Дата: Класс: 5 31 урок
|
|||
Тема: Народные источники в «Сказка о попе и работнике его Балде». |
|||
Цель урока: Формировать у обучающихся представление о творчестве А.С. Пушкина Познакомить с историей создания «Сказки о попе…»Формировать у учащихся тип правильной читательской деятельности Развивать интерес к чтению, образное мышление, память, речь |
|||
|
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Наглядности |
3 мин. |
I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Путаница».
|
Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель. |
|
10 мин. |
I. Проверка пройденного материала. По методу «Ромашка Блума» осуществляет проверку домашней работы. Кроссворд «Герои сказок Пушкина» (слайд 10)
По горизонтали: 1.Кем оборотился князь Гвидон в первый раз, когда полетел к отцу? 2.Ядро золотого ореха. 3.Одна из трёх девиц в сказке о царе Салтане. 4.Имя царя из «Сказки о золотом петушке». 5.Имя князя, сына царя Салтана. 6. Имя царя в сказке А.С. Пушкина. 7.Как звали пса из «Сказки о мёртвой царевне». 8.Сеть для ловли рыбы. 9.Жених юной царевны. 10.Волшебный предмет из сказки А.С. Пушкина. 11.Кто помог Дадону избавиться от неожиданных набегов врагов. 12.Дядька прекрасных витязей. (Ответы по горизонтали: 1.Комар. 2.Изумруд. 3.Ткачиха. 4.Дадон. 5.Гвидон. 6.Салтан. 7.Соколко. 8.Невод. 9.Елисей. 10.Зеркальце. 11.Звездочёт. 12.Черномор. По вертикали: 1. Михайловское.) |
Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе. |
Разноуровневые карточки
|
20 мин. |
III. Актуализация знаний Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По методу «Кубизм» осуществляет усвоение нового материала. Контролирует выполнение записей учащимися. сегодня «Сказка о попе и работнике его Балде» была написана А.С.Пушкиным в Болдине 13 сентября 1830 года. Основой послужила русская народная сказка, записанная Пушкиным в Михайловском. Пушкин прочитал эту сказку Гоголю в Царском Селе. Гоголь писал своему другу, что Пушкин читал ему «сказки русские народные … совершенно русские». И далее об этой сказке: «Одна сказка даже без размера, только с рифмами и прелесть невообразимая». При жизни поэта «Сказка о попе…» не печаталась. Впервые она была напечатана В.А.Жуковским в 1840 году. Но по цензурным причинам Жуковский заменил попа на купца: «Жил-был купчина Кузьма Остолоп // По прозванию Осиновый-Лоб», далее всюду «поп» был заменён на «Кузьму». Только в 1882 году в собрании пушкинских сочинений сказка была напечатана по рукописи Александра Сергеевича, но в изданиях для народа до начала ХХ века печаталась с купцом Остолопом. Игра «Выбери слово» А) Жил-был поп, Толоконный лоб. … поп по базару Посмотреть кой-какого товару. Б) Поп ему в ответ «Нужен мне ….: Повар, конюх, плотник. Поживи-ка на моем подворье, Окажи свое усердье и проворье» В) Живет Балда в поповом доме, …., ест себе на соломе, Ест за …. Четверых, Работает за семерых. ( IX. Игра «Кто это сказал?» «Ладно. Не будет нам обоим накладно Поживи-ка на моем подворье, Окажи свое усердье и проворье» «Знаю средство, как удалить от нас такое бедство…» Да вот веревкой хочу море морщить Да вас, проклятое племя корчить» «Здравствуй, Балда-мужичок; Какой тебе надобен оброк?» 5. «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!»
|
Работая в группах, ученики самостоятельно изучают новый материал.
|
Учебник
|
10 мин. |
IV.Итог урока.Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям. Работа в парах « 1 группа Расшифруй имена героев сказки» - Из данных букв составьте слова – имена героев сказки ОПП ДАБАЛ КАЗАЙ НОКСЕБЕ ДЬЯПАПО 2 группа . Определение типа сказки: авторская или народная - Сюжет какой народной сказки лег в основу «Сказки о попе …»? - Есть ли в сказке Пушкина признаки народной сказки? (повторы, устойчивые выражения и эпитеты, устаревшие слова, народная речь) - Внимательно изучите таблицу (слайд 35) и объясните народной или авторской является «Сказка о попе…» - Сделайте вывод («Сказка о попе…» является авторской сказкой, но написана по сюжету народной сазки) 3 группа Главные герои сказки. - Назовите положительного героя сказки. Каким мы видим Балду в сказке? (Добрый, трудолюбивый, хитрый, доверчивый, наивный….) - На какого героя русских народных сказок он похож? (Балда похож на Ивана-дурака, Емелю.) - Есть в сказке отрицательный герой? Какие отрицательные черты характера высмеиваются в образе попа? (Ненасытный, жадный, глупый.) (слайд 37) - Найдите отрывок и прочитайте, как был наказан поп? - Какие чувства вызвал у вас этот эпизод? Проводит рефлексию. - Понравился ли вам урок? - Что было трудным для вас? - Что вам больше понравилось? |
Оценивают работу своих одноклассников. На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. |
Фишки
Стикеры
|
2 мин. |
Объясняет особенности выполнения домашней работы.
|
Записывают домашнюю работу в дневниках. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.