Н. И. Ворожейкина
Программа
курса
«Основы духовнонравственной культуры народов России».
Смоленск
Ассоциация XXI век
2012
08.08.2012 11:33:26
УДК 372.8:811.111
ББК 74.268.1Рус
П78
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена учебниками для 4 и 5 классов (авторы Н. И. Ворожейкина, Д. В. Заяц).
Программы общеобразовательных учреждений П78 Основы духовно-нравственной культуры народов России: программа. Поурочно-тематическое планирование: 4-5 классы / Н. И. Ворожейкина. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012. – с. –
Данная программа направлена на приобщение младших школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенных в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях, в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего своё Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.
УДК 372.8:811.111
ББК 74.268.1Рус
ISBN © Ворожейкина Н. И., 2012
© Издательство «Ассоциация XXI век», 2012
Все права защищены
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в начальной школе является важнейшей составляющей многих предметов. В процессе изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные знания и представления об окружающем мире, о прошлом и настоящем родной страны, духовно-нравственной культуре, осмысливать свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны.
Данный курс имеет культурологическую направленность, раскрывает общечеловеческие и общероссийские ценности, в отборе которых в процессе общественного развития участвовали различные религии.
Цель изучения курса «Основы духовнонравственной культуры народов России» – приобщение младших школьников к культурному наследию народов нашей страны, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.
Задачи курса:
• расширение и систематизация знаний и представлений младших школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы;
3
Пояснительная записка
• формирование первоначальных представле-ний о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского общества;
• формирование основ морали, семейных цен-ностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьёй, страной;
• воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов России, толерантное отношение к людям другой культуры;
• развитие информационной культуры младших школьников (об источниках информации, её отборе и применении), возможностей для их активной самостоятельной познавательной деятельности.
4
Пояснительная записка
Основной особенностью учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является его интегративный характер. Его содержание взаимосвязано с другими предметами начальной школы (в первую очередь, «Литературное чтение» и «Окружающий мир», «Изобразительное искусство»), с внеклассной работой, проводимой в школе, с воспитанием детей в семье.
Отбор содержания курса осуществляется в соответствии с ФГОС, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. При этом учитываются возрастные возможности младших школьников и их собственный социальный опыт, направленность материала на выработку у учеников эмоционально-ценностного отношения к изучаемому (людям, их поступкам, религиозным, нравственным заповедям и т. д.). Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности и воспитание патриотических чувств к своей Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), исторической памяти.
Материал курса представлен на «микроуровне» и «макроуровне». В первом случае, это – малая Родина, этническая группа, семья, культурные и религиозные традиции, помогающие младшим школьникам актуализировать, имеющие у них знания, расширить и углубить их, получив (на уровне данной ступени образования) представления об исторических корнях и традициях народа, к которому принадлежит семья учащегося. Во втором – актуализация представлений о России в целом, как многонациональном, поликонфессиональном государстве, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями.
Культурологическая направленность курса предполагает приобщение учащихся к культурному наследию народов нашей страны путём обращения к:
– географии России (сведения о природе и населении);
– истории России и народов её населяющих;
5
Характеристика учебного предмета
– нравственным заповедям традиционных российских ре-лигий;
– произведениям литературы, искусства, историческим ис-точникам, фольклору народов России, СМИ.
Знания, которые получает ученик в начальной школе от класса к классу, как бы накладываются друг на друга, включаются в прочные ассоциативные связи. Известно, что материал оптимально усваивается не когда он абсолютно нов, а когда он включается в уже известное, имеющее корни в сознании учащегося, его воображении. Этому способствует и то, что младший школьный возраст – период интенсивной социализации, обогащения познавательной и эмоционально-ценностной сфер личности ребёнка. Младшие школьники не относятся бесстрастно к сообщаемым сведениям, своим наблюдениям, им свойственно эмоциональное отношение к фактам, поступкам людей, деление их на добрых и злых, плохих и хороших. Положительный нравственный пример из прошлого или настоящего пробуждает у школьников стремление к подражанию, способствует нравственному воспитанию.
Младшие школьники ориентированы на персонифицированные идеалы – яркие, привлекательные образы людей, содержащиеся в истории нашей страны, религиозных и культурных традициях народов России. Они побуждают учеников к эмоциональному отношению к событиям прошлого и настоящего, их участникам, обогащают нравственный опыт личности. Детям особенно интересны люди, жившие в другую эпоху, действующие в иных, чем нынешние условиях. Понять этих людей, увидеть нравственный пример в их поступках – один из приёмов нравственного воспитания школьников.
В формировании духовно-нравственных основ народов России большое значение имеет диалог младших школьников с одноклассниками, учителем, родителями и другими родственниками. Диалог в данном случае:
– является источником новых знаний, актуализации, обобщения и систематизации изученного материала;
– способствует формированию эмоционально-личностного отношения к обсуждаемому материалу, выработке собственной системы ценностей, активизации процессов мышления учащихся;
– развивает культуру общения, повышает интерес к учебе.
6
Характеристика учебного предмета
Диалоговой форме общения на уроках и дома способствуют интерактивная познавательная деятельность, в первую очередь задания под условными знаками «Работай в паре», «Работай в группе», а также беседы на темы, которые дают возможность включить в работу детей их родителей и других родственников.
При изучении курса у учеников развиваются познавательные способности: извлекать и анализировать (с учётом возраста) различного вида информацию, представленную в учебнике, справочной и дополнительной литературе, Интернете и др.) для ответа на вопросы, подготовки небольших сообщений; анализировать и описывать памятники культуры (жилища, культовые объекты, произведения искусства и т.д.); сравнивать бытовые объекты (жилища, одежду и т.д.), авторское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям; приводить мотивированные оценочные суждения о поступках людей, их поведении, положительных качествах личности и т.д.
Предметом внеклассной работы может быть региональный и местный материал, который формирует чувство причастности, к тому, что рассматривается на уроках, способствует эмоционально окрашенному восприятию природных, исторических и культурных объектов. Возможны экскурсии в краеведческий или художественный музей, к местам этнографических, культурных и других памятников, на предприятия художественных промыслов и т. д.; беседы с очевидцами событий (исторических, культурных), с родными и близкими национальных героев.
7
Характеристика учебного предмета
• Патриотизм и гражданственность: любовь к России, родному краю, своему народу, уважение обычаев и традиций, культуры своего и других народов России, дружба и согласие между народами, верность Родине, служение Отечеству, уважение государственных законов и символов, защитников Отечества, охрана природы, исторических и культурных памятников.
• Духовно-нравственные ценности: ценность человече-ской жизни, бережное отношение ко всему живому, справедливость, милосердие, верность, отзывчивость, сострадание, честность, ответственность, гостеприимство, доброта, дружелюбие, умение прощать, уважение мнения других.
• Семейные ценности: забота о чести семьи, уважение ро-дителей, забота о старших и младших членах семьи, взаимопонимание и доверие, трудолюбие.
• Религии народов России: свобода вероисповедания, веротерпимость, представления о традиционных религиях народов России, их духовно-нравственном значении в жизни людей.
8
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в IV классе начальной школы и в V классе основной школы выделяется по 17 учебных часов, из расчёта 0/1 часа в неделю. Рекомендуется изучение предмета в последней четверти IV класса и первой четверти V класса по 1 часу в неделю.1
1 Возможен вариант изучения предмета за 34 в 4 классе. В существующий стандарт начального образования (2004 г.) Министерством образования и науки РФ внесены изменения о предмете «Основы религиозных культур и светской этики», который предлагается изучать в 4 классе за 34 ч. Возможно, что когда наступит пора работы по стандарту второго поколения (2009 г.) в 4 классе (на основе этого стандарта и написана программа), на курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» также будет выделено 34 ч. в 4 классе.
9
Место предмета «Основы духовно-нравственной
культуры народов» в учебном плане
В результате изучения курса «Основы духовнонравственной культуры народов России», а также актуализации полученных знаний и умений по другим предметам начальной школы, у учеников будут сформированы предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).
Личностные результаты изучения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
У ученика будут сформированы:
• осознание своей идентичности как гражданина России, члена этнической и религиозной группы, семьи, гордость за своё Отечество, свой народ, уважительное отношение к другим народам России, их культурным и религиозным традициям;
• понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого, внимательного отношения между её членами;
• знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение;
• способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на негативные поступки одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовно-нравственными ценностями;
• стремление участвовать в коллективной работе (парах, группах);
• готовность оценивать своё поведение (в школе, дома и вне их), учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.
У школьника могут быть сформированы:
• стремление к саморазвитию, соизмерение своих поступ-ков с общепринятыми нравственными нормами, умение сотрудничать, прислушиваться к оценке своих поступков другими (одноклассниками, родственниками, учителем);
• осознание культурного и религиозного многообразия окружающего мира, стремление больше узнать о жизни и культуре народов России в прошлом и настоящем, первоначальный опыт толерантности;
• зарождение элементов гражданской, патриотической позиции, терпимости к чужому мнению, стремление к со-
блюдению морально-этических норм в общении с людьми с ограниченными возможностями, представителями другой национальности.
Регулятивные универсальные учебные действия Ученик научится:
• организовывать и планировать свои действия, в соответ-ствии с поставленными учебно-познавательными задачами и условиями их реализации, искать средства для их осуществления;
• контролировать процесс и результаты своей деятельно-сти, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок;
• сравнивать результаты своей деятельности и деятельно-сти одноклассников, объективно оценивать их;
• оценивать правильность выполнения действий, осозна-вать трудности, искать их причины и способы преодоления.
Младший школьник получит возможность научиться:
• оценивать свои достижения по овладению знаниями и уме-ниями, осознавать причины трудностей и преодолевать их;
• проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
• самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные универсальные учебные действия Ученик научится:
• осознавать учебно-познавательную задачу, целенаправ-ленно решать её, ориентируясь на учителя и одноклассников;
• осуществлять поиск и анализ необходимой информации для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми;
• понимать информацию, представленную в изобрази-тельной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму;
• применять для решения задач (под руководством учи-теля) логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений и выводов; Школьник получит возможность научиться:
• сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения учебных задач, включая справочную и
Результаты изучения учебного предмета
дополнительную литературу, Интернет; обобщать и систематизировать её;
•осуществлять оценочные действия, включающие мотивацию поступков людей;
• осуществлять исследовательскую деятельность, уча-ствовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия Ученик научится:
• аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
• сотрудничать с учителем и одноклассниками при реше-нии учебных задач; проявлять готовность к совместной деятельности в группах, отвечать за результаты своих действий, осуществлять помощь одноклассникам;
• допускать возможность существования у людей различ-ных точек зрения, проявлять терпимость и доброжелательность к одноклассникам.
Школьник получит возможность научиться:
• принимать во внимания советы, предложения других людей (учителей, одноклассников, родителей) и учитывать их в своей деятельности;
• правильно использовать в речи понятия и термины, необходимые для раскрытия содержания курса (исторические, культурологические, обществоведческие и др.); вести диалог со знакомыми и незнакомыми людьми;
• проявлять инициативу в поиске и сборе различного рода информации для выполнения коллективной (групповой) работы;
• участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (небольшие сообщения, сочинения, презентации).
В результате изучения курса «Основы духовнонравственной культуры народов России» ученик научится:
• находить на карте национально-территориальные образования Российской Федерации;
• определять влияние природных условий на жизнь и быт людей;
• описывать памятники истории и культуры народов Рос-сии на основе иллюстраций учебника;
• рассказывать (на основе учебника и дополнительных ис-точников информации) о традиционных религиях, обычаях и традициях народов России;
• готовить небольшие сообщения о национальных празд-никах, народных промыслах народов России, защитниках Отечества, национальных героях;
• характеризовать духовно-нравственные черты народов России, основываясь на традиционных религиях, фольклоре и других источниках;
• различать хорошие и плохие поступки людей, оценивать их с общепринятых нравственных позиций;
• рассказывать о составе семьи, своих обязанностей в се-мье, оценивать характер семейных взаимоотношений;
• оценивать, приводя примеры, своё поведение в семье, школе и вне их;
• использовать полученные в курсе «Окружающий мир» знания о правах и обязанностях граждан России, государственной символике, государственных институтах и др. для формирования представлений о России, как общем доме для народов её населяющих;
• объяснять значение понятий «малая родина», «Родина», «россиянин»;
• приводить примеры беззаветного служения Родине – России.
Школьник получит возможность научиться:
• использовать первоначальные представления о тради-ционных религиях народов России, их нравственных заповедях в общении с одноклассниками и другими людьми;
• сравнивать обычаи и традиции народов России, ав-торское и своё отношение к литературным героям, реальным событиям и людям;
• находить на карте столицы национально-
территориальных образований России;
• соблюдать нравственные нормы поведения в семье, школе, общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших;
Результаты изучения учебного предмета
• различать нравственные и безнравственные поступ-ки, давать оценку своим поступкам и стараться избавиться от недостатков;
• использовать дополнительную информацию (слова-ри, энциклопедии, детскую художественную литературу, Интернет) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения сведений об образе жизни, обычаях и традициях, религиях народов России для создания собственных устных и письменных сообщений, презентаций.
14
Россия – многонациональная страна. Каждый народ России – неотъемлемая её часть. Коренные народы России: русские, народы Поволжья и Урала, Северного Кавказа, Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока – их историческая Родина, язык, традиции и обычаи, народные праздники, художественные промыслы, вхождение в состав России. Национально-территориальные образования Российской Федерации на карте страны.
Уважительное отношение к своему народу, традициям и обычаям других народов многонациональной России.
Многообразие религий – обогащение духовно-нравственной культуры народов нашей страны. Знакомство с традиционными для народов России религиями: православием, исламом, буддизмом, иудаизмом: когда появились, какие народы исповедуют, основатели религий, священные книги, символы веры и святыни, культовые сооружения и искусство, нравственные заповеди и др. Уважение религиозных чувств россиян, терпимость к иным верованиям.
Человек – член общества. Главное богатство страны – люди. Взаимоотношение человека с другими людьми. Общечеловеческие ценности. Духовно-нравственные черты народов России: любовь к Родине, терпимость, отзывчивость, великодушие, гостеприимство, дружелюбие, щедрость, трудолюбие, доброта, сострадание, милосердие и др. Оценка своего поведения, поступков людей (одноклассников, друзей) с позиций общечеловеческих, общероссийских нравственных ценностей.
Расширение представлений о семье – самом близком окружении ребёнка. Семейные традиции в истории народов
1 Часы на изучение содержания учебного предмета даются в вариантах тематического планирования: для 4 и 5 классов, по изучению курса сразу по двум учебникам (для 4 и 5 классов – за 34 ч.
Содержание начального общего образования
по учебному предмету
России. Забота о чести семьи. Семейные взаимоотношения: любовь родителей к детям, уважение родителей детьми, почитание старших и забота о младших членах семьи. Уважение мнения других. Обязанности ребёнка в семье.
Художественная литература, фольклор, СМИ, непосредственные наблюдения за поступками людей (в том числе одноклассников) – источники знаний о нравственных ценностях.
Наша Родина – Российская Федерация (Россия). Любовь к Родине. Понятие «россиянин».
Русский язык – государственный язык нашей страны, средство межнационального общения. Великая русская культура – один из источников объединения народов России. Общероссийские законы и символы. Обязательное исполнение законов, уважение символов страны (гимна, герба, флага).
Содержание начального общего образования по учебному предмету
|
|
|
Тематическое планирование. Вариант I. 4 класс
|
|
|
|
Тематическое планирование. Вариант I. 4 класс
Тематическое планирование. 5 класс
Тематическое планирование. 5 класс
|
|
Тематическое планирование. 5 класс
|
|
|
|
|
|
30
Программа обеспечивается учебниками для 4 и 5 классов (Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век):
• Ворожейкина Н.И., Заяц Д. В. Основы духовнонравственной культуры народов России. Часть 1. Учебник для
4 класса общеобразовательных учреждений. – 2012;
• Ворожейкина Н.И., Заяц Д. В. Основы духовнонравственной культуры народов России. Часть 2. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – 2012.
Для организации работы с разными источниками информации желательно (по возможности) иметь в классе
– научно-популярные, художественные книги, сборники фольклора народов России для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари, художественные альбомы и др.;
– священные книги и символы традиционных религий
России (для показа);
– государственные символы РФ (флаг, герб, звукозапись гимна);
– настенные карты (России, родного края);
– репродукции картин художников, отражающие материал курса;
– фотографии религиозных и культурных объектов, приро-ды России, вида столиц национально-территориальных образований народов России и др.;
– предметы быта, одежды, художественных промыслов на-родов России.
31
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
32
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
33
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
34
I. Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3 II. Характеристика учебного предмета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5 III. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета . . .8 IV. Место предмета «Основы духовно-нравственной
культуры народов» в учебном плане . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9 V. Результаты изучения учебного предмета . . . . . . . . . . . . . . . . 10 VI. Содержание начального общего образования
по учебному предмету . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 VII. Тематическое планирование. Вариант I. 4 класс (17 ч) . . . . 17 Тематическое планирование. 5 класс (17 ч) . . . . . . . . . . . . . 22 Тематическое планирование. Вариант II.
4–5 классы (34 ч) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
VIII. Материально-техническое обеспечение
учебного процесса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Содержание
Учебное издание
Программы общеобразовательных учреждений
Ворожейкина Наталия Ивановна
ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
Программа курса
Поурочно-тематическое планирование:
4 и 5 классы
Редактор Н. В. Байкова
Внешнее оформление и дизайн
Технический редактор
Компьютерная вёрстка А. Э. Королев
Корректор Л. В. Веселова
ООО «Издательство «Ассоциация XXI век» 214004, г. Смоленск, ул. Николаева, д. 27а, 143.
Подписано в печать 10.06.12. Формат 60х90 1/16.
Гарнитура NewtonCSanPin, PragmaticaCSanPin.
Бумага офсетная. Печать офсетная. Объём 9 п. л. Тираж 2 000 экз. Заказ №
Отпечатано в ОАО «Смоленский полиграфический комбинат». г. Смоленск, ул. Смольянинова, 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.