Н.А.Некрасов. Личность и судьба поэта

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: познакомить учащихся с биографией и творческим стилем поэта, расширить их знания по теме, способствовать воспитанию интереса к чтению и литературе, помочь учащимся увидеть взаимосвязь мировой художественной культуры и творчества Н.А.Некрасова(познавательная компетенция); 2) формировать логическое и творческое мышление, эстетическое воображение (поликультурная компетенция); 3) работать над обогащением словарного запаса, развивать навыки речевой деятельности (коммуникативная компетенция); 4) воспитание моральных качеств: любви к Родине, родному языку, чувства достоинства и гордости за отечественную культуру и литературу в частности (коммуникативная компетенция).
Иконка файла материала конспект.docx
Открытого интегрированного  урока по дисциплинам КОНСПЕКТ Литература и Искусство (МХК) на I курсе специальности 49.02.01 Физическая культура ТЕМА УРОКА: «Н.А.Некрасов. Личность и судьба поэта» Тема урока: «Николай Алексеевич Некрасов.Личность и судьба поэта» (1821­1878) Цель урока:  1) познакомить учащихся   с биографией и творческим стилем поэта, расширить их   знания   по   теме,   способствовать   воспитанию     интереса   к   чтению   и литературе, помочь учащимся увидеть взаимосвязь мировой художественной культуры и творчества Н.А.Некрасова(познавательная компетенция); 2) формировать логическое и творческое мышление, эстетическое воображение (поликультурная компетенция); 3)   работать   над   обогащением   словарного   запаса,   развивать   навыки   речевой деятельности (коммуникативная компетенция); 4)   воспитание   моральных   качеств:   любви   к   Родине,   родному   языку,   чувства достоинства   и   гордости   за   отечественную   культуру   и   литературу   в   частности (коммуникативная компетенция). Образовательные задачи: 1) добиться освоения темы урока(на основе ранее изученного); 2) совершенствовать навыки конспектирования. Воспитательные задачи:1) содействовать в ходе урока формированию нравственных принципов   (добро, верность, милосердие); 2) понимание авторской позиции в изучаемых произведениях; 3) обращение к нравственным ценностям человеческого общества; 4) содействоватьформированию   умения   делать   выводы,   пониманию философского  представления  о личности человека  и  законах  человеческого общества. Развивающие задачи: 1) развитие речи учащихся; 2) умение   формировать   выводы   с   опорой   на   привлечение   источника информации; 3) поощрение умения поддержать дискуссию, сделать обобщение и выводы. Оборудование:  ИКТ,   презентация   к   уроку,   выставка   книг,   иллюстрации   картин В.Г.Перова «Проводы покойника», «Тройка», И.Н.Крамского  «Портрет Некрасова», « Н.А.Некрасов в период « Последних песен». Эпиграфы к уроку (слайды): Гениальнейший и благороднейший из всех русских поэтов... Да знаете ли Вы, что Вы поэт ­и поэт истинный? Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан! Н.Г. Чернышевский  В. Г. Белинский  Н.А. Некрасов  Поэзия Некрасова правдивая, прекрасная. Она – как песня русская! В. Бохов Не принижая ни на минуту алтарей Пушкина и Лермонтова, мы все же говорим,   что   нет   в   русской   литературе   такого   человека,   перед   которым   с любовью и благоговением склонились ниже, чем перед памятью Некрасова. А.В. Луначарский 1. Организация урока 2. Вступительное слово преподавателя  литературы Ход урока Сегодня на уроке прозвучит имя одного великого  русского  поэта второй половины 19   века,   оставившего   после   себя   необыкновенное     литературное     наследие.   Его именем названы улицы в городах и посёлках, ему поставлены памятники  в России. Послушайте отрывок из поэмы Е.Евтушенко, а затем – эпиграфы к нашему уроку. Преподаватель     литературы   читает   отрывок     из   поэмы   Евгения Евтушенко: 2Поэт в России  ­ больше, чем поэт. В ней суждено поэтами рождаться Лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства, Кому уюта нет, покоя нет. Поэт в ней – образ века своего И будущего призрачный прообраз. Поэт подводит, не впадая в робость, Итог всему, что было до него… Далее читает эпиграфы к уроку.( слайды) 3. Мотивация учебной деятельности Преподаватель литературы ­ Как вы   думаете, кому адресованы эпиграфы? Как зовут этого поэта? (Николай Алексеевич Некрасов). ­ Какие произведения Н.А.Некрасова вы знаете? (« Крестьянские дети», «Мороз, Красный нос», «Мужичок с ноготок», « Железная дорога»,   «Размышления   у парадного подъезда», « Несжатая полоса» и другие). ­ Какова, по­вашему, тема урока?( Жизненный и творческий путь писателя) ­ Какова основная цель урока? (Познакомиться с личностью Николая Алексеевича Некрасова и основными этапами его жизни и творчества) ­ Правильно. А ещё научиться выбирать и конспектировать главную информацию из урока. Поэтому запишите тему урока и постарайтесь сделать небольшой конспект. (Слайд « Николай Алексеевич Некрасов. 1821 – 1878) Преподаватель     МХК:   рассказ   о   жанре   портрета   в   живописи   и   о художнике И.Н. Крамском Портрет — это жанр изобразительного искусства, а также произведения этого жанра, показывающие внешний облик конкретного человека.  Портрет   передает   индивидуальные   особенности,   неповторимые   черты, присущие только одной модели (моделью называют человека, позирующего мастеру при   работе   над   художественным   произведением).Портрет   ­   слово   французского происхождения   (portrait),   означающее   "изображать".   Жанр   портрета   ­   это разновидность   изобразительного   искусства,   посвященная   передаче   образа   одного человека, а также группы из двух­трех людей на холсте или бумажном листе. Особое значение при этом имеет выбранный художником стиль. Рисунок лица человека на портрете   ­   это   одно   из   самых   сложных   направлений   в   живописи.   Мастер   кисти должен   передать   характерные   признаки   внешности,   эмоциональное   состояние, внутренний мир позирующего. Размеры портрета определяют его вид. Изображение может быть погрудным, поколенным, поясным или во весь рост. Поза предполагает три ракурса: лицом (анфас), поворот "три четверти" в ту или другую сторону и в профиль.  3Портрет как жанр изобразительного искусства, содержит в себе безграничные возможности   реализации   художественных   замыслов.   Сначала   делается   набросок, затем непосредственно рисунок. Иван Николаевич Крамской, художник второй половины 19­го века, вошел в историю  отечественной  живописи   как  основатель  реалистического  направления  в искусстве. Он активно развивал принцип критического реализма в своем творчестве, а также в статьях, посвященных теории искусства. Многие его полотна признаны классикой   российской   живописи.  Автор   был   мастером   портрета,  исторических   и жанровых сцен. Крамской,   художник,   прославившийся   своими   реалистическими   картинами, родился   в   1837   году   в  Воронежской   губернии  в   мещанской   семье.   Он   окончил острогоржское реальное училище, однако из­за бедности семьи не смог продолжить образование   в   гимназии.   Работая   в   местной   думе,   он   увлекся   ретушированием фотографий.   Скоро   его   учителем   стал   М.   Тулинов,   который   преподал   ему   азы живописи. Через несколько лет Крамской, художник, наиболее известный по своим портретам,   переехал   в   Петербург,   где   и   началась   его   плодотворная   творческая карьера, продолжавшаяся вплоть до внезапной смерти в 1887 году. В   1857   году   он   стал   учеником   академика   А.   Маркова,   который специализировался на исторический живописи. В годы учебы он получил несколько медалей   как   за   свои   картины,   так   и   за   копии   полотен   других   живописцев   на религиозные   темы.   Свою   малую   золотую   медаль   будущий   знаменитый   живописец получил за картину, посвященную библейскому сюжету. Для получения звания художника с правом получать государственную пенсию нужно было представить на конкурс работу, посвященную сцене из скандинавских саг.   Однако   Крамской,   художник,   стремившийся   к   реалистичному   изображению событий и свободе творчества, вместе с другими тринадцатью студентами обратился к управлению академии с просьбой снять их с конкурса, обосновав свое желание тем, что   они   хотят   писать   на   темы,   которые   сами   предпочтут.   После   этого   молодые живописцы   основали   свою   художественную   артель,   впрочем, просуществовала   недолго,   так   как   ее   члены   очень   скоро   решили   перейти   на государственное содержание.   которая, Художник Крамской, картины которого уже в ранний период его творчества стали знаковым событием в культурной жизни империи, стал одним из организаторов и идейных вдохновителей этой организации. Ее члены отстаивали принципы реализма в искусстве, активной общественной и гражданской позиции художников. В своем творчестве автор отстаивал принципы реализма. Он полагал, что картины должны не только быть правдоподобными, но и нести моральную и воспитательную смысловую нагрузку. Поэтому его произведения проникнуты особенной драматичностью. В   1870­е   годы   автор   создает   целый   ряд   замечательных   портретов   своих знаменитых современников: он пишет изображения Толстого, Некрасова, Шишкина, Третьякова   и   других.   В   этом   ряду   особое   место   занимает   портрет   художника Крамского, созданный им самим в 1867 году. Данное полотно отличается высокой степенью реалистичности, как и остальные его работы этого периода. 4Сообщение учащегося о работе И.Н.Крамского «Портрет Некрасова» Зимой   1877   года   состояние   Николая   Алексеевича   Некрасова   начало стремительно ухудшаться. Тяжело больной поэт практически не вставал с постели, не   в   силах   писать   он   надиктовывал   свои   последние   произведения.   Третьяков, понимая,   что   дни   народного   певца   сочтены,   срочно   заказывает   Крамскому   его портрет. Некрасова художник хотел изобразить именно так, как он увидел его в эти печальные дни: лежащего на подушках в постели, окружённого любимыми вещами и предметами, напоминающими о его творчестве и неизлечимой болезни. Эта идея Третьякову не понравилась. Меценат и коллекционер посчитал, что такое   изображение   омрачит   героический   образ   народного   поэта.   По   настоянию заказчика   Крамской   написал   обычный   погрудный   портрет,   классический   по композиции,   изобразив   Некрасова   сидящего   прямо,   с   головой   вполоборота,   со скрещенными на груди руками. Заказчик был доволен портретом, но не сам художник. Общение с поэтом в дни работы над картиной произвело на Крамского неизгладимое впечатление. Уже тогда он решился на создание второго полотна, на котором отобразил совсем иной образ поэта.  Преподаватель  литературы  Народный поэт, певец страданий, поэт – демократ... – по­разному называют Н.А. Некрасова. «То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть...» Эту мысль Некрасов   по­разному   повторяет   в   своих   стихах,   критических   статьях   и   письмах. Любовь ­  ненависть владеет поэтом, потому что любить родину и желать ей счастья ­ значит ненавидеть всё, что её позорит, бороться с угнетением, рабской покорностью. Мысль   о   народной   революции,   стремление   приблизить   ее   одушевляют   все творчество поэта, он хочет, чтобы каждый мыслящий человек в России понял: Кто живет без печали и гнева,  Тот не любит отчизны своей... 28 ноября (10 декабря) 1821 г. Местечко Немирово, Украина, семья отставного майора.   В   этот   день   родился   Николай   Алексеевич   Некрасов.   Детские   годы     он провел, как вы помните, в селе Грешнево на берегу Волги, близ Ярославля. Некрасов вырос в обстановке, которая могла загубить в человеке все лучшие стороны души. И вот они опять, знакомые места,  Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,  Текла среди пиров, бессмысленного чванства,  Разврата грязного и мелкого тиранства,  Где рой подавленных и трепетных рабов Завидовал житью последних барских псов,  Где было суждено мне божий свет увидеть,  Где научился я терпеть и ненавидеть,  Но ненависть в душе постыдно приставая,  Где иногда бывал помещиком и я... 5Это стихотворение «Родина» (1846) звучит как исповедь, написанная, по словам одного из друзей Некрасова, не чернилами, а кровью. Это   стихотворение,  как   и   другие   стихотворения,  отразившие   события   жизни Некрасова, не следует считать просто воспоминаниями: они раскрывают общее во многих человеческих судьбах. Но их автобиографическую точность и беспощадную правдивость засвидетельствовали многие современники поэта. Отец будущего поэта, отставной армейский офицер, помещик средней руки, был убежденным   крепостником.   Его   главный   жизненный   интерес   составляла   псовая охота. С собаками он бывал иногда добр, а домашние и крепостные равно страдали от его жестокости, от его тяжелого характера. В стихотворении «Родина» Некрасов нарисовал образ страдалицы –матери, чью жизнь сгубил «угрюмый невежда»: Тебя пугала мысль восстать против судьбы,  Ты жребий свой несла в молчании рабы...  Но знаю: не была душа твоя бесстрастна,  Она была горда, упорна и прекрасна... Мать поэта, Елена Андреевна, в доме мужа терпела обиды и унижения, какие не всегда выпадали и на долю крепостной. Она сумела пробудить в сыне отвращение к окружающей   грязи   и   невежеству,   она   передала   ему   свою   доброту,   чуткость, стремление к справедливости. Свои   первые   стихи   Некрасов   написал   в   7   лет   и   преподнес   их   «любезной маменьке». Любовью к ней озарено все его поэтическое творчество. Вспоминая прошлое, Некрасов написал незадолго до смерти в поэме «Мать» (1877): И если я легко стряхнул с годами С души моей тлетворные следы Поправшей всё разумное ногами, Гордившейся невежеством среды, И если я наполнил жизнь борьбою За идеал добра и красоты, И носит песнь, слагаемая мною, Живой любви глубокие черты ­ О мать моя, подвигнут я тобою! Во мне спасла живую душу ты! Мать   пробудила   в   сыне   сочувствие   людскому   горю,   не   дала   его   сердцу ожесточиться и очерстветь. Под   влиянием   матери   Некрасов   стал   мечтать   о   литературной   деятельности. Учась в Ярославской гимназии (1832­1837), он писал «сатиры» на одноклассников и лирические стихи. Но отец избрал для сына военную карьеру и в 1838 г. отправил его в Петербург для определения в Дворянский полк (военное учебное заведение). Некрасов ослушался отца – подал документы в университет. За это непокорный сын был лишен материальной поддержки. «Восемь лет я боролся с нищетой, видел лицом к лицу голодную смерть... Уму непостижимо, сколько я работал!» ­ вспоминал 6поэт. Учиться ему уже не пришлось. Он ютился в петербургских трущобах, бывало, не имел ни пальто, ни сапог, писал лежа на полу ­ мебель отсутствовала в его подвале ­   и   всё­таки   не   бросал   литературных   занятий,   не   отказывался   от   надежды   стать писателем. Он сочинял стихи, рассказы, пьесы; иногда получал за них в журналах грошовую плату. В эти годы Некрасову стал близок Петербург «чердаков и подвалов», город тружеников и бедняков. Некрасов увидел и показал Петербург глазами голодного, обезглавленного разночинца: В нашей улице жизнь трудовая; Начинают ни свет ни заря Свой ужасный концерт, припевая, Токари, резчики, слесаря, А в ответ им гремит мостовая!.. Всё сливается, стонет, гудёт, Как­то глухо и грозно рокочет, Словно цепи куют на несчастный народ, Словно город обрушиться хочет. «О погоде», 1859 Начинающий поэт чудом не погиб, не затерялся в этом городе. Несмотря ни на что,   он   сумел   проложить   свой   путь   в   литературе.   Спасла   юношу   не   только   его одаренность, но и поразительная энергия, выносливость, настойчивость ­ качества, которые и потом сказались в его трудной работе редактора передового журнала. Огромная заслуга в формировании Некрасова поэта принадлежит Белинскому. (слайд) «Моя встреча с Белинским была для меня спасением...» – говорил Некрасов. «Ясно припоминаю, – рассказывал он Добролюбову, – как мы с ним вдвоем часов до двух ночи беседовали о литературе и о разных других предметах. После этого я всегда долго бродил по опустелым улицам в каком­то возбужденном настроении, столько было для меня нового в высказываемых им мыслях...» Это было в 1841 году. За год до знакомства с Белинским 19­летний поэт опубликовал первый сборник своих стихотворений ­ «Мечты и звуки» (1840).(слайд) Во многом подражательные, стихи эти свидетельствовали все же о даровании автора.   Некоторые   журналы   благожелательно   отозвались   о   них.   Но   Белинский оценил «Мечты и звуки» иначе: «Знакомые и истёртые чувствованьица, общие места, гладкие стишки...» Некрасов сумел подавить в себе обиду и понять справедливость слов критика. «Это был лучший урок», – вспоминал поэт. Белинский   и   Некрасов   становятся   друзьями   и   соратниками.   Они   вместе собирают и сплачивают силы передовой реалистической литературы, «натуральной школы».   Белинскому   Н.А   Некрасов   посвятил   несколько   своих   произведений,   в одном из которых есть такие слова: Учитель!  Перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени. В   середине   40­х   годов   под   редакцией   Некрасова   выходят   четыре   альманаха (сборники   произведений   разных   авторов),   среди   которых   особенно   интересны «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник». Здесь выступили писатели 7«натуральной школы» ­ Белинский, Герцен, Тургенев, Достоевский, Некрасов. Одно из своих стихотворений «В дороге» (1845) Некрасов прочитал Белинскому, у того засверкали   глаза,   он   бросился   к   Некрасову,   обнял   его   и   чуть   не   со   слезами воскликнул: «Да знаете ли вы, что вы поэт, и поэт истинный?» Что же поразило Белинского в этом стихотворении? Суровая правда, без всяких прикрас,   мастерство   в   передаче   народного   взгляда   на   жизнь.   Мы   слышим   голос крестьянина­ямщика.   И   за   его   бесхитростными   словами   раскрывается   глубокая трагедия живой загубленной души. Ямщик рассказывает о своей жене. По прихоти барина она воспитывалась вместе с его дочерью, получила образование. Но наследник старого барина воротил девушку в село ­ «знай­де место свое ты, мужичка!» ­ и отдал   замуж   за   крепостного.   Мучительное   чувство   жалости   к   жене   слышится   в словах ямщика: ...Слышь, как щепка худа и бледна, Ходит, тоись совсем через силу, В день двух ложек не съест толокна – Чай, свалим через месяц в могилу... А с чего?.. Видит бог, не томил Я её безустанной работой... Одевал и кормил, без пути не бранил, Уважал, тоись, вот как, с охотой... А, слышь, бить­так почти не бивал, Разве только под пьяную руку... –Ну, довольно, ямщик. Разогнал Ты мою неотвязную скуку!.. – с горькой иронией прерывает поэт рассказ ямщика. Много сил и лет жизни отдал Н.А. Некрасов издательской деятельности.  Имя Некрасова   неотделимо   от   журнала   «   Современник»,   а   впоследствии   –   от   « Отечественных записок». Послушаем об этом сообщение. Сообщение учащегося «Н.А.Некрасов – журналист и издатель» 1847­1866   Некрасов   возглавляет   журнал   «Современник»;   журнал   был   под постоянной   угрозой   закрытия   и   держался   благодаря   мужеству   и   редакторской мудрости   Некрасова.   После   смерти   Белинского   в   1848   г.,   в   период   «мрачного семилетия» в «Современник» пришел (1848­1855) Чернышевский. Некрасов сразу же увидел   в   молодом   безвестном   журналисте   человека   огромного   ума   и   таланта. Чернышевский вместе с Некрасовым стал руководителем журнала. Вскоре к ним присоединился Добролюбов. В ноябре 1861 г. умирает Добролюбов. Его смерть потрясла Некрасова. Поэт посвящает своему другу стихотворение « Памяти Добролюбова».  В начале 1862­го года  на 8 месяцев правительство запрещает издание «Совре­ менника»,   а   июле   1862   г.   увозят   в   Петропавловскую   крепость   Чернышевского. Цензурный   комитет   неоднократно   заявлял   о   вредном   направлении   органа революционной   демократии,   о   «соблазнительном   действии   его   на   молодое поколение». Стремясь спасти журнал, Некрасов решается на отчаянный и неверный 8шаг. Он принимает участие в чествовании усмирителя польского восстания графа Муравьева М.Н. («Муравьев­вешатель»), облечённого неограниченной властью для борьбы с революцией. Но это не помогло, журнал был вскоре закрыт. «Даже перед смертью,...он не переставал приносить покаяние... Так давила и мучила его жертва, принесённая в пользу своего великого дела», ­вспоминал один из сотрудников журнала. Полтора   года   Некрасов  и   его   соратники   были   лишены   своей   трибуны.  Но   с января 1868 г. поэт приступает к изданию нового журнала «Отечественные записки», который продолжил традиции «Современника». Преподаватель  литературы В   1860­е   годы   Некрасов   пишет   замечательные   произведения:   1861   год   ­ «Крестьянские дети», в котором слышится мечта о лучшей доле народа. Сейчас мы послушаем отрывок из этой поэмы, который вы учили в школе, ­ « Мужичок с ноготок». Чтение наизусть отрывка «Мужичок с ноготок» (читает студентка). Преподаватель литературы Но   вот   перед   нами   репродукция   картины   Василия   Григорьевича   Перова «Тройка». Совсем другой характер она имеет. Послушаем сообщение о художнике В.Г. Перове и его картине « Тройка». Слово преподавателя МХК о художнике В.Г. Перове (слайд) Великий   русский   художник Василий   Перов оставил   потомкам   много   своих знаменитых   работ.   На   полотнах   мастер   запечатлел   простых   людей,   которые печалятся, радуются, трудятся, выходят на охоту. Сначала   ребенка   звали   Василием   Васильевым   –   это   была   фамилия   его крестного   отца.   Но   почему   он   стал   Перовым?   Оказывается,   это   прозвище.   Его мальчику   дал   учитель   грамоты,   отметив   этим   словом   усердие,   умение   ребенка владеть пером для письма. Но   не   только   прилежным   учеником   был   Василий.   Мальчик   с   детства пристрастился к рисованию. Он любил наблюдать, как рисует настоящий художник, которого отец ребенка приглашал к ним домой. Когда Перов взял в руки кисть, то понял, что это его призвание. Несмотря на слабое зрение, которое у него испортилось после перенесенной оспы, Перов стал художником.   Сначала   он   учился   в   арзамасской   художественной   школе,   затем окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. За свои труды художник был награжден серебряными и золотыми медалями. В начале   своего   творчества   живописец   отражал   печальные   стороны   жизни   народа, рисуя такие картины, как «Приезд станового», «Сцена на могиле», «Утопленницы», «Тройка». В середине и второй половине творческого пути художник пишет больше радостных   картин.   «Праздник   в   окрестностях   Парижа»,   «Продавец   песенников», «Сцена у железной дороги» ­ все эти работы создал Перов. 9Сообщение учащегося о картине В.Г. Перова «Тройка» (слайд) Данное произведение было написано автором в 1866 году. Это было сложное для   России   время.   Что   и   отразил   в   своей картине   художник. В   центре   нее изображены   трое   детей   (учеников   мастеровых),   везущих   огромную обледенелую бочку воды. Это два мальчика и девочка. На дворе зима, смеркается, на дороге – гололедица.   Резкий   холодный   ветер   раздувает   их   плохонькую   одежонку. Выливающаяся из бочки вода тут же превращается в сосульки. Как холодно детям, должно быть, в такой мороз!.. Видно, что они совершенно выбились из сил. Какой­ то добрый человек помогает им втащить бочку на пригорок. Повозку сопровождает собака, которая бежит немного справа перед детьми. Картина написана в мрачных серо­коричневых тонах. Даже снег вокруг темный. Тем самым мастер желал показать зрителю   всю   серость,   безысходность   и   ужас   ситуации,   когда   малолетние   дети вынуждены   выполнять   такую   черную   работу.   Обстановку   также   нагнетает заледенелая пустынная улица. С чем ассоциируются герои картины у зрителей? Само название   ее  говорит   о   том,  что   труд   этих   ребятишек   можно   сравнить   с  работой лошадей.   У   публики   рассматриваемое   произведение   вызывает   острую   жалость   к бедным деткам, на долю которых выпала такая нелегкая участь. Автор произведения долго искал натурщиков для своей работы. Для фигур девочки   и   крайнего   левого   мальчика   он   их   нашел.   А   вот   для   изображения центрального героя художник никак не мог «присмотреть» подходящего ребенка. Картина «Тройка» уже была написана более, чем наполовину, когда Перов встретил однажды   на   улице   крестьянку   с   сыном,   которые   шли   из   рязанской   деревни   в монастырь. Когда он увидел мальчика, то сразу понял, что это именно та центральная фигура, которой не достает на полотне. Разговорившись с женщиной, мастер узнал, что зовут ее тетушкой Марьей, а ее сына ­ Васей. Судьба ее нелегка. Она похоронила всех своих детей и мужа, умерших от болезней и нужды. Двенадцатилетний Вася – ее единственная надежда и утешение. Выслушав горькую историю, Перов  предложил женщине   нарисовать   ее   сына.   Та   согласилась.   Так   на   картине   появился   новый персонаж. История   эта   имеет   продолжение.   Однажды,   спустя   четыре   года   после написания картины, к Перову пришла старушка в полушубке и грязных лаптях. В ней мастер с трудом узнал ту самую тетушку Марью. Она протянула ему небольшой узелок с яичками. «В подарок», ­ так объяснила  женщина. Со  слезами на глазах крестьянка рассказала художнику, что ее Васенька умер в прошлом году, тяжело заболев.   Оставшись   совершенно   одна,   женщина   продала   все   свое   имущество, работала   всю   зиму,   и,   скопив   немного   денег,   пришла   к   Перову,   чтобы   на   свои нехитрые сбережения выкупить у него картину, на которой изображен ее любимый сынок. Мастер объяснил бедной матери, что картина «Тройка» находится в галерее, что приобрести ее невозможно. Зато можно ее увидеть. Художник обещал матери нарисовать портрет ее сына. Свое обязательство он выполнил и отправил в деревню женщине свое произведение в золоченой раме. Преподаватель литературы 10В   1863   году   издаётся   поэма   «Мороз,   Красный   нос»,   в   которой   показана трагическая   сторона   народной   жизни.     Крестьянка   Дарья   после   смерти   мужа вынуждена   одна   вести   хозяйство,   растить   детей,   думать   об   их   пропитании.   В тяжёлом раздумье едет она в лес за дровами в трескучий мороз. Плохо одетая, в тяжёлом раздумье, она не замечает, что замерзает, оставляя своих детей сиротами. Послушаем сообщение о картине В.Г.Перова «Проводы покойника». Сообщение учащегося о картине В.Г.Перова «Проводы покойника» (слайд) Одной   из   самых   выразительных   и   сильных   картин   в   творчестве   Перова является   картина   «Проводы   покойника».   Тощая   лошаденка   медленно   и   понуро тащится по пригорку навстречу порывам ветра. В санях – грубо сколоченный гроб, прикрытый   рогожей   и   перевязанный   веревками.   По   обе   стороны   от   него примостились   на   санях   дети.   Печально   смотрит   девочка.   Напротив   –   мальчик   в огромной   меховой   сползающей   на   глаза   шапке.   Он   ежится   от   холода,   кутаясь   в большой  отцовский  тулуп.  Рядом с санями,  провожая  в  последний  путь хозяина, бежит   собака,   еще   выразительнее   подчеркивая   одиночество   и   бесприютность осиротевшей крестьянской семьи. Лица матери мы не видим, но как красноречивы ее склоненная голова и опущенные плечи! Никто вместе с ними не провожает в последний путь единственного кормильца крестьянской семьи. И оттого, что у них нет сочувствующих, еще в большей степени ощутим   трагизм   происходящего.   Сердце   сжимается,   когда   смотришь   на   эту картину… Ее с уверенностью можно отнести к подлинно реалистическим, поскольку она   написана   на   основе   реальных   жизненных   наблюдений.   С   беспощадной правдивостью и щемящей болью нарисовал художник трагическое событие в жизни лишь одной бедной крестьянской семьи. Но в этом одном явлении Перов сумел дать глубокое   обобщение   тяжелой,   беспросветной   доли   крестьянства   в   царской России. Простая по содержанию, она наполнена глубоким социальным смыслом. Эта картина   несомненно   ассоциируется   с  поэмой   Некрасова  “Мороз,  Красный   нос”  с эпизодами смерти и похорон Прокла. Преподаватель литературы Но   есть   в   этом   трагическом   произведении   замечательные   строки,   рисующие волшебную картину русской   природы. Перед нами – Дед Мороз, Мороз­воевода, шагающий  по своим владениям и следящий за порядком в своём хозяйстве. Сейчас мы послушаем отрывок из этой поэмы. Чтение наизусть отрывка из поэмы « Мороз, Красный нос» ­ «Мороз – воевода»( читает  студентка). Преподаватель литературы В 1863 году  Н.А. Некрасов начинает работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо», над которой работал до конца жизни и не завершил. Эту поэму критики назвали эпопеей народной жизни. В ней 7 странников отправляются в путь­дорогу в 11поисках   счастливого.   Только   счастье   народное   оказалось   «   горбатое,   дырявое,   с заплатами, с мозолями», а « ключи от счастья женского заброшены, потеряны у Бога самого». Не случайно Н.А.Некрасова называли  « народным заступником» и « певцом печальной женской доли». В начале 1876 г. Некрасов почувствовал симптомы неизлечимой болезни (рак),но продолжал   работать.   Именно   в   это   тяжёлое   для   Некрасова   время   около   него неделями дежурил художник И.Н. Крамской, в ожидании спокойной для больного минуты, работал, как и тот, урывками.  Сейчас вы увидите репродукцию картины И.Н.Крамского и услышите рассказ об этом произведении искусства. Сообщение учащегося о картине И.Н.Крамского «Н.А.Некрасов в период «Последних песен». Эта работа получила название «Н.А. Некрасов в период «Последних песен»». Довольно большое полотно в буквальном смысле составлено из нескольких мелких частей, как мозаика. Причиной   для   написания   картины   послужила   всё   больше   усугубляющаяся болезнь поэта. Каждая встреча давалась ему с большим трудом. Ради сеанса 10­15 минут Крамской нередко ждал целый день. В результате с натуры была написана только голова Некрасова, остальные же части картины художник дописывал уж в мастерской. Портрет   Некрасова   на   постели   получился   одновременно   масштабным   и камерным.   Крамской   в   этот   раз   изобразил   писателя   именно   так,   как   задумал изначально, написав не просто портрет, а создав героический образ поэта, отдающего творчеству свои последние дни. Второй портрет сам Крамской подписал датой 3 марта 1877 года. На самом деле   художник   заканчивал   картину   в   мастерской   уже   после   смерти   поэта,   и датируется она 1878 годом. Однако дата, выведенная Крамским, для него самого и для умирающего Некрасова стала особенной. Именно в этот день поэт надиктовал своё знаменитое стихотворение «Баюшки­баю». Восторженный Крамской считал это произведение   лучшим,   и   последний   портрет   Некрасова   символично   отсылает зрителей ко дню создания стихотворения. Преподаватель литературы Операция не помогла. Он умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878года по новому стилю). На похоронах Некрасова возникла стихийная демонстрация. Несколько тысяч человек   провожали   его   гроб   до   Новодевичьего   кладбища.   А   на   гражданской панихиде вспыхнул исторический спор: Достоевский в своей речи осторожно сравнил Некрасова   с   Пушкиным.   Из   толпы   революционной   молодежи   раздались   громкие голоса: «Выше! Выше!» Я хочу закончить рассказ о поэте Николае Алексеевиче Некрасове отрывком из той же поэмы Евгения Евтушенко, с которой начинался урок: Дай, Некрасов, уняв мою резвость, Боль иссеченной музы твоей –  12У парадных подъездов, у рельсов И в просторах лесов и полей. Дай твоей неизящности силу. Дай мне подвиг мучительный твой, Чтоб идти, волоча всю Россию, Как бурлаки идут бечевой. 4. Домашнее задание: Пересказ конспекта, читать программные стихи, поэму « Кому на Руси   жить хорошо». 5. Рефлексация Цель:  осознание   своей   УД   (учебной   деятельности),   самооценка   результатов деятельности своей  и всего класса.  Какова тема урока?  Какова цель урока?  Назовите годы жизни Н.А.Некрасова.  Назовите произведения Н.А.Некрасова.  Кому адресованы следующие слова: Учитель! Перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колени?  Какие художники обращались к творчеству Н.А.Некрасова?  Закончите предложение: Сегодня на уроке я узнал, что… На сегодняшнем уроке я понял, что… Мне понравилось, что… Я могу похвалить своих одноклассников за… 13

Посмотрите также