Настоящий капитан (Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 21.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Иконка файла материала konsp_lit_4kl_ur81-korr.doc
Литературное чтение Урок 81. Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями Тема: Настоящий капитан (Б. Житков «Николай Исаич Пушкин») Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему); • видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения; • самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация знаний. 1  2  3  Беседа. Выявление первичного восприятия текста. – Сравните свою реакцию на рассказ Б. Житкова с тем, как слушали его дети на квартире у Чуковского: «Усевшись   среди   них   на   диване,   стал   рассказывать   им  о   разных   морских приключениях.   Они   слушали   его   очарованные   и,   когда   он   заканчивал   свой рассказ, деспотически  кричали:  "Ещё!".  Я  слушал его  рассказы  урывками, приходили   какие­то   люди,   постоянно   звонил   телефон.   Но   я   видел,   как увлечены его рассказами дети». – Захотелось ли кому­то из вас после чтения рассказа закричать: © ООО «Баласс», 2015 Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Преобразовывать  информацию из одной  формы в другую: подробно  пересказывать небольшие  тексты. 2. Делать выводы в  результате совместной  работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на  развороте учебника. 1II. Развитие  умений. «Ещё!»? Если да, то что вы сделали? Если нет, то почему? – Можно ли чтение рассказов Житкова назвать простым? – С какими трудностями встретились? 2  4  1  2  3  1  2  3  3  Работа с текстом. Работа с текстом до чтения. 1) Составление морского словарика (задание I.1 в тетради, урок 81). 2)  Постановка   вопросов,   возникших   у   ребят   во   время  домашнего   чтения, ответы на которые они самостоятельно не нашли. Работа с текстом во время чтения. Комментированное чтение. – Почему не понимают друг друга пассажиры и моряки? – Что главное для капитана? – «Я сам это понял …». Кто я? Найдите границы, где меняется повествователь. (Где повествование идёт от 3­го лица, где от 1­го?) – Значит, есть основания у автора для ведения повествования от 1­го лица? – Интересно, как же однажды рассказчик посадил парусник? – Какой урок он вынес из этой истории? – Чего боялся капитан ледокола? Почему торопился уйти, несмотря на удачный промысел тюленя? – В чём опасность ледяного затора? – Как подаёт команды капитан в машинное отделение? – Был ли другой выход у капитана, решившего таранить ледяной затор? – Почему помощник глянул на него «косым взглядом»? – В чём была опасность дрейфа? – Что такое «кошки Литке»? Почему их боялся капитан? – Вы заметили, как пишет Житков об умении капитана слиться с пароходом, © ООО «Баласс», 2015 4. Находить ответы на  вопросы в тексте,  иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение  к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию к  обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать речь  других. 2. Выразительно читать и  пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в  2слышать его? – Зачем капитан вытащил кольт (оружие), когда услышал  чирканье днища о камни? – Поддерживает ли помощник капитана в трудную минуту? – Как ведут себя команда и пассажиры? Можно ли это назвать предательством? – Чего «нету! нету! уже 5 минут нету…»? (Аварии, гибели ледокола.) – «Красный человек», «красная луна» – с какой стороны раскрывается писатель в этой части текста? – Что означают слова капитана, вышедшего на мостик? – Чего стоили капитану эти 10 минут?  Работа с текстом после чтения. 1) Обобщающая беседа (по вопросам учебника, с. 43). – Ради чего стоило прочитать этот рассказ? –  Каким   бы   вы   назвали   этот   рассказ   –   добрым   или   жестоким,  несмотря   на благополучную развязку? В ходе беседы ребята приходят к выводам, что главное в рассказе – это настоящий морской капитан, который знает, что такое ответственность за людей, пароход, что такое честь и доброе имя. – Почему у капитана ледокола нет имени? (Задание III.4 в тетради.) – Можно ли одну из двух частей рассказа назвать главной? 2) Составление характеристики капитана (задание III.2 в тетради). –  Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и  в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и  формулировать цель  деятельности на уроке с  помощью учителя. 2. Проговаривать  последовательность  действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе  работы с иллюстрацией  учебника. 4. Учиться работать по  предложенному учителем  плану. ΙΙΙ . Итог. – Как бы вы оценили свою работу на уроке? © ООО «Баласс», 2015 3IV.  Домашнее задание. Рассказ   о   морском   капитане   по   заданию   III.3  в   «Тетради   по   литературному чтению». © ООО «Баласс», 2015 4

Посмотрите также