В современной школе в условиях введения и реализации профессионального стандарта «Педагог», нужен компетентный учитель, способный самостоятельно мыслить, понимать суть происходящих в образовании перемен, осмысленно и быстро включаться в инновационные процессы.
А между тем, по-прежнему, существует проблема того, как привлечь в школу грамотных молодых специалистов, а главное как их удержать. Согласно статистике, из выпускников педагогических вузов только половина идёт работать в школу. Но еще печальнее тот факт, что из них почти половина уходит из системы образования, не проработав и три года. В школе на протяжении ряда лет активно работает служба наставничества «Вместе к успеху».
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3
ИМЕНИ П.М. ОДНОБОКОВА
«Наставничество как способ
развития профессионального
мастерства молодых
учителей»
Из опыта работы
учителя истории и обществознания
Кузнецовой Натальи Владимировны
г. Георгиевск, 2018 год1 слайд
В современной школе в условиях введения и реализации
профессионального стандарта «Педагог», нужен компетентный учитель, способный
самостоятельно мыслить, понимать суть происходящих в образовании перемен,
осмысленно и быстро включаться в инновационные процессы.
А между тем, попрежнему, существует проблема того, как привлечь в
школу грамотных молодых специалистов, а главное как их удержать. Согласно
статистике, из выпускников педагогических вузов только половина идёт работать в
школу. Но еще печальнее тот факт, что из них почти половина уходит из системы
образования, не проработав и три года.
2 Слайд В Послании Президента к Федеральному собранию В. Путин
рассказал о значимой задаче для России в развитии наставничества. По словам
лидера страны только объединив передовые знания и нравственные основы, можно
быть и оставаться сильными. В марте 2018 года Президент своим указом утвердил
знак отличия «За наставничество». Согласно положению, новый знак вручается
лучшим наставникам молодежи из числа высококвалифицированных работников
промышленности, с/х, государственных и муниципальных служащих, учителей,
преподавателей и других работников «за личные заслуги на протяжении не менее 5
лет». Так, что, нам есть к чему стремиться.
Опыт и профессиональные навыки – то, чему нельзя научиться в
университете, но можно передать из поколения в поколение. На мой взгляд, именно
наставничество должно стать той самой нитью, которая сможет понастоящему
связать молодого учителя со школой.
3слайд В нашей образовательной организации
сложилась четкая,
действующая система работы с молодыми специалистами. Вот уже на протяжении
трех лет в школе наблюдается рост числа молодых педагогов. На сегодняшний день
8 начинающих учителей, что составляет 17 % от общего количества педагогических
работников и 28 педагогов 65% учителя высшей квалификационной категории.
Все это ставит перед нами следующие задачи: в первую очередь, конечно, сохранить
молодой контингент учителей,
вторых повысить квалификацию и
профессиональное мастерство как молодых специалистов, так и педагогов
наставников, в третьих, способствовать повышению качества образовательного
процесса.
во
Для реализации поставленных задач в школе на протяжении ряда лет активно
работает служба наставничества «Вместе к успеху».
4 СЛАЙД Она включает в себя: творческую лабораторию молодых и
малоопытных учителей, наставников, администрацию школы, руководителей
методических объединений и педагога психолога. Гибкая и мобильная система
наставничества – это одна из наиболее эффективных форм профессиональной
адаптации. Качество работы этой системы во многом будет зависеть от
правильности выбора педагога – наставника для молодого специалиста. И в этом
большая ответственность лежит именно на методической службе школы. В этом наманкетирование,
помогают беседы с молодым педагогом,
заполнение
диагностических карт, что позволяет определить наклонности, интересы, и
предпочтения молодого специалиста, закрепить за ним именно такого куратора,
который бы подходил ему по профессиональным и психологическим параметрам.
Наблюдения, проведенные опросы и изучение опыта наставничества как формы
методической помощи начинающему учителю позволяют определить, что
• наставничество является успешным только в том случае, если пары создаются на
основе взаимного желания опытного и начинающего учителя;
•
эффективность наставничества зависит: от комплексности и стиля
взаимодействия, равноправности позиций, готовности наставника самому учиться и
выявлять интересные находки в деятельности подшефного.
Как же определить кто станет наставником? При отборе кандидатуры
наставника мы используем характеристику его компетентности в контексте
профессионального стандарта «Педагог». Для этого кандидатом заполняется лист
самооценки компетентности, с помощью которого сам педагог может оценить свой
потенциал для работы в качестве наставника.
Для мотивации педагогов в школе действует материальная поддержка через
листе имеется раздел о
систему стимулирующих выплат, в оценочном
наставничестве.
Формы работы.
Наставничество оформляется в виде циклограммы методической работы,
которая направлена на реализацию программы «Молодой учитель», рассчитанной на
три года.
57 СЛАЙД
Этапы реализации Программы:
– 1 этап – диагностический
– 2 этап – самостоятельный творческий поиск (проектировочный)
– 3 этап – оценочнорефлексивный
I этап (1 год работы)
Девиз «Знания и умения учителя залог творчества и успеха учащихся»
II этап (2 год работы)Девиз «Самостоятельный творческий поиск»
III этап (3 год работы)
Девиз «Выбор индивидуальной линии»
3. Планируемые результаты Программы:
1) Адаптация и подготовка к профессиональной деятельности молодого
специалиста.
2) Совершенствование системы научнометодической работы учреждения
образования.
3) Повышение качества образования.
4) Повышение уровня аналитической культуры всех участников учебно
воспитательного процесса.
4. Индикативные показатели Программы:
1) Умение планировать учебную деятельность,
как собственную, так и
ученическую, на основе творческого поиска через самообразование.
2) Овладение методикой проведения нетрадиционных уроков.3) Умение работать с классом на основе изучения личности ребенка, проводить
индивидуальную работу.
4) Умение проектировать воспитательную систему
5) Умение индивидуально работать с детьми.
6) Овладение системой контроля и оценки знаний учащихся.
7) Становление молодого учителя как учителяпрофессионала.
8) Повышение методической, интеллектуальной культуры учителя.
8 СЛАЙД Существуют разнообразные формы работы с молодыми
специалистами. Большую эффективность по сравнению с традиционными формами
работы в рамках службы наставничества (беседами, консультациями, посещением и
обсуждением уроков) имеются новые нетрадиционные или модернизированные,
которые представлены на слайде.
– психологические тренинги;
– творческие лаборатории;
– психологопедагогические деловые игры;
– круглые столы совместно с родителями и учениками;
– разработка и презентация моделей уроков;
– презентация себя как учителя, классного руководителя;
– защита творческих работ;
– мастерклассы
Именно такие формы работы ускоряют процесс вхождения начинающего
учителя в образовательную, педагогическую среду. Он чувствует себя увереннее,
закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии. В результате молодые
коллеги смело идут на аттестацию на более высокую квалификационную категорию,
растет их профессионализм.
9 слайд Работа с начинающими учителями будет более успешной, если
администрация школы и наставники вместе с начинающим педагогом подготовят
различные «памятки»:
– обязанности классного руководителя;
– работа с одаренными учащимися, методика подготовки их к олимпиадам,
конференциям, конкурсам различного уровня;
– организация работы с неуспевающими учащимися;
– анализ и самоанализ урока;
– как правильно организовать работу с родителями;
– методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных
мероприятий и др.
10 слайд Не менее важной формой сотрудничества в нашей школе стало
создание начинающим педагогом своего портфолио, куда вносятся педагогические
находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные уроки и т. д. Это дает
возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого учителя
в процессе наставнической деятельности.
Кроме того, портфолио может быть использовано и как форма полного и
разностороннего представления начинающего учителя к аттестации, а так же
позволяет избежать формализма в деятельности наставника. По завершенииучебного года Служба наставничества проводит школьный конкурс «Электронное
портфолио молодого учителя»
В этом учебном году мы планируем создать клуб «Школа начинающего
учителя», который позволит расширить систему взаимодействия молодых учителей
школы с другими образовательными организациями округа.
Совместная творческая деятельность это самый продуктивный стиль
педагогического общения. Нельзя забывать о том, что молодые специалисты
обладают более свежими знаниями по педагогике и психологии. Они знакомы с
современными методами и формами работы, мыслят более креативно, чем давно
работающий учитель. Все это говорит о необходимости использования молодых
специалистов в качестве экспертов при проведении различных мероприятий.
Кроме того активно привлекаем начинающих учителей к участию в
конкурсах, фестивалях профессионального мастерства разных уровней:
– регулярное участие в муниципальном конкурсе «Учитель года» в номинации
«Педагогический дебют»;
участие в окружном фестивале педагогического мастерства;
призеры Всероссийского конкурса методических разработок «Инфоурок»,
«NSPORTAL», участие в международном конкурсе педагогов «Знанио»
(победители и призеры)
Ежегодное участие в краевом фестивале «Талант» в г. Невинномысске.
11 слайд Опыт показывает, что чем активнее начинающий педагог участвует
в подобных мероприятиях, тем быстрее идет процесс его вхождения в профессию,
тем значимее его достижения в организации урока и внеурочной деятельности.
Наши молодые специалисты организуют и сами активно участвуют в праздничном
посвящении в учителя, в создании школьного клуба начинающих учителей, в работе
окружного союза молодых учителей, в различных спортивных соревнованиях среди
педагогических работников округа.
Таким образом, многоплановая система работы с молодыми педагогами,
способствует созданию благоприятной атмосферы для раскрытия их творческого
потенциала, повышения профессионального мастерства и помогает им на долгие
годы остаться верными своей профессии.
12 слайд Поздравляю с началом учебного года, желаю всем новых творческих
идей, способных учеников и конечно достойной оплаты вашего труда.