На пути к импровизации. Гармония.
Оценка 4.9

На пути к импровизации. Гармония.

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
искусство +1
Взрослым
12.03.2018
На пути к импровизации. Гармония.
Методическое сообщение о гармонических обозначениях в современной музыке. Используемых достаточно широко c XX века, с развитием "битовой" музыки и джаза. Знание структуры гармонических обозначений позволяет отступить от строго следования нотному аранжированному аккомпанементу, и внести импровизационный момент в произведение, где это не противоречит задумке автора. Вероятно нет, и никогда не будет музыканта который бы не хотел научится импровизировать или сочинять музыку. Однако зачастую мы сталкиваемся с колоссальной привязкой к нотам музыкантов классического направления, и вообщем это правильно и хорошо, ибо работа с нотным текстом это большое искусство и требует серьезных знаний фразировки, педализации, артикуляции и композиционной формы произведения.Методическое сообщение о гармонических обозначениях в современной музыке. Используемых достаточно широко c XX века, с развитием "битовой" музыки и джаза. Знание структуры гармонических обозначений позволяет отступить от строго следования нотному аранжированному аккомпанементу, и внести импровизационный момент в произведение, где это не противоречит задумке автора.
На пути к импровизации. I ч. ГАРМОНИЯ.docx
Наверное нет, и никогда не будет музыканта который бы не хотел научится импровизировать или сочинять музыку. Однако зачастую мы сталкиваемся с колоссальной привязкой к нотам музыкантов классического направления, и вообщем это правильно и хорошо, ибо работа с нотным текстом это большое искусство и требует серьезных знаний фразировки, педализации, артикуляции и композиционной формы  произведения. Так уж сложилось что слово «импровизация» в XX и XXI веке тесно связано с жанром джаза, во всей широте его проявлений. Однако это не совсем так, как известно блестящими импровизаторами были и И.С. Бах , Л.В. Бетховен и многие другие великие композиторы. Мы традиционно и должно называем этих   людей   «гениями»   коими   они,   безусловно,   и   являются.   Но   однако искусство   «прелюдирования»   было   описано   еще   в   средние   века,   когда музыканты могли исполнять различные вариации свободные по форме и стилю перед выступлением.  Объяснение этих способностей и умений лежит не в области гениальности и фантастики, а как всегда в «теоретических глубинах». Известно,   что   вплоть   до   Классического   периода   европейской   музыки, который   принято   отсчитывать   с   конца   17,   начала   18   века,   запись гармонической основы велась особой системой, «цифрованным басом» такую запись можно встретить в лютневых табулатурах 15 – 16 веков, а также в нотных записях органной музыки того времени и в квартетах для старинных инструментов( виола, лютня, теорба). Вообще про органное искусство стоит сказать   отдельно,   там   вариативное   исполнение   цифрованной   гармонии считалось   абсолютно   естественным.   Эта   система   сохранилась   и   поныне   и успешно изучается в курсе классической гармонии. Казалось бы, всё ясно, гармонию все мы учим, терцию строить можем, сколько знаков в тональности знаем,   и   гармоническую   задачу   решить   сможем,   используя   огромное количество   запретов и ограничений голосоведения. Так где же творчество, вариативность, и собственно сама импровизация  без нот ? Ответ на эти вопросы очень прост – всё дело в знании гармонии, её структуры и конкретного мелодического лада соответствующего этой гармонии или если сказать точнее, аккорду.  В   данном   сообщении   пойдет   речь   о   законах   и   принципах   гармонических обозначений, об основах аккордовой техники в современной музыке. Данный   гармонический   язык   принято   называть   джазовым,   отчасти   это совершенно правильно, поскольку эта система является основополагающей в современной джазовой музыке и родственных стилях и жанрах. Но в тоже время   принципы   этой   системы   давно   проникли   и   в   профессиональные композиторские жанры современной музыки.  ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ АККОРДОВ Опытный аккомпаниатор и импровизатор, вне зависимости от стиля и жанра музыки, отталкивается, прежде всего, от гармонической последовательности композиции, от аккордов которые формируют последовательность. Которые нам и предстоит разобрать. Прежде напомню название нот в современной западно –европейской системе. С – «До» D – «Ре» E – «Ми» F – «Фа» G – «Соль» A – «Ля» B – «Си» При буквенном обозначении аккордов, каждый аккорд получает название по  основному тону аккорда. К буквам обозначающим аккорд могут добавляться     . Для обозначения минорных аккордов используется маленькая буква m. К буквенным обозначениям могут добавляться надстройки ( добавляемые  ступени) в виде цифр. Надстройки бывают двух видов; диатонические и  альтерированные. В диатонические надстройки входят 6, 7 , 9, 11, 13 ступени.  Альтерированные надстройки обозначаются знаками  . Использование надстроек и альтерированных ступеней в аккордах позволяет  создать определенное настроение в музыкальной пьесе, выдержать её стиль,  обогатить звучание аккомпанемента, добиться плавного голосоведения и.т.д. Условно все аккорды можно разделить на семь самостоятельных классов. В современной музыке под классом понимают группу определенных аккордов с общими признаками. Такая классификация в значительной степени  облегчает гармонический анализ, встречающийся, в аккомпанементе и  позволяет установить основные закономерности взаимодействия аккордов. 7 ТИПОВ АККОРДОВ: 1. Мажорные аккорды 2. Минорные аккорды 3. Доминантовые аккорды 4. Альтерированные септакккорды 5. Полууменьшенные септаккорды 6. Уменьшенный септаккорд 7. Аккорды с задержанием Остановимся на каждом типе отдельно и рассмотрим структуру построения, и схематику обозначений аккордов каждого класса. 1. Мажорные аккорды. В эту группу входят аккорды которые строятся от I и IV ступеней мажорного  лада.  Добавляются к аккорду 6 ступень (она же 13 через октаву),  повышенную 7 ступень, 9 ступень  и так же повышение или понижение 5  ступени, образуются производные мажорного аккорда. Все эти изменения и  дополнения не меняют гармонической функции аккорда в ладу, а лишь  придают различные оттенки звучания. Это значит что при разработке или  усложнении аккомпанемента, какой либо пьесы на месте мажорного аккорда  можно сыграть один или несколько аккордов с подобными надстройками. Обозначение: во многих изданиях класс мажорного аккорда обозначается  символом   септаккордовая структура аккорда, в ниже приведенных примерах это  под этим символом подразумевается исключительно  сокращение от maj Возможные варианты надстроек и обозначения аккордов  с нотной   расшифровкой;  2.Минорные аккорды Минорные аккорды образуются на  II, III, VI ступенях  мажорного лада. От минорного аккорда образуются производные аккорды благодаря  добавленным надстройкам 6, 7, 11(4), а также повышенной седьмой ступени  #7  или maj7.  Обозначение: Минорный аккорды характеризует буква «m»так же часто      например вот так  встречается символ     исключительно  о септаккордовой структуре минорного акккорда. или как в  примерах приведенных ниже, сокращение от слова minor, (mi) маленькими  , этот символ говорит  буквами. 3.Доминантовые аккорды: Доминантовые аккорды строятся от V ступени мажорного лада. Для удобства анализа в данной главе будут показаны только диатонические  надстройки, полученные благодаря прибавлению к  доминантовому  септаккорду надстроек 9,13(6) ступеней. Обозначение:  Доминантовый септаккорд обозначается очень просто,  прибавлением к буквенному символу  тона аккорда, цифр  7, 9, 13. Цифра 7 в аккордах с надстройками как  G9, C13, не ставится, а  подразумевается изначально. Альтерированные септаккорды: Несмотря на то, что эта группа так же несет в себе доминантову функцию в  ладу, рассмотрена она будет отдельно, поскольку этот тип аккорда  отличается огромным многообразием сочетаний добавленных  альтерированных ступеней лада, и спецификаой применения в гармонизации. В основном повышению и понижению подвергаются 5 и 9 ступени аккорда,  так же можно встретить повышенную 11 ступень (она же 5 пониженная). Обозначения:  Самое часто встречающееся обозначения это диез и бемоль,  поставленный рядом с 5 или 9 ступенью, так же встречаются знаки  +  и  –   обозначающие соответственно повышение и понижение ступени в аккорде. Полууменьшенный септаккорд: Образуется на VII ступени мажорного лада. Несет  исключительно  субдоминантовую функцию. Могут добавляться диатонические ступени 9, и  11(она же 4 через октаву). Обозначение: Полууменьшенный септаккорд обозначается прибавлением  бемоля к 5 ступени минорного септаккорда. Например так Иногда как перечеркнутый кружок  . Уменьшенный септаккорд: Уменьшенный сетаккорд строится на VII ступени гармонического минора.  Состоит исключительно из малых терций. Обозначение: Существуют два одинаково часто встречающихся обозначения  данного аккорда это прибавление к буквенному символу основного тона  сокращения dim7 от полного слова «diminished» ­ уменьшенный. И второе  обозначение это малый кружок над буквенным символом  Аккорды с задержанием: Аккордом с задержанием называется трезвучие или септаккорд, в котором III  ступень  заменена на IV или II.  То  есть без терции в структуре аккорда, в  отличие от классической гармонии где такого типа аккорды являются  проходящими, в джазовой гармонии и особенно в современной музыке этот  аккорд лишенный мажорного и минорного наклонения часто является основой композиций. Обозначение: если вместо терции в аккорде берется II ступень, то аккорд  обозначается символом 7sus2, если терция смещается на IV ступень то 7sus4. В нонаккорде используется только IV ступень и записывается как 9sus4. Освоение всех категорий аккордов и их буквенно – цифровых обозначений,  открывает путь не только к особенностям современного аккомпанемента, но и освоению навыков мелодической импровизации, о чем и пойдет речь в  следующей статье.

На пути к импровизации. Гармония.

На пути к импровизации. Гармония.

На пути к импровизации. Гармония.

На пути к импровизации. Гармония.

На пути к импровизации. Гармония.

На пути к импровизации. Гармония.

На пути к импровизации. Гармония.

На пути к импровизации. Гармония.

На пути к импровизации. Гармония.

На пути к импровизации. Гармония.

На пути к импровизации. Гармония.

На пути к импровизации. Гармония.

На пути к импровизации. Гармония.

На пути к импровизации. Гармония.

На пути к импровизации. Гармония.

На пути к импровизации. Гармония.

На пути к импровизации. Гармония.

На пути к импровизации. Гармония.

На пути к импровизации. Гармония.

На пути к импровизации. Гармония.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2018