Тема урока: Н.А.Римский –Корсаков и его опера «Садко»
Цель
• Формировать эмоциональное отношение к музыкальным произведениям, познакомить с былиной «Садко»; обратить внимание на использование былины в творчестве русского композитора Н. А. Римского-Корсакова.
• Развивать ассоциативное мышление в процессе сравнения былины и оперы, развивать речь, анализируя произведения; продолжить развивать творческие способности, ритмический слух, вокально-хоровые навыки.
• Воспитывать эстетическое чувство в процессе восприятия произведений искусства различных авторов.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Ход урока
Музыкальное приветствие «Добрый день».
Учитель. Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы поговорим с вами о… Чтобы узнать о чём мы будем говорить, выполните первое задание – это кроссворд, который вы отгадаете все вместе. Если правильно ответите на все 6 вопросов, то в центре получится то, о чём и пойдёт речь на нашем уроке.
Закончите фразу «Самые древние музыкально-литературные произведения - ...». (Эпосы, сказки, былины) – выполняют у доски слайд 2
Былины – слайд3
В легендах и сказаниях музыкальные инструменты часто становились верными спутниками главных героев. Одним из таких инструментов у русского народа были гусли. Легендарный певец Баян рассказывал под чарующие звуки гуслей чудесные сказки. Богатырь Добрыня Никитич удивлял народ своей виртуозной игрой. А знаменитый новгородский купец Садко звуками гуслей развлекал и усмирял морского царя.
Сегодня ребята, мы с вами познакомимся с героем былины - Садко и прослушаем фрагменты из одноименной оперы Н.А. Римского - Корсакова.
Прежде чем начать знакомиться с этим героем предлагаю выполнить задание
Задание: сейчас вы вытяните карточку – что изображено на карточке? Это значит, что те, у кого на карточке изображён кит – песня из предложенных картинок выбирают только изображение жанра «песня» и т.д.
Просмотр ролика «Жанры в музыке»
Задание: кубик-рубик (сложить кубики в соответствии с заданием)
Марш |
Марш |
Марш |
Танец |
Танец |
Танец |
Песня |
Песня |
Песня |
Песня |
Песня |
Песня |
Танец |
Танец |
Танец |
Марш |
Марш |
Марш |
Марш |
Марш |
Песня |
Танец |
Песня |
Танец |
Песня |
Танец |
Марш |
Марш |
Танец |
Песня |
Марш |
Танец |
Песня |
Марш |
Танец |
Песня |
Мы с вами уже знаем эпосы разных народов, знакомы с героями этих эпосов.
- Как у русского народа называется эпос?
Правильно - былина
- Кто исполнял эпосы у казахского народа? – жырау
А у русского? – певец - сказитель
Русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков в опере «Садко» не только показал образ новгородского музыканта, но и передал средствами симфонического оркестра особенности игры на гуслях.
Это у русского народа этот инструмент называется – гусли, а как похожий инструмент называется у казахов? – жетыген. А это инструмент, на котором играли во многих странах Европы – цимбалы. – звучание этих инструментов
Про жетыген существует такая легенда: «В давние времена жил старик. У него было семеро сыновей. Жили они дружно. Но пришла беда – великая засуха – и унесла отраду старика – его любимых детей.
После смерти старшего сына отец выдолбил кусок иссохшего дерева и натянул на него струну. Он исполнил кюй «Родной мой». После смерти второго ребёнка старик натянул вторую труну и исполняет кюй «Разбитое крыло». О третьем сыне он слагает кюй «Любимый мой», четвёртому посвящает «Погасшее пламя». После утраты младшего сына отец натягивает седьмую, последнюю струну и исполняет кюй «Горе от утраты семи сыновей».
Задание: Подпиши струнные инструменты 2 класс, 4 класс – подписывает все инструменты
Николай Андреевич, когда услышал былину о Садко, решил написать оперу. Уж очень близок был ему Садко, оба они были родом из Новгородской земли, музыкантами и мореплавателями. Прообразом Садко был купец Сайко – Сытинич, который жил в Новгороде в 12 веке. Итак, вернёмся к былине и опере.
Давайте просмотрим фрагмент к этой опере – «Океан – море синее».
Грозен и могуч «океан – море», мирно катит он свои воды». Небогат, неговорлив гусляр Садко, но не ладит он с купцами новгородскими, не поёт песни об их богатстве. И выгнали его купцы с праздника. Сел Садко у озера Ильмень и перебирает струны (отрывок из оперы). Вышла из воды дочь морского царя Волхова, уж больно понравились ей песни Садко, и решила она ему помочь. Подарила она ему рыбок, золотое перо, и превратились они в чистое золото. Купил на эти день Садко корабли и поплыл искать счастье.
Хотите узнать, на каких кораблях отправился в плавание Садко? Выполните следующее задание.
Он пишет музыку для нас,
Мелодии играет,
Стихи положит он на вальс.
Кто песни сочиняет?
Пять линеек — дом для нот,
Нота в каждой здесь живет.
Люди в мире разных стран
Зовут линейки...
Три струны, играет звонко
Инструмент тот — «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это?
За руки беремся дружно,
Кругом встанем — это нужно.
Танцевать пошли, и вот —
Закружился...
Песню запоем все вместе,
Зазвучит по школе песня.
Складно, слаженно и дружно.
Вместе петь, ребята, нужно.
Песней полон коридор —
Так старается наш...
На листочке, на
страничке
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки.
Где только не побывал Садко, но нигде не нашёл счастья и решил вернуться, да не тут-то было. Не пускает его морской царь, зовёт к себе на дно морское. (отрывок из оперы)
Всколыхнулось море, корабли стали тонуть, так как царь морской порвал струны Садко.
Волхова помогает ему бежать. Сидит Садко на берегу, а Волхова поёт ему колыбельную песню.
Превратилась Волхова в реку и соединила океан с Новгородом.
«Морю синему – слава, - поёт народ, - слава Садко». И понял Садко, что счастье – это родная земля, родные люди.»
Далеко вперёд ушла музыка, но сколько бы не прошло лет все помнят гусляра Садко. А почему это былина сохранилась до наших времён? (ответы детей)
Это раньше и былины, и сказки, и музыку передавали, как говорят «из уст в уста». А сейчас музыку передают используя знаки – ноты.
Задание: «Весёлые нотки»
Тест
На прошлых уроках мы говорили с вами об операх Чайковского и Римского – Корсакова. Задание.
Вот и подходит к концу наше знакомство с героем Садко, но на этом не заканчиваются интересные истории о героях и батырах. Нам предстоит ещё множество встреч и с героями, и с композиторами, и с чудесными песнями.
Исполнение «Песенка-чудесенка».
На уроке познакомились мы с вами, с героем были Садко, прослушали фрагменты из оперы Римского – Корсакова «Садко». А что вам больше всего понравилось на уроке, какие задание было легко выполнять, а какие вы выполняли с трудом?
Рефлексия.
Посмотрите и озвучьте, какая оценка по итогам всех выполненных заданий у вас получилась.
Всего доброго вам, хорошего настроения. А чтобы закрепить знакомство с гусляром предлагаю дома нарисовать понравившийся фрагмент из оперы русского композитора Николая Андреевича Римского – Корсакова.
Самоанализ урока
Урок музыки во 2-4 классе на тему: Н.А.Римский –Корсаков и опера «Садко»
Для проведений урока были поставлены цели и задачи:
• Формировать эмоциональное отношение к музыкальным произведениям, познакомить с былиной «Садко»; обратить внимание на использование былины в творчестве русского композитора Н. А. Римского-Корсакова.
• Развивать ассоциативное мышление в процессе сравнения былины и оперы, развивать речь, анализируя произведения; продолжить развивать творческие способности, ритмический слух, вокально-хоровые навыки.
• Воспитывать эстетическое чувство в процессе восприятия произведений искусства различных авторов.
В течение урока поставленные цели были достигнуты. Учащиеся изучали новый материал ,вспоминали пройденный, анализировали, высказывали мнение, слушали музыкальные фрагменты. Углубленно познакомились с оперой Римского – Корсакова «Садко».
На уроке были применены различные приёмы проверки знаний, с которыми учащие справились отлично. Эмоционально не перегруженный, динамичный, в довольно быстром темпе урок прошёл с интересом для учащихся.
Задания составлялись с учётом возрастных особенностей. Иллюстрированные задания тоже сыграли свою положительную роль при решении задач поставленных перед ребятами.
Урок начат и закончен вовремя. Итог урока подведён. Учащиеся могут дать оценку своей работе и работе одноклассников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.