Класс: 6
Тема: На пути к жизненному успеху.
Тип урока: урок изучения нового материала с применением игровой технологии и ИКТ.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о составляющих жизненного успеха, пути его достижения и образе жизни.
1. Личностные: формирование ценности трудовой деятельности, способствовать применению полученной информации в практической деятельности;
2. Метапредметные: продолжить формирование умений обобщать, делать выводы, согласовывать свои действия с действиями других;
а. Образовательная – сформировать у обучающихся представление об успехе в жизни, признании обществом заслуг людей, отличившихся в каком-либо деле, сфере деятельности;
б. Развивающая – развивать у обучающихся целеустремленность, настойчивость, трудолюбие;
в. Воспитательная – воспитывать у обучающихся стремление реализовать свои возможности и способности, добиться успеха в жизни.
3.Предметные: сформировать у учащихся представление о составляющих жизненного успеха и образа жизни; продолжить развитие коммуникативных способностей: грамотно задавать вопросы и отвечать на них.
Оборудование: учебник «Обществознание» 6 класс Л. Н. Боголюбова М.: Просвещение2012г., презентация, компьютер, проектор, лист для самостоятельной работы( Приложение № 1), лист самооценки на каждого ученика (Приложение № 2).
СТРУКТУРА УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
III. Изучение нового материала
1) Что такое жизненный успех?
2) Пути достижения жизненного успеха? (составляющие жизненного успеха)
3) Как стать успешным?
IV. Обобщение и систематизация знаний уч-ся
V. Итоги урока
VI. Домашнее задание
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Добрый день ребята. Я рада приветствовать вас на уроке обществознания. Один ни кому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми средствами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление. Каждый из нас хочет того или нет оставляет следы в своей жизни. Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться хорошими ответами, тем самым оставит как можно следов. Чтобы увидеть, кто больше всех наследил на уроке, за хорошие ответы вы будете брать себе следы.
II. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания
1. Что такое потребности?
2. Какие есть у человека потребности?
3. Что составляет духовный мир человека?
Вопросы «В классе и дома» стр. 40
III. Изучение нового материала.
Обратите внимание на следующее выражение «жизненный путь».
Как вы понимаете это выражение? Попробуем выстроить свой жизненный путь.
«Методика мой жизненный путь»
Ø Нарисуйте на листе бумаги стрелу, идущую вверх. Это ваша жизнь, она не имеет конца и направлена на вверх
Ø Отметьте начало этого пути. Это ваша дата рождения. Теперь отметьте на жизненном отрезке возраст, в котором вы сейчас находитесь.
Ø Теперь отметьте, пожалуйста, желаемый или предполагаемый возраст, в котором вы хотели бы находиться.
Ø «Галочкой» - отметьте значимые события прошлого.
Фактически получается, что вы разделили свой жизненный путь на прошлое настоящее и будущее.
Ø Нужно ли планировать свою жизнь?
Ø Обратите внимание на тему нашего урока и на ваш рисунок. Есть ли связь между ними?
Ø А какую цель может сформулировать каждый из вас для себя, изучая тему сегодняшнего урока?
Цель нашего урока – выяснить из чего же состоит жизненный успех, какие есть пути его достижения.
Сегодня я приглашаю Вас к разговору, тема которого «На пути к жизненному успеху». Откройте, пожалуйста, тетрадь, запишите дату, тему урока.
План урока:
1) Что такое жизненный успех?
2) Пути достижения жизненного успеха? (составляющие жизненного успеха)
3) Как стать успешным?
Другими словами, сейчас мы с вами будем выяснять – как стать или… быть успешным в жизни человеком!!!»
Задание «Что такое успех?»
Сейчас закончите фразу «Что такое успех?», выбрав одно существительное из всего многообразия. Запишите только одно Ваше предположение. Аргументируйте Ваш выбор.
Вывод: Все мы разные и у нас разные потребности. Для одного человека его успех – это хорошая семья, любимая работа и преданные друзья. Для другого – это карьера и богатство. У каждого свои приоритеты и ценности.
Обратите внимание на фотографии. Визуализация наглядных материалов (фото знаменитых и успешных людей).
Фронтальная работа:
Ø Можно ли этих людей назвать успешными? Аргументируйте свой ответ.
Ø Какие качества личности позволили им стать успешными?
- Владимир Путин, Юрий Гагарин, Евгений Плющенко. Люди успешные, знаменитые. Можно ли сказать, что те люди, которые не знамениты и не богаты – не успешны? (ответы учащихся)
Вывод: Конечно, нет, все мы разные и у нас разные потребности. Значит, и составляющие успеха у нас разные.
Ø Что, прежде всего, необходимо, чтобы добиться успеха? (ответы учащихся)
И если цель тебе видна.
Иди, не бойся оступиться,
На то и жизнь тебе дана.
Запись в тетради: Формула успеха:
Успех = цель+
Какая связь существует между словами «успеть» и «успех»? (нужно стараться всё успевать, делать вовремя и тогда непременно будет ждать успех!)
- А как вы думаете, без чего успех невозможен? (без труда)
Давайте вспомним пословицы о труде:
1. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
2. Терпенье и труд всё перетрут.
3. Любишь кататься – люби и саночки возить.
Молодцы, ребята!
Что нужно человеку для счастливой и благополучной жизни? Мудрецы и философы во все времена искали ответ на этот вопрос. Одни видели смысл жизни в удовольствиях: ведь это первое к чему тянется человек, без этого нельзя представить его счастливым. Другие предлагали ограничиться лишь удовлетворением самых необходимых потребностей (в еде, сне), а счастье видели в самом человеке, в его внутреннем мире.
И в доказательство этого вы сейчас прочитаете рубрику «Путешествие в прошлое» стр. 41 и ответите на вопрос: как учил жить Диоген? В чём он видел богатство человека? (движение, труд, свобода), его талант? (малые потребности), цель жизни? (развитие и укрепление силы тела и духа).
Давайте вспомним, труд – это? (ответы учащихся). Определение труда написать на слайде, выделив часть «для удовлетворения своих потребностей» Значит, какие составляющие стоит добавить к формуле успеха?
Запись в тетради: Успех = цель + труд +состояние удовлетворения от труда
Ø А когда для человека работа в радость? (когда ему нравится эта работа)
Ø Обратимся к учебнику и проверим правильность ваших суждений.
Ø Прочтите материал на (с.42) Готовимся выбирать профессию. Вывод: правильный выбор – это тоже составляющая успеха. Давайте продолжим записывать формулу успеха.
Запись в тетради: Успех = цель + труд + состояния удовлетворения от труда + правильный выбор
- Напомните, мне, пожалуйста, определение слова «человек».
- А что это значит: Человек – существо биосоциальное?
- Как нам известно из предыдущих тем, человек - существо общественное, поэтому закономерно, что успеху, как правило, способствует общество, в котором живёт индивид.
- Кто, на ваш взгляд, помогает вам достичь успеха на данном этапе вашего развития? (предполагаемые ответы учащихся).
-Человек, который имеет любимую работу и делает успехи или имеет почитателей своего таланта, без домашнего очага не может быть полностью доволен жизнью. Только семейное благополучие может сделать человека по-настоящему счастливым. И такие люди свой жизненный успех связывают с теплотой, зарядом положительной энергии, получаемой в кругу семьи.
- В связи с этим, что стоит добавить в формулу успеха?
Запись в тетради: Успех = цель + труд + состояния удовлетворения от труда + правильный выбор + понимание и поддержка близких людей.
Посмотрите на формулу успеха и сформулируйте определение слова «УСПЕХ».
Успех – это осуществление намеченной цели и состояние удовлетворения, счастья от этого, понимание и поддержка окружающих. (записать в тетрадь)
Физкультминутка:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Мы руки поднимаем,
И руки опускаем.
Понянулись высоко
и вдохнули глубоко.
Мы наши пальцы разомнем,
И вновь писать начнем.
IV. Обобщение и систематизация знаний уч-ся
Ребята заполните листы для самостоятельной работы.
Лист для самостоятельной работы
Дорисуйте стрелки на схеме. Красным цветом обозначь наиболее важные связи, синим – менее важные, чёрным – те, что мешают на пути к успеху.
Настойчивость Требовательность Трудолюбие
Неуступчивость Удача Целеустремлённость
Путь к успеху
Честность Умение Желание
сочувствовать узнавать новое
Тактичность Усердие Напористость
1. Какие качества личности Вы отметили как наиболее важные и почему?
2. Какие качества личности, на Ваш взгляд, мешают на пути к успеху? Аргументируйте свой ответ.
Лист для самостоятельной работы
Используя уже имеющиеся буквы, разгадай кроссворд, в котором зашифрованы качества личности, необходимые для достижения успеха
|
Т |
|
||||||||||||||||||||||||
|
Е |
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
П |
|
|
О |
|
|
|
|
Т |
|
|||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
А |
|
|
|
Т |
|
|||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
Т |
|
Р |
|
|
|
И |
|
|
|||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
Х |
А |
|
|
|
Т |
|
|
|
||||||||||||||||||
V. Итоги урока
Учитель обращает внимание ребят на листы самооценки и предлагает их заполнить.
Самооценка обучающихся
1. Чему я научился на уроке?________________________________
2. Что осталось непонятным?_____________________________
3.Какую роль я выполнял (а) на уроке: слушателя, участника обсуждения главных вопросов темы (нужное подчеркнуть).
4. Запишите количество ваших «следов»_____________________
5. Моя оценка за урок _____
У каждого из нас свой жизненный путь, своя дорога – длиною в жизнь. И только от нас с вами зависит – какой она будет: интересной, насыщенной, продуктивной или скучной и бессмысленной.
А вам, друзья, хочу сказать:
"Себе ведь надо доверять,
И сильно верить в свой успех,
И добрым другом быть для всех.
Идите, думайте, дерзайте.
И о мечте не забывайте.
Мечта, как птица, сквозь года.
К успеху путь найдет всегда!
VI. Домашнее задание
В дневниках запишите домашнее задание:
Параграф 5,читать; сочинение на тему «Мой жизненный путь» или ответьте на следующие вопросы:
1) Чего я хочу достигнуть в жизни?
2) Как я это планирую сделать?
3) Какие знания мне понадобятся?
4) Какие качества необходимо в себе развивать?
Лист для самостоятельной работы
Дорисуйте стрелки на схеме. Красным цветом обозначь наиболее важные связи, синим – менее важные, чёрным – те, что мешают на пути к успеху.
Настойчивость Требовательность Трудолюбие
Неуступчивость Удача Целеустремлённость
Путь к успеху
Честность Умение Желание
сочувствовать узнавать новое
Тактичность Усердие Напористость
1. Какие качества личности Вы отметили как наиболее важные и почему?
2. Какие качества личности, на Ваш взгляд, мешают на пути к успеху? Аргументируйте свой ответ.
Лист для самостоятельной работы
Используя уже имеющиеся буквы, разгадай кроссворд, в котором зашифрованы качества личности, необходимые для достижения успеха.
|
Т |
|
||||||||||||||||||||||||
|
Е |
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
П |
|
|
О |
Б |
|
|
С |
Т |
|
|||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
А |
|
|
|
Т |
|
|||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
Т |
|
Р |
|
|
|
И |
|
|
|||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
Х |
А |
|
|
|
Т |
|
Р |
|
||||||||||||||||||
Лист самооценки
Самооценка обучающихся
1. Чему я научился на уроке?________________________________
2. Что осталось непонятным?_____________________________
3.Какую роль я выполнял (а) на уроке: слушателя, участника обсуждения главных вопросов темы (нужное подчеркнуть).
4. Запишите количество ваших «следов»_____________________
5. Моя оценка за урок _____
Лист самооценки
Самооценка обучающихся
1. Чему я научился на уроке?________________________________
2. Что осталось непонятным?_____________________________
3.Какую роль я выполнял (а) на уроке: слушателя, участника обсуждения главных вопросов темы (нужное подчеркнуть).
4. Запишите количество ваших «следов»_____________________
5. Моя оценка за урок _____
Лист самооценки
Самооценка обучающихся
1. Чему я научился на уроке?________________________________
2. Что осталось непонятным?_____________________________
3.Какую роль я выполнял (а) на уроке: слушателя, участника обсуждения главных вопросов темы (нужное подчеркнуть).
4. Запишите количество ваших «следов»_____________________
5. Моя оценка за урок _____
Лист самооценки
Самооценка обучающихся
1. Чему я научился на уроке?________________________________
2. Что осталось непонятным?_____________________________
3.Какую роль я выполнял (а) на уроке: слушателя, участника обсуждения главных вопросов темы (нужное подчеркнуть).
4. Запишите количество ваших «следов»_____________________
5. Моя оценка за урок _____
Лист самооценки
Самооценка обучающихся
1. Чему я научился на уроке?________________________________
2. Что осталось непонятным?_____________________________
3.Какую роль я выполнял (а) на уроке: слушателя, участника обсуждения главных вопросов темы (нужное подчеркнуть).
4. Запишите количество ваших «следов»_____________________
5. Моя оценка за урок _____
Лист самооценки
Самооценка обучающихся
1. Чему я научился на уроке?________________________________
2. Что осталось непонятным?_____________________________
3.Какую роль я выполнял (а) на уроке: слушателя, участника обсуждения главных вопросов темы (нужное подчеркнуть).
4. Запишите количество ваших «следов»_____________________
5. Моя оценка за урок _____
Лист самооценки
Самооценка обучающихся
1. Чему я научился на уроке?________________________________
2. Что осталось непонятным?_____________________________
3.Какую роль я выполнял (а) на уроке: слушателя, участника обсуждения главных вопросов темы (нужное подчеркнуть).
4. Запишите количество ваших «следов»_____________________
5. Моя оценка за урок _____
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.