Урок "открытие нового знания"
Методы обучения на уроке: системно-деятельностный, наглядный, словесный, практический, исследовательский.
Приемы обучения: игровые приемы, «ведение проблемного диалога», «лесенка успешности», «организация взаимопомощи»
Технологии: личностно-ориентированного обучения, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, проблемно-диалогические, технология развивающего обучения.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, парная, фронтальная, индивидуальная, дифференцированная.
площадь треугольника техн.карта.doc
Математика:4 класс, учебник (Аргинская И.И., Ивановская Е.И., Кормишина С.Н.) : В 2 ч., Часть 1 4е изд. Самара: Издательский дом
«Федоров», 2014.
Тема: «Нахождение площади прямоугольного треугольника»
Тип урока –«Открытие нового знания»
Дидактическая цель: создать условия для формирования умения находить площадь прямоугольного треугольника.
Задачи:
1)Образовательные
построить алгоритм нахождения площади прямоугольного треугольника и сформировать первичное умение его применять.
2) Развивающие
развивать умения самостоятельно решать проблемные ситуации, планировать свою деятельность, соотносить выполненную работу на уроке с ранее
составленным планом, оценивать результаты деятельности; сравнивать, обобщать, классифицировать по признакам, строить логические цепи
рассуждений; математическую речь (выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью)
3) Воспитательные
воспитывать желание преодолевать трудности, ответственность за общее дело, формировать умение работать в паре, группе, слушать и понимать
речь других, учитывать различные мнения, совместно договариваться о правилах поведения ,общения и следовать в поведении моральным нормам
и этическим требованиям
Методы обучения: системнодеятельностный, наглядный, словесный, практический, исследовательский.
Приемы обучения: игровые приемы, «ведение проблемного диалога», «лесенка успешности», «организация взаимопомощи»
Технологии: личностноориентированного обучения, информационнокоммуникативные, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве,
проблемнодиалогические, технология развивающего обучения.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, парная, фронтальная, индивидуальная, дифференцированная.
Оборудование: учебник «Математика» 4 класс И.И. Аргинская часть I, ножницы, линейка, карандаш, модель прямоугольника, проектор,
компьютер.
Этап урока
Деятельность учителя
Структура и ход урока:
1.Самоопределени
е к учебной
деятельности.
Современное высказывание гласит: «Математику изучить нельзя…».
Вы согласны с этим утверждением? Почему?
Продолжите эту фразу..
У этой фразы есть продолжение, которое вносит иной смысл, чем тот,
который вы предположили. Но это мы узнаем в конце урока.
Сегодня нам предстоит сделать важное открытие в области математики.
Деятельность учся
Заслушиваются ответы детей.
Дети высказывают свои ответы.
УУД
самоопределение
(Л);
смыслообразование
(Л); Для этого нужно быть внимательным и активным. На уроке вы должны
показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и
делать вывод.
2. Актуализация
знаний и
фиксация
затруднения в
деятельности.
2.1 Разгадав ребус, вы вспомните, какую тему мы изучаем в
настоящее время на уроках математики?
Уверены ли вы в том, что знаете все о площади?
Для чего нужно уметь находить площадь?
Вы готовы к изучению следующей темы?
Каким способом вы будете изучать новую тему?
Как определить, что вы не знаете?
Итак, мы продолжим изучение площади и сначала повторим все,
что о ней знаем.
2.2Работа в группе
Составьте кластер и напишите все, что в вашей группе знают о
площади (вывешиваются листки на доску)
2.3
.
индивидуального затруднения.
Посмотрите на доску. Для каждой фигуры запишите формулу
нахождения ее площади.
Выполнение пробного учебного действия и фиксирование
Площадь.
Не уверены.
Чтобы использовать знания в
жизни.
Да.
1)сначала надо понять, что
мы не знаем;
2)затем самим построить
новый способ действия.
1)
2) надо повторить то, что
необходимо для открытия
нового знания;
3) выполнить пробные действия;
4) определить своё затруднение;
5) подумать и найти причину
затруднения.
кластер.(единицы
Составляют
площади и их
соотношение,
формулы нахождения площади
прямоугольника, квадрата)
S = a ∙ a
S = a ∙ b
S = ?
из
использование
осознанное и
анализ, синтез,
сравнение,
обобщение,
классификация (П);
извлечение
необходимой
информации
текстов (П);
знаково
символических
средств (П);
произвольное
построение речевого
высказывания (П);
подведение под
понятие (П);
выполнение
пробного учебного
действия (Р);
индивидуального
затруднения
в
пробном действии
(Р);
саморегуляция
ситуации
затруднения (Р);
выражение своих
мыслей
с
достаточной
полнотой
точностью (К);
фиксирование
волевая
в
аргументация
и 3. Постановка
учебной задачи
Что вызвало затруднение? Почему?
Какой вид треугольника изображен?
Докажите это. Как это можно сделать?
Так значит, о какой фигуре пойдет сегодня речь?
Какие правила нахождения площади вы уже знаете?
Почему они не помогли вам?
Значит, какого правила нахождения площади мы не знаем?
Какую цель вы перед собой поставите?
Сформулируйте тему нашего урока?
(учитель фиксирует на доске тему урока.)
4. Построение
проекта выхода из
затруднения.
Вспомните, как вы выводили новые правила на предыдущих уроках и
составьте план своих действий:
1) Работа с моделями фигур.
2) Запись фигур по группам.
3) Составление эталона.
4) Формулировка правила.
Какие гипотезы вы можете выдвинуть?
Какая из них приведет к положительному результату?
Исследование (работа в паре)практическая работа
Заслушиваются ответы детей.
своего мнения и
позиции
в
коммуникации(К);
мнений (К)
учёт разных
Не знаем, как найти площадь
треугольника
Прямоугольный треугольник
Совместить угольник со сторонами,
образующими прямой угол.
О прямоугольном.
Площадь квадрата, прямоугольника.
Потому что нужно найти площадь
треугольника.
Площадь
треугольника.
Площадь
треугольника.
прямоугольного
прямоугольного
и
и
анализ, синтез,
сравнение,
обобщение, аналогия
(П); подведение под
понятие
(П);
определение
основной
второстепенной
информации (П);
постановка
формулирование
проблемы (П);
волевая
саморегуляция
ситуации
затруднения (Р);
планирование,
прогнозирование (Р)
смыслообразование
(Л); планирование,
прогнозирование (Р);
анализ, синтез,
сравнение,
обобщение,
аналогия,
в У вас на партах прямоугольники (8 и 11 см) Найдите их площадь. Что
для этого надо сделать?
Проведите диагональ. Разрежьте прямоугольник по диагонали.
– Сколько фигур получилось? Что это за фигуры?
– Что можно сказать про площади этих прямоугольных треугольников?
Докажите. Как это сделать?
– Какую часть составляет каждый треугольник от прямоугольника?
– Можно ли сказать, что если прямоугольник разрезать по диагонали,
то получим два равных по площади прямоугольных треугольника?
– Чему равна площадь всего прямоугольника?
– А площадь одного прямоугольного треугольника?
– Сформулируйте формулу нахождения площади прямоугольного
треугольника с помощью математических терминов.
Какова же будет формула нахождения площади прямоугольного
треугольника
Составьте алгоритм нахождения площади треугольника:
Давайте проверим правильность наших выводов и сравним их с
имеющимися в учебнике.
Физминутка
Измерить стороны и перемножить
их.
2, прямоугольные треугольники.
Они равны.
Наложить треугольники друг на
друга, чтобы совпали все
вершины и стороны.
1/2 часть
Да.
S = a ∙ b 8х11=88 см²
S = (a ∙ b) : 2 =88:2=44 см²
«Чтобы найти площадь
прямоугольного треугольника,
надо найти произведение длин
сторон, образующих прямой
угол и разделить полученную
величину на 2»
(а х в):2
Чтение правила в учебнике.
1.Измерить длину сторон,
образующих прямой угол.
2.
их.
3. Разделить на 2
Чтение правила стр.16
Перемножить
классификация (П);
познавательная
инициатива (Р);
гипотез
обоснование (П);
выдвижение
и их
разных
поиск
использование
установление
необходимой
информации (П);
знаково
символических
средств (П);
моделирование и
преобразование
моделей
типов (П);
причинно
следственных связей
(П);
самостоятельное
создание способов
решения проблем
творческого
и
поискового
характера на основе
метода
рефлексивной
самоорганизации (П)
построение
логической
цепи
рассуждений (П);
(П);
осознание
ответственности за
общее дело (Л);
формулирование и
аргументация
своего мнения и
в
позиции
доказательство 5. Первичное
закрепление с
проговариванием
во внешней речи
Работа по учебнику стр.16 № 30 (3) с
громкой речи
«Найди площадь прямоугольного треугольника, если а=3дм, в=20 см»
-Сделайте вывод
треугольника.
о нахождении площади прямоугольного
комментированием у доски в
(30х20):2=300 см²=3 дм ²
6.
Самостоятельна
я работа с
самопроверкой по
эталону.
Найдите площадь прямоугольных треугольников:
а) а=4см, в=15 см, S=?
б) а=8см, в=20 мм, S=?
в) а=2 дм, в=10 см, S=?
-Сделайте вывод.
Эталон:
(4х15):2=30 см²
(80х20):2=800 мм²
(20х10):2=10 см²
7. Включение в
а) Работа по учебнику стр.13 № 23 (2)«В прямоугольнике проведена
25х2=50 см²
осознанное и
выполнение
по
построение
цепи
коммуникации (К);
инициативное
сотрудничество в
поиске и выборе
информации (К);
действий
алгоритму(П);
произвольное
построение речевого
высказывания (П);
логической
рассуждений (П);
использование
критериев
для
обоснования своего
суждения (К);
контроль, оценка,
коррекция (Р);
текстов
упражнения
необходимой
информации (П);
подведение под
понятие (П);
действий
алгоритму (П);
произвольное
построение речевого
высказывания (П);
контроль,
коррекция,
выделение
и
осознание качества
и уровня усвоения
(Р);)
анализ, синтез,
выполнение
по
извлечение из
осознанное и систему знаний и
повторение.
диагональ. Площадь одного из получившихся треугольников равна 25
см². Найди площадь прямоугольника».
Начерти прямоугольник, имеющий найденную площадь. Все ли
прямоугольники, имеющие такую же площадь, можно изобразить в
тетради в натуральную величину?
Сделайте вывод.
б)Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.
Ваша семья решила купила участок земли под дачу. На чертеже участка
обозначена беседка в форме прямоугольного треугольника .
Найдите площадь всего участка, площадь беседки, оставшуюся
площадь под грядки.
1 вариант (квадрат)
2 вариант(прямоугольник)
Сделайте вывод.
8. Рефлексия
учебной
деятельности на
уроке.
Что нового вы узнали на уроке? Какое открытие сделали?
Какое затруднение у вас возникло в начале урока? В чём была
причина затруднения?
Какую цель перед собой поставили?
Каким способом действовали?
Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.
Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?
Выставление отметок.
Давайте возвратимся к высказыванию, о котором говорили в начале
урока. Полностью эта фраза звучит так:«Математику нельзя изучить,
наблюдая, как это делает сосед».
5см и 10см, 25смх2см,
50смх1см
Нет, можно 5см и 10 см.
7∙7=49 м² –площадь участка
(5∙4):2=10 м² площадь беседки
4910=39 м² площадь грядок
10∙5=50 м² площадь участка
(3∙4):2=6 м² площадь беседки
506=44 м² площадь грядок
Заслушиваются ответы детей.
(Да, изучить математику
нельзя ,если самому ничего не
моделирование,
доказательство
контроль,
оценка
выполнение
по
построение
цепи
сравнение,
обобщение,
аналогия,
классификация (П);
понимание
задания, извлечение
необходимой
информации(П);
преобразование
модели (П);
действий
алгоритму (П);
логической
рассуждений (П);
(П);
коррекция,
(Р);
выражение своих
мыслей
с
достаточной
полнотой
точностью (К);
рефлексия
способов и условий
действия (П);
контроль и оценка
процесса
и
результатов
деятельности (П);
самооценка на
основе
критерия
успешности (Л);
адекватное
понимание причин
успеха/неуспеха
в
учебной
и следование в
деятельности;
поведении
моральным нормам
и
этическим
требованиям( Л);
смыслообразование
(Л).
Вы согласны с этим? А сейчас оцените свою работу на сегодняшнем
уроке. Разместите себя на лесенке успешности.
Лесенка успешности.
делать)
Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать?
Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг?
дифференциация обучения
)
Домашнее задание. (
1.Обяз.часть Учебник стр.16 № 30 (1), 38(1,2,3,4)
2.Творческая часть: «А как найти площадь непрямоугольного
треугольника?»
(надо провести из вершины линию под прямым углом к одной из сторон
треугольника, получаются два прямоугольных треугольника, площадь
которых мы вычислить можем).
Список использованных источников
1. Т. Н. Ситникова, И.Ф. Яценко «Поурочные разработки по математике» к УМК Аргинской И.И. «Система Л.В.Занкова»
2. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 4 класс /Т.П.Быкова. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
3. Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. (Материалы для занятий с обучающимися 14 классов. Логические и комбинаторные
задачи, развивающие упражнения) сост. Н.И.Удодова. – Волгоград: Учитель, 2010.
4. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 4 класс /под. ред. О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2011.
5. http
6. http://www.nashashcola.ru/
. ancientciv
:// www
. ru /? cat
=4
«Нахождение площади прямоугольного треугольника»
«Нахождение площади прямоугольного треугольника»
«Нахождение площади прямоугольного треугольника»
«Нахождение площади прямоугольного треугольника»
«Нахождение площади прямоугольного треугольника»
«Нахождение площади прямоугольного треугольника»
«Нахождение площади прямоугольного треугольника»
«Нахождение площади прямоугольного треугольника»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.