Нахождение значений выражений,
содержащих степени с целым показателем
Цели: закрепить знание определения степени с целым отрицательным показателем; продолжить формировать умение вычислять значение выражений, содержащих степени с целым показателем.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устная работа.
– Вычислите:
а) (–2)4; б) ; в) (–1)5; г) (–7)2;
д) 8–1; е) 100; ж) 1–17; з) 2–2;
и) ; к) –22; л) ; м) .
III. Формирование умений и навыков.
На этом уроке важно, чтобы учащиеся достигли определённого автоматизма в вычислениях степеней с целыми показателями, научились преобразовывать различные выражения, содержащие степени.
1. № 973 (а, б), № 974 (а, б).
В сильном классе эти упражнения можно выполнить устно.
2. № 975.
При выполнении этого задания вспоминаем, что хп · х–п = 1. Но не следует сразу пользоваться этим равенством, в этом упражнении отрабатывается также умение верно подставлять числовые значения буквенных выражений.
3. № 976.
Р е ш е н и е
а) ;
б) ;
в) ;
г) ;
д) ;
е) ;
ж) ;
з) 0,30 + 0,1–4 = 1 + 104 = 10001.
4. № 978 (а, в, д, ж, з), № 979 (а, в, д, ж, з).
При выполнении этих заданий учащиеся должны уметь переходить от дроби к произведению и наоборот, пользуясь определением степени с целым отрицательным показателем.
Р е ш е н и е
№ 978.
а) ;
в) ;
д) ;
ж) ;
з) .
№ 979.
а) ; в) ;
д) ;
ж) ;
з)
= 2–1 ∙ (с + b)5 ∙ (a – b)–4.
5. № 980 (б, г), № 981 (б).
Р е ш е н и е
№ 980.
б) ;
г)
.
№ 981.
.
IV. Проверочная работа.
В а р и а н т 1
1. Замените дробь степенью с целым отрицательным показателем:
а) ; б) ; в) ; г) .
2. Замените дробью степень с целым отрицательным показателем:
а) 7–3; б) у–10; в) b–1; г) (3а)–4;
3. Преобразуйте в дробь выражение: (x–2 – y–2) : (x–1 – y–1).
В а р и а н т 2
1. Замените дробь степенью с целым отрицательным показателем:
а) ; б) ; в) ; г) .
2. Замените дробью степень с целым отрицательным показателем:
а) 5–7; б) а–11; х–1; г) (2у)–5.
3. Преобразуйте в дробь выражение: (x–3 – 1)(1 – x)–2 ∙ x3.
V. Итоги урока.
В о п р о с ы у ч а щ и м с я:
– Как вычислить значение степени с целым отрицательным показателем?
– Как рациональнее возвести дробь в степень с целым отрицательным показателем?
– В каком случае значение степени с целым отрицательным показателем будет отрицательным?
– Чему равно значение выражения ?
Домашнее задание: № 973 (в, г), № 974 (в, г), № 977,
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.