Богданов
Николай Андреевич, студент
ФГБОУ
ВО «Глазовский государственный
педагогический
институт им. В. Г. Короленко»
Приемы речевого воздействия в текстах о covid-19
Аннотация. В последние три года одной из самых обсуждаемых в СМИ тем стала пандемия коронавируса. Для людей, обескураженных данной темой, СМИ и социальные сети стали главным действующим лицом в получении какой-либо информации о вирусе. Процесс передачи информации между отправителем (адресантом) и социальными массами (адресатом) можно считать, как проявление воздействия на сознание последних.
Ключевые слова: пандемия, СМИ, адресат, адресант.
Bogdanov Nikolai Andreevich Glazovsky State Pedagogical Institute named after V. G. Korolenko
Methods of speech influence in texts about covid-19
In the last 3 years, one of the most discussed topics has been the
coronavirus pandemic. For people discouraged by this topic, the media and
social networks have become the main protagonist in obtaining any information
about the virus. The process of transferring information between the sender
(addresser) and the social masses (addressee) can be considered as a
manifestation of the impact on the consciousness of the latter.
Key words: pandemic, media, addressee, addresser.
Целью работы является рассмотрение способов, при помощи которых оказывается воздействие на читателя. Для достижения цели были проанализированы статьи СМИ и выявлены самые популярные способы речевого воздействия на адресата.
Для анализа были взяты новостные публикации. В качестве примера приведем новость из газеты «Московский Комсомолец». «Биатлонист Шипулин в Сочи заразился коронавирусом: "Людей тьма"». Шипулин говорит: «В Сочи яблоку негде упасть! Людей просто тьма. Ни о какой социальной дистанции и говорить не приходится». В тексте используется устойчивое сочетание «яблоку негде упасть» для выражения недовольства эпидемиологической ситуацией в городе Сочи. Также биатлонист призывает сограждан быть «в 10 раз внимательнее», если они собираются отдыхать в Сочи этим летом. Фраза «в 10 раз внимательнее» содержит в себе преувеличение, которое направлено на проявление эмоций у читателя, благодаря чему информация найдет отклик в уме адресата и он с большей вероятностью последует рекомендации адресанта.
Другой пример взят из источника «РИА Новости». «Путин поручил незамедлительно выделить регионам 10 миллиардов рублей на борьбу с COVID-19». Президент сообщает: «И что касается помощи регионам. Знаю, что практически согласована цифра в 10 миллиардов рублей, нужно это сделать и сделать это прямо сейчас». «Я сейчас говорю о региональной помощи, деньги должны пойти на транспортное обслуживание нуждающихся в этой поддержке, на приобретение средств индивидуальной защиты, на улучшение материально-технической базы, на тестирование, но именно на борьбу с COVID инфекцией, именно на эти цели, а не на какие другие». Адресант показывает заботу президента о народе, вселяя уверенность в том, что жизнь и здоровье граждан находятся под защитой государства. Слова «незамедлительно» и «прямо сейчас» показывают высокую эффективность работы главы государства.
Таким образом, мы выяснили, какие речевые средства наиболее часто используются в СМИ при освещении информации, связанной с covid-19 и какие из них более всего влияют на адресата.
Список литературы
1. Беневоленская Н. П., У Сяохун, Тема борьбы с коронавирусом в текстах российских СМИ (Анализ речевого воздействия) – 2021 – с.7-15 – Санкт-Петербургский Государственный Университет, – 2021 – C. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46289916 (Дата обращения 16.09.2022).
2. Никитина А.П., Шведова Т.В., Примеры речевого воздействия в языке СМИ – 2022 – с. 416-423 – Нижегородский государственный университет им Н.И. Лобачевского, – 2022 – C. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49167282 (Дата обращения 16.09.2022).
3. Ли Инин, “Пандемия” дезинформации в СМИ о covid-19 – 2021 – с. 64-73 – ФГБОУ ВО “Санкт-Петербургский государственный университет”, – 2021 – C. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46434467 (Дата обращения 16.09.2022).
4. Биатлонист Шипулин в Сочи заразился коронавирусов: “Людей тьма” // Московский Комсомолец (сайт). URL: https://www.mk.ru/sport/2020/07/27/biatlonist-shipulin-zarazilsya-koronavirusom.html (дата обращения 20.09.2022).
5. Путин поручил выделить регионам 10 миллиардов рублей на борьбу с COVID-19 // РИА Новости (сайт).URL: https://ria.ru/20201028/pomosch1581925653.html (дата обращения 20.09.2022).
6. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.