«Наставничество как способ развития профессионального мастерства молодых учителей»

  • Семинары
  • doc
  • 03.08.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В современной школе в условиях введения и реализации профессионального стандарта «Педагог», нужен компетентный учитель, способный самостоятельно мыслить, понимать суть происходящих в образовании перемен, осмысленно и быстро включаться в инновационные процессы. А между тем, по-прежнему, существует проблема того, как привлечь в школу грамотных молодых специалистов, а главное как их удержать. Согласно статистике, из выпускников педагогических вузов только половина идёт работать в школу. Но еще печальнее тот факт, что из них почти половина уходит из системы образования, не проработав и три года. В школе на протяжении ряда лет активно работает служба наставничества «Вместе к успеху».
Иконка файла материала Наставники выступление.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  № 3 ИМЕНИ П.М. ОДНОБОКОВА «Наставничество как способ развития профессионального мастерства молодых учителей»  Из опыта работы учителя истории и обществознания  Кузнецовой Натальи Владимировны г. Георгиевск, 2018 год1   слайд      В   современной   школе   в   условиях   введения   и   реализации профессионального стандарта «Педагог», нужен компетентный учитель, способный самостоятельно   мыслить,   понимать   суть   происходящих   в   образовании   перемен, осмысленно и быстро включаться в инновационные процессы.  А   между   тем,   по­прежнему,     существует   проблема   того,   как     привлечь   в школу   грамотных   молодых   специалистов,   а   главное   как   их   удержать.   Согласно статистике, из выпускников педагогических вузов только половина идёт работать в школу. Но еще печальнее тот факт, что из них почти половина уходит из системы образования, не проработав и три года.  2   Слайд    В   Послании   Президента   к   Федеральному   собранию     В.   Путин рассказал   о   значимой   задаче   для   России   в   развитии   наставничества.   По   словам лидера страны только объединив передовые знания и нравственные основы, можно быть и оставаться сильными. В марте 2018 года Президент своим указом утвердил знак   отличия   «За   наставничество».   Согласно   положению,   новый   знак   вручается лучшим   наставникам   молодежи   из   числа   высококвалифицированных   работников промышленности,   с/х,   государственных   и   муниципальных   служащих,   учителей, преподавателей и других работников «за личные заслуги на протяжении не менее 5 лет». Так, что,  нам есть к чему стремиться. Опыт   и   профессиональные   навыки   –   то,   чему   нельзя   научиться   в университете, но можно передать из поколения в поколение. На мой взгляд, именно наставничество   должно   стать   той   самой   нитью,   которая   сможет   по­настоящему связать молодого учителя со школой. 3слайд  В   нашей   образовательной   организации     сложилась   четкая, действующая система работы с молодыми специалистами. Вот уже на протяжении трех лет в школе наблюдается рост числа молодых педагогов. На сегодняшний день 8 начинающих учителей, что составляет  17 % от общего количества педагогических работников и 28 педагогов  ­ 65% ­  учителя высшей квалификационной категории. Все это ставит перед нами следующие задачи: в первую очередь, конечно, сохранить молодой   контингент   учителей,     вторых   повысить   квалификацию   и профессиональное     мастерство   как   молодых   специалистов,   так   и     педагогов­ наставников,   в­   третьих,   способствовать   повышению   качества   образовательного процесса.   во   ­   Для реализации поставленных задач в школе на протяжении ряда лет активно работает служба наставничества «Вместе к успеху».  4   СЛАЙД  Она   включает   в   себя:     творческую   лабораторию   молодых   и малоопытных   учителей,   наставников,   администрацию   школы,   руководителей методических объединений и педагога ­ психолога.   Гибкая и мобильная система наставничества   –   это   одна   из   наиболее   эффективных   форм   профессиональной адаптации.   Качество   работы   этой   системы   во   многом   будет   зависеть   от правильности выбора педагога – наставника для молодого специалиста. И в этом большая ответственность лежит именно на методической службе школы. В этом наманкетирование, помогают   беседы   с   молодым   педагогом,   заполнение диагностических   карт,   что     позволяет   определить   наклонности,   интересы,   и предпочтения   молодого   специалиста,  закрепить   за   ним   именно   такого   куратора, который  бы подходил ему по профессиональным и психологическим параметрам. Наблюдения,   проведенные   опросы   и   изучение   опыта   наставничества   как   формы методической помощи начинающему учителю позволяют определить, что • наставничество является успешным только в том случае, если пары создаются на основе взаимного желания опытного и начинающего учителя;  •  эффективность   наставничества   зависит:   от   комплексности   и   стиля взаимодействия, равноправности позиций, готовности наставника самому учиться и выявлять интересные находки в деятельности подшефного.   Как   же   определить   ­   кто   станет   наставником?   При   отборе   кандидатуры наставника   мы   используем   характеристику   его   компетентности   в   контексте профессионального стандарта  «Педагог».  Для этого кандидатом заполняется лист самооценки компетентности, с помощью которого сам педагог может  оценить свой потенциал для работы в качестве наставника.  Для мотивации  педагогов в школе действует материальная поддержка  через   листе   имеется   раздел   о систему   стимулирующих   выплат,   в   оценочном   наставничестве.  Формы работы.   Наставничество   оформляется   в виде циклограммы методической работы, которая направлена на реализацию программы «Молодой учитель», рассчитанной на три года.  5­7 СЛАЙД  Этапы реализации Программы:  – 1 этап – диагностический – 2 этап – самостоятельный творческий поиск (проектировочный) – 3 этап – оценочно­рефлексивный I этап (1 год работы) Девиз «Знания и умения учителя ­ залог творчества и успеха учащихся» II этап (2 год работы)Девиз «Самостоятельный творческий поиск» III этап (3 год работы)  Девиз «Выбор индивидуальной линии» 3. Планируемые результаты Программы: 1) Адаптация   и   подготовка   к   профессиональной   деятельности   молодого специалиста. 2) Совершенствование   системы   научно­методической   работы   учреждения образования. 3) Повышение качества образования.  4) Повышение   уровня   аналитической   культуры   всех   участников   учебно­ воспитательного процесса. 4. Индикативные показатели Программы: 1) Умение   планировать   учебную   деятельность,     как   собственную,   так   и ученическую, на основе творческого поиска через самообразование.  2) Овладение методикой проведения нетрадиционных уроков.3) Умение работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить индивидуальную работу.  4) Умение проектировать воспитательную систему  5) Умение индивидуально работать с детьми.  6) Овладение системой контроля и оценки знаний учащихся.  7) Становление молодого учителя как учителя­профессионала. 8) Повышение методической, интеллектуальной культуры учителя. 8   СЛАЙД  Существуют   разнообразные   формы   работы   с   молодыми специалистами. Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы в рамках службы наставничества (беседами, консультациями, посещением и обсуждением   уроков)   имеются   новые   нетрадиционные   или   модернизированные, которые представлены на слайде.  – психологические тренинги;  – творческие лаборатории;  – психолого­педагогические деловые игры;  – круглые столы совместно с родителями и учениками;  – разработка и презентация моделей уроков;  – презентация себя как учителя, классного руководителя;  – защита творческих работ;  – мастер­классы  Именно   такие   формы   работы   ускоряют   процесс   вхождения   начинающего учителя в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые коллеги смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию, растет их профессионализм.  9   слайд  Работа   с   начинающими   учителями   будет   более   успешной,   если администрация школы и наставники вместе с начинающим педагогом подготовят различные «памятки»:  – обязанности классного руководителя;  –  работа   с   одаренными   учащимися,   методика   подготовки   их   к   олимпиадам, конференциям, конкурсам различного уровня;  – организация работы с неуспевающими учащимися;  – анализ и самоанализ урока;  – как правильно организовать работу с родителями;  – методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий и др.  10 слайд  Не   менее   важной   формой   сотрудничества   в   нашей   школе   стало создание начинающим педагогом своего портфолио, куда вносятся педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные уроки и т. д. Это дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого учителя в процессе наставнической деятельности.  Кроме  того, портфолио  может  быть  использовано и  как форма  полного  и разностороннего   представления   начинающего   учителя   к   аттестации,   а   так   же позволяет   избежать   формализма   в   деятельности   наставника.   По   завершенииучебного года Служба наставничества проводит школьный конкурс «Электронное портфолио молодого учителя» В   этом  учебном  году  мы  планируем  создать    клуб  «Школа   начинающего учителя», который позволит расширить систему взаимодействия молодых учителей школы с другими образовательными организациями округа.  Совместная   творческая   деятельность   ­   это   самый   продуктивный   стиль педагогического   общения.   Нельзя   забывать   о   том,   что   молодые   специалисты обладают  более  свежими  знаниями по  педагогике  и  психологии. Они знакомы  с современными методами и формами работы, мыслят более креативно, чем давно работающий   учитель.  Все   это   говорит   о   необходимости   использования   молодых специалистов в качестве экспертов при проведении различных мероприятий.  Кроме   того   активно   привлекаем   начинающих   учителей   к   участию   в конкурсах, фестивалях профессионального мастерства разных уровней:  –  регулярное   участие   в   муниципальном   конкурсе   «Учитель   года»   в   номинации «Педагогический дебют»; ­ участие в окружном фестивале педагогического мастерства; ­   призеры   Всероссийского   конкурса   методических   разработок   «Инфоурок», «NSPORTAL»,   участие   в   международном   конкурсе   педагогов   «Знанио» (победители и призеры) ­ Ежегодное участие в краевом фестивале «Талант» в г. Невинномысске.   11 слайд Опыт показывает, что чем активнее начинающий педагог участвует в подобных мероприятиях, тем быстрее идет процесс его вхождения в профессию, тем   значимее   его   достижения   в   организации   урока   и   внеурочной   деятельности. Наши молодые специалисты организуют и сами активно участвуют в   праздничном посвящении в учителя, в создании  школьного клуба начинающих учителей, в работе окружного союза  молодых учителей, в различных спортивных соревнованиях среди педагогических работников округа. Таким   образом,     многоплановая   система   работы   с   молодыми   педагогами, способствует созданию благоприятной атмосферы для раскрытия их творческого потенциала, повышения профессионального мастерства и помогает им на долгие годы остаться верными своей профессии. 12 слайд Поздравляю с началом учебного года, желаю всем новых творческих идей, способных учеников и конечно достойной оплаты вашего труда.