Урок на тему "Национальный фольклор" был проведён в пятом классе.Фольклор – это сокровищница культуры и история нашего народа, которая включает и народные песни, устное творчество, всеми любимые народные праздники.
И сегодня мы ребята, отправимся в путешествие в давние, давние времена, чтобы узнать, как же жили раньше наши предки, чем занимались, какие праздники справляли и какие песни пели.фольклор
«Национальный фольклор»
Фольклор – это сокровищница культуры и история нашего народа, которая включает и народные
песни, устное творчество, всеми любимые народные праздники.
И сегодня мы ребята, отправимся в путешествие в давние, давние времена, чтобы узнать, как же
жили раньше наши предки, чем занимались, какие праздники справляли и какие песни пели.
Ученики: пропевают свои имена, сочиняя собственный мотив.
Учитель: какие красивые имена у детей, наверное и они очень добрые.
Сейчас я расскажу вам сказку, но не простую, а волшебную, а вы внимательно послушайте и
затем попробуйте ответить на мои вопросы. Сказка называется «Старичокгодовичок»
Живет старикгодовик, а где поживает — никто не знает. Пошел по земле, да незаметно выше
гор, выше туч вырос. А как тучу перерос — стал он махать рукавом да пускать птиц. И каждая
птица со своим особым именем!
Вот махнул старик годовик в первый раз — и полетели первые три птицы. От крыльев холодом
повеяло, с перьев белый снег осыпается.
Махнул старик во второй раз и полетела вторая тройка. Снег стал ежиться да плакать,
появились первые проталинки, показались цветы.
Махнул старикгодовик в третий раз — и полетела третья тройка. Стал солнышко во всю силушку
греть. Стало жарко да душно.
В лесу выросли ягоды и грибы.
И в четвертый раз махнул старик – годовик. И полетели еще три птицы. Подули холодные ветры,
посыпался частый дождик, поползли густые туманы.
А птицыто были у старика—годовика не простые! У каждой по четыре крыла! Да в каждом
крыле по семи перьев. И всякое перо со своим именем... Одна половина пера белая, другая —
черная. Махнет птица раз станет светлымсветло, махнет другой станет темным—темно.
А вы догадались, ребята, что это за птиц выпускал из рукава старик—годовик?..
Учащиеся: дают ответы, размышляют.
Учитель:
Правильно! И в каждое время года люди находили слова, чтобы похвалить и воспеть глубокие
снега, солнечную весну, зелень лета и осенние созревающие поля. Каждое время года славилось
своими праздниками, песнями и играми.
Итак, отправляемся в путь по народному календарю! Вы готовы? А помощником в путешествии
будет для нас песня.
Заканчивался старый год и начинался новый по земледельческому календарю осенью. Потому
что в это время года заканчивали все работы и собирали урожай. Когда все дела былизакончены, начинались праздничные дни, которые назывались Покровскими ярмарками. На этих
ярмарках проходили настоящие народные гулянья.
Зимой русский народ проводил за домашними делами. Женщины пряли пряжу, а мужчины
готовились к зимним посевным. А зимние праздники по времени были самыми длинными и
длились целых две недели. Ребята, а какие вы знаете зимние праздники?
И все эти праздники в народе именовались Зимними святками или святыми вечерами.
Дети в эти дни ходили по домам, исполняя поздравительные песенкиколядки с новогодними
пожеланиями, а девушки и юноши собирались в избах на вечерки и гадали о будущей жизни. А
еще в это время молодёжь рядились в разных животных, а особенно популярным было ряжение в
козлу или козлика.
Весну наш народ ждал с нетерпением. И самый любимый праздник, которым и встречали весну
была – Масленица. Ребята, Масленицу на Руси называли лакомкой, как вы думаете почему?
Русский народ очень любил этот праздник, и поэтому называл Масленицу разными ласковыми
именами – Масленка дорогая, Маслёна, Блиноедка.
Учитель: Какое самое главное блюдо Масленицы?
Правильно – блины. Почитание солнца. Чем больше испечёшь блинов, тем ярче и теплее будет
светить солнце. Масленицу отмечали целую неделю, всю неделю пекли блины и ходили друг к
другу в гости.
А сейчас мы с вами будем петь песню «Эх масленица,да ты красавица»
Физкультминутка
Учащиеся повторяют 1 куплет
Учитель: Особенно веселились те, кто очень хорошо потрудился и вырастил самый большой
урожай. А вы ребята любите трудиться? Тогда попробуйте отгадать пословицы о труде. Я буду
называть первую часть пословицы, а вы продолжать.
Без труда, на вынешь и… рыбку из пруда
Делу время, а потехе…час.
Играй, играй, да дело… знай.
Терпенье и труд…всё перетрут.
Кто много говорит, тот мало… делает.
Слушание Ф.Шопен «Сад эдема»1. Что такое ряжение и в какое время года распространено на Руси?
2. Какой самый "вкусный" русский праздник? (масленница)
3. С какими жанрами устного народного творчества мы сегодня познакомились?
(скороговорка, пословица, сказка).