Тема: «Национальный костюм – Наследие моего народа»
Цель: познакомить обучающихся с башкирским национальным костюмом.
Задачи:
· коррекционно-образовательная – формировать представление обучающихся о башкирском костюме, головном уборе (платок, (кашмау, тастар, тюбетейка) и обуви (ситек, кэуеш)
· коррекционно-развивающая – развивать фонематический слух на основе изучения новой темы;
· коррекционно-воспитательная – воспитывать чувство гордости за свою Родину, знание и культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов Башкортостана.
Планируемые результаты:
Предметные: аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, выражать собственные мысли, воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, внимательно слушать.
Личностные: чувство гордости за свою Родину, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России; ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Тип урока: урок-исследование
Класс – 5 (У/О)
Предмет: ОДНКнР, музыка, ИКБ.
Форма урока: комбинированный урок
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: автоматизированное рабочее место учителя, мультимедийная презентация, демонстративный материал «Башкирский орнамент», карточки-мозаика с изображением национальных костюмов, видеофрагменты: «Башкирский национальный костюм», «Башкирский народный танец», карточки – раскраски с изображением национальных костюмов.
План урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
III. Изучение новой темы
IV. Физминутка
V. Продолжение работы
VI. Первичное закрепление темы
VII. Вторичное закрепление темы
VIII. Итог урока. Рефлексия
IX. Домашнее задание. Оценивание обучающихся
Ход урока
I. Организационный момент
Уч. 1: Добрый день, ребята. Пожалуйста, улыбнитесь мне, друг другу и с хорошим настроением начнем урок.
Посмотрите на доску, на ней написаны слова Мустая Карима. Давайте прочитаем их хором.
Взгляни на глобус:
Вот он – шар земной
На нем Башкирия
С березовой листок величиной
Всего лишь навсего
Не больше
Обыкновенного листка,
Береза же – Великая Россия –
Так зелена, так высока
– Скажите, пожалуйста, кому посвящены эти слова?
Так образно писал о Башкортостане народный поэт Мустай Карим. Писатели и поэты образно сравнивали на карте Башкортостан по очертаниям границ с березовым листком или ладонью, раскрытой для рукопожатия всем народам нашей страны.
II. Сообщение темы и целей урока
Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам необходимо выполнить задание.
На партах, перед вами лежат разрезные картинки, которые нужно собрать. Что у вас получилось? (мужской и женский башкирский костюмы)
Тема сегодняшнего урока «Национальный костюм – Наследие моего народа».
Вы познакомитесь с особенностями башкирского национального костюма, с его самобытностью и неповторимостью, вспомните виды орнамента, характерные для башкирского национального костюма.
III. Изучение новой темы
– Ребята, внимание на экран! Посмотрите видеоролик о башкирском национальном костюме (просмотр видеоролика)
На Южном Урале проживает более 120 национальностей. Каждый народ уникален. Коренное население – башкиры. Многие тысячелетия наши предки накапливали жизненную мудрость и опыт, который затем лег в основу культурных традиций, башкирского национального костюма.
Традиционный костюм – яркий определитель национальной принадлежности человека. Состав одежды, ее покрой, характер декора складывались в течение многих веков и были обусловлены хозяйственно-бытовым укладом народа, его культурно-историческим развитием.
Мужская и женская одежда башкир отличалась не столько формой и покроем, сколько приемами декоративно-прикладного оформления.
Башкирский мужской костюм был однотипен во всех регионов. Нательной и одновременно верхней одеждой служили просторная и длинная рубаха с широким отложным воротником и длинными рукавами, а также штаны с широким шагом. Поверх рубахи носили безрукавку (камзул). При выходе на улицу обычно надевали халат из темной ткани (елян, бишмет). В холодное время башкиры носили овчинные шубы и суконные халаты (чекмень).
Повседневным головным убором у мужчин были тюбетейки. В холодное время поверх тюбетеек надевали меховые шапки. В степных районах в зимние бураны носили теплые меховые малахаи с небольшой тульей и широкой лопастью, прикрывавшей затылок и уши.
Наиболее распространенной обувью были – ичиги (ситек) – сафьяновые сапожки с мягкой подошвой. Для ичигов использовалась козья и баранья кожа мягкой выработки. Встречались ичиги и с суконным верхом (сарык). Дмитрий Петрович Никольский так описывал сарык: «Шьется он башкирами и состоит из суконного или войлочного голенища…, которое вышивается цветной шерстью; к голенищу пришивается кожаная подошва из дубленой конской кожи». Для обуви характерны низкий каблук, широкие носы. Мягкие высокие голенища слегка приспущены «гармошкой». Шили сапоги размягченными коровьими или конскими жилами.
Зимой носили валенки.
Женская одежда была наиболее разнообразной. Нательной одеждой башкирок были платья кулдек. На платье одевали приталенную безрукавку камзул. Также в 19 веке распространение получил холщовый фартук алъяпкыс.
Темные халаты, слегка приталенные в поясе, носили повсеместно. В зимнее время года богатые башкирки носили шубы из дорогого меха – куницы, лисы, бобра, выдры.
Головные уборы демонстрировали возрастное, семейное, социально-имущественное положение человека. Наиболее распространенным женским головным убором был хлопчатобумажный платок яулык.Восточные и зауральские башкиры долгое время после свадьбы носили покрывало красного цвета кушъяулык.Девушки и молодые женщины надевали высокие меховые шапки. Одним из старинных головных уборов замужней женщины был кашмау (шапочка с круглым вырезом на макушке и длинной лопастью, спускающейся по спине, которая богато украшалась кораллами, бляхами, монетами).
Женская обувь мало отличалась от мужской.
Большое значение уделялось украшениям, например, зеркало женского благосостояния – это нагрудники селтер. Богатство их украшений – это степень внимания и любви со стороны супруга или жениха.
– Ребята, у вас на парте лежит карточка с вопросом. Внимательно прочитайте вопрос, подумайте и ответьте
– Назовите, основные цвета башкирского национального костюма? (жёлтый, синий, красный, чёрный)
– Назовите характерную особенность башкирского национального костюма (многослойность).
– Какой, основной предмет женского башкирского костюма? (платье)
– Какой, основной предмет мужского башкирского костюма? (халат, рубашка)
– Чем украшали башкирские костюмы? (вышивкой, серебреными монетами)
– Как назывался женский головной убор? (кашмау)
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: кашмау, кульдек.
– Как назывался мужской головной убор? (меховая шапка - Салаватка)
IV. Физминутка
V. Продолжение работы
Сильными «знаковыми» элементами костюма обладал орнамент, который у всех народов размещался по единым принципам, согласно традициям, восходящим к языческим представлениям о защитных свойствах одежды, оберегающей от злых сил. Исходя из представлений, орнамент располагался по разрезам, вырезам, подолу, вороту, рукавам (местам, наиболее уязвимым для проникновения
Показ элементов орнамента (демонстративный материал)
VI. Первичное закрепление темы
Задание. «Отгадай слово».
– Ребята, напишите в строчку отступая место цифры до шести. Я сейчас вам буду читать вопросы, а вы из вспомогательного столбика ищите правильный ответ, и подставляйте букву от правильного ответа к этой цифре.
1 2 3 4 5 6
м ю т с о к
Ю – красный
Т - селтер
М – кушак
К – чекмени
С – жизни
О- синий
1. Что надевали мужчины поверх камзула. (Кушак)
2. Назовите цвет, который символизировал тепло, огонь, кровь. (Красный)
3. Назовите украшение, что являлось степенью внимания и любви со стороны супруга или жениха. (Селтер)
4. Зеленый цвет – это цвет … (Жизни)
5. Какой цвет являлся цветом богатых людей. (Синий)
6. Что носили зимой. (Чекмени)
7. Теперь читаем слово справа налево что получилось? КОСТЮМ.
VII. Вторичное закрепление темы
А сейчас мы посмотрим, как использовался башкирский костюм в танце?
Внимание на экран (просмотр видеоролика)
– Понравился ли вам танец?
VIII. Итог урока. Рефлексия
- Что мы сегодня узнали на уроке?
- В какой республике мы проживаем?
- Назовите коренное население Башкортостана?
- Из чего состоит башкирский костюм?
- Назовите, основные цвета башкирского национального костюма?
- Ребята, если вам понравился наш урок то вы похлопайте в ладоши, а если нет – потопайте.
Домашнее задание - нарисовать свою модель башкирского костюма.
Оценивание
Список литературы
1. Галлямова Л. Г. Краски родного края: очерки о художниках Башкортостана. – Уфа: Китап, 2002.-172 с.
2. История и культура Башкортостана. Хрестоматия. Уфа, ГУП РБ «Уфимский полиграфкомбинат», 2008. – 384 с.
3. Культура Башкортостана. Учебник для 8 класса / С. А. Галин, Г. С. Галина, Ф. Т. Кузбеков, Р. А. Кузбекова, Л. Н. Попова. – Уфа: Китап, 2003. – 267 с.: ил.
4. Культура народов Башкортостана с древнейших времен до современности. Краткий словарь-справочник/Автор-составитель С. Г. Синенко. Уфа. Государственное республиканское издательство «Башкортостан», 1999. – 136с.
5. Хисаметдинова Ф. Г., Ураксин З. Г. История и культура Башкортостана: Учебное пособие для учащихся средних специальных учебных заведений. Уфа: 2003. 280 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.