ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ
Класс: 4 «Б»
Тема урока: На великий праздник собралася Русь.
Тип урока: урок «открытие» нового знания
Цель: закрепить и расширить ранее изученные представления о патриотической песне.
Задачи:
-освоение знаний о образах «святых» на древней Руси
- овладение умениями исполнять военно-патриотические песни, анализировать музыкальные произведения.
- развитие вокально-хоровых навыков
Планируемые результаты:
Личностные результаты |
Метапредметные результаты |
Предметные результаты |
1. ЛУУД-развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству. 2. ЛУУД-формирование интереса к музыке и музыкальной деятельности;
|
1.ПУУД-формирование у младших школьников умения размышлять о музыке и личностной оценке её содержания 2.КУУД-умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений 3.РУУД-овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа музыкальных произведений 4.КУУД-умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности |
1. воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности. 2. воспитание исполнительской и слушательской культуры, музыкального вкуса. |
Оснащение урока:
Музыкальный ряд: Кантата. «Александр Невский», русская народная песня «Как у дяди Трифона», русская народная песня «Солдатушки-бравы ребятушки», русская народная песня «Славны были наши деды», русская народная песня «На горе-то калина».
Зрительный ряд: картина «И клятву верности сдержали»
Материалы для учащихся:
Материалы для учителя (оборудование): проектор, компьютер, аудио-записи
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Методы обучения, КРР |
1. Мотивация к учебной деятельности |
Приветствует учеников, представляется и настраивает на урок. -Здравствуйте! Меня зовут Маргарита Витальевна, и сегодня урок музыки проведу я. Мне очень приятно всех вас видеть. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь, пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно и открыть что-то новое. Сядьте те, кто хочет сегодня получить 5 |
Настраиваются на урок.
Приветствуют учителя
|
формирование интереса к музыке и музыкальной деятельности(ЛУУД) |
Приветствие Метод эмоциональной драматургии Формирование готовности восприятия учебного материала |
2. Актуализация опорных знаний |
-Для того чтобы узнать что-то новое, повторим, то что изучали ранее. -Давайте повторим песню «На горе-то калина». -Ребята, давайте, исполним песню «Солдатушки - бравы ребятушки» бодро и четко всем классом, попытаемся передать шаг солдат. -О чём эта песня? Чему посвящена эта песня?
|
Поют песню «На горе-то калина»
Маршируют классом под песню «Солдатушки – бравы ребятушки» -О солдатах, она посвящена солдатам, защитникам нашей родины. |
умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений (КУУД) |
Повторение
Подводящий диалог
|
3. Организация познавательной деятельности 3.1.Целеполагание
3.2. Открытие нового знания
3.2.1. Восприятие
3.2.2. Вокально-хоровая работа
3.2.2.1 Творческое задание
3.3. Повторение и включение в систему знаний |
-Верно! И тема нашего урока будет звучать так: «На великий праздник собралася Русь!» -В русском фольклоре и в творчестве композиторов есть произведения, которые славят героев, защитников Родины. Некоторые из них вы уже знаете-это песни «Солдатушки-бравы ребятушки», и кантаты неизвестных авторов «Радуйся, Русско земле». -На прошлом уроке вы говорили о великом подвиге Александра Невского. (СЛАЙД1) -Сейчас я напомню вам об Александре Невском. -Александр Невский - русский полководец, под предводительством, его прошла битва на Чудском озере, в которой русские одержали победу над германскими, шведскими и литовскими войсками. Утром 4 апреля началась великая битва. Александр Невский заметил, что враги и их кони были одеты в тяжёлые железные доспехи, а наши солдаты были налегке. Битва, как уже было сказано выше проходила на берегах Чудского озера, но озеро еще было покрыто льдом. Александр Невский начал заманивать врага на середину озера. Он правильно рассчитал, что лед не выдержит тяжелых доспехов противника, и враг пошел ко дну со своими тяжёлыми доспехами. Именно поэтому битву назвали «Ледовое побоище». -Подвигу Александра Невского была посвящена кантата. С.С Прокофьева, которую вы слушали на прошлом уроке. -Что такое кантата?(повесить на доску) Кантата – музыкальное произведение для солистов, хора и оркестра. -И теперь сядьте по удобнее, спинки выровняйте и приготовьтесь к просмотру видео-фрагмента из фильма «Александр Невский» финал кантаты, который называется «Вставайте люди русские» звучат такие слова( повесить слова на доску). -Слушаем музыку в тишине, не разговариваем. После прослушивания постарайтесь ответить на вопросы: -О чем поется в кантате? -Какое настроение она передает? -Кто такой Александр Невский? -На каком озере происходило сражение? -Как назвали битву?
-Ещё один великий, русский композитор Михаил Иванович Глинка, который прославлял Героев Отечества, написал оперу «Иван Сусанин». -Иван Сусанин- русский национальный герой, крестьянин из села Домнино, прославившийся спасением царя Михаила Романова, который должен был избраться на трон от отряда «Ляхов», которые хотели воспрепятствовать этому. -Ляхи заставляли Сусанина, показать где прячется молодой царь Романов. Крестьянин согласился и повел поляков, но в противоположную сторону — к болотам и лесам. Зайдя в самую глубь леса поляки поняли, что идут в другую сторону и начали пытать Сусанина. Крестьянин принял мучительную смерть, но не рассказал, где прятался царь. -И сейчас мы прослушаем эпилог( заключительную часть) оперы «Иван Сусанин», мощный хор «Славься». -Сядьте по удобнее, спинки выровняйте и приготовьтесь к прослушиванию. -Слушаем музыку в тишине, не разговариваем. Слушанье хора «Славься». -О чём поёт хор? -Кто такой Иван Сусанин? -Какой подвиг он совершил? -На прошлом уроке, вы разучивали песню «Славны были наши деды», вы выучили первый куплет и припев, сегодня мы с вами разучим 2,3 куплет, но для начала давайте прослушаем песню, пока будем слушать помните, что спинку держим ровно, руки перед собой, ножками упираемся в пол. -Пока будете слушать, подумайте, о чем поется в песне и какое настроение она нам передает. -О чем же пелось в песне? - Какая песня была по настроению? - -Ребята, посмотрите на слова песни. --Какие слова вам непонятны?(объяснение не понятных слов). Разучивание песни(ПРИЛОЖЕНИЕ) - Замечательно ребята мы исполнили песенку. -Как называется песня, которую мы с вами сейчас исполнили? -Понравилась ли вам песня? Я предлагаю нам, поиграть в игру «Как у дяди Трифона». Встанем в круг, сейчас я включу песню, и мы с вами будем водить хоровод под неё и подпевать. Когда вы услышите слова «друг на друга всё глядели, вместе делали вот так..» , останавливаемся и повторяем за мной движения. -О каких русских героях мы сегодня говорили? -Какой подвиг совершил Александр Невский? -Как называлось сражение, которое проходило под предводительством Александра Невского? -Какой подвиг совершил Иван Сусанин? -Какую песню мы сегодня с вами выучили и исполнили? |
Слушают рассказ учителя.
Вспоминают прослушанные песни.
Слушают рассказ об Александре Невском.
Кантата – музыкальное произведение для солистов, хора и оркестра.
Принимают удобную позу.
Слушают финал кантаты «Вставайте люди русские».
Отвечают на вопросы учителя. -Солдаты призывают людей на славный бой. -бодрое, активное, веселое -Русский полководец. -На Чудском озере. -Ледовое побоище
Слушают учителя.
Принимают удобную позу для слушанья.
Прослушивание музыкального произведения.
-Национальный герой, крестьянин -Жертвуя собой он спас царя Романова.
Слушают песню «Славны были наши деды»
-О дедах наших, которые защищали нас. -Разбирают с учителем не понятные слова.
-Разучивание песни
-«Славны были наши деды»
-Да
Играют в игру «Как у дяди Трифона»
-Мы говорили об Александре Невском и Иване Сусанином -Великий полководец
-«Ледовое побоище»
-Спас царя от отряда поляков
-«Славны были наши деды»
|
умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности(КУУД)
формирование интереса к музыке и музыкальной деятельности(ЛУУД)
формирование у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания(ПУУД)
умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений(КУУД)
овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа музыкальных произведений(РУУД)
формирование у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания(ПУУД)
формирование интереса к музыке и музыкальной деятельности(ЛУУД)
развитие музыкально-эстетического чувство, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству(ЛУУД)
формирование у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания (ПУУД)
умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности(КУУД)
|
Метод наблюдения за музыкой
Рассказ
Рассказ
Метод стимулирования занимательным содержанием
Метод наблюдения за музыкой
Метод выход за пределы музыки
Метод размышления о музыке.
Метод наблюдения за музыкой
Метод размышления о музыке.
Практическая работа
Метод создания композиции
Повторение Беседа |
4. Рефлексия учебной деятельности |
Наш урок, ребята, подошёл к концу. Музыка учит нас любить, защищать Россию и гордиться своей Родиной. Я надеюсь, что и вы тоже никогда не перестанете любить свою родину, свою Россию, свою Державу. Урок окончен. До свидания! |
Слушают учителя Прощаются с учителем.
|
овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа музыкальных произведений (РУУД) |
Беседа
Метод самооценки «Аргументации своего ответа». |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сейчас мы с вами разучим ВТОРОЙ куплет, начинаем разучивать первые
две строчки,, я вам сейчас проговорю, а вы внимательно слушайте и запоминайте,
потом мы повторим их все вместе
Твёрд ещё наш штык трёхгранный,
Голос чести не замолк,
А теперь повторите вы, внимание иии..(повторяют2 раза)
Хорошо!
Теперь начинаем разучивать вторые две строчки, я вам их сейчас проговорю:
Как пойдём вперёд мы славно,
Дружно, первый русский полк!
А теперь повторите вы, внимание иии..(повторяют 2 раза)
Хорошо!
А теперь давайте все вместе проговорим все четыре строчки, которые мы с вами выучили. Сейчас я вам их напомню, слушайте внимательно:
Твёрд ещё наш штык трёхгранный,
Голос чести не замолк
Как пойдём вперёд мы славно,
Дружно, первый русский полк!
Отлично, сейчас мы с вами споем два куплета, все вместе. Вступаем по моей руке иии…
А сейчас мы с вами разучим третий куплет, начинаем разучивать первые две строчки,, я вам сейчас проговорю, а вы внимательно слушайте и запоминайте, потом мы повторим их все вместе
От Петра до Александра
Верным полк наш был всегда.
А теперь повторите вы, внимание иии..(повторяют2 раза)
Хорошо!
Теперь начинаем разучивать вторые две строчки, я вам их сейчас проговорю:
В поле брани, не робея,
Грудью служим завсегда. А теперь повторите вы, внимание иии..(повторяют2 раза)
Хорошо!
А теперь давайте все вместе проговорим все четыре строчки которые мы с вами выучили. Сейчас я вам их напомню, слушайте внимательно:
От Петра до Александра
Верным полк наш был всегда.
В поле брани, не робея,
Грудью служим завсегда.
Отлично, сейчас мы с вами споем все три куплета, все вместе. Вступаем по моей руке.
Поём всю песню.
САМОАНАЛИЗ УРОКА МУЗЫКИ
Класс: 4 «Б»
Тема урока: На великий праздник собралася Русь.
Тип урока: урок «открытие» нового знания
Цель: закрепить и расширить ранее изученные представления о патриотической песне.
Задачи:
-освоение знаний о образах «святых» на древней Руси
- овладение умениями исполнять военно-патриотические песни, анализировать музыкальные произведения.
- развитие вокально-хоровых навыков
Отражение в содержании урока работы, направленной на формирование УУД:
личностных результатов:
- ЛУУД- формирование интереса к музыке и музыкальной деятельности, формировалась на этапе мотивация к учебной деятельности, вокально-хоровая работа с помощью методов: Приветствие Метод эмоциональной драматургии, формирование готовности восприятия учебного материала. Использовалось нетрадиционное приветствие.
- ЛУУД--развитие музыкально-эстетического чувство, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству; формировалась на этапе целеполагание , восприятие, с помощью методов: метод художественного контекста, рассказ.
метапредметных результатов:
Регулятивные:
- РУУД- –умение овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа музыкальных произведений; формировалась на этапе открытия нового знания, рефлексия учебной деятельности с помощью методов: Метод стимулирования занимательным содержанием , беседа, метод размышления о музыке, метод создания композиции.
Познавательные(ПУУД):
- формирование у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания, формировалась на этапах открытие нового знания, восприятие, вокально-хоровая работа, с помощью методов: размышления о музыке, беседа, рассказ, метод создания композиции.
Коммуникативные:
- КУУД-умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений, формировалась на этапе актуализации опорных знаний, творческое задание, с помощью методов повторение, метод создания композиции, практическая работа, творческая работа.
- КУУД-умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности, формировалась на этапе открытия нового знания с помощью методов :подводящий диалог, беседа, рассказ.
Предметные результаты:
-воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности.
-воспитание исполнительской и слушательской культуры, музыкального вкуса.
Отражение деятельности учителя на занятии:
Отражена научная правильность освещения материала, его соответствие возрастным возможностям учащихся, воспитательная направленность
На уроке учитывалась , культура речи – грамотность, выразительность, красноречие;
Присутствовали такие качества личности, как увлеченность, артистизм;
Сформирована тактичность, адекватная реакция на реплики, вопросы, поведение обучающихся;
На уроке присутствовало вовлечение всех учащихся в деятельность;
На уроке был создан благоприятный психологический климат, атмосфера сотрудничества, доброжелательности, взаимопонимания)
Я считаю, что мне удалось включить детей в запланированную деятельность на всех этапах урока. Организованная работа позволила обучающимся ориентироваться без труда в своей системе знаний, находить ответы на различные вопросы. На занятии также был соблюден личностно-ориентированный подход и демократический стиль общения. Была создана доброжелательная, дружеская атмосфера, что, с воспитательной точки зрения, способствовало формированию у детей интереса к изучению музыки. Помимо этого, возникали и затруднения, но с помощью понимания и правильной реакции, они были в итоге устранены.
Таким образом, могу сказать, что на данном уроке были реализованы цель и все поставленные задачи, о чем свидетельствует демонстрируемые знания. Владение материалом урока было соответствующим. Использовалась информация соответствующая возрастным особенностям, присутствовала воспитательная направленность.
Я считаю, что цель урока была достигнута с помощью различных форм заданий, предложенных учителем. Критерием оценивания являются освоенные, демонстрируемые знания, а также сформированные УУД через различные виды деятельности учащихся.
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Зерноградский педагогический колледж»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока музыки,
студенткой 4 «Б» группы
специальность : 44.02.05
Гурьяновой Маргариты Витальевны
г.Зерноград
2020г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.