Народные источники в «Сказка о попе и работнике его Балде».
Оценка 5

Народные источники в «Сказка о попе и работнике его Балде».

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
04.03.2018
Народные источники в «Сказка о попе и работнике его Балде».
Цель урока: Формировать у обучающихся представление о творчестве А.С. Пушкина Познакомить с историей создания «Сказки о попе…»Формировать у учащихся тип правильной читательской деятельности Развивать интерес к чтению, образное мышление, память, речь Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Путаница». Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель. I. Проверка пройденного материала. По методу «Ромашка Блума» осуществляет проверку домашней работы. Кроссворд «Герои сказок Пушкина» (слайд 10) По горизонтали: 1.Кем оборотился князь Гвидон в первый раз, когда полетел к отцу? 2.Ядро золотого ореха. 3.Одна из трёх девиц в сказке о царе Салтане. 4.Имя царя из «Сказки о золотом петушке». 5.Имя князя, сына царя Салтана. 6. Имя царя в сказке А.С. Пушкина. 7.Как звали пса из «Сказки о мёртвой царевне». 8.Сеть для ловли рыбы. 9.Жених юной царевны. 10.Волшебный предмет из сказки А.С. Пушкина. 11.Кто помог Дадону избавиться от неожиданных набегов врагов. 12.Дядька прекрасных витязей. (Ответы по горизонтали: 1.Комар. 2.Изумруд. 3.Ткачиха. 4.Дадон. 5.Гвидон. 6.Салтан. 7.Соколко. 8.Невод. 9.Елисей. 10.Зеркальце. 11.Звездочёт. 12.Черномор. По вертикали: 1. Михайловское.) Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе. Разноуровневые карточки
222.docx

Дата:                                                                                             Класс: 5    31 урок

 

Тема: Народные источники в «Сказка о попе и работнике его Балде».

Цель урока: Формировать у обучающихся представление о творчестве А.С. Пушкина

Познакомить с историей создания «Сказки о попе…»Формировать у учащихся тип правильной читательской деятельности

Развивать интерес к чтению, образное мышление, память, речь

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Наглядности

3 мин.

I.                   Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Путаница».

 

Ученики делятся на группы. Осмысливают поставленную цель.

 

 

10 мин.

 

I. Проверка пройденного материала.

По методу  «Ромашка Блума»

осуществляет проверку домашней работы.

Кроссворд «Герои сказок Пушкина»  (слайд 10)

 

По горизонтали:

1.Кем оборотился князь Гвидон в первый раз, когда полетел к отцу?

2.Ядро золотого ореха.

3.Одна из трёх девиц в сказке о царе Салтане.

4.Имя царя из «Сказки о золотом петушке».

5.Имя князя, сына царя Салтана.

6. Имя царя в сказке А.С. Пушкина.

7.Как звали пса из «Сказки о мёртвой царевне».

8.Сеть для ловли рыбы.

9.Жених юной царевны.

10.Волшебный предмет из сказки А.С. Пушкина.

11.Кто помог Дадону избавиться от неожиданных набегов врагов.

12.Дядька прекрасных витязей.

(Ответы по горизонтали:

1.Комар. 2.Изумруд. 3.Ткачиха. 4.Дадон. 5.Гвидон. 6.Салтан. 7.Соколко. 8.Невод. 9.Елисей. 10.Зеркальце. 11.Звездочёт. 12.Черномор.

По вертикали: 1. Михайловское.)

Демонстрируют свои знания, умения по домашней работе.

 

Разноуровневые

карточки

 

20 мин.

III. Актуализация знаний

Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По методу «Кубизм» осуществляет усвоение нового материала. Контролирует выполнение записей учащимися.

сегодня

«Сказка о попе и работнике его Балде» была написана А.С.Пушкиным в Болдине  13 сентября 1830 года. Основой послужила русская народная сказка, записанная Пушкиным в Михайловском.

Пушкин прочитал эту сказку Гоголю в Царском Селе. Гоголь писал своему другу, что Пушкин читал ему «сказки русские народные … совершенно русские». И далее об этой сказке: «Одна сказка даже без размера, только с рифмами и прелесть невообразимая».

При жизни поэта «Сказка о попе…» не печаталась. Впервые она была напечатана В.А.Жуковским в 1840 году. Но по цензурным причинам Жуковский заменил попа на купца: «Жил-был купчина Кузьма Остолоп // По прозванию Осиновый-Лоб», далее всюду «поп» был заменён на «Кузьму».

Только в 1882 году в собрании пушкинских сочинений сказка была напечатана по рукописи Александра Сергеевича, но в изданиях для народа до начала ХХ века печаталась с купцом Остолопом.

Игра «Выбери слово»

А) Жил-был поп,

Толоконный лоб.

… поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Б) Поп ему в ответ «Нужен мне ….:

Повар, конюх, плотник.

Поживи-ка на моем подворье,

Окажи свое усердье и проворье»

В) Живет Балда в поповом доме,

…., ест себе на соломе,

Ест за …. Четверых,

Работает за семерых. (

IX. Игра «Кто это сказал?»

 «Ладно. Не будет нам обоим накладно

Поживи-ка на моем подворье,

Окажи свое усердье и проворье»

«Знаю средство, как удалить от нас такое бедство…»

Да вот веревкой хочу море морщить

Да вас, проклятое племя корчить»

«Здравствуй, Балда-мужичок;

Какой тебе надобен оброк?»

    5. «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!»

 

Работая в группах, ученики самостоятельно изучают новый материал.

 

 

Учебник

 

10 мин.

IV.Итог урока.Организует систематизацию и обобщение совместных достижений. Организует индивидуальную работу по личным достижениям.

Работа в парах «

1 группа Расшифруй имена героев сказки»

- Из данных букв составьте слова – имена героев сказки

ОПП

ДАБАЛ

КАЗАЙ

НОКСЕБЕ

ДЬЯПАПО

2 группа . Определение типа сказки: авторская или народная

- Сюжет какой народной сказки лег в основу «Сказки о попе …»?

- Есть ли в сказке Пушкина признаки народной сказки? (повторы, устойчивые выражения и эпитеты, устаревшие слова, народная речь)

- Внимательно изучите таблицу (слайд 35)  и объясните народной или авторской является «Сказка о попе…»

- Сделайте вывод («Сказка о попе…» является авторской сказкой, но написана по сюжету народной сазки)

3 группа  Главные герои сказки.

- Назовите положительного героя сказки. Каким мы видим Балду в сказке?

(Добрый, трудолюбивый, хитрый, доверчивый, наивный….)

- На какого героя русских народных сказок он похож? (Балда похож на Ивана-дурака, Емелю.)

- Есть в сказке отрицательный герой? Какие отрицательные черты характера высмеиваются в образе попа? (Ненасытный, жадный, глупый.) (слайд 37)

- Найдите отрывок и прочитайте, как был наказан поп?

- Какие чувства вызвал у вас этот эпизод?

Проводит рефлексию.

- Понравился ли вам урок?

- Что было трудным для вас?

- Что вам больше понравилось?

Оценивают работу своих одноклассников.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

 

Фишки

 

Стикеры

 

 

 

 

 2 мин.

Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

 

Записывают домашнюю работу в дневниках.

 

 

 


 

Дата:

Дата:

Пушкиным в Михайловском. Пушкин прочитал эту сказку

Пушкиным в Михайловском. Пушкин прочитал эту сказку

ДАБАЛ КАЗАЙ НОКСЕБЕ ДЬЯПАПО 2 группа

ДАБАЛ КАЗАЙ НОКСЕБЕ ДЬЯПАПО 2 группа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018