Народные игры как средство развития двигательных качеств

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Я думаю, это изречение имеет непосредственное отношение к народным подвижным играм. Подвижная игра -естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в них ярко отражались образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, волю, стремление к победе. Передовые представители культуры (К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Г.А. Виноградов и др.) еще до Великой Октябрьской революции призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения тогоЯ думаю, это изречение имеет непосредственное отношение к народным подвижным играм. Подвижная игра -естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в них ярко отражались образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, волю, стремление к победе. Передовые представители культуры (К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Г.А. Виноградов и др.) еще до Великой Октябрьской революции призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того
Иконка файла материала Narodnye_igry_kak_sredstvo_pedagogiki.doc
Народные игры как средство развития двигательных качеств Скажи и я забуду, покажи и я запомню,      дай действовать и я научусь                      (китайская  мудрость)              Я думаю, это изречение имеет непосредственное отношение к народным подвижным играм. Подвижная игра ­естественный спутник  жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.  Испокон веков  в них ярко отражались образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве; желание обладать силой, выносливостью,   быстротой   и   красотой   движений;   проявлять   смекалку,   выдержку,   творческую выдумку, волю, стремление к победе. Передовые представители культуры (К.Д. Ушинский,     Е.А. Покровский,   Г.А.   Виноградов   и   др.)  еще   до   Великой   Октябрьской   революции   призывали повсеместно   собирать   и   описывать   народные   игры,   чтобы   донести   до   потомков   национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа. Народные игры являются неотъемлемой  частью   развития   патриотических   чувств   любви   и   преданности   Родине.  По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу  мысли, способствуют совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход организма к более высокой ступени развития. Игровая ситуация увлекает и воспитывает   ребенка,   а   встречающиеся   в   некоторых   играх   зачины,   диалоги   непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе , что требует активизации умственной деятельности (например, "гуси­лебеди","волк во рву","ловля обезьян").   В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, так же много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, то есть   мгновенную и правильную реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («палочка~выручалочки», «пятнашки»).                   Подготавливая место для игры, особенно на улице,  нужно проверить все вокруг, чтобы ничто не мешало участникам и не могло нанести им травм.                   Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и  поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли,   то   есть     они   обеспечивают   условия,   в   рамках   которых   ребенок   не   может   не   проявить воспитываемых качеств ("перестрелка","коршун и наседка").  Очень важно иметь договоренность с участниками игры об общих моральных принципах поведения  во время игровых ситуаций. Предлагаю принять кодекс игроков подвижных игр:  Играть честно, дружно, строго соблюдая установленные правила;  Помнить о законе всех игр: «один ­ за всех, и все­ за одного». Ставить интересы команды выше своих;  Не горячиться, проявлять больше выдумки и смекалки;  Никогда не сердиться, если в игре вас случайно толкнули или наступили на ногу;  Играть смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами;  Не мешай другим и не допускай никакой грубости, старайся управлять своим поведением, веди себя дисциплинированно, четко, организованно;  Научившись ­ научи.                        В народных играх много соревновательного задора, шуток, часто игры сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками. По определению русского фольклориста Виноградова они являются как бы игровой прелюдией, дают   возможность   организовать   игроков,   настроить   на   объективный   выбор   водящего, безоговорочное выполнение правил. Например, считалка:"катился горох по блюду, ты води, а я не буду "," шла кукушка мимо сети, а за нею малы дети­ кукушата просят пить, выходи­ тебе водить".Жеребьевки также создают эмоциональное настроение, увлекают самим процессом, применяются, когда детям необходимо разделиться на команды ("конь вороной остался под горой. Выбираешь какого   коня:   сивого   или   златогривого?",или   более   короткие:"красное   яблочко   или   золотое блюдечко?",   "ниточка   или   иголочка   ?"   Все   это   прочно   запоминается   и   устно   передается   от поколения к поколению и никогда не стареет.             Следует помнить, что игра для детей важное средство самовыражения, проба сил. Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. Игра позволяет   учителю   лучше   узнать  воспитанников,   их   характер,   привычки,   организаторские способности,   творческие   возможности,   что   позволит   ему  найти   наиболее   правильные   пути воздействия на каждого из детей. И важно то,   что игра сближает учителя с детьми,  помогает сплотить детский коллектив.                               При подборе игр необходимо учитывать возрастные анатомо­физиологические  и психологические особенности детей. Методика обучения основывается на общих закономерностях процесса   обучения,   ее   эффективность  тесно   связана   с   реалистическими   дидактическими принципами. Обучение детей народным играм должно представлять собой организованную систему, обеспечивающую полное овладение комплексом необходимых игр. Основное требование к такой системе   ­постепенность   усложнений.   Переход   от   простых   игр   к   более   сложным   должен   быть своевременным, не дожидаясь, пока занимающиеся   потеряют интерес к известным играм. Важно опираться на имеющийся опыт, так как это облегчит  усвоение и будет способствовать закреплению навыков и умений.  Выбор игры зависит от тех задач, которые ставятся перед уроком. Именно в руководстве игрой проявляется мастерство педагога, основанное на его умении видеть и понимать ход игры, умело применять меры поощрения и наказания (штрафные очки).Дозирование нагрузки в игре ­ важная задача для учителя, так как высокая эмоциональность затрудняет контроль играющих за своим состоянием, следовательно, возникает возбуждение и переутомление.  Регулирование происходит различными способами: а) сокращение длительности игры. б) введение перерывов; в) изменением количества играющих; г) уменьшением величины игровой площадки; д) изменения правил и сменой ролей играющих.              Чтобы играть детям не надоело­ нужно предлагать и вносить в игры новые правила, знать различные варианты игр. Заканчивать игру нужно своевременно и обязательное подведение итогов.  Весьма   действенным   подспорьем   для   повышения   эффективности   уроков   физической   культурой является  умелое насыщение применяемых в нем игр подходящими элементами современных систем физических   упражнений,   обладающих   высокой   мотивационной   ценностью   и   актуальностью (атлетическая гимнастика, шейпинг, популярные виды единоборств).                          И еще один момент.   Для наиболее результативного решения задач проводимого урока используемые  в нем игры  должны соответствовать  базисному учебному плану данного учебного заведения,   учитывая материально­техническую базу и регионально­ климатические условия.         Таким образом, практическая деятельность учителя состоит из следующих  элементов: а) выбор игры; б) подготовка места и инвентаря; в) организации играющих; г) объяснения игры; д) руководства игрой; е) подведения итогов.        Самой популярной и любимой игрой у нас в школе стала лапта.  «Эта  народная игра ­ одна из самых интересных и полезных игр… В лапте нужны: находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя не победят. Трусам   и лентяям в этой игре нет места…», ­ говорил известный русский писатель А.И.Куприн.  Обид в лапте практически не бывает, потому что это игра веселая, динамичная, поднимающая настроение, азартная.  Известно, что уже и во временаПетра  Первого лапта была весьма популярна. Ведь для  игры в лапту не требуется каких­то особых принадлежностей: лужайка, полянка или просто площадка двора или школьного стадиона вполне пригодных для игры. Круглая или плоская  палка (бита), мячик, как правило, теннисный – вот и весь инвентарь. Правила игры не ограничивают количество учащихся, размер площадки, все зависит от возраста   и   физической   подготовленности   играющих,     возможностей   площадки,   простора   для творчества и импровизации более, чем достаточно. Большой интерес вызывают соревнования по лапте,  проходящие ежегодно  в мае  по олимпийской системе, особенно, когда на финальном  этапе подключается   сборная   команда   учителей.   Неудивительно     и   естественно   русская   Лапта,   как развивающийся вид спорта не может оставаться в стороне от проявившихся тенденций в развитии соревновательной деятельности. Именно от нас, учителей физической культуры, зависит процесс внедрения   этой   замечательной   игры   в   массы,     возрождения   и   популяризации     ее   повсеместно, превращения ее в национальный вид спорта  . Следует отметить, что «Лапту» можно включать как в отдельные разделы программы (легкая атлетика­элементы метания, развитие быстроты, спортивные игры­  ловкость, ловля,  передача  мяча), так и  отдельным  разделом    вариативной  части учебной программы.               Итак, благодаря подвижным играм дети не только укрепляют здоровье, совершенствуют функциональные   возможности   организма,   но   и   осваивают   актуальные   способы   физической деятельности с общеприкладной и спортивно­рекреационной направленностью учебного предмета.; помогают учащихся в процессе социализации. Используемая литература : Володченко В.Ю., Юмашев В.Б. Выходи играть во двор. М.: Мол.гвардия. 1984.­ 126с. Коджаспиров Ю.Г.Развивающие игры на уроках физической культуры 5­11 классы.          Методическое пособие.  М., Дрофа,2003­176с  Кузнецова З.М.Народные игры на уроках физической культуры. На6.Челны,1996­100с  Детские подвижные игры народов СССР. М., Просвещение, 1989­239с Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. Научно­методический  журнал РАО, Российского государственного университета физической культуры,  спорта и туризма,  2004 год, №5