Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника по литературному чтению Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Произведения Н.А. Некрасова (7 ч)
Дата: 28.11.18
Урок 48
Тема: Н.А.Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок),
«Мужичок с ноготок» (открывок).
Цель урока: помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной
детской литературы, обогатить читательский опыт.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с произведением Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» (отрывок), «Мужичок с ноготок»
(открывок);
добиться понимания содержания произведений,
обобщить знания детей о творчестве Н.А.Некрасова.
Развивающие:
развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение, выразительную речь;
развивать скорость техники чтения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету;
воспитательные возможности текста.
Учебные задачи:
• ввести в круг чтения третьеклассников произведения Н.А.Некрасова;
• познакомить со стихами поэта о детях, природе;
• дать понятие о лирическом герое сказочном и реальном;
• учить понимать значение эпитетов, сравнений и олицетворений в стихах Н.А. Некрасова;
• обучать выразительному чтению, пониманию особенностей интонационного рисунка (партитуры)
стихотворения;
• учить работать с книгами стихов Н.А. Некрасова, с титульным листом, предисловием и послесловием;
• познакомить с художниками иллюстраторами книг стихов НА. Некрасова;
• заинтересовать чтением стихов.
Учебные умения:
• правильно называть произведения и книги;
• называть имя, отчество и фамилию поэта;
• находить справку о поэте в книгахсправочниках;
• использовать эпитеты, сравнения и олицетворения для понимания содержания стихов;
• читать выразительно подготовленные тексты стихов;
• работать с аппаратом книг стихов НА. Некрасова;
• называть произведения Н.А. Некрасова, вошедшие в круг чтения, по программе.
Характеристика деятельности учащихся:
Воспринимать на слух художественное произведение (стихотворение Н.А. Некрасова «Крестьянские
дети») (читает учитель). Самостоятельно работать со стихотворением: читать, моделировать обложку
(определять жанр и тему, указывать фамилию автора и заголовок).
Оборудование: выставка книг, рисунки и портрет поэта.
1.Повторение произведений Л.Н. Толстого.
• Выразительное чтение подготовленных произведений Л.Н. Толстого.
• Работа со справочным материалом о Л.Н. Толстом: сообщения детей, сбор страничек для книгисамоделки
Ход урока
«Лев Николаевич Толстой» (справочный материал).
2. Введение в новый раздел.• Игра «Угадай! Назови!». Учитель читает отрывки из стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и
зайцы» из хрестоматии «Литературное чтение. 1 класс», стихотворение «Саша» из учебника «Литературное
чтение. 2 класс».
• Чтение вводной статьи в учебнике «Николай Алексеевич Некрасов».
3. Работа с отрывком из стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети»: слушание (читает учитель,
дети следят по тексту), беседа по выявлению первичного восприятия, самостоятельное чтение стихотворения
детьми, выполнение заданий к тексту, словарная работа.
4. Упражнение в выразительном чтении: указание пауз, выделение логических ударений, тренировочные
упражнения.
Под наши густые, /старинные вязы
На отдых тянуло усталых людей. //
Ребята обступят: // начнутся рассказы
Про Киев, / про турку / про чудных зверей... ///
Совет коллегам. Это стихотворение очень красивое, с интересным интонационным рисунком, построение
стихотворной строки требует правильного использования пауз. Вспомните, что паузы бывают короткие (/),
средние (//), длинные (///). Важно, чтобы дети учились выделять голосом «важное» слово в стихотворной
строке (логическое ударение). Советуем перед тренировочным чтением стихотворения указать паузы и
логические ударения аккуратно карандашом.
5. Пробное выразительное чтение учащимися стихотворения «Крестьянские дети».
6. Самостоятельная работа со стихотворением «Мужичок с ноготок»: чтение, словарная работа,
выполнение заданий к тексту.
7. Проверка самостоятельной работы: выразительное чтение, задания к тексту.
8. Слушание статьи К.И. Чуковского «Мужичок с ноготок».
9. Задание на дом: выучить наизусть одно из стихотворений; выполнить задания в тетради к стихотворению
«Крестьянские дети».