ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА
«Быть компетентным — значит знать,
когда и как действовать» (П. Вейлл).
Сегодня для нашей страны необычайно важна проблема обеспечения качества образовательного процесса. Учитель в совершенстве владеет предметом, понимает предмет на уровне последних научных достижений и проблем. Но, кроме этого, он должен «владеть организаторскими умениями, пониманием философии своей профессиональной сферы и психологии человека, уметь руководить проектной деятельностью, осуществлять рефлексию своей деятельности и деятельности своих коллег и т.д.». «Психологическая компетентность учителя заключается в умении создать, организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение заранее сформулированных учителем образовательных результатов ребёнка». Задача учителя – помочь ученикам развивать способности, осознать свою социальную значимость.
Учителя (причем, не только начинающие) подчас не могут осуществлять эффективное общение с детьми, находить оптимальные способы поведения, и оказываются не в состоянии самостоятельно переосмыслить теоретические знания и перевести их на язык практических действий.
В широком смысле компетентность в основном понимается как степень зрелости человека, которая подразумевает определенный уровень психического развития личности (обученность и воспитанность) и позволяет индивиду успешно функционировать в обществе. Более узкая трактовка предполагает рассмотрение компетентности преимущественно в качестве деятельностной характеристики.
Компетентная психологическая деятельность предъявляет определенные требования к личности учителя, т.е. развитие его потребностно-мотивационной, когнитивной, эмоционально-ценностной, операциональной, коммуникативной и рефлексивной составляющих. Это формирование готовности к профессиональной деятельности в системе вариативного обучения, готовности к инновационной деятельности и потребности в самообразовании. Способность на диагностической основе самостоятельно выбрать оптимальную модель для учащихся и в ее рамках спроектировать реальный учебно-воспитательный процесс становится важным условием становления профессиональной психологической компетентности.
Развитие психологической компетенции педагогов является комплексной, включая различные виды тренингов, психотехник, деловых игр, а также традиционные формы - лекции, беседы. Вот некоторые из них:
Одно из условий успеха в педагогической деятельности - умение учителя правильно общаться, вступать во взаимодействие в ходе диалога, общения с классом (полилога). Часто поглощенный тем, чтобы правильно сформировать вопросы, учитель не следит за своим состоянием, своим поведением. Но известно, что даже самые правильные положения не будут восприняты или вызовут отрицательные эмоции, если дети почувствуют ваши высокомерие, холодность, пренебрежение, отчуждение. Ребята могут даже протестовать против ваших требований, демонстративно пренебрегать ими. Не удивляйтесь, вы не были открыты к диалогу.
Процесс повышения психологической компетентности педагога реализуется на основе следующих принципов:
· развитие гуманистического отношения к педагогической деятельности,
· развитие креативности отношений с учетом особенностей субъектов взаимодействия,
· самоконтроль и самокоррекция в процессе решения педагогических задач,
· обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода в подготовке учителя,
· овладение психологическими знаниями и умениями, вооружающими инновационность педагогической деятельности,
· проведение рефлексивного анализа.
Бывает так, что некоторые дети растут в сложных обстоятельствах, проблемы в семье, со здоровьем. И тут учитель играет роль не только человека, который учит его читать, писать или решать примеры. Тут учитель выступает в роли помощника, человека, который сможет поддержать ребенка и дать ему понять, любая проблема разрешима.
Для педагогов с высоким уровнем компетентности характерны устойчивая гуманистическая направленность, индивидуальный, теоретически обоснованный стиль педагогической деятельности. Они свободно владеют психологическими знаниями и умениями, творчески применяют их в разнообразных педагогических ситуациях, достигая высоких стабильных результатов.
Достаточный уровень отличается сформированностью психологической компетентности по всем составляющим, но в разной степени.
Педагоги с низким уровнем уходят от самоанализа деятельности, воспринимают учеников чаще как объект воздействия, реализуют, главным образом, обучающие задачи, не обладают всеми психологическими знаниями и умениями. Результаты их деятельности нестабильны, случайны.
С моей точки зрения, психологическая компетентность - это, во-первых, личностное качество учителя, формирующееся в процессе развития и саморазвития личности; во- вторых, показатель информированности педагога о целях, сущности, структуре, средствах, особенностях педагогического общения; уровня владения соответствующей технологией; индивидуально-психологических качеств специалиста; стремления к постоянному совершенствованию коммуникативной деятельности; ориентации на личность человека, как на главную ценность, а также способности к нестандартному, творческому решению задач, возникающих в процессе педагогического общения.
Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным.
Психологическая компетентность как «живое знание» в структуре профессиональной деятельности педагога обеспечивает ее эмоциональный компонент, активизирующий профессиональный потенциал учителя.
В основе любой компетенции: профессиональной, личностной, предметной – лежит определенная система психологических свойств, которые представляют собой психологическую компетенцию, обеспечивающую достижение успеха в различных формах взаимодействия с миром, другими людьми и самим собой. Психологически развитый учитель будет понимать, что каждый ученик индивидуален, что каждый ученик вырос в определенных условиях, что у ученика могут проблем и будет строить свою работу, исходя из этого.
Моя идея заключается в том, что каждый учитель должен быть психологически компетентным, должен владеть знаниями психологии и пройти курсы повышения квалификации для повышения психолого-педагогической компетенции.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.