Научная работа "Особенности интерпретации «Шинели» Н. В. Гоголя художниками – иллюстраторами".
Оценка 4.7

Научная работа "Особенности интерпретации «Шинели» Н. В. Гоголя художниками – иллюстраторами".

Оценка 4.7
Научные работы
doc
искусство +1
11 кл
21.02.2017
Научная работа "Особенности интерпретации «Шинели» Н. В. Гоголя   художниками – иллюстраторами".
Исследовательская работа Тема: "Особенности интерпретации «Шинели» Н. В. Гоголя художниками – иллюстраторами" Автор - ученица МАОУ»Викуловская СОШ№1» Базылева Александра- представленная на районную научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» -1 место, 2014 г, работа отмечена также на конкурсе имени Вернадского. Материалы работы могут пригодиться на уроках литературы при изучении произведения Гоголя "Шинель"Исследовательская работа по литературе по теме Особенности интерпретации «Шинели» Н. В. Гоголя художниками – иллюстраторами.
интерпретация Шинели.doc
районная научно­практическая конференция  «Шаг в будущее» ­1 место, 2014 г         Автор ­ ученица МАОУ»Викуловская СОШ№1» Базылева Александра­                                                 Тема:  Особенности интерпретации «Шинели» Н. В. Гоголя   художниками – иллюстраторами.                                                       Введение        Произведение художественной литературы — роман или рассказ, поэма или стихотворение  — является самостоятельным и законченным творением искусства. Оно создано средствами  художественного слова и воспринимается, прежде всего, в процессе чтения. Книжная  иллюстрация в качестве интерпретации конкретного текста иногда считается чем­то  вторичным, подчиненным, иногда ­ особым произведением искусства, показателем мастерства  иллюстратора. Так где же правда? Что же могут дать иллюстрации читателю художественной  литературы? Ответ на эти вопросы мы попытались найти, рассмотрев иллюстрации к повести  Н. В. Гоголя «Шинель». Объект исследования – иллюстрации русских художников к повести Н. В. Гоголя «Шинель» и текст «Шинели» Н.В. Гоголя Предмет исследования – соответствие иллюстраций и  гоголевского текста Цель исследования – выявить своеобразие трактовки «Шинели» Н. В. Гоголя художниками –  иллюстраторами. Задачи:  1. Выявить основных художников – иллюстраторов «Шинели» Н. В. Гоголя. 2.Проанализировать иллюстрации, сгруппировать их тематически. 3.Соотнести иллюстрации и гоголевский текст. 4. Выявить особенности интерпретации текста  и стиля  иллюстраций русских художников                            Ӏ часть .Вступление     В  строгом смысле иллюстрации ­ это произведения, предназначенные для восприятия в  определённом единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в её восприятии в процессе чтения. Иллюстрации  или поясняют текст путём демонстрации соответствующего  зрительного образа, или активно толкуют его. Иллюстрации помогают ещё до чтения  сориентироваться в содержании книги, привлекая читателей.                   Некоторые аспекты  темы  роли и значения иллюстрации обсуждались в литературной критике и искусствоведении в России во второй половине XIX ­ начале XX века (В.Г.  Белинский и В.В. Стасов, С.П. Дягилев, А. Блок, А. Белый, Ю.Н. Тынянов, Н.Э. Радлов и др.).  Так, А. Блок  писал : «Неразлучны в России живопись, музыка, проза, поэзия, неотличимы от  них и друг от друга ­ философия, религия, общественность, даже ­ политика»     Иная позиция  была представлена в аналитических работах Ю. Тынянова, И. Грабаря и Н.Э.  Радлова, которые с сомнением относились к ценности  симбиоза литературы и художественных иллюстраций. В соответствии с этой позицией иллюстрация как особый вид творчества  достаточно ограничена в правах и оценках, а первенство в проявлении смысла произведения  принадлежит писателю. И. Грабарь полагал, что книжная иллюстрация играет второстепенную роль и зависит от выбора автора текста; зачастую она просто отражает сюжетную линию  произведения, все ее переломы ­ завязку, кульминацию, развязку.    И все­таки сами художники отводят иллюстрациям особое место. «...Иллюстрация,— пишет  А. А. Сидоров,­— это выявление средствами изобразительного искусства того образного  содержания, которое посредством слова проявляется в литературе. <...>. Писатель,  описывающий в книге человека, организует в словесных образах весь опыт своего творчества;  иллюстратор, до конца поверив в правду, высказанную в художественном литературном образе, рисует облик героя на основании текста, подкрепляя свои представления всем богатством  своего личного опыта. <...>. Она (иллюстрация ) дополняет образ, создавшийся у читателя на  основании текста, чеканит его, облекает в плоть четкого видения, неясным зрительным  представлениям дает форму полной наглядности».  Имея в виду сложный творческий характер  работы художника­иллюстратора, В. А. Фаворский писал: «...художник становится и  соавтором, который, не искажая первоначального замысла, обязан сделать произведение более  прекрасным, гармоничным, доступным еще большему числу людей» ӀӀ. Основная часть. Интерпретация «Шинели» Н.В.Гоголя художниками –  иллюстратарами.                        1.   Живой человек в мире  людей ­ вещей.    Все вертится вокруг шинели,  не случайно она вынесена в название произведения.  Именно  она – главный герой произведения Гоголя, а не Башмачкин. А. П. Григорьев писал : «В образе  Акакия Акакиевича поэт начертал грань обмеления Божьего создания до той степени, что  вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и  уничтожающего горя». Изношенная до предела старая шинель сделала из своего хозяина какое­ то бесполое существо, на которое,  не обращая внимания сбрасывали, сливали какие­то  нечистоты, мусор. Шинель у Гоголя  ­ символ вещи, без которой нет человека. Потеря новой  шинели стала для Акакия Акакиевича символ конца жизни, неслучайно на иллюстрации  С.Бродского (№… ) мы видим оплывающую свечу­угаснувшая свеча – символ смерти. Новая  шинель  обрела статус подруги героя, становится его двойником, выводит в люди «маленького  человека», в мир, который ему незнаком и чужд. На иллюстрации Бродского(№1) Башмачкин в  этом мире. Он в коридоре с большим зеркалом. Коридор похож на тоннель, образованный   зеркальным отражением вешалок с одеждой на них. Одежда висит кучками, создается  впечатление, что это одетые люди, стоящие группами. Люди ­ манекены, у них нет лиц. Это мир людей­вещей. Судя по бобровым воротникам и бархатным отворотам ­ знатное  общество,  которое  не интересует судьба простого человека. Живой человек проходит мимо неживых  людей ­ вещей. На другой иллюстрации(№2) мы видим, как герой, уходя с вечера, находит в  передней на полу свою шинель, которую с таким трудом приобрел. И вот она, та самая  драгоценная вещь, валяется, как какая ­ то тряпка. Акакий Акакиевич с жалостью смотрит на  любимую шинель, бесформенной кучей тряпья,  лежащую в углу. Для него новая  шинель –  пропуск в другой мир, но этот мир его выбросил. На другой иллюстрации мы видим на  вешалках дамские головные уборы и отдельные детали туалета. Они расположены так, что  перед нами будто возникает нарядный, веселый дамский мир, которого  полностью  был лишен  Башмачкин в своей прежней жизни. Гоголь в повести отмечает, что в своей новой шинели герой при виде дам на улице ощутил даже какую­то игривость. Художник  Ю.Игнатьев ( иллюстрация №…) передает это состояние героя, который заглядывается на дам.  Он впервые видит в  женщине женщину, а себя чувствует мужчиной. Но на вечеринке, устроенной его сослуживцем,  о присутствии дам не говорится. Иллюстраторы тем не менее не пропустили детали оживления  героя, очеловечивания его от осознания себя другим. Но и этот мир его не впускает. Герой  растерян, испуган, жалок, окруженный женщинами – манекенами.       Шинель – это просто вещь. Но странная метаморфоза происходит с вещью. Вещь словно бы  замещает человека, существование которого становится бесцельным. Шинель занимает место  героя повести, оттеснив маленького человека на второй план.»  Хотя с момента , когда Башмачкин решился на новую шинель, «С этих пор как будто самое существование его  сделалось как­то полнее, как будто бы он женился, как будто какой­то другой человек  присутствовал с ним, как будто он был не один, а какая­то приятная подруга жизни  согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, – и подруга эта была не кто другая,  как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу. Он сделался как­то живее,  даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и с  поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность – словом, все колеблющиеся и  неопределенные черты. Огонь порою показывался в глазах его».  Эту мысль Гоголя развивают и иллюстраторы. Худ. Н.Гольц ( иллюстрация №) представляет Акакия Акакиевича  в  соответствии с текстом: «Между тем Акакий Акакиевич шел в самом праздничном расположении всех чувств. Он  чувствовал всякий миг минуты, что на плечах его новая шинель, и несколько раз даже  усмехнулся от внутреннего удовольствия. » Правда,  картина дана в бледно­желтом цвете,  а  желтый цвет – символ не только солнца, тепла, но и измены – фортуна изменит ему очень  скоро. На иллюстрации Н. Гольца фигура Башмачкина никак не маленькая. Шинель  представлена столь объемно, что кажется, будто лицо Акакия Акакиевича утопает в ней. На  рисунке В.Горяева «В одном департаменте» (№3) мы видим служебную раздевалку, где  развешана верхняя одежда, на полках головные уборы, внизу ­ обувь. Но выглядит это так,  словно в одном ряду, повернувшись спиной ко всем, стоят значительные лица, а между ними  жалкая шинель. Она будто стиснута с двух сторон. Цилиндры свысока посматривают на нее.  Бедный картуз Башмачкина нахлобучен на саму шинель. Так возникает образ живого человека,  затертого богатыми шинелями (людьми). На другой иллюстрации этого же автора (№4)  фигурка героя представлена так, будто шинель поглотила его, видно только лицо, утонувшее в  огромном воротнике. Но это не лицо робкого Акакия Акакиевича: поджатые губы, поднятый  кверху нос – это лицо самой шинели, гордой от того, что она захватила человека. Захватила до  такой степени, что, лишившись ее, человек погибает. По­другому можно трактовать образ  Башмачкина на этой иллюстрации. В новой шинели, преувеличенно длинной, с чрезмерно  объемным воротником, он почти не виден и похож на неживого человека: пустые глаза, прямые  губы делают лицо мертвым. И перед нами – то ли кукла в шинели, то ли кокон человека­ насекомого.                               2.   Человек  ­    биологическая особь.              Маленький человек – биологическая особь. Эта мысль возникает у иллюстраторов не  случайно: в повести Гоголя Акакий Акакиевич сравнивается с простой  мухой.   «Прекрасное смирение, которое составляет первую красоту души» ­ вот какой замечательный  дар, по мнению Гоголя, был дан герою при рождении. На иллюстрации Бродского(№5) в позе  смирения склоняется Акакий Акакиевич перед «значительным лицом», в  другой он изображен  коленопреклоненным перед блюстителем порядка. Но вряд ли это можно назвать «прекрасным  смирением». В свете огромной люстры и  отраженная в системе зеркал фигурка героя кажется  очень маленькой и черной. Черты расплывчаты, выделена только поза существа, похожего на  червяка или на засохшую муху со сложенными на спине крыльями. Два листочка, особенно   один из них, более темный и засыхающий, указывают на Акакия Акакиевича, как на собрата.  Когда умер Акакий Акакиевич, автор замечает, «И Петербург остался без Акакия Акакиевича,  как будто бы в нем его и никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимания и  естествонаблюдателя, не пропускающего посадить на булавку обыкновенную муху и  рассмотреть ее в микроскоп»    Интересно, что образ человека как биологической особи типа мухи, паук и т.д. не выдумка  иллюстраторов, он намечен в произведениях самого Гоголя. Так, в самой « Шинели» несколько  раз упоминается муха при рассказе о Башмачкине: «Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как  будто бы через приемную пролетела простая муха» «Приходя домой, он садился тот же час за стол, хлебал наскоро свои щи и ел кусок говядины с  луком, вовсе не замечая их вкуса, ел все это с мухами и со всем тем, что ни посылал бог на ту  пору.»   Не только С. Бродский проводит в своих иллюстрациях параллель человек ­ насекомое, но и   художник Ф. Ярбусова в иллюстрации « Акакий Акакиевич и фантом шинели»   (эскиз к  фильму)представляет героя  в виде какой­то человекообразной мухи с жалкими крылышками  за спиной, он в каком­то восторженном состоянии коленопреклоненно взирает на  разрастающийся фантом украденной шинели.                         3.  Образы значительных лиц.        Если ученый не заинтересовался типом акакиев акакиевичей, то что говорить о  значительных лицах. У Гоголя они не столь сатирически заострены. В иллюстрациях художника Бродского(5,6) они представлены  своеобразно.  Они похожи: тяжелые подбородки,  одутловатые овалы лица, оскалы зубов в щели рта, пустые мертвые глаза. Они будто близнецы,  только детали – внешние признаки власти, выдают, кто есть кто. У них даже поза одинаковая:  спиной не только к зеркалу, но и к человеку. Система зеркал у Бродского имеет и мистический  смысл. (Мистика – отличительная черта творчества Гоголя.) Это знаки потустороннего мира. В них не отражается нечистая сила, «так как не может перенести созерцания собственной  внешности». Так, жандарм ( №6) в зеркале не отражается, и Башмачкин оказывается за его  спиной. Это поза холодного равнодушия к несчастью бедного человека. У значительного  лица  отражается только затылочная часть. Если внимательно приглядеться, то можно увидеть рот,  нос, глаза ­ другое лицо. Это своеобразный Янус ­ двуликое божество, символ входа и выхода,  страж врат в Древнем Риме. Здесь зеркало квадратное, а квадрат, по словарю символов  Бидерманна, считается отражением соразмерного с человеком космоса, то есть мира, в центре  которого столп (ось мира). Затылок значительного лица напоминает столп, но это не ось мира, а ось общества. В позе и выражении лица холодное ощущение превосходства. Бездушие  усиливается разными глазами, из которых один пустой, другой, прикрытый стеклышком  пенсне, кажется мертвым. Критики замечают сходство значительного лица на иллюстрации  №   Бродского с указующим перстом,  или , что более похоже, с фаллосом .В  энциклопедии  символов Бидермана  отмечается, что место, где сооружали стеллу­фаллос, называли местом  жизни и смерти. Именно в таком положении находится герой Гоголя.   Даже портной, по  Гоголю принявший Башмачкина,  как  « турецкий паша», приобретает у Бродского(№7) такое  же выражение, как у значительных лиц. Власть над людьми делает  их похожими. А ведь от  портного зависит первоначально –быть или не быть старой шинели, возможно ее еще  переделать или нет. Для Башмачкина – это ожидание приговора. Толстая нитка в зубах  портного подобна удавке, которую вот­вот набросят на Акакия Акакиевича, А подушечка с  воткнутыми в нее иголками и булавками напоминает жука, движение которого направлено в  сторону Башмачкина. Новая шинель предполагает изменение всей жизни Акакия Акакиевича:  необходимо урезать и до этого случая скудный бюджет героя, ограничив себя во всем. Но кого  это волнует.  Власть делает человека бездушным к себе подобным. Заканчивается история Башмачкина на сильной драматической ноте­ сцене смерти Акакия  Акакиевича в его крошечной каморке, освещенной сальной свечой, где громадная тень от  уходящего доктора, как черный занавес, завершает историю его жалкой жизни.(№ иллюстрация Кукрыниксов   и № ) Общее живописно­тональное решение иллюстраций лишено резких  контрастов. На всем цикле рисунков лежит сумеречный отсвет темной петербургской зимы.                   4.   Город­государство и герой.          Центральная сцена повести Гоголя ­ сцена грабежа и отчаяния героя от потери любимого  существа ­ у Кукрыниксов (№8)  вынесена за пределы города, в заснеженную степь. Город,  скрытый в темноте ночи, виднеется как расплывчатое  очертание череды темных домов с  освещенными точками окон, похожими  на горящие глаза какого­то огромного зверя,  подстерегающего добычу. Герой бежит, размахивая руками, от реальной опасности к представителю власти – будочнику. Тот спокойно взирает на бегущего, острие алебарды  направлено на Акакия Акакиевича. Он  кричит, но это крик вопиющего в пустыне.  За спиной будочника пограничный столб­символ государственности. Герой одинок в мире  бездушных людей и бездушного государства. Эта мысль и в иллюстрации Бродского(9) с  изображением серого  поля с уходящими в даль непонятными щитами. Это пуговицы с   гербами на них. Они расположены в два ряда по распростертому полю шинели, по которому  бежит» маленький человек». Пуговицы образуют коридор, но одновременно кажутся щитами,  отделяющими жизненное пространство. Только в нем может находиться « маленький человек».  Беспомощно размахивающий рукам герой бежит из темноты к зрителям или в никуда. «Некуда  человеку идти»….Перед нами трагедия страшного одиночества. Мир бездушного города­ государства  еще на одной иллюстрации Бродского.(№10) На ней огромная площадь, большую  часть которой занимает изображение города как единого громадного здания. Угол его  направлен на зрителя, отчего здание становится похожим на корабль, но не плывущий, а  остановившийся. Корабль­дом безжизнен: окна пусты, смотрятся, как провалы, глазницы или  бойницы. Еще одно сходство – с крепостью. Одинокая фигурка человека направляется к нему,  но там мир без людей. Спасение невозможно. Спасительница – церковь едва видна за стенами  крепости, дорога к ней не обозначена. Изображенное кажется декорацией к спектаклю о  трагедии маленького человека. Ощущение возникает прежде всего от неба, представляющего  собой огромную шинель, полы которой  широко распахнуты над городом. Шинель – символ и  чиновно­бюрократического   или военного аппарата, и государства. Эта же шинель, тот же  город­казарма  на другой иллюстрации Бродского (№) Эти картина напоминает город Угрюм –  Бурчеева в повести М.Е.Салтыкова­Щедрина «История одного города». Символом  казарменной системы как идеала существования на портрете  щедринского героя являлась  серая солдатская шинель в виде фона. То же и на иллюстрации Бродского: город­острог,  казарма, крепость. «Некуда человеку идти, в ведь надо, чтобы было куда идти!» ­ восклицал  герой Достоевского Мармеладов. В этих словах трагедия безысходности, которую автор назвал трагедией тупика. В него попадает и герой Гоголя.      Кукрыниксы дали иной,  менее жесткий и более фантастический, чем у Достоевского,  Петербург Гоголя, Петербург теней и расплывающихся в тумане силуэтов, пустынных  площадей и гулких набережных, продутых сквозняками перекрестков и тяжелых толчков  густой воды в реках и каналах. Город­государство  у художника Ю. Игнатьева  подчеркнуто  привязан к николаевскому времени ( ил. №) У других художников обобщение, так как  власть   имеет  одно равнодушно­холодное лицо.                                      ӀӀӀ.  Заключение.       Цикл иллюстраций Бродского к «Шинели» Гоголя завершается портретом самого Гоголя. (№11) На нем та же пустая площадь и безжизненное  небо над головой, что на других  иллюстрациях, тот же тоннель, огромное зеркало. Лицо Гоголя отражается в нем. Взгляд  глубок, серьезен и печален, словно он видит «невидимые миру слезы».В руках его горящая  свеча. Она освещает лицо. Вокруг мрак. Свет­элемент духовного начала. Свеча­ носитель  вечного, милосердного света, указывающего путь во мраке. Свет в начале тоннеля, а там, вдали, пока еще тьма, и свеча становится проводником человека во мраке жизни. Не случайно  профессор Ю.Лебедев пишет, что повесть Гоголя располагается на полпути из «ада в  чистилище». Какой­то большой писатель воскликнул, увидев свое  изображение; « Это портрет  не мой, а моей кожи!». Боль души Гоголя пытался, наверное, передать Бродский в необычном  его портрете. «Все мы вышли из «Шинели»Н.В.Гоголя»,­   писал Достоевский. Он имел в виду не только своеобразный подход к  теме маленького  человека, но и великий гуманизм Гоголя писателя и человека, а также тот глубокий  философский, мистический смысл, тот скрытый психологизм, который позволил читателям  каждый раз по­новому трактовать гоголевскую повесть. Иллюстрации русских художников  тому подтверждение.                          « Пушкин и Гоголь – вот поэты , о которых нельзя сказать : «Я уже читал!», но  которых  чем больше читаешь, тем больше приобретаешь»,­ писал Белинский. Справедливость этой мысли критика мне помогли понять иллюстрации к повести Гоголя «Шинель». Иллюстрации – особый вид   изобразительного   искусства,   это     своеобразное,   авторское   видение     художественного текста.   «Шинель»­   это   философское,   мистическое   произведение   .Оно   будит   фантазию художника,   давая   новую   жизнь   его   героям   Оригинально   прочтение   повести   И.Бродским, Горяевым, Кукрыниксами.   Бездушный   мир,   в   котором   живет   главный   герой   Акакий   Акакиевич   Башмачкин   , представлен у Бродского как мир Зазеркалья с фантастически отраженной реальностью, где сложная   система     безлюдных   тоннелей   ­   коридоров   ,   ведущих   неизвестно   куда,   создает ощущение   безысходности   или   тупика.     Эта   же   мысль   раскрывается   в   стиле   Салтыкова   – Щедрина. Город­государство представлен в виде единого Дома­казармы или Дома­крепости посреди огромной и пустынной площади. Серый дом, серая площадь, серое небо   складками солдатской   или   чиновничьей   шинели   спускающееся   на     крохотную   фигурку     человека, бредущего   бесцельно.   Серо­зеленый   цвет   графики   Бродского   –   цвет   казенщины   чиновной бюрократической верхушки общества. Та же шинель с двумя рядами пуговиц­щитов с гербовыми орлами заполняет жизненное пространство маленького человека, он бежит, размахивая руками . Но куда ? Эта иллюстрация как декорация к спектаклю о трагедии маленького человека. Снежное пространство пустыни на картине Кукрыниксов. Отчаявшийся человек , спасаясь от города­ чудовища огненными глазами следящего за жертвой, бежит к представителю власти, Но тот лишь равнодушно взирает на него.    Образы людей власти у Бродского  полны мистики и символичны. Они все на одно лицо: глаза пусты, взгляд  мертвый,они или не отражаются в зеркалах, как и положено нечистой силе, или поворачиваются  затылочной стороной, идентичной лицевой. Это двуликие Янусы,  столпы общества. Кратковременная власть над человеком меняет даже маленького человека, каковым является портной  со своей ниткой ­ удавкой.      Сам же маленький человек –это  безликое существо, склонившееся в позе смирения перед значительными лицами. Гоголевское сравнение Акакия Акакиевича с мухой, на которую никто не обращает внимания, обыгрывается иллюстраторами.  Маленький человек представлен  как  биологическая особь в виде засушенного листка или   скрюченного   вопросом     червячка.   Бездушие   мира   ,   в   котором   существуют   акакии акакиевичи , подчеркнуто изображением людей­вещей,   Маленький человек – живой человек , и ему нет места в том мире, он его  выбрасывает. Или происходит метаморфоза в духе Гоголя. Новая шинель Башмачкина  приобретает статус подруги или любимой героя Она заполняет его жизнь. Потеря ее равна смерти. Она будто выводит его в люди , в мир , где господствуют вещи, где судят по одежке.   Но  оказавшись   в   нем,   человек   сам   становится   вещью,  шинель   поглощает   человека, замещает  его­  лицо  человека,   в  обрамлении   шинели,  это  лицо  самой  шинели­   эта  мысль  в иллюстрациях Горяева.  «Пушкин и Гоголь – вот поэты, о которых нельзя сказать: «Я уже читал!», но которых, чем больше читаешь, тем больше приобретаешь», ­ писал В. Г. Белинский. При каждом новом прочтении «Шинели» мир этой повести поворачивается неожиданной гранью. Смотришь на иллюстрации к повести – и делаешь маленькие открытия. Гоголевский художественный   мир необычайно сложен, противоречив, загадочен. Может, именно поэтому творчество Н.В. Гоголя дает художникам и графикам обильный материал для иллюстрации. Иллюстраторы, конечно же, выбирают основные сюжетные моменты повести, но все­таки их трактовка оригинальна, она не   просто   дополняет   гоголевское   видение   темы,   но   и   расширяют   представление   о   мире гоголевской повести. Литература 1. Пистунова А.М. Единосущная троица. – М.: Советская Россия, 1978 . 2. Бидерманн Г. "Энциклопедия символов" М. Издательство "Республика", 1996.­ стр. 200­210 3.Русские художники. ­ М. :Терра ­ Книжный клуб, 2001.­384 с 4.Син Хе Чо  «Интерпретация произведений Н. В. Гоголя в России книжными иллюстраторами  19­20 века»­ диссертация ,М.2001 Российский гуманитарный университет 5. ru.wikipedia.org 6. Фаворский В.А. О художнике, о творчестве, о книге. М.: Молодая гвардия. 1966. С. 58, 73­ 75.   7. Коростин А , Стернин Г. Герои Гоголя в русском изобразительном искусстве XIX века //  Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.: Изд­во АН СССР. 1952. С. 837­891.  8. Мильдон В. Поэтика Гоголя и иллюстрация // Иллюстрация. М.: Советский художник 1988.  С. 84­96.  9. Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. и писем : в 7 т. М.: Художественная литература. 1982­1986.

Научная работа "Особенности интерпретации «Шинели» Н. В. Гоголя художниками – иллюстраторами".

Научная работа "Особенности интерпретации «Шинели» Н. В. Гоголя   художниками – иллюстраторами".

Научная работа "Особенности интерпретации «Шинели» Н. В. Гоголя художниками – иллюстраторами".

Научная работа "Особенности интерпретации «Шинели» Н. В. Гоголя   художниками – иллюстраторами".

Научная работа "Особенности интерпретации «Шинели» Н. В. Гоголя художниками – иллюстраторами".

Научная работа "Особенности интерпретации «Шинели» Н. В. Гоголя   художниками – иллюстраторами".

Научная работа "Особенности интерпретации «Шинели» Н. В. Гоголя художниками – иллюстраторами".

Научная работа "Особенности интерпретации «Шинели» Н. В. Гоголя   художниками – иллюстраторами".

Научная работа "Особенности интерпретации «Шинели» Н. В. Гоголя художниками – иллюстраторами".

Научная работа "Особенности интерпретации «Шинели» Н. В. Гоголя   художниками – иллюстраторами".

Научная работа "Особенности интерпретации «Шинели» Н. В. Гоголя художниками – иллюстраторами".

Научная работа "Особенности интерпретации «Шинели» Н. В. Гоголя   художниками – иллюстраторами".

Научная работа "Особенности интерпретации «Шинели» Н. В. Гоголя художниками – иллюстраторами".

Научная работа "Особенности интерпретации «Шинели» Н. В. Гоголя   художниками – иллюстраторами".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2017