Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА)

  • Руководства для учителя
  • pdf
  • 24.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Особенности детей с ОВЗ (НОДА)
Иконка файла материала Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА).pdf

Особенности детей с ОВЗ

Нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА)

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) представляют особую категорию детей с органичными возможностями здоровья (ОВЗ). Для них характерны, как правило, сложные сочетанные нарушения в развитии, низкие показатели обучаемости, адаптивности, здоровья в целом. 

Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Контингент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) крайне неоднороден как в клиническом, так и в психолого-педагогическом отношении. 

Выделяют следующие категории учащихся с нарушением опорнодвигательного аппарата: 

-                     дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с ортопедическими средствами и имеющие нормальное психическое развитие или задержку

психического развития; 

-                     дети, лишенные возможности самостоятельного передвижения и самообслуживания с задержкой психического развития и разборчивой речью. 

Дети нуждаются в коррекционных занятиях по развитию моторики, пространственной ориентировке, специальном оборудовании учебного процесса. Учащиеся нуждаются в корректировке программ ряда общеобразовательных предметов, специальные методах развития речи и коррекций нарушений звукопроизношения; 

Эта категория детей в наибольшей степени нуждаемся в разноуровневых программах и в различных формах обучения. Особое внимание должно быть уделено предметам коррекционного цикла. У всех детей ведущими в клинической картине являются двигательные расстройства (задержка формирования, недоразвитие или утрата двигательных функций), которые могут иметь различную степень выраженности. В большинстве случаев эти дефекты имеют сложную природу. Они обусловлены как непосредственно поражением головного мозга, так и двигательной и социальной депривацией, возникающей в результате ограничения двигательной активности и социальных контактов. 

При тяжелой степени двигательных нарушений ребенок не владеет навыками ходьбы и манипулятивной деятельности, он не может самостоятельно обслуживать себя; при средней (умеренно выраженной) степени двигательных нарушений самостоятельное передвижение детей возможно, но оно затруднено; они ходят неуверенно, часто с помощью специальных ортопедических приспособлений. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивных функций рук. При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно и более уверенно. Они владеют навыками самообслуживания, у них достаточно развита манипулятивная деятельность. Однако у них наблюдаются нарушения походки, движения недостаточно ловкие, замедленные, снижена мышечная сила, имеются недостатки мелкой моторики. На основе клинической картины, особенностей возрастного развития детей с НОДА условно можно разделить на две категории: с ортопедическим и с неврологическим характером двигательных расстройств.

У детей с двигательными расстройствами ортопедического характера отмечается поражение опорно-двигательного аппарата не неврологического характера. Обычно эти дети не имеют выраженных нарушений интеллектуального развития. У некоторых из них несколько замедлен общий темп психического развития и могут быть частично нарушены отдельные корковые функции, особенно зрительно-пространственные представления. В этом случае дети, имеющие незначительное отставание познавательного развития при условии минимальной коррекционно-педагогической помощи на протяжении дошкольного возраста к началу школьного обучения могут достичь уровня нормально развивающихся сверстников. 

У детей с двигательными расстройствами неврологического характера все нарушения обусловлены органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы. Большинство в этой группе составляют дети с церебральным параличом (ДЦП) (89% от общего количества детей с НОДА). При ДЦП нарушения развития имеют, как правило, сложную структуру, т.е. отмечается сочетание двигательных, психических и речевых нарушений. Задержка и нарушение формирования всех двигательных функций оказывают неблагоприятное влияние на развитие, психику и речь.1 У многих детей отмечаются колебания внутричерепного давления, повышенная метеочувствительность и, как следствие этого, колебания эмоционального состояния, внимания и работоспособности.

Расстройства эмоционально-волевой сферы у одних детей с НОДА проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, у других - в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Нарушения поведения встречаются достаточно часто и могут выражаться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим. У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим.

 

Посмотрите также