"Национальный фольклор"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 29.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок на тему "Национальный фольклор" был проведён в пятом классе.Фольклор – это сокровищница культуры и история нашего народа, которая включает и народные песни, устное творчество, всеми любимые народные праздники. И сегодня мы ребята, отправимся в путешествие в давние, давние времена, чтобы узнать, как же жили раньше наши предки, чем занимались, какие праздники справляли и какие песни пели.фольклор
Иконка файла материала музыка.docx
«Национальный фольклор» Фольклор – это сокровищница культуры и история нашего народа, которая включает и народные  песни, устное творчество, всеми любимые народные праздники. И сегодня мы ребята, отправимся в путешествие в давние, давние времена, чтобы узнать, как же  жили раньше наши предки, чем занимались, какие праздники справляли и какие песни пели. Ученики: пропевают свои имена, сочиняя собственный мотив. Учитель: какие красивые имена у детей, наверное и они очень добрые. Сейчас я расскажу вам сказку, но не простую, а волшебную, а вы внимательно послушайте и  затем попробуйте ответить на мои вопросы. Сказка называется «Старичок­годовичок» Живет старик­годовик, а где поживает — никто не знает. Пошел по земле, да незаметно выше  гор, выше туч вырос. А как тучу перерос — стал он махать рукавом да пускать птиц. И каждая  птица со своим особым именем! Вот махнул старик ­ годовик в первый раз — и полетели первые три птицы. От крыльев холодом  повеяло, с перьев белый снег осыпается. Махнул старик во второй раз ­ и полетела вторая тройка. Снег стал ежиться да плакать,  появились первые проталинки, показались цветы. Махнул старик­годовик в третий раз — и полетела третья тройка. Стал солнышко во всю силушку греть. Стало жарко да душно. В лесу выросли ягоды и грибы. И в четвертый раз махнул старик – годовик. И полетели еще три птицы. Подули холодные ветры,  посыпался частый дождик, поползли густые туманы. А птицы­то были у старика—годовика не простые! У каждой по четыре крыла! Да в каждом  крыле по семи перьев. И всякое перо со своим именем... Одна половина пера ­ белая, другая —  черная. Махнет птица раз ­ станет светлым­светло, махнет другой ­ станет темным—темно. А вы догадались, ребята, что это за птиц выпускал из рукава старик—годовик?.. Учащиеся: дают ответы, размышляют. Учитель: Правильно! И в каждое время года люди находили слова, чтобы похвалить и воспеть глубокие  снега, солнечную весну, зелень лета и осенние созревающие поля. Каждое время года славилось своими праздниками, песнями и играми. Итак, отправляемся в путь по народному календарю! Вы готовы? А помощником в путешествии  будет для нас песня. Заканчивался старый год и начинался новый по земледельческому календарю осенью. Потому  что в это время года заканчивали все работы и собирали урожай. Когда все дела былизакончены, начинались праздничные дни, которые назывались Покровскими ярмарками. На этих  ярмарках проходили настоящие народные гулянья. Зимой русский народ проводил за домашними делами. Женщины пряли пряжу, а мужчины  готовились к зимним посевным. А зимние праздники по времени были самыми длинными и  длились целых две недели. Ребята, а какие вы знаете зимние праздники? И все эти праздники в народе именовались Зимними святками или святыми вечерами. Дети в эти дни ходили по домам, исполняя поздравительные песенки­колядки с новогодними  пожеланиями, а девушки и юноши собирались в избах на вечерки и гадали о будущей жизни. А  еще в это время молодёжь рядились в разных животных, а особенно популярным было ряжение в козлу или козлика. Весну наш народ ждал с нетерпением. И самый любимый праздник, которым и встречали весну  была – Масленица. Ребята, Масленицу на Руси называли лакомкой, как вы думаете почему? Русский народ очень любил этот праздник, и поэтому называл Масленицу разными ласковыми  именами – Масленка ­дорогая, Маслёна, Блиноедка. Учитель: Какое самое главное блюдо Масленицы? Правильно – блины. Почитание солнца. Чем больше испечёшь блинов, тем ярче и теплее будет  светить солнце. Масленицу отмечали целую неделю, всю неделю пекли блины и ходили друг к  другу в гости. А сейчас мы с вами будем петь песню «Эх масленица,да ты красавица» Физкультминутка Учащиеся повторяют 1 куплет Учитель: Особенно веселились те, кто очень хорошо потрудился и вырастил самый большой  урожай. А вы ребята любите трудиться? Тогда попробуйте отгадать пословицы о труде. Я буду  называть первую часть пословицы, а вы продолжать. Без труда, на вынешь и… рыбку из пруда Делу время, а потехе…час. Играй, играй, да дело… знай. Терпенье и труд…всё перетрут. Кто много говорит, тот мало… делает. Слушание Ф.Шопен «Сад эдема»1. Что такое ряжение и в какое время года распространено на Руси? 2. Какой самый "вкусный" русский праздник? (масленница) 3. С какими жанрами устного народного творчества мы сегодня познакомились?  (скороговорка, пословица, сказка).