Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Литературное чтение
Урок 81.
Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями
Тема: Настоящий капитан (Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»)
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1 2 3
Беседа.
Выявление первичного восприятия текста.
– Сравните свою реакцию на рассказ Б. Житкова с тем, как слушали его дети на
квартире у Чуковского:
«Усевшись среди них на диване, стал рассказывать им о разных морских
приключениях. Они слушали его очарованные и, когда он заканчивал свой
рассказ, деспотически кричали: "Ещё!". Я слушал его рассказы урывками,
приходили какието люди, постоянно звонил телефон. Но я видел, как
увлечены его рассказами дети».
– Захотелось ли комуто из вас после чтения рассказа закричать:
© ООО «Баласс», 2015
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
1II. Развитие
умений.
«Ещё!»? Если да, то что вы сделали? Если нет, то почему?
– Можно ли чтение рассказов Житкова назвать простым?
– С какими трудностями встретились?
2 4 1 2 3 1 2 3 3
Работа с текстом.
Работа с текстом до чтения.
1) Составление морского словарика (задание I.1 в тетради, урок 81).
2) Постановка вопросов, возникших у ребят во время домашнего чтения,
ответы на которые они самостоятельно не нашли.
Работа с текстом во время чтения.
Комментированное чтение.
– Почему не понимают друг друга пассажиры и моряки?
– Что главное для капитана?
– «Я сам это понял …». Кто я? Найдите границы, где меняется повествователь.
(Где повествование идёт от 3го лица, где от 1го?)
– Значит, есть основания у автора для ведения повествования от 1го лица?
– Интересно, как же однажды рассказчик посадил парусник?
– Какой урок он вынес из этой истории?
– Чего боялся капитан ледокола? Почему торопился уйти, несмотря на удачный
промысел тюленя?
– В чём опасность ледяного затора?
– Как подаёт команды капитан в машинное отделение?
– Был ли другой выход у капитана, решившего таранить ледяной затор?
– Почему помощник глянул на него «косым взглядом»?
– В чём была опасность дрейфа?
– Что такое «кошки Литке»? Почему их боялся капитан?
– Вы заметили, как пишет Житков об умении капитана слиться с пароходом,
© ООО «Баласс», 2015
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
2слышать его?
– Зачем капитан вытащил кольт (оружие), когда услышал чирканье днища о
камни?
– Поддерживает ли помощник капитана в трудную минуту?
– Как ведут себя команда и пассажиры? Можно ли это назвать предательством?
– Чего «нету! нету! уже 5 минут нету…»? (Аварии, гибели ледокола.)
– «Красный человек», «красная луна» – с какой стороны раскрывается писатель
в этой части текста?
– Что означают слова капитана, вышедшего на мостик?
– Чего стоили капитану эти 10 минут?
Работа с текстом после чтения.
1) Обобщающая беседа (по вопросам учебника, с. 43).
– Ради чего стоило прочитать этот рассказ?
– Каким бы вы назвали этот рассказ – добрым или жестоким, несмотря на
благополучную развязку?
В ходе беседы ребята приходят к выводам, что главное в рассказе – это
настоящий морской капитан, который знает, что такое ответственность
за людей, пароход, что такое честь и доброе имя.
– Почему у капитана ледокола нет имени? (Задание III.4 в тетради.)
– Можно ли одну из двух частей рассказа назвать главной?
2) Составление характеристики капитана (задание III.2 в тетради).
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
устной и письменной форме.
4. Умение работать в паре и
в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
ΙΙΙ
. Итог.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
© ООО «Баласс», 2015
3IV. Домашнее
задание.
Рассказ о морском капитане по заданию III.3 в «Тетради по литературному
чтению».
© ООО «Баласс», 2015
4