Методическое сообщение о гармонических обозначениях в современной музыке. Используемых достаточно широко c XX века, с развитием "битовой" музыки и джаза. Знание структуры гармонических обозначений позволяет отступить от строго следования нотному аранжированному аккомпанементу, и внести импровизационный момент в произведение, где это не противоречит задумке автора.
Вероятно нет, и никогда не будет музыканта который бы не хотел научится импровизировать или сочинять музыку. Однако зачастую мы сталкиваемся с колоссальной привязкой к нотам музыкантов классического направления, и вообщем это правильно и хорошо, ибо работа с нотным текстом это большое искусство и требует серьезных знаний фразировки, педализации, артикуляции и композиционной формы произведения.Методическое сообщение о гармонических обозначениях в современной музыке. Используемых достаточно широко c XX века, с развитием "битовой" музыки и джаза. Знание структуры гармонических обозначений позволяет отступить от строго следования нотному аранжированному аккомпанементу, и внести импровизационный момент в произведение, где это не противоречит задумке автора.
На пути к импровизации. I ч. ГАРМОНИЯ.docx
Наверное нет, и никогда не будет музыканта который бы не хотел научится
импровизировать или сочинять музыку. Однако зачастую мы сталкиваемся с
колоссальной привязкой к нотам музыкантов классического направления, и
вообщем это правильно и хорошо, ибо работа с нотным текстом это большое
искусство и требует серьезных знаний фразировки, педализации, артикуляции
и композиционной формы произведения.
Так уж сложилось что слово «импровизация» в XX и XXI веке тесно связано с
жанром джаза, во всей широте его проявлений. Однако это не совсем так, как
известно блестящими импровизаторами были и И.С. Бах , Л.В. Бетховен и
многие другие великие композиторы. Мы традиционно и должно называем
этих людей «гениями» коими они, безусловно, и являются. Но однако
искусство «прелюдирования» было описано еще в средние века, когда
музыканты могли исполнять различные вариации свободные по форме и стилю
перед выступлением.
Объяснение этих способностей и умений лежит не в области гениальности и
фантастики, а как всегда в «теоретических глубинах».
Известно, что вплоть до Классического периода европейской музыки,
который принято отсчитывать с конца 17, начала 18 века, запись
гармонической основы велась особой системой, «цифрованным басом» такую
запись можно встретить в лютневых табулатурах 15 – 16 веков, а также в
нотных записях органной музыки того времени и в квартетах для старинных
инструментов( виола, лютня, теорба). Вообще про органное искусство стоит
сказать отдельно, там вариативное исполнение цифрованной гармонии
считалось абсолютно естественным. Эта система сохранилась и поныне и
успешно изучается в курсе классической гармонии. Казалось бы, всё ясно,
гармонию все мы учим, терцию строить можем, сколько знаков в тональности
знаем, и гармоническую задачу решить сможем, используя огромное количество запретов и ограничений голосоведения. Так где же творчество,
вариативность, и собственно сама импровизация без нот ?
Ответ на эти вопросы очень прост – всё дело в знании гармонии, её структуры
и конкретного мелодического лада соответствующего этой гармонии или если
сказать точнее, аккорду.
В данном сообщении пойдет речь о законах и принципах гармонических
обозначений, об основах аккордовой техники в современной музыке.
Данный гармонический язык принято называть джазовым, отчасти это
совершенно правильно, поскольку эта система является основополагающей в
современной джазовой музыке и родственных стилях и жанрах. Но в тоже
время принципы этой системы давно проникли и в профессиональные
композиторские жанры современной музыки.
ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ АККОРДОВ
Опытный аккомпаниатор и импровизатор, вне зависимости от стиля и жанра
музыки, отталкивается, прежде всего, от гармонической последовательности
композиции, от аккордов которые формируют последовательность. Которые
нам и предстоит разобрать.
Прежде напомню название нот в современной западно –европейской системе.
С – «До»
D – «Ре» E – «Ми»
F – «Фа»
G – «Соль»
A – «Ля»
B – «Си»
При буквенном обозначении аккордов, каждый аккорд получает название по
основному тону аккорда.
К буквам обозначающим аккорд могут добавляться
.
Для обозначения минорных аккордов используется маленькая буква m.
К буквенным обозначениям могут добавляться надстройки ( добавляемые
ступени) в виде цифр. Надстройки бывают двух видов; диатонические и
альтерированные. В диатонические надстройки входят 6, 7 , 9, 11, 13 ступени.
Альтерированные надстройки обозначаются знаками
.
Использование надстроек и альтерированных ступеней в аккордах позволяет
создать определенное настроение в музыкальной пьесе, выдержать её стиль,
обогатить звучание аккомпанемента, добиться плавного голосоведения и.т.д.
Условно все аккорды можно разделить на семь самостоятельных классов.
В современной музыке под классом понимают группу определенных аккордов
с общими признаками. Такая классификация в значительной степени
облегчает гармонический анализ, встречающийся, в аккомпанементе и
позволяет установить основные закономерности взаимодействия аккордов. 7 ТИПОВ АККОРДОВ:
1. Мажорные аккорды
2. Минорные аккорды
3. Доминантовые аккорды
4. Альтерированные септакккорды
5. Полууменьшенные септаккорды
6. Уменьшенный септаккорд
7. Аккорды с задержанием
Остановимся на каждом типе отдельно и рассмотрим структуру построения, и
схематику обозначений аккордов каждого класса.
1. Мажорные аккорды.
В эту группу входят аккорды которые строятся от I и IV ступеней мажорного
лада. Добавляются к аккорду 6 ступень (она же 13 через октаву),
повышенную 7 ступень, 9 ступень и так же повышение или понижение 5
ступени, образуются производные мажорного аккорда. Все эти изменения и
дополнения не меняют гармонической функции аккорда в ладу, а лишь
придают различные оттенки звучания. Это значит что при разработке или
усложнении аккомпанемента, какой либо пьесы на месте мажорного аккорда
можно сыграть один или несколько аккордов с подобными надстройками. Обозначение: во многих изданиях класс мажорного аккорда обозначается
символом
септаккордовая структура аккорда, в ниже приведенных примерах это
под этим символом подразумевается исключительно
сокращение от maj
Возможные варианты надстроек и обозначения аккордов с нотной
расшифровкой;
2.Минорные аккорды
Минорные аккорды образуются на II, III, VI ступенях мажорного лада. От минорного аккорда образуются производные аккорды благодаря
добавленным надстройкам 6, 7, 11(4), а также повышенной седьмой ступени
#7 или maj7.
Обозначение: Минорный аккорды характеризует буква «m»так же часто
например вот так
встречается символ
исключительно о септаккордовой структуре минорного акккорда. или как в
примерах приведенных ниже, сокращение от слова minor, (mi) маленькими
, этот символ говорит
буквами. 3.Доминантовые аккорды:
Доминантовые аккорды строятся от V ступени мажорного лада.
Для удобства анализа в данной главе будут показаны только диатонические
надстройки, полученные благодаря прибавлению к доминантовому
септаккорду надстроек 9,13(6) ступеней.
Обозначение: Доминантовый септаккорд обозначается очень просто,
прибавлением к буквенному символу тона аккорда, цифр 7, 9, 13.
Цифра 7 в аккордах с надстройками как G9, C13, не ставится, а
подразумевается изначально.
Альтерированные септаккорды:
Несмотря на то, что эта группа так же несет в себе доминантову функцию в
ладу, рассмотрена она будет отдельно, поскольку этот тип аккорда
отличается огромным многообразием сочетаний добавленных
альтерированных ступеней лада, и спецификаой применения в гармонизации. В основном повышению и понижению подвергаются 5 и 9 ступени аккорда,
так же можно встретить повышенную 11 ступень (она же 5 пониженная).
Обозначения: Самое часто встречающееся обозначения это диез и бемоль,
поставленный рядом с 5 или 9 ступенью, так же встречаются знаки + и –
обозначающие соответственно повышение и понижение ступени в аккорде.
Полууменьшенный септаккорд:
Образуется на VII ступени мажорного лада. Несет исключительно
субдоминантовую функцию. Могут добавляться диатонические ступени 9, и
11(она же 4 через октаву).
Обозначение: Полууменьшенный септаккорд обозначается прибавлением
бемоля к 5 ступени минорного септаккорда. Например так Иногда как перечеркнутый кружок
.
Уменьшенный септаккорд:
Уменьшенный сетаккорд строится на VII ступени гармонического минора.
Состоит исключительно из малых терций.
Обозначение: Существуют два одинаково часто встречающихся обозначения
данного аккорда это прибавление к буквенному символу основного тона
сокращения dim7 от полного слова «diminished» уменьшенный. И второе
обозначение это малый кружок над буквенным символом
Аккорды с задержанием:
Аккордом с задержанием называется трезвучие или септаккорд, в котором III
ступень заменена на IV или II. То есть без терции в структуре аккорда, в
отличие от классической гармонии где такого типа аккорды являются
проходящими, в джазовой гармонии и особенно в современной музыке этот
аккорд лишенный мажорного и минорного наклонения часто является основой
композиций.
Обозначение: если вместо терции в аккорде берется II ступень, то аккорд
обозначается символом 7sus2, если терция смещается на IV ступень то 7sus4.
В нонаккорде используется только IV ступень и записывается как 9sus4. Освоение всех категорий аккордов и их буквенно – цифровых обозначений,
открывает путь не только к особенностям современного аккомпанемента, но и
освоению навыков мелодической импровизации, о чем и пойдет речь в
следующей статье.
На пути к импровизации. Гармония.
На пути к импровизации. Гармония.
На пути к импровизации. Гармония.
На пути к импровизации. Гармония.
На пути к импровизации. Гармония.
На пути к импровизации. Гармония.
На пути к импровизации. Гармония.
На пути к импровизации. Гармония.
На пути к импровизации. Гармония.
На пути к импровизации. Гармония.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.