Я думаю, это изречение имеет непосредственное отношение к народным подвижным играм. Подвижная игра -естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в них ярко отражались образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, волю, стремление к победе. Передовые представители культуры (К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Г.А. Виноградов и др.) еще до Великой Октябрьской революции призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения тогоЯ думаю, это изречение имеет непосредственное отношение к народным подвижным играм. Подвижная игра -естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в них ярко отражались образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, волю, стремление к победе. Передовые представители культуры (К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Г.А. Виноградов и др.) еще до Великой Октябрьской революции призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того
Народные игры как средство развития двигательных качеств
Скажи и я забуду, покажи и я запомню,
дай действовать и я научусь
(китайская мудрость)
Я думаю, это изречение имеет непосредственное отношение к народным подвижным играм.
Подвижная игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий
великой воспитательной силой. Испокон веков в них ярко отражались образ жизни людей, их быт,
труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой,
выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую
выдумку, волю, стремление к победе. Передовые представители культуры (К.Д. Ушинский, Е.А.
Покровский, Г.А. Виноградов и др.) еще до Великой Октябрьской революции призывали
повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный
колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа. Народные игры являются
неотъемлемой частью развития патриотических чувств любви и преданности Родине.
По
содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они
вызывают активную работу мысли, способствуют совершенствованию всех психических процессов,
стимулируют переход организма к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и
воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно
характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе , что требует
активизации умственной деятельности (например, "гусилебеди","волк во рву","ловля обезьян"). В
играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, так же много
познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы, развитию его мышления
и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой
ситуации ребенок должен проявить более сложную, то есть мгновенную и правильную реакцию,
поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («палочка~выручалочки»,
«пятнашки»).
Подготавливая место для игры, особенно на улице, нужно проверить все вокруг, чтобы
ничто не мешало участникам и не могло нанести им травм.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход
игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию
воли, то есть они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить
воспитываемых качеств ("перестрелка","коршун и наседка"). Очень важно иметь договоренность с
участниками игры об общих моральных принципах поведения во время игровых ситуаций. Предлагаю
принять кодекс игроков подвижных игр:
Играть честно, дружно, строго соблюдая установленные правила;
Помнить о законе всех игр: «один за всех, и все за одного». Ставить интересы команды выше
своих;
Не горячиться, проявлять больше выдумки и смекалки;
Никогда не сердиться, если в игре вас случайно толкнули или наступили на ногу;
Играть смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами;
Не мешай другим и не допускай никакой грубости, старайся управлять своим поведением, веди
себя дисциплинированно, четко, организованно;
Научившись научи.
В народных играх много соревновательного задора, шуток, часто игры сопровождаются
неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками.
По определению русского фольклориста Виноградова они являются как бы игровой прелюдией,
дают возможность организовать игроков, настроить на объективный выбор водящего,
безоговорочное выполнение правил. Например, считалка:"катился горох по блюду, ты води, а я не
буду "," шла кукушка мимо сети, а за нею малы дети кукушата просят пить, выходи тебе водить".Жеребьевки также создают эмоциональное настроение, увлекают самим процессом, применяются,
когда детям необходимо разделиться на команды ("конь вороной остался под горой. Выбираешь
какого коня: сивого или златогривого?",или более короткие:"красное яблочко или золотое
блюдечко?", "ниточка или иголочка ?" Все это прочно запоминается и устно передается от
поколения к поколению и никогда не стареет.
Следует помнить, что игра для детей важное средство самовыражения, проба сил. Задача
педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. Игра
позволяет учителю лучше узнать воспитанников, их характер, привычки, организаторские
способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути
воздействия на каждого из детей. И важно то, что игра сближает учителя с детьми, помогает
сплотить детский коллектив.
При подборе игр необходимо учитывать возрастные анатомофизиологические и
психологические особенности детей. Методика обучения основывается на общих закономерностях
процесса обучения, ее эффективность тесно связана с реалистическими дидактическими
принципами. Обучение детей народным играм должно представлять собой организованную систему,
обеспечивающую полное овладение комплексом необходимых игр. Основное требование к такой
системе постепенность усложнений. Переход от простых игр к более сложным должен быть
своевременным, не дожидаясь, пока занимающиеся потеряют интерес к известным играм. Важно
опираться на имеющийся опыт, так как это облегчит усвоение и будет способствовать закреплению
навыков и умений. Выбор игры зависит от тех задач, которые ставятся перед уроком. Именно в
руководстве игрой проявляется мастерство педагога, основанное на его умении видеть и понимать
ход игры, умело применять меры поощрения и наказания (штрафные очки).Дозирование нагрузки в
игре важная задача для учителя, так как высокая эмоциональность затрудняет контроль играющих
за своим состоянием, следовательно, возникает возбуждение и переутомление.
Регулирование происходит различными способами:
а) сокращение длительности игры.
б) введение перерывов;
в) изменением количества играющих;
г) уменьшением величины игровой площадки;
д) изменения правил и сменой ролей играющих.
Чтобы играть детям не надоело нужно предлагать и вносить в игры новые правила, знать
различные варианты игр. Заканчивать игру нужно своевременно и обязательное подведение итогов.
Весьма действенным подспорьем для повышения эффективности уроков физической культурой
является умелое насыщение применяемых в нем игр подходящими элементами современных систем
физических упражнений, обладающих высокой мотивационной ценностью и актуальностью
(атлетическая гимнастика, шейпинг, популярные виды единоборств).
И еще один момент. Для наиболее результативного решения задач проводимого урока
используемые в нем игры должны соответствовать базисному учебному плану данного учебного
заведения, учитывая материальнотехническую базу и регионально климатические условия.
Таким образом, практическая деятельность учителя состоит из следующих элементов:
а) выбор игры;
б) подготовка места и инвентаря;
в) организации играющих;
г) объяснения игры;
д) руководства игрой;
е) подведения итогов.
Самой популярной и любимой игрой у нас в школе стала лапта. «Эта народная игра одна из
самых интересных и полезных игр… В лапте нужны: находчивость, глубокое дыхание, верность
своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара руки и
вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам и лентяям в этой игре нет места…»,
говорил известный русский писатель А.И.Куприн. Обид в лапте практически не бывает, потому что
это игра веселая, динамичная, поднимающая настроение, азартная. Известно, что уже и во временаПетра Первого лапта была весьма популярна. Ведь для игры в лапту не требуется какихто особых
принадлежностей: лужайка, полянка или просто площадка двора или школьного стадиона вполне
пригодных для игры. Круглая или плоская палка (бита), мячик, как правило, теннисный – вот и весь
инвентарь. Правила игры не ограничивают количество учащихся, размер площадки, все зависит от
возраста и физической подготовленности играющих, возможностей площадки, простора для
творчества и импровизации более, чем достаточно. Большой интерес вызывают соревнования по
лапте, проходящие ежегодно в мае по олимпийской системе, особенно, когда на финальном этапе
подключается сборная команда учителей. Неудивительно и естественно русская Лапта, как
развивающийся вид спорта не может оставаться в стороне от проявившихся тенденций в развитии
соревновательной деятельности. Именно от нас, учителей физической культуры, зависит процесс
внедрения этой замечательной игры в массы, возрождения и популяризации ее повсеместно,
превращения ее в национальный вид спорта . Следует отметить, что «Лапту» можно включать как в
отдельные разделы программы (легкая атлетикаэлементы метания, развитие быстроты, спортивные
игры ловкость, ловля, передача мяча), так и отдельным разделом вариативной части учебной
программы.
Итак, благодаря подвижным играм дети не только укрепляют здоровье, совершенствуют
функциональные возможности организма, но и осваивают актуальные способы физической
деятельности с общеприкладной и спортивнорекреационной направленностью учебного предмета.;
помогают учащихся в процессе социализации.
Используемая литература :
Володченко В.Ю., Юмашев В.Б. Выходи играть во двор. М.: Мол.гвардия. 1984. 126с.
Коджаспиров Ю.Г.Развивающие игры на уроках физической культуры 511 классы.
Методическое пособие. М., Дрофа,2003176с
Кузнецова З.М.Народные игры на уроках физической культуры. На6.Челны,1996100с
Детские подвижные игры народов СССР. М., Просвещение, 1989239с
Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Научнометодический
журнал РАО, Российского государственного университета физической культуры,
спорта и туризма, 2004 год, №5