Насекомые вокруг нас

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок окружающего мира в 1 классе познакомит учащихся с многообразием насекомых, научит выделять их существенные и отличительные признаки; сформирует первичные навыки решения проблемных вопросов. В ходе урока у обучающихся будет развиваться речь, память, внимание, мышление; Этапы урока спланированы таким образом, чтобы воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете, любовь к животным. Высокая познавательная активность учащихся в ходе урока позволит учителю добиться поставленных целей.Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Насекомые вокруг нас"
Иконка файла материала НАСЕКОМЫЕ.docx
ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  І­ІІІ СТУПЕНЕЙ № 90                                                  РАЗРАБОТАЛА                                              УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ                           ТАТЬЯНА ЕВГЕНЬЕВНА             НАГОРНАЯ                                                                                                                                                                                                                                                                   г. ДОНЕЦК ТЕМА: Насекомые   вокруг ЦЕЛИ:  познакомить   учащихся   с   многообразием выделить их существенные и отличительные признаки;  сформировать первичные навыки решения проблемных вопросов, развивать речь, память, внимание, мышление; нас. насекомых,воспитывать доброе отношение к маленьким планете, познавательную активность, любовь ОБОРУДОВАНИЕ: книги   о   насекомых, иллюстрации,   предметные   картинки,   знаки природы, коллекция насекомых. КЛАСС: 1­Б ХОД  УРОКА: соседям   по к животным. рисунки, охраны 1. Организационный момент. Эмоциональный настрой класса. Долгожданный дан звонок Начинается урок. Ребята, здравствуйте!  Тихонько садитесь на свои места. 2. Повторение изученного.  Как называют животных, которые кормят своих детей молоком? (млекопитающие)  Как называется группа животных, имеющих оперенья? (птицы)  Почему лягушек называют земноводными? (могут жить и в воде и на суше)  Как называют животные, которые передвигаются ползком? (пресмыкающиеся)  Как называют животных, у которых есть плавники и жабры? (рыбы) Игра « Найди  лишнее  животное» Медведь, волк, лиса, белка (белка ­ не хищник) Олень,   овца,   корова   (олень   ­   дикое   травоядное,   а   остальные   домашние   травоядные млекопитающие) Змея, ящерица, лягушка (лягушка ­ не входит в группу пресмыкающихся) 3. Сообщение темы и цели урока. – Сегодня мы познакомимся ещё с одной группой животных, а кто относится к этой группе, вы узнаете, если отгадаете загадки, а подсказка на весёлом лугу (на доске картина  «Весёлый луг»). 4. Изучение  нового материала. 1) Игра «Отгадай насекомое» 1.От цветка к цветку летает, Утомится – отдыхает (бабочка) 2.Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу, Если в воздухе кружусьТут уж вволю нажужжусь (жук) 3. Прыгает пружинка ­ Зелёная спинка ­ С травы на былинку, С ветки на тропинку. Чемпион по прыжкам Скачет, скачет по лужкам (кузнечик)                    4.Не змея, а жалит (оса) 5.Не зверь, не птица, Нос, как спица. Летит­кричит,    6. Шелестящий вертолет    Вдруг отправился в полет.    Он над лугом полетал,    На цветочках отдыхал.    Голубой  аэропланчик    Сел на белый одуванчик (стрекоза) 7. Не птица, а с крыльями Над цветком летает, Сядет ­ молчит. Кто его убивает Свою кровь проливает ( комар)Медок собирает (пчела)                  8. Красненькие крылышки,                   черные горошки.                  Кто это гуляет                   по моей ладошке  (Божья коровка)                         9.Необычный я усатик,  Я отважный клоп­(солдатик)           9. Кто они? Откуда! Чьи?          Льются чёрные ручьи:          Дружно маленькие точки          Строят дом себе на кочке (муравьи)     Молодцы! Загадки вы отгадали! на   летнем   лугу. Представьте, что мы  с вами  находимся лужайке   веселится Светит   яркое   солнышко.   А   на   зеленой они?   Догадайтесь! Муравьишка   и   его   друзья.   Но   кто   же ) (учитель показывает на картинки­отгадки На   летней   лужайке   очень   весело.   Как много   пчел   летает возле цветущих трав. Пахнет медом. Над цветами порхают бабочки, гудят шмели, жуки, в траве стрекочут кузнечики. С какой группой животных мы будем сегодня знакомиться? (Насекомые)   Кого из этих насекомых вы наблюдали?  Сегодня мы с вами побываем в мире насекомых. Этот мир необычен: в нём много интересного и удивительного. Насекомые… Кому они не известны, где их только нет! Они носятся мириадами   ( где?) в   воздухе, незримо копошатся   ( где? ) в почве, плавают( где?) в   воде. Вся поверхность нашей Земли наполнена НАСЕКОМЫМИ. Велика их численность. ­ Предположите, сколько? (более 1 миллиона). Насекомые ­ маленькие, большие;  одни летают, другие ползают, прыгают;  одни живут несколько лет, другие – один день;  Живут в почве, на земле, в воде, в воздухе, то есть везде: от жарких стран до границ  льдов на севере. Их часто называют маленькими непоседами.   Почему их можно назвать непоседами? (Насекомых не так­то просто найти, увидеть: они  действительно маленькие непоседы, все время бегают, прыгают, летают). • Назовите вредных насекомых (жук листогрыз, комары, муха цеце) • Назовите полезных насекомых. (жук­жужжелица, жук­ «пожарник», муха­журчалка) 2) Сказка «Спор животных».       Собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых. Медведь говорит: «Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчел, мой мед воруют. Давайте оставим только пчел и бабочек». А лягушки и птицы отвечают: « Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми. Решили тогда животные…  ­ Что решили животные? Вывод: насекомые все нужны. 3) Физкультминутка.   Спал цветок, (дети присели) И вдруг проснулся! (поднялись, потянулись) Больше спать не захотел! (покачали головой) Улыбнулся, встрепенулся, (помахали ручками) Взвился вверх и улетел! (покружились и тихонько сели на свои места) 4)Строение насекомого.      ­  Ребята, почему эту группу животных назвали «насекомые»?  (Слово «насекомое» происходит от слова «насечка», «насекать».  Если внимательно посмотреть брюшко бабочки или жука, то можно увидеть на нем  поперечные полоски, словно брюшко насечено).     У насекомых 6 ног, пара усиков, 1­2 пары крыльев и тело, состоящее из 3 частей. Самый главный орган чувств насекомых – это усы, у кого­то они мохнатые, у кого­то совсем коротенькие,   а  у   кого­то   тоненькие   как   ниточка.   Длинные   усики   помогают   насекомымощупывать предметы вокруг себя. Рот у насекомых тоже у всех разный  и зависит от пищи, которой они питаются. У   бабочки,   которая   любит   полакомиться   сладеньким нектаром,   ­   длинный   хоботок.   Очень   острые   и зазубренные челюсти у жука. Многие насекомые плохо видят,   а   у   некоторых   и   вовсе   нет   глаз.   Зато   глаза стрекозы   занимают   почти   всю   голову,   и   каждый   глаз состоит   из   огромного   множества   глазков,   каждый   из которых может дать свое изображение. Во все стороны смотрит   стрекоза   и,   не   поворачивая   головы,   хватает добычу своими длинными лапками.  5) В гостях у насекомых. А) ­ Ребята, отгадайте загадку.           Не видно на земле его,           А тянет больше себя самого.                                        ( Муравей)  ­ Где вы видели муравья? ­ Полезны ли муравьи?       Муравьев в лесу можно увидеть повсюду: они и по земле ползают, и поднимаются на деревья,   залезают   в   норы,   дупла   деревьев,   облепляют   пеньки.   Муравьи   –   большие труженики. Муравей в одиночку может тащить насекомое, в несколько раз тяжелее его самого. Лесные муравьи уничтожают много вредителей. ­ Кто из вас видел муравейник в лесу? ­ Рассмотрите рисунок  муравейника.          Холмик на поверхности земли – это муравейника.   В   почве   находится   его большим   количеством   ходов   и   кладовых. стороны вьются едва заметные тропки. По путешествуют   в   поисках   пищи   и материала для своего дома. Как бы далеко он обязательно найдет дорогу домой.       Как же он находит свой дом? Муравей не   слышит.   Но   тропинки,   по   которым   он помогающий муравью ориентироваться. ­ А какой орган чувств самый важный у муравьев? (Усики)          Вот так усики помогают муравью добраться до своего домика. Муравьи – полезные насекомые. Их нужно охранять. Б) Игра «Муравейник».          Ученики объединяются в несколько групп – «муравьиных семей». Дети становятся цепочкой.  Учитель  определяет,  где   будет   расположен   муравейник  каждой «семьи».  По сигналу   друг   за   другом   дети   разбегаются   по   классу­«лесу»   в   разные   стороны.   Нельзя натыкаться друг на друга. По второму сигналу цепочки рассыпаются, и «муравьи» должны вернуться к своим «муравейникам». В) ­ Ребята, отгадайте еще одну загадку.          Домовитая хозяйка только наземная часть подземная   часть   с От муравейника во все ним муравьи строительного ни   забрался   муравей,   плохо видит и совсем бегает,   имеют   запах,Пролетела над лужайкой,          Похлопочет над цветком –           Он поделится медком.                                 (Пчела)           Пчела – медоносное насекомое. Она  собирает  сладкий нектар с цветов и его в мед. Мед – очень полезный и ценный ­ Одна минута – это много или мало? ­ Попробуйте за минуту составить пословицу превращает  продукт. из частей. рады цвету, лету. а Пчелы люди (Пчелы рады цвету, а люди  лету.)      За минуту пчела может посетить 30­40 цветков. Она постоянно работает и только  изредка отдыхает на стенках улья или в ячейках сот.  ­ Как вы понимаете пословицу? Г) Для вас еще одна загадка.        Отгадайте­ка, ребятки,        Что за жук на нашей грядке:        Не вредитель, жук любезный,        Для растений он полезный.        Тлей проворно поедает,        Так растения спасает.        Что за жук­черноголовка?        Это ­ ...                                   (Божья коровка) ­ Рассмотрите изображение божьей коровки.           Этих   насекомых   назвали  коровками,  потому  что   они   умеют   выделять  «молочко», правда, не белое, а оранжевое. На самом деле это никакое не «молочко», а кровь, едкая и неприятная на запах. Именно из­за этой жидкости божьих коровок не едят ни птицы, ни ящерицы.      А еще этих насекомых можно назвать перелетными. Но только не птицами, а жуками. В конце лета и осенью коровки летят на зимовку. А весной и в начале лета возвращаются назад. Но не все коровки улетают. Многие из них прячутся в трещинах, в щелях коры деревьев, в прошлогодней траве. Поэтому осенью нельзя сжигать прошлогоднюю траву, ведь можно сжечь и насекомых. ­ К какой группе насекомых можно отнести божью коровку: к полезным или вредным? Какую пользу она приносит? (Поедает тлю.) 6) Питание  насекомых.Большинство насекомых питаются растениями ­ растительноядные. Портят одежду, мебель, даже разрушают дома (моль, термиты). Есть насекомые­хищники. Стрекоза ­ самый прожорливый хищник. Она съедает в день пищи больше, чем весит сама. Она охотится на комаров и мошек, добычу они ловят ногами. Их ноги покрыты шипами и щетинками, в полете   согнуты   и   сближены   так,   что   получается   «ловчая   корзина».   Самые   большие стрекозы достигают в размахе крыльев 19 сантиметров. За 1 час может съесть 40 мух или комаров.          Одним из самых красивых существ являются бабочка. Бабочки питаются нектаром ­ цветочным соком. Бабочки не приносят вреда, вред доставляют их гусеницы, поедающие листья, цветки.             Есть насекомые­метеорологи. Если стрекозы высоко летают над кустами и подолгу «висят»   на   одном   месте,   если   кузнечики   громко   стрекочут   ­   погода   будет   еще   долго хорошей. 7) Что будет, если исчезнут насекомые? ­ Насекомые опыляют растения. Ели исчезнут насекомые, исчезнут и растения. ­ Если исчезнут насекомые, исчезнут рыбы, птицы, звери, которые ими питаются. ­ Если исчезнут насекомые – санитары, лес будет загрязняться. 8) Как люди должны относиться к насекомым?  (Люди должны оберегать насекомых).  5.  Повторение изученного.   ­Посмотрите внимательно на насекомых, найдите общие признаки. Число ног – у бабочки, стрекозы, жука? Число частей тела – у муравья, божьей коровки, пчелы? Есть чувствительные усики – у осы, кузнечика, стрекозы? Проблемный вопрос: Паук – насекомое или нет? (Нет, у паука 8 ног). 6.  Правила поведения в природе.        На доске знаки охраны природы. ­Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых. ­Не разоряй гнезда шмелей. ­Не разоряй муравейники. ­Что мы с вами можем сделать для охраны насекомых?  (рассматривание иллюстраций) 7. Итог урока. Проверим, насколько вы были внимательны на уроке. Если я говорю верное утверждение,  вы показываете зеленый светофор, неверно ­ красный. Слово «насекомое» произошло от слова «насечка», «насекать».  Паук – это насекомое.  Стрекоза ­ это хищник.  У насекомых три части тела.  Люди должны уничтожать всех насекомых.  Муравей ­ это млекопитающее. А что запомнилось на уроке? Постарайтесь узнать о насекомых как можно больше и не только из книг, но и из  собственных наблюдений. Литература. 1. И. Грущинская. Природоведение. Учебник для 1 класса. – К., «Освіта», 2012, с.76­77. 2. Н.В.Диптан, А.А.Назаренко. Природоведение. Разработки уроков,  1 класс. ­Х., «Ранок», 2012, с.177­187. 3. С.Н. Погорелова, В.А. Тетеркина. Окружающий мир. Материалы к урокам.­ Х., «Ранок»,  2002. 4. П.П.Мариковский. Насекомые вокруг нас. – Алма­ Ата: Кайнар, 1986.