Н.А.Римский –Корсаков и его опера «Садко»
Оценка 4.7

Н.А.Римский –Корсаков и его опера «Садко»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка
2 кл—4 кл
05.01.2017
Н.А.Римский –Корсаков и его опера «Садко»
В легендах и сказаниях музыкальные инструменты часто становились верными спутниками главных героев. Одним из таких инструментов у русского народа были гусли. Легендарный певец Баян рассказывал под чарующие звуки гуслей чудесные сказки. Богатырь Добрыня Никитич удивлял народ своей виртуозной игрой. А знаменитый новгородский купец Садко звуками гуслей развлекал и усмирял морского царя. На уроке учащиеся познакомились с героем былины - Садко, прослушали фрагменты из одноименной оперы Н.А. Римского - Корсакова, высказали мнение об услышанном и увиденном.
открытый 2-4.docx

Тема урока: Н.А.Римский –Корсаков и его опера «Садко»

Цель

      Формировать эмоциональное отношение к музыкальным произведениям, познакомить с былиной «Садко»; обратить внимание на использование былины в творчестве русско­го композитора Н. А. Римского-Корсакова.

      Развивать ассоциативное мышление в про­цессе сравнения былины и оперы, развивать речь, анализируя произведения; продолжить развивать творческие способности, ритмиче­ский слух, вокально-хоровые навыки.

      Воспитывать эстетическое чувство в про­цессе восприятия произведений искусства различных авторов.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Ход урока

Музыкальное приветствие «Добрый день».

 Учитель. Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы поговорим с вами о… Чтобы узнать о чём мы будем говорить, выполните первое задание – это кроссворд, который вы отгадаете все вместе. Если правильно ответите на все 6 вопросов, то в центре получится то, о чём и пойдёт речь на нашем уроке.

Закончите фразу «Самые древние музы­кально-литературные произведения - ...». (Эпосы, сказки, былины) – выполняют у доски слайд 2

Былины – слайд3

В легендах и сказаниях музыкальные инструменты часто становились верными спутниками главных героев. Одним из таких инструментов у русского народа были гус­ли. Легендарный певец Баян рассказывал под чарующие звуки гуслей чудесные сказки. Богатырь Добрыня Ники­тич удивлял народ своей виртуозной игрой. А знаменитый новгородский купец Садко звуками гуслей развлекал и усмирял морского царя.

    Сегодня ребята, мы с вами познакомимся с героем былины -  Садко и прослушаем фрагменты из одноименной  оперы Н.А. Римского - Корсакова.

         Прежде чем начать знакомиться с этим героем предлагаю выполнить задание

Задание: сейчас вы вытяните карточку – что изображено на карточке? Это значит, что те, у кого на карточке изображён кит – песня из предложенных картинок выбирают только изображение жанра «песня» и т.д.

Просмотр ролика «Жанры в музыке»

Задание: кубик-рубик (сложить кубики в соответствии с заданием)

Марш

Марш

Марш

Танец

Танец

Танец

Песня

Песня

Песня

 

Песня

Песня

Песня

Танец

Танец

Танец

Марш

Марш

Марш

 

Марш

Марш

Песня 

Танец

Песня 

Танец

Песня

Танец 

Марш 

 

 

 

Марш

Танец 

Песня 

Марш 

Танец

Песня 

Марш 

Танец 

Песня

 

Мы с вами уже знаем эпосы разных народов, знакомы с героями этих эпосов.

- Как у русского народа называется эпос?

Правильно - былина

  - Кто исполнял эпосы у казахского народа? – жырау

А у русского? – певец - сказитель

     Русский компози­тор Николай Андреевич Римский-Корсаков в опере «Садко» не только показал образ новго­родского музыканта, но и передал средствами симфонического оркестра особенности игры на гуслях.

      Это у русского народа этот инструмент называется – гусли, а как похожий инструмент называется у казахов? – жетыген. А это инструмент, на котором играли во многих странах Европы – цимбалы.  – звучание этих инструментов

             Про жетыген существует такая легенда: «В давние времена жил старик. У него было семеро сыновей. Жили они дружно. Но пришла беда – великая засуха – и унесла отраду старика – его любимых детей.

После смерти старшего сына отец выдолбил кусок иссохшего дерева и натянул на него струну. Он исполнил кюй «Родной мой». После смерти второго ребёнка старик натянул вторую труну и исполняет кюй «Разбитое крыло». О третьем сыне он слагает кюй «Любимый мой», четвёртому посвящает «Погасшее пламя». После утраты младшего сына отец натягивает седьмую, последнюю струну и  исполняет кюй «Горе от утраты семи сыновей».

Задание: Подпиши струнные инструменты 2 класс, 4 класс – подписывает все инструменты

 Николай Андреевич, когда услышал  былину о Садко, решил написать оперу. Уж очень близок был ему Садко, оба они были родом из Новгородской земли, музыкантами и мореплавателями. Прообразом Садко был купец Сайко – Сытинич, который жил в Новгороде в 12 веке. Итак, вернёмся к былине и опере.

Давайте просмотрим фрагмент к этой опере – «Океан – море синее».

Грозен и могуч «океан – море», мирно катит он свои воды». Небогат, неговорлив гусляр Садко, но не ладит он с купцами новгородскими, не поёт песни об их богатстве. И выгнали его купцы с праздника. Сел Садко у озера Ильмень и перебирает струны (отрывок из оперы). Вышла из воды дочь морского царя Волхова, уж больно понравились ей песни Садко, и решила она ему помочь. Подарила она ему рыбок, золотое перо, и превратились они в чистое золото. Купил на эти день Садко корабли и поплыл искать счастье.

Хотите узнать,  на каких кораблях отправился в плавание Садко? Выполните следующее задание.


Он пишет музыку для нас,

Мелодии играет,

Стихи положит он на вальс.

Кто песни сочиняет?

 

Пять линеек — дом для нот,

Нота в каждой здесь живет.

Люди в мире разных стран

Зовут линейки...

 

 

Три струны, играет звонко

Инструмент тот — «треуголка».

Поскорее узнавай-ка,

Что же это?

 

За руки беремся дружно,

Кругом встанем — это нужно.

Танцевать пошли, и вот —

Закружился...

 

 

Песню запоем все вместе,

Зазвучит по школе песня.

Складно, слаженно и дружно.

Вместе петь, ребята, нужно.

Песней полон коридор —

Так старается наш...

 

На листочке, на страничке 
То ли точки, то ли птички. 
Все сидят на лесенке 
И щебечут песенки. 


 

 Где  только не побывал Садко, но нигде  не нашёл счастья и решил вернуться, да не тут-то было. Не пускает его морской царь, зовёт к себе на дно морское. (отрывок из оперы)

Всколыхнулось море, корабли стали тонуть, так как царь морской порвал струны Садко.

Волхова помогает ему бежать. Сидит Садко на берегу, а Волхова поёт ему колыбельную песню.

Превратилась Волхова в реку и соединила океан с Новгородом.

«Морю синему – слава, - поёт народ, - слава Садко». И понял Садко, что счастье – это родная земля, родные люди.»

Далеко вперёд ушла музыка, но сколько бы не прошло лет все помнят гусляра Садко. А почему это былина сохранилась до наших времён? (ответы детей)

Это раньше и былины, и сказки, и музыку передавали, как говорят «из уст в уста». А сейчас музыку передают используя знаки – ноты.

Задание: «Весёлые нотки»

Тест

На прошлых уроках мы говорили с вами об операх Чайковского и Римского – Корсакова. Задание.

Вот и подходит к концу наше знакомство с героем Садко, но на этом не заканчиваются интересные истории о героях и батырах. Нам предстоит ещё множество встреч и с героями, и с композиторами, и с чудесными песнями.

Исполнение «Песенка-чудесенка».

На уроке  познакомились мы с вами, с героем были Садко, прослушали фрагменты из оперы Римского – Корсакова «Садко». А что вам больше всего понравилось на уроке, какие задание было легко выполнять, а какие  вы выполняли с трудом?

Рефлексия.

Посмотрите и озвучьте, какая оценка по итогам всех выполненных заданий у вас получилась.

Всего доброго вам, хорошего настроения. А чтобы закрепить знакомство с гусляром предлагаю дома нарисовать понравившийся фрагмент из оперы русского композитора Николая Андреевича Римского – Корсакова.

 

 

 

 

Самоанализ урока

 

Урок музыки во 2-4 классе на тему:  Н.А.Римский –Корсаков и  опера «Садко»

Для проведений урока были поставлены цели и задачи:

      Формировать эмоциональное отношение к музыкальным произведениям, познакомить с былиной «Садко»; обратить внимание на использование былины в творчестве русско­го композитора Н. А. Римского-Корсакова.

      Развивать ассоциативное мышление в про­цессе сравнения былины и оперы, развивать речь, анализируя произведения; продолжить развивать творческие способности, ритмиче­ский слух, вокально-хоровые навыки.

      Воспитывать эстетическое чувство в про­цессе восприятия произведений искусства различных авторов.

          В течение урока поставленные цели были достигнуты. Учащиеся изучали новый материал ,вспоминали пройденный, анализировали, высказывали мнение, слушали музыкальные фрагменты. Углубленно познакомились с оперой Римского – Корсакова «Садко».

На уроке были применены различные приёмы проверки знаний, с которыми учащие справились отлично. Эмоционально не перегруженный, динамичный, в довольно быстром темпе урок прошёл с интересом для учащихся.

Задания составлялись  с учётом возрастных особенностей. Иллюстрированные задания тоже сыграли свою положительную роль при решении задач поставленных перед ребятами.

Урок начат и закончен вовремя. Итог урока подведён. Учащиеся могут дать оценку своей работе и работе одноклассников.

 


 

Тема урока: Н.А.Римский –Корсаков и его опера «Садко»

Тема урока: Н.А.Римский –Корсаков и его опера «Садко»

Марш Танец Песня

Марш Танец Песня

Что же это? За руки беремся дружно,

Что же это? За руки беремся дружно,

Самоанализ урока Урок музыки во 2-4 классе на тему:

Самоанализ урока Урок музыки во 2-4 классе на тему:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017