Цель урока:
1. Закрепить и расширить знания учащихся о символах нашего государства.
2. Познакомить учащихся с Конституцией и правами ребёнка.
3. Учить применять права ребёнка в жизни.
4. Прививать любовь у Родине.
5. Воспитывать в детях гордость за свою Родину.
Оборудование:
плакаты: фотография президента России Медведева Д.Н., символов России, знаки-карточки «Права ребёнка», выставка сказок, грамзаписи.
Урок проводился интегрировано с элементами урока музыки.
Классный час
На тему «Символы
России.
Права ребёнка»
2 класс
11 декабря 2011 годаЦель урока:
1. Закрепить и расширить знания учащихся о символах нашего
государства.
2. Познакомить учащихся с Конституцией и правами ребёнка.
3. Учить применять права ребёнка в жизни.
4. Прививать любовь у Родине.
5. Воспитывать в детях гордость за свою Родину.
Оборудование:
плакаты: фотография президента России Медведева
Д.Н., символов России, знаки-карточки «Права
ребёнка», выставка сказок, грамзаписи.
Урок проводился интегрировано с элементами урока
музыки.
Ход урока:
1. Оргмомент:2. Повторение и закрепление знаний.
Сегодня у нас с вами необычный классный час. К нам
пришли гости. Чтобы не отвлекаться, давайте их
поприветствуем. Садитесь.
1) Сегодня мы продолжаем разговор о стране, в
которой мы живём
- Как называется наша страна?
- Какими другими словами модно заменить слово
Родина?
- Найдите правильное написание этого слова (Россия,
росия, россия).
Мы жители России.
- А как можно назвать нас по-другому? ( Россияне)
2) Как и в других странах, Россия имеет свои
символы.
- Какие символы нашей страны знаете? (гимн, герб,
флаг)
Каждый россиянин должен не только узнавать
российские символы, но и знать их историю.
- Что знаете о российском флаге?
Итог. Говорит учитель:
Триколор: белый цвет означает мир и чистоту
совести;
синий – небо, верность и правду;
красный – огонь и отвагу.
Многие государства используют эти цвета в своей
символике. Поэтому важно запомнить расположение
цветов.
3)- Что представляет собой герб?
Итог. Герб представляет щит с изображением
двуглавого орла. Орёл – сильная, быстрая, ловкая,
зоркая, гордая птица, как Россия. Россия находится
между Европой и Азией, одна голова контролирует
Азию, другая – Европу. Поэтому орёл двуглавый.
- Где вы видели герб?4) - Что можете сказать о гимне России?
Итог. Гимн – это торжественная песнь, которая
объединяет людей одной страны.
Послушаем 1 куплет гимна.
- Какие чувства вы испытывали, слушая гимн?
( гордость, торжественность, хочется взяться за руки,
объединиться)
3. Основная часть. Работа над новой темой.
1) Символы России мы вспомнили. Сейчас предлагаю
поговорить о другом. Давным-давно тысячи лет тому
назад на земле появились люди. Одновременно
появились главные вопросы:
- Что люди могут делать и чего не могут?
- Что они обязаны делать и чего не обязаны?
- На что они имеют право, а на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь
превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.
Очень долго решались эти вопросы. Когда их решили,
появились законы, которые помогали устранить
кошмар и неразбериху.
- Что же такое закон?
Итог: Закон – это правила, которые устанавливает
государство.
Их должны выполнять все граждане нашей страны.
Законы бывают разные, но главный (основной) закон
нашей страны называется Конституцией. Скажем
хором: Конституцией.
Наша Конституция была принята 12 декабря 1993
года. С тех пор этот день является государственным
праздником нашей страны.
- Завтра государственный праздник нашей страны.
Какой?2) В Конституции записаны права и обязанности
наших граждан. Сегодня поговорим о правах ребёнка.
- Что такое право?
Итог: Право – это правила, по которым живут люди;
эти правила охраняются государством. Первое право
каждого человека – Право на рождение.
- О каких правах ещё слышали?
Итог:
Право на имя.
Право на жизнь.
Право на образование.
Право на отдых.
Право на лечение.
Право на каникулы.
Право на жилище.
Право на занятие в кружках и секциях.
Право на тайну переписки и т.д.
Права ребёнка надо знать,
Не только знать, но соблюдать.
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
3) Давайте вспомним сказки. В них человеческие
пороки выставлены на позор, смех, осуждены
хитрецы и лжецы, лентяи и невежи. В сказках добро
побеждает зло.
4. Закрепление новой темы.
- Определите, какие герои сказок нарушают права?
В какой сказке и кто нарушил право на свободу и
свободный труд за вознаграждение?
( «Приключение Буратино» Карабас-Барабас)
В какой сказке хлебобулочный герой несколько раз
подвергался попыткам посягательства на его жизнь,
угрозам?
( «Колобок» быть съеденным)
Кто из сказочных женщин пользовался правом на
свободное перемещение на метле?( Баба яга)
- Какие ещё знаете сказки, где нарушены права
ребёнка?
Можно узнать подробнее о правах в книге
Е.Шабельника «Ваши права».
4) Поиграем в игру «Да – нет».
- Россия – наша страна?
- Да!
- Имеет ли человек право на личную
неприкосновенность?
- Да!
- Можно ли относиться к человеку жестоко?
- Нет!
- Защищён ли человек законом?
- Да!
- Имеет ли право человек защищать себя с помощью
суда?
- Да!
- Можно ли без разрешения зайти в жилище
человека?
- Нет!
- Может ли человек свободно передвигаться по- своей
стране?
- Да!
- Можно ли уехать из страны, а потом вернуться
назад?
- Да!
- Может ли человек владеть имуществом?
- Да!
5) Определите, о каких правах поётся в песнях?
Песня «Чему учат в школе?» (право на образование).
Поёт весь класс.
Песня «На крутом бережке» (право на отдых).
Слушаем в исполнении учителя музыки Пахомовой
Т.В.«Песня бременских музыкантов» (право на свободу
передвижения). Слушаем в грамзаписи.
Песня «До чего дошёл прогресс» (право на
пользованиями благами ). Слушаем в грамзаписи.
Итог:
- Где же записаны права и обязанности человека?
- Когда была принята новая Конституция?
- Зачем нужна Конституция?
- Какой завтра праздник?
5.Рефлексия. Игра «Запрещается – разрешается».
1) Посмотри на этот знак
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребёнка
- Разрешается.
2) С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это - разрешается.
3) Эта грань обозначает
Мать с ребёнком разлучают.
Это - запрещается.
4) Рисовать и петь, учиться,
Если заболел – лечиться.
Это разрешается.
Мы живём в замечательной стране, которая
называется Россия. О России сложено много
стихотворений. Послушайте одно из них.
Россия
Россия – мы произносим тихо.
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луг в рассветный час.
Речка вспоминается, наверное,
Чистая, прозрачная до дна.
И серёжки светятся на вербе
И в траве тропинка не видна.
Родина! Отечество святое!
Перелески, рощи, берега.
Поле от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.Сладкий запах скошенного сена.
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела
До земли чуть-чуть не долетев.
А сейчас послушаем, какие стихотворения
приготовили вы, ребята.
Итог:
- О чем услышал?
Вот какая замечательная, богатая. Необъятная наша
страна. Споём об этом песню «У моей России».
Урок окончен. До новых встреч.