Сургутский финансово - экономический колледж – филиал Финансового университета п ри Пра ви тел ь стве Ро сси й ск о й Ф едерац и и
учебной дисциплины «Налоги и налогообложение»
для специальности среднего профессионального образования
38.2.1. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Сургут 2014
Рассмотрена и одобрена предметной (цикловой) комиссией общепрофессиональных дисциплин « 02» сентября 2014 Протокол № 1 |
УТВЕРЖДАЮ Директор Сургутского филиала Финуниверситета Л.Х. Какубава «03» сентября 2014 |
Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учѐт (по отраслям), примерной программой учебной дисциплины «Налоги и налогообложение», утвержденной Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации
Разработчик: Павлова Е.В., преподаватель Сургутского филиала Финуниверситета
Эксперт технической экспертизы программы: Никитенко О.Ю. председатель предметно (цикловой) комиссии общепрофессиональных дисциплин
Эксперт содержательной экспертизы программы: Е.А. Чернявская старший преподаватель ФБОУ ВПО РГСУ филиал в г. Сургуте
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
6 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
17 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
20 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины «Налоги и налогообложение»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Налоги и налогообложение» частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) работников в области экономики и управления.
Дисциплина входит в профессиональный учебный цикл как общепрофессиональная дисциплина.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
- ориентироваться в действующем налоговом законодательстве Российской Федерации;
- понимать сущность и порядок расчетов налогов.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
- Налоговый кодекс Российской Федерации, нормативные акты, регулирующие отношения организации и государства в области налогообложения;
- экономическую сущность налогов;
- принципы построения и элементы налоговых систем;
- виды налогов в Российской Федерации и порядок их расчетов.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен
общими компетенциями, включающими в себя способность
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК4. Осуществлять поиск и использовании информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с помощью информационно-коммуникационных технологий.
профессиональными компетенциями, соответствующие основным видам профессиональной деятельности
ПК 3.1. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней.
ПК 3.2. Оформлять платежные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.
ПК 3.3. Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению страховых взносов во внебюджетные фонды.
ПК 3.4. Оформлять платежные документы на перечисление страховых взносов во внебюджетные фонды, контролировать их прохождение по расчетно-кассовым банковским операциям.
максимальной учебной нагрузки студента - 120 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента - 80 часов, в т.ч. на практические занятия 44 часа;
самостоятельной работы студента - 40 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объѐм учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
120 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
80 |
в том числе: |
|
практические занятия |
44 |
Самостоятельная работа студента |
40 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Налоги и налогообложение»
Наименовани е разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Урове нь освоен ия |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Тема 1. Основы налогообложе ния |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1. |
Особенности построения системы на- логов и сборов в России. Современные принципы налогообложения. |
|||
2. |
Понятие налога, его признаки и внут- ренняя структура. Функции налогов. Сбор. Его отличие от налога. |
|||
3. |
Классификация налогов. |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
1 |
3 |
||
1. |
Подготовить письменно тезисы ответов на следующие вопросы: 1. Структура и задачи Налогового кодекса РФ. 2. Основные положения Налогового кодекса. 3. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах. |
|||
Тема 2. Государствен |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1. |
Налоговые правоотношения. |
ное регулировани е налоговых правоотноше ний |
2. |
Налоговая деятельность государства. Современная налоговая политика госу- дарства. |
|
|
3. |
Издание государством нормативных актов по вопросам налогообложения |
|||
4. |
Права и обязанности субъектов налого- вых правоотношений. |
|||
5. |
Правовое регулирование изменения сроков уплаты налогов и сборов в бюджет |
|||
6. |
Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должно- стных лиц |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
1 |
3 |
||
1. |
Подготовить письменно тезисы ответов на следующие вопросы: 1. Какими уровнями представлена система налоговых органов России, и какие организации относятся к каждому из этих уровней? 2. Укажите общие функции налоговых органов. |
|||
2. |
Составление краткого конспекта лекции, где должны быть отражены основные направления налоговой политики России. |
|||
Тема 3. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов в соответствии с нормами налогового законодательс тва |
Содержание учебного материала |
2 |
3 |
|
1. |
Возникновение и прекращение налогового обязательства плательщика перед государством. |
|||
2. |
Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов в соответствии с нормами налогового законодательства |
|||
3. |
Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм обя- зательных платежей в бюджет |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
1 |
3 |
||
1. |
Подготовить письменно тезисы ответов на следующие вопросы: 1. В каких случаях налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам? 2. В чем заключается метод цен |
|
|
последующей продажи? 3. По каким операциям налоговые органы вправе проверять правильность применения цен? 4. В каком порядке производится принудительное взыскание налога с организаций? 5. Какой мерой может обеспечиваться исполнение обязанности по уплате налогов? |
|
|
Тема 4. Налоговый контроль |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
|
1. |
Сущность налогового контроля. |
|||
2. |
Учет налогоплательщиков в налоговых органах. |
|||
3. |
Камеральные проверки. |
|||
4. |
Выездные проверки. |
|||
Практическое занятие |
2 |
2 |
||
1. |
Порядок оформления результатов налоговой проверки. |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
3 |
|
||
1. |
Задание 1. Работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике к практическим занятиям. Письменный отчет. 1. Как исчисляется штраф за непредставление декларации? 2. Как считать период просрочки? |
|||
Тема 5. Порядок принудительн ого исполнения обязанности по уплате налогов и сборов |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
|
1. |
Налоговая ответственность. Налоговое правонарушение. |
|||
2. |
Порядок применения мер государст- венно-принудительного воздействия к налогоплательщикам, нарушившим нормы налогового законодательства. |
|||
Практические занятия |
2 |
2 |
||
1. |
Определение состава правонарушения. |
|||
2. |
Исчисление суммы пени. |
|||
3. |
Определение меры ответственности правонарушителя. |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
2 |
|
|
1. |
Составить конспекты по следующим вопросам: 1. Назовите виды налоговых правонарушений. 2. В чѐм заключается финансовая ответственность налогоплательщика? 3.В чѐм заключается административная ответственность налогоплательщика? 4. В чѐм заключается уголовная ответственность налогоплательщика? |
|
|
Тема 6. Федеральные налоги |
Содержание учебного материала |
12 |
2 |
|
1. |
Налог на добавленную стоимость. |
|||
2. |
Налог на доходы физических лиц. |
|||
3. |
Страховые взносы на обязательное социальное и обязательное пенсионное страхование. |
|||
4. |
Налог на прибыль организаций. |
|||
5. |
Акцизы. |
|||
6. |
Другие виды федеральных налогов. Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов. Водный налог. Государственная пошлина. Налог на добычу полезных ископаемых. Таможенная пошлина. |
|||
Практические занятия |
24 |
|
||
1. |
Исчисление налога на добавленную стоимость |
|||
2. |
Исчисление налога на добавленную стоимость |
|||
3. |
Заполнение декларации по НДС |
|||
4. |
Исчисление налога на доходы физических лиц |
|||
5. |
Исчисление налога на доходы физических лиц |
|||
6. |
Заполнение справки о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ и заполнение декларации по форме 3- НДФЛ |
|||
7. |
Расчет страховых взносов на обязательное социальное и обязательное пенсионное страхование |
|||
8. |
Исчисление налога на прибыль организаций |
9. |
Исчисление налога на прибыль организаций |
|
|
10. |
Расчет акцизов |
||
11. |
Исчисление других видов федеральных налогов |
||
12. |
Исчисление других видов федеральных налогов |
||
Самостоятельная работа обучающихся |
18 |
|
|
1. |
Задание 1. Работа с периодической печатью. Подготовка к практическим занятиям. Рассмотреть последние изменения в бухгалтерском и налоговом учете. Результаты представить в форме отчета. 1.1. Порядок уплаты НДС при доверительном управлении имуществом 1.2. Порядок исчисления страховых взносов и НДФЛ с платы за аренду у физического лица автомобиля с экипажем. 1.3. Порядок возмещения расходов физического лица – исполнителя по гражданско-правовому договору. 1.4 Как определяется материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) у взаимозависимых лиц? 1.5. Бухгалтерский и налоговый учет расходов на страхование грузов и страхового возмещения на общем режиме налогообложении. 1.6. Бухгалтерский и налоговый учет расходов на страхование грузов и страхового возмещения при спецрежимах. 1.7. Взносы по каким видам страхования можно учесть в «прибыльных» расходах? 1.8. Какие виды страхования не учитываются в целях налогообложения? 1.9. Каковы факторы, обусловившие выделение социальных фондов из бюджета? 1.10. Перечислите внебюджетные социальные фонды. Дайте их характеристику. |
|
|
1.11. В чем смысл остаточного принципа платежей во взносы в государственные внебюджетные фонды? 1.12. Назовите основные налоговые льготы, предоставляемые налогоплательщикам- работодателям. 1.13. Сложности с исчислением акцизов при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации? 1.14. Особенности взимания государственной пошлины и таможенной пошлины? Задание 2. Разработка мультимедийных презентаций по темам: 2.1. Механизм уплаты НДС 2.2. Льготы по НДС 2.3. Алгоритм расчета ежемесячных платежей по страховым взносам 2.4. НДФЛ со сбережений россиян 2.5. Механизм определения материальной выгоды. 2.6. Порядок определения акцизов. |
|
|
Тема 7. Региональные налоги |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
|
1. |
Налог на имущество организаций |
|||
2. |
Транспортный налог |
|||
3. |
Налог на игорный бизнес |
|||
Практические занятия |
8 |
|
||
1. |
Исчисление налога на имущества организаций |
|||
2. |
Исчисление налога на имущества организаций |
|||
3. |
Исчисление налога транспортного налога |
|||
4. |
Исчисление налога на игорный бизнес |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
6 |
|
||
1. |
Задание 1. Выполнить практические задания Задача 1. Провести расчет налога на имущество по лизинговому основному средству при начислении амортизации разными способами (линейный метод, способ уменьшаемого остатка). Результаты расчетов представить в |
таблице.
Условие. Основное средство первоначальной стоимостью 1 180 000 руб. приобретено по договору лизинга, предусматривающему применение повышающего коэффициента 3.
Реальный срок полезного использования основных средств – 6 лет. Ставка налога на имущество – 2,2 %. В течение года другие «лизинговые» основные средства не выбывали и не принимались к учету. Для упрощения считать сумму налога на имущество по формуле:
Налог на имущество за год = остаточная стоимость ОС на начало года – остаточная стоимость ОС на конец года / 2 * 2,2%.
Задача 2. По состоянию на 01.01.12 г. на балансе предприятия находились следующие транспортные средства: Легковой автомобиль с мощностью двигателя 180 л.с.
4 автобуса с мощностью двигателя 210 л.с.
Грузовой автомобиль с мощностью двигателя 140 л.с.
Грузовой автомобиль с мощностью двигателя 165 л.с.
4 моторных лодок с мощностью двигателя 65,5 л.с.
По решению собрания учредителей
12.05.12 г. была продана моторная лодка, а 28.06.12 г. приобретен гусеничный трактор с мощностью двигателя 35 л.с. По итогам полугодового баланса администрация предприятия посчитала возможным приобрести яхту с мощностью двигателя 92 л.с., которая была зарегистрирована предприятием
19.08.12 г.
Определить сумму транспортного налога, подлежащего к уплате в бюджет с четом коэффициента учитывающего момент регистрации (или снятия с учета)
|
|
транспортного средства. Указать сроки уплаты налога в бюджет. Задача 3. ООО "Победа" содержит на территории игорного заведения 30 игровых столов, из них 6 участвует как организатор или наблюдатель, а также установлено 75 игровых автоматов. В отдельном помещении размещены 7 детских игровых автоматов без денежного выигрыша, а также 5 столов для игры в бильярд, которые сдаются на повременной основе без выплаты по ним выигрышей. Необходимо определить сумму налога на игорный бизнес. |
|
|
Тема 8. Местные налоги |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
|
1. |
Налог на имущество физических лиц |
|||
2. |
Земельный налог |
|||
Практические занятия |
4 |
2 |
||
1. |
Исчисление местных налогов |
|||
2. |
Исчисление местных налогов |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
|
||
1. |
Задание 1. Выполнить практические задания Задача 1. Организация по эксплуатации газовых сетей занимает земельный участок площадью 2 000 кв.м. Рассчитайте сумму земельного налога, если ставка 11,92 руб. на 1 кв. м. Корректирующий коэффициент 2,8. Укажите сроки уплаты налога в бюджет. Задача 2. Сельскохозяйственному предприятию предоставлен земельный участок общей площадью 700 га. Предприятие осуществляет свою деятельность на землях, занятых под пашней и пастбищами. При этом за ним числится 50 га. Земли, которые не используются по целевому назначению. Рассчитайте сумму налога на землю, если ставка равна 39,75 руб. на 1 кв.м. Укажите сроки предоставления расчета и уплаты налога в бюджет. |
|||
Тема 9. |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
Специальные налоговые режимы |
1. |
Упрощенная система налогообложения (УСН). |
|
|
2. |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) |
|||
3. |
Другие виды специальных налоговых режимов Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Патентная система налогообложения. |
|
||
Практические занятия |
4 |
2 |
||
1. |
Исчисления налога УСН |
|||
2. |
Порядок расчета ЕНВД |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
|
||
1. |
Задание 1. Исследовательская работа. Результаты анализа представить в форме отчета. 1.1. Когда и с какой целью в российской налоговой системе введена специальная система налогообложения малого бизнеса? 1.2. Каким критериям должна отвечать специальная система налогообложения малого бизнеса? 1.3. Каковы, экономическая необходимость и целесообразность введения в Российской Федерации единого налога на вмененный доход? 1.4. Отвечает ли принятая в России система специальных налоговых режимов общепринятым критериям налогообложения малого бизнеса? Задание 2. Выполнить практические задания. Задача 1. ООО «Профи» применяет УСН с объектом налогообложения доходы минус расходы. В июле 2012 года организация реализовала товары на сумму 118 000 руб. (включая НДС 18 000 руб.) и выставила покупателю счет- фактуру. Оплата от покупателя |
|
|
поступила, НДС в том же месяце был перечислен в бюджет. Какую сумму налога в связи с применением упрощенной системы ООО «Профи» должно уплатить в бюджет? (Другие доходы и расходы организации не учитываются). Задача 2. Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, уплачивает налог с доходов, уменьшенных на величину расходов. Известны следующие данные о деятельности налогоплательщика за отчетный год: Выручка от реализации – 10 млн руб.; Себестоимость реализованной продукции – 6 млн руб.; Накладные расходы – 1,5 млн руб.; Внереализационные расходы – 1,5 млн руб. Определить сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, сумму минимального налога, сумму взносов. Задача 3. Сумма рассчитанного ЕНВД организации за I квартал составила 28 000 руб. На обязательное пенсионное страхование работников, занятых предпринимательской деятельностью, переведенной на уплату ЕНВД (в том числе взносы с выплат управленческому персоналу в части, относящейся к такой деятельности), выплачена за I квартал сумма в размере 15 000 руб. Сумма пособия по временной нетрудоспособности, выплаченная за счет работодателя, составила 7 200 руб. Необходимо рассчитать сумму ЕНВД, подлежащего уплате в бюджет. |
|
|
Всего |
120 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета бухгалтерского учета, налогообложения и аудита.
Оборудование кабинета:
– посадочные места по количеству обучающихся;
– рабочее место преподавателя;
– методические материалы по курсу дисциплины (включая электронные): комплект учебно-наглядных, контрольно-тренировочных учебных пособий, методические указания для студентов по подготовке к практическим занятиям, электронные и др.
Технические средства обучения:
– компьютер;
– стандартное программное обеспечение: MS Windows XP, текстовый редактор MS Word, редактор электронных таблиц МS Excel, СУБД MS Access, Internet Explorer;
– программное обеспечение общего и профессионального назначения
«1С: Предприятия – Бухгалтерия предприятия 8»;
– справочно-информационные системы (СПС «Гарант», СПС
«Консультант Плюс» и др.);
– интерактивная доска;
– мультимедипроектор;
– калькулятор.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов.
Нормативно-правовые акты
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации, части первой и второй с изменениями и дополнениями 2013 г.
1. Баяндурян Г.Л. Федеральные налоги и сборы: учеб. пособие. – М.: Магистр: ИНФРА-М, 2013.
2. Скворцов О.В. Налоги и налогообложение: учебник для студ. сред. проф. образования. -11-е изд., перераб. - М.: Академия, 2013.
3. Скворцов О.В. Налоги и налогообложение. Практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - 9-е изд., перераб. - М.: Академия, 2013.
1. Бабаев Ю.А., Петров А.М. Расчеты организации: учет, контроль и налогообложение: Учеб. практ. Пособие для вузов. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014.
2. Захарьин В.Р. Налоги и налогообложение: Учебное пособие [Электронный ресурс]. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013.
3. Погорелова М.Я. Налоги и налогообложение: Теория и практика: Учебное пособие [Электронный ресурс]. - М.: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013.
1. Налоги и налогообложение [Электронный ресурс].
2. Налоги-журнал [Электронный ресурс].
3. Все о налогах [Печатное издание].
4. Заработная плата. Расчеты, учет, налоги с вкладкой «Документы и комментарии» [Печатное издание].
5. Налоговый вестник [Печатное издание].
6. Российская газета.
1. Официальный сервер МНС РФ http://www.nalog.ru/
2. Министерство финансов РФ http://www.minfin.ru/home.htm
3. Банк России http://www.cbr.ru/
4. Справочник по налогам и сборам http://www.poshlina.ru/taxes/index.htm
5. Налоговая Помощь http://taxhelp.ru/http:/
6. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru
7. ГАРАНТ - Законодательство с комментариями http://www.garant.ru/
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе освоения материала: опросы в устной и письменной форме, промежуточное тестирование, самостоятельная работа студентов.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: |
|
-ориентироваться в действующем налоговом законодательстве Российской Федерации; |
Оценка результатов самостоятельной работы. |
- понимать сущность и порядок расчетов налогов. |
Наблюдение и оценка решения задач на практических занятиях. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: |
|
Налоговый кодекс Российской Федерации; |
Устный опрос. Тестирование. |
- нормативные акты, регулирующие отношения организации и государства в области налогообложения; |
Защита индивидуального домашнего задания. |
- экономическую сущность налогов; |
Устный опрос. Тестирование. Оценка результатов самостоятельной работы. |
- принципы построения и элементы налоговых систем; |
Защита индивидуального домашнего задания |
- виды налогов в Российской Федерации и порядок их расчетов. |
Наблюдение и оценка решения профессиональных задач на практических занятиях. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.