV. Место предмета «Основы духовно-нравственной

 культуры народов» в учебном плане . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9 V. Результаты изучения учебного предмета . . . . . . . . . . . . . . . . 10 VI. Содержание начального общего образования

 по учебному предмету . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 VII. Тематическое планирование. Вариант I. 4 класс (17 ч)  . . . . 17  Тематическое планирование.  5 класс (17 ч)  . . . . . . . . . . . . . 22  Тематическое планирование. Вариант II.

 4–5 классы (34 ч)  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

VIII. Материально-техническое обеспечение

 учебного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31

35

Содержание

Учебное издание

Программы общеобразовательных учреждений

Ворожейкина Наталия Ивановна

ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ

КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Программа курса

Поурочно-тематическое планирование:

4 и 5 классы

Редактор Н. В. Байкова

Внешнее оформление и дизайн

Технический редактор

Компьютерная вёрстка А. Э. Королев

Корректор Л. В. Веселова

ООО «Издательство «Ассоциация XXI век» 214004, г. Смоленск, ул. Николаева, д. 27а, 143.

Подписано в печать 10.06.12. Формат 60х90 1/16.

Гарнитура NewtonCSanPin, PragmaticaCSanPin.

Бумага офсетная. Печать офсетная. Объём 9 п. л. Тираж 2 000 экз. Заказ №

Отпечатано в ОАО «Смоленский полиграфический комбинат». г. Смоленск, ул. Смольянинова, 1