Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)
Оценка 4.6

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
8 кл
14.03.2017
Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)
В данной работе рассматривается одна из острейших проблем образования – дефицит учителей. Целью статьи является привлечение внимания учащихся школы к профессии учителя – профессии так необходимой для сохранения знаний, для развития общества, мира науки, уверенности в завтрашнем дне. Автор попытался выяснить, является ли нехватка педагогов школ общегосударственной проблемой. Для проведения исследования использованы методы как на эмпирическом уровне, так и на теоретическом (наблюдение, анализ, индукция и дедукция, сравнение). В работе дан анализ социологических исследований, проведенных Фондом «Общественное мнение», Исследовательским центром рекрутингового порталаSuperjob, изучена и проанализирована информация Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Полученные данные социологических опросов во многом сходятся и подтверждают точку зрения автора - профессия учителя на сегодняшний день не является востребованной, так как утратила свою былую привлекательность. Из сказанного сделан вывод: проблема кадров в образовании России существует. И государство, и Минобразования всерьез обеспокоены кадровым вопросом в образовательной системе.Учитель сегодня часто оказывается в центре жарких обсуждений общества. Способствует тому и активное внимание СМИ к последним скандальным событиям, связанным с различными конфликтами в российских школах, а кроме того, внимание приковано к школьным учителям именно в сезон весна-лето. Играют роль и важные даты: звенит последний звонок,ученики сдают ЕГЭ, внедряются новые стандарты. Но все-таки, именно сегодня общество задается конкретным и довольно интересным вопросом: проблемы в школе связаны с тем, что не хватает финансирования, или все-таки с тем, что само понятие учитель, а точнее его прежнее содержание навсегда изменилось? Для того, чтобы ответить на данный вопрос,мне предстояло выяснить, что уже известно по исследуемой проблеме.
Научно-исследовательская работа.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ   КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  КАМЫШЛОВСКИЙ РАЙОН  «ПОРОШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Районная   научная   конференция   молодых   исследователей   «Шаг   в будущее» Исследовательская работа «Профессия учителя – одна из самых дефицитных!?» Россия, Порошино ,Камышловский район, Свердловская область. Направление: «Социология»  Автор работы:  Кишун  Кирилл Владимирович,  Порошинская СОШ Научный руководитель: Сидорова Алла Ивановна, учитель русского языка и литературы 2017 год Оглавление: Введение………………………………………………………………………………... Глава 1.Существует ли проблема кадров в образовании России? ............................ 1.1. Обеспокоенность кадровым вопросом в Минобразовании РФ………… 1.2. Оценка ситуации с педагогическими кадрами со стороны  государства………………..…………………………………………………… Глава 2. Учитель – профессия или призвание? ……………………………………... 2.1. Изучение общественного мнения ………………………………………... 2.1.1. «В этой профессии «жить достойно» невозможно!»……………. 2.1.2. «А вы бы хотели, чтобы ваш ребенок стал учителем?»………… 2.1.3. Почему молодые специалисты не идут работать в школу?......... Глава 3. Нехватка педагогов – острая проблема сельской школы………………….. 3.1. Куда идут работать молодые учителя?...................................................... 3.2.Итогианкетного опроса учеников и учителейСОШ п. Сосновка .......... Заключение……………………………………………………………………………... Примечания ……………………………………………………………………………. Используемая литература и ресурсы…………………………………………………. 2   Стр. 3 5 5 7 8 8 8 9 11 13 13 15 19 22 22 Профессия учителя – одна из самых дефицитных!? Введение 3 Об актуальности выбранной мною темы говорить не приходится. Ежегодно накануне 1 сентября представители Министерства образования отчитываются о готовности школ к началу   учебного   года.   Проведен   ремонт   в   классах,   созданы   условия   для   безопасности детей,   организовано   школьное   питание.   Между   тем,   как   отмечают   эксперты,   за   этими победными   донесениями   прячется   одна   из   острейших   проблем   образования   –   дефицит учителей. Как выяснила Общероссийская газета«Новые известия» (далее «НИ»),несмотря на заверения министра  образования о том, что в российских школах учителей даже больше, чем нужно, практически во всех регионах не хватает педагогов. Еще печальнее становится оттого, что по статистике 70% выпускников педвузов не идут работать по специальности.  Нехватка   преподавательских   кадров   –   общемировая   головная   боль.   По   данным ЮНЕСКО, чтобы обеспечить всеобщее начальное образование к 2015 году, понадобится дополнительно 18 млн. учителей. Поэтому, когда министр образования и науки России заявил,   что   в   наших   школах   работает   в  полтора   раза   больше   педагогов,   чем   нужно,   в обществе его не поняли. «Вообще у министра довольно своеобразный взгляд на ситуацию в сфере среднего образования. Так, отчитываясь в очередной раз перед депутатами Думы о том, как продвигается реформа школы, он посетовал, что опытные педагоги не уступают места молодым. «Молодежь не идет работать не только из­за низкой зарплаты, – пояснил министр, – но и из­за того, что все места заняты». Вопрос: все ли?»[1]. «По моим данным, нехватка учителей в регионах составляет около 40%, – сообщил президент   Всероссийского   фонда   образования   Сергей   Комков.–   Говоря   о   переизбытке учителей,   министр   мог   иметь   в   виду   процесс   реструктуризации.   Каждый   год ликвидируется   около   700   учебных   заведений,   существует   план   по   закрытию малокомплектных сельских школ. В прошлом году только в одной Калужской области их было закрыто двадцать»[2]. Выходит, что учителя из закрытых школ должны заполнять вакансии в тех, что еще работают.   Однако   эксперты   отмечают,   что   на   селе   сейчас   преподают   в   основном пенсионеры, либо не специалисты. Перебраться в поселок по соседству им достаточно трудно. Как   удалось   выяснить   «НИ»,если   в   Москве   проблема   нехватки   учителей   в последний год была почти решена путем повышения заработной платы, кадровый вопрос в регионах по­прежнему ощутим очень остро. 4 В Нижегородской области не хватает 724 педагога. Об этом накануне учебного года заявил министр образования и науки области. В Удмуртии за две недели до 1 сентября были не заполнены 325 вакансий. Некому преподавать информатику, химию, биологию и технологию. В школах Тюменской области не хватает предметников по физике, истории и обществознанию.   В   Челябинской   области   дефицит   учителей   иностранного   языка. Свободны 285 ставок. Трудно найти учителей начальных классов и физкультуры. По   мнению   экспертов,   основная   причина   нехватки   учителей   в   России   –   низкая зарплата.   Тот   же     министр   образования   констатировал   это   в   одном   из   интервью: «Официально до 70%, а неофициально и все 90% выпускников педагогических вузов идут работать   кем   угодно   –   менеджерами,   официантами,   экскурсоводами,   только   не учителями». «Последние   несколько   лету   нас   нетпреподавателей   рисования,   черчения,   ОБЖ, технологии (мальчики)», – рассказал директор нашей школы  Иванов Михаил Викторович.  Почему   молодые   не   хотят   идти   в школы?   –   задаем     мы   вопрос.–   Потерян престиж профессии? По телевидению  постоянно рекламируются другие специальности – в тех же сериалах. И, заметьте, никогда не рекламируют  профессию школьного учителя. В советское время школа считалась Храмом науки. Учитель был авторитетом. На мой взгляд, в настоящее время в России молодые люди все меньше считают профессию учителя престижной. Так ли это, я решил выяснить в  данном исследовании. Цели. В своей работе попытаюсь привлечь внимание учащихся школы к профессии учителя – профессии так необходимой для сохранения знаний, для развития общества, мира науки, уверенности в завтрашнем дне. Для этого мне необходимо решить следующие задачи: 1. Выяснить,   является   ли   нехватка   педагогов   школ   общегосударственной проблемой. 2. Изучить   материалы   общероссийских   социологических   исследований   по указанной проблеме. 3. Проанализировать   и   сопоставить   сведения   школьного   социологического опроса   и   статистических   данных   администрации   СОШ   п.Сосновка   и Белоярского отдела образования. Гипотеза.  Мне   предстоит   выяснить,   действительно   ли   профессия   учителя   для большего   числа   молодых   людей   утратила   свою   привлекательность.   На   мой   взгляд, основными   проблемами,   возникающими   в   результате   деятельности   учителя,   являются: 5 низкая заработная плата, отсутствие нормальных условий работы, стрессовые ситуации, истощение физических и духовных сил. Отсюда и нежелание выпускников педагогических вузов своим будущим местом работы видеть школу. Методы.  Для   проведения   исследования   мною   использовались   методы   анкетного опроса, анализировались данные государственной статистики, материалы общероссийских социологических   исследований,   проведенных   Центром   социологических   исследований Министерства   образования   РФ,   Фондом   «Общественное   мнение»,Исследовательским центром   рекрутингового   портала   Superjob.ru,   а   также   сопоставлены   выводы опубликованных источников об исследуемом явлении. В работе приведены статистические данные МУ Отдела образования Администрации   Белоярского района. Были опрошены старшеклассники и учителя  СОШ п.Сосновка. Проведен анализ и сделаны выводы.  1. Существует ли проблема кадров в образовании России? 1.1. Обеспокоенность кадровым вопросом в Министерстве образовании РФ Учитель   сегодня   часто   оказывается   в   центре   жарких   обсуждений   общества. Способствует   тому   и   активное   внимание   СМИ   к   последним   скандальным   событиям, связанным   с   различными   конфликтами   в   российских   школах,   а   кроме   того,   внимание приковано к школьным учителям именно в сезон весна­лето. Играют роль и важные даты: звенит последний звонок,ученики сдают ЕГЭ, внедряются новые стандарты. Но все­таки, именно   сегодня   общество   задается   конкретным   и   довольно   интересным   вопросом: проблемы в школе связаны с тем, что не хватает финансирования, или все­таки с тем, что само понятие учитель, а точнее его прежнее содержание навсегда изменилось? Для того, чтобы   ответить   на   данный   вопрос,мне   предстояло   выяснить,   что   уже   известно   по исследуемой проблеме.  В   первую   очередь   меня   интересовало,   насколько   важным   является   вопрос   о дефиците   учителей   для   Министерства   образования   России.   Я   обратился   к   материалам статьи Блинова В.И., доктора педагогических наук, руководителя Научно­Методического Центра   кадрового   обеспечения   общего   образования   Минобразования   России «Педагогическое   образование:   кризис   перепроизводства   кадров»   и   узнал,   что   сегодня государство, действительно, обеспокоено кадровой проблемой, так как двадцать лет тому 6 назад     в   роли   единственного   заказчика   образования   выступало   государство.   Оно   и планировало, сколько учителей готовить и по какой специальности.  «Сегодня заказчиком высшего   профессионально­педагогического   образования   выступает   уже   не   только государство,   но   и   сам   его   потребитель   –   будущий   учитель.   Но   пока   что   рычаги планирования работают разве что на уровне отдельных педвузов и педучилищ, в лучшем случае   –   регионов.   На   сегодняшний   день   практически   ничего   нельзя     сказать   о   том, насколько   реальные   потребности   регионов   в   учителях   удовлетворяются   (или   не удовлетворяются)   системой   непрерывного   педагогического   образования»[3].     В   самом деле, кто может достоверно ответить на вопрос о том, больше или меньше было выпущено, скажем,   учителей   иностранного   языка   в   Ростовской   области   в   2010   году,   чем   это требовалось   в   том   же   году   для   заполнения   вакансий   в   школах   этой   же   области?     И подобные вопросы могут быть заданы по каждой из специальностей высшего и среднего педагогического образования, по каждому из субъектов федерации. Не случайно автор считает, что недостаток учителей в школах, в свою очередь, приведёт к увеличению и без того  большой   нагрузки   учителя,  и   следовательно   –  к   дальнейшему   снижению   качества обучения.   Для   определения   необходимого   количества   учителей   по   регионам   Центром кадрового обеспечения общего образования была разработана «Методика прогнозирования потребности в педагогических кадрах», проведено исследование, полученная информация обобщена и сделаны выводы о том, что «…необходимо создать единое информационное пространство,   которое   бы   отражало   текущее   состояние   кадрового   обеспечения   общего образования, активными субъектами которого выступают, с одной стороны, Министерство образования РФ, с другой – региональные отделы образования, а также вузы и средние специальные   учебные   заведения,   ведущие   подготовку   по   педагогическим специальностям»[4].   Так   был   создан   электронный   портал,   благодаря   которому педагогические   учебные   заведения   смогут   планировать   необходимое   количество   своих будущих   студентов,   а   отделы   образования   –   молодых   специалистов.   Кроме   того,   по мнению   Блинова,   круг   кадровых   проблем   для   современной   системы   образования достаточно широк. «В числе таких проблем, рано или поздно подлежащих решению в ходе реализации   Программы   модернизации   педагогического   образования,   ­   совместительство учителей, превышающих иногда всякую меру; вопрос об учителях с возрастом, далеко превышающим   пенсионный;   массовая   переквалификация   учителей   тех   специальностей, спрос   на   которые   падает   и   др.   Наконец,   предстоит   приступить   к   широкому   и всестороннему анализу качественных показателей кадровой проблемы общего образования: начиная от мотивации учителя к своему профессиональному труду и завершая динамикой отношения общества и различных его групп к учительской профессии»[5].   Если   мы посмотрим  на  ситуацию  со   стороны  экспертов   и  прислушаемся  к словам   ученых,   то   можно   сделать   следующий   вывод:  проблему   многие   видят   в системе подготовки педагогических кадров. 7 1.2. Оценка ситуации с педагогическими кадрами со стороны государства   Обратимся   к   другому   источнику–публикации«Проблема   школьных   кадров   или эликсир   молодости   для   школы»,   размещенной   на   сайте   «Современное   образование»   и проследим   в   ней   позицию   государства   по   отношению   к   исследуемой   проблеме.Автор приводит следующие сведения: «По данным исследования PISA, которое проводится в 65 странах   мира,   уровень   образования   в   России,   на   сегодняшний   день,   оставляет   желать лучшего. Наша страна находится на 43 месте в рейтинге по качеству образования.Однако это   не   значит,   что   мы   плохо   учим   своих   детей,   это   обозначает,   что   школа   должна претерпеть   реформу,   одним   из   аспектов   которой   станет   решении   кадрового   вопроса. Учителя   в   школе   «стареют»   с   каждым   годом   все   больше.   Статистические   данные, говорящие о том, что в педагогические вузы конкурс за последние годы сократился в 6 раз: с 17,7 человек на место до 3 человек; а из 20 выпускников только 3 идут работать по специальности в школу, не оставляют надежды на то, что школа начнет «молодеть». В такой ситуации количество работающих педагогов пенсионного возраста растет с каждым годом. В свете дефицита педагогических кадров увеличивается учебная нагрузка на одного учителя до 1,5 – 2 ставок, что не может не отражаться на качестве подготовки к уроку». По мнению автора, причин тому, что молодые специалисты не хотят идти на работу в школу несколько: 1.   Низкий   социальный   статус   учителя   в   обществе   и   как   следствие   нежелание просвещенной молодежи посвящать себя данной профессии. 2. Перегруженность учителя оформлением документации, что не оставляет сил и времени на творческий подход к профессии. 3.   Отсутствие   полноценного   социального   обеспечения   и   льготной   поддержки педагогов со стороны государства. 4.   Высокая   степень   ответственности   учителя,   при   оскорбительно   маленькой заработной плате. 8 В завершении статьи сделан вывод: на сегодняшний день в обществе царит мнение, если молодой человек идет работать учителем, то он либо неудачник, либо не от мира сего. И чтобы изменить сложившийся социальный статус учителя, одного повышения заработной платы   не   достаточно,   необходима   соответствующая   социальная   политика   государства. Исходя   из   сложившейся   ситуации   в   образовательной   среде,   Президент   России инициировал проект «Наша новая школа», в котором немало внимания уделено и кадровой политике школы.  Из сказанного делаю вывод :проблема кадров в образовании России существует. И   государство,   и   Минобразования   всерьез   обеспокоены   кадровымвопросом   в образовательной системе. У   авторов   вышеуказанных   работ   вызывает   озабоченность   «старение» педагогического потенциала. Эти вопросы не остаются без внимания. Тогда почему же нет серьезных   сдвигов   и   позитивных   изменений?Меня     волнует   вопрос:   почему   молодые специалисты не идут работать в школу?  Для   определения   полноты   картины   и   доказательства   выдвинутой   гипотезы обратимся к статистическим данным, полученным в ходе изучения общественного мнения. 2.  Учитель – профессия или призвание? 2.1. Изучение общественного мнения 2.1.1. «В этой профессии «жить достойно» невозможно!» Итак,   далее   мне   предстоит   выяснить   –   является   ли   профессия   учителя   на сегодняшний   день   одной   из   востребованных   или   она   утратила   свою   былую привлекательность.   Для   этогопроанализирую   статистические   данные   отдельных социологических исследований и постараюсь сравнить их. Для   начала   обратимся   к   информации   Всероссийского   центра   изучения общественного   мнения   (ВЦИОМ),   который   представил   данные   о   том,   как   оценивают профессию   учителя   и   считают   ли   ее   престижной   наши   сограждане.  Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 27­28 сентября 2010 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. 9 Только   23%   наших   соотечественников уверены,   что   учитель   –   вполне престижная   профессия. 35%   склонны   думать,   что   эта   профессия   однозначно непрестижна, 38% считают, что это обычная профессия, и не престижной ее назвать нельзя. 4% затруднились ответить. Респонденты в возрасте от 60 лет и старше чаще называют профессию   учителя   «вполне   престижной»   (31%).   Чем   ниже   самооценка   материального положения россиян, тем чаще они отмечают, что профессия учителя сегодня не престижна: об этом заявляют   41% россиян с низкой самооценкой материального положения и 29% наших   соотечественников   с   высокой   самооценкой   материального   положения соответственно. Почти половина россиян уверена, что, работая учителем, нельзя жить нормально в материальном смысле (48%). Еще 35% наших соотечественников склонны думать, что эта профессия и не слишком удачная, и не слишком проигрышная с точки зрения заработка. Почти каждый десятый (11%) полагает, что эта профессия позволяет устроить свою материальную жизнь успешно. 6% затруднились ответить. То, что, работая учителем, невозможно жить нормально в материальном смысле, чаще отмечают жители средних   и крупных   городов (58% и 52% соответственно). Москвичи и петербуржцы, а также жители маленьких городов наиболее склонны считать, что с этой  профессией можно вполне успешно устроить материальную жизнь (16% и 15% соответственно). Чем ниже  уровень образования россиян, тем чаще они отмечают, что профессия учителя позволяет устроить успешно материальную жизнь: 17% опрошенных с высшим или неоконченным высшим образованием «против» 9% респондентов с высшим или неоконченным высшим образованием.   Большинство россиян не хотели бы видеть своих детей школьными учителями (64%). Такую профессию для своих детей желают лишь 17% наших соотечественников. 19%   затруднились   ответить.   Москвичи   и   петербуржцы   чаще   остальных   респондентов отмечают,   что   хотели   бы   видеть   своего   ребенка   школьным   учителем   (26%),   а   жители средних городов, напротив, в большинстве не желают видеть своих детей учителями в школе (74%).  Чем выше уровень образования наших сограждан, тем чаще они отмечают, что профессия учителя нежелательна для их детей: 47%   опрошенных с начальным или неполным средним образованием «против» 68% респондентов с высшим или неоконченным высшим образованием. Подводя итоги исследования, социологи дали название своей работе «В этой профессии «жить достойно» невозможно!», которая и стала выводом общественного мнения. 10 2.1.2. «А вы бы хотели, чтобы ваш ребенок стал учителем?» Хотелось бы привести в качестве примера, ярко иллюстрирующего сложившуюся ситуацию   вокруг   профессии   учителя,   результаты   блиц­   опроса   корреспондента «Российской газеты» Е. Шмелевой. На вопрос «А вы бы хотели, чтобы ваш ребенок стал учителем?» известные деятели ответили: Григорий Томчин,  президент Фонда поддержки законодательных инициатив: ­ Вряд ли. Школьные учителя ­ профессия непопулярная уже лет сто. Михаил Мамаев, актер: ­ Нет. Вот если бы учителям стали платить тысяч по десять долларов в месяц, тогда бы сказал "да". Феликс Черноусько, академик, директор Института проблем механики РАН: ­ Конечно. У меня одна дочь уже имеет педагогическое образование. Вторая тоже ведет занятия. Но сейчас им не до преподавания: они воспитывают своих детей. У одной ­ трое, у другой ­ четверо. Мария Голубкина, актриса: ­ Чтобы работать учителем сегодня, надо иметь некий подвижнический дух. Иначе вообще не стоит браться за эту работу. Я желаю своим детям серьезной духовной жизни. Анатолий Аникин, зампредседателя "Росуглепрофа": ­ Нет, потому что у меня мама была учительницей и я знаю не понаслышке, что это за адский труд и как он ценится. У меня один сын ­ компьютерщик, а второй ­ ваш коллега. Леонардо Коэн, шеф­корреспондент московского бюро газеты "Репубблика": ­ В сегодняшней Италии система образования ­ в руках некомпетентных руководителей. Образование губит бюрократия, происходит отток талантливых кадров. Да и платят мало. Но если бы мы жили в России или США, своему сыну я пожелал бы стать учителем. Анна Шатилова, телеведущая: ­   У   меня   два   внука.   Пока   неизвестно,   кем   они   станут.   Учитель   ­   очень   благородная профессия, но трудная и для учеников, и для родителей, и для самих учителей. Наша когда­то очень хорошая система образования окончательно разрушена. 11 Данил Корецкий, писатель: ­ Не хотел бы. Профессия неуважаемая, малооплачиваемая, перегруженная, напряженная. Юрий Вяземский, ведущий передачи "Умники и умницы": ­ Мои дети уже давно выбрали профессии. А вот одна из четырех внучек: почему бы нет? Платили бы только по­человечески. Как видим, большинство опрошенных уважительно и с почтением относятся к профессии учителя, однако видеть своих близких педагогами не желают из­за потери престижа и привлекательности профессии. Другой информационный источник только подтвердил мою гипотезу. 2.1.3. Почему молодые специалисты не идут работать в школу? Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru в сентябре 2011 года решил поинтересоваться у россиян, престижно ли сегодня работать учителеми каким, по их   мнению,   должен   быть   идеальный   учитель.Как   оказалось,   престижной   профессию учителя считает 21% наших сограждан, чаще всего это респонденты среднего возраста. Однако, по мнению многих из них, профессия эта престижна в зарубежных странах, но отнюдь не в России: «В целом по миру – да (в Японии, например), а в России пока, к сожалению,   нет»;   «Но   только   за   границей   или,   в   крайнем   случае,   в   наших   частных колледжах». Большая же часть россиян (64%) профессию учителя престижной, увы, не считает. Наиболее распространена эта точка зрения среди россиян старше 45 лет (69%). Причины, по которым россияне не могут отнести профессию учителя к престижным, на их взгляд, очевидны:   низкая   оплата   труда   и   неуважение   со   стороны   учеников:   «Раньше   учителей уважали и считались с их мнением, школа была местом, где обучали основным навыкам, святым   местом,   куда   стремились   ходить   и   боялись   что­то   не   сделать   или   перечить учителю. А теперь учитель боится сказать слово, потому что родители угрожают. Раньше 12 родительское   собрание   означало,   что   учитель   придёт   и   будет   говорить   о   недостатках ребёнка,   чтобы   их   исправить   вместе,   а   теперь   учителям   запрещено   говорить   на родительских   собраниях   плохое   о   детях»;   «Ни   карьеры,   ни   зарплаты,   ни   уважения учеников и родителей». Более того, около половины россиян (51%) уверены, что за последние 10 лет статус учителя в нашей стране понизился. Кто­то винит в этом суровую действительность, а кто­ то и самих учителей:  «Как ни печально это звучит, но, на мой взгляд, это так! Не ценятся эти   люди   по   заслугам»;«Страшно   смотреть   ТВ.   В   школах   следует   держать   школьный спецназ для защиты учителей от деток». По мнению 21% опрошенных, статус учителя за эти годы не изменился, ещё 17%, напротив, считают, что он повысился: «Но в то же время уровень образования оставляет желать лучшего. Парадокс...»[6].  Интересное сообщение на форуме портала оставил Павел Пое: «Я по образованию преподаватель   истории,   но   не   пошел   работать   в   школу   поразным   причинам.   Сейчас   я тренинг­менеджер в развивающейся компании. Лишь 5% выпускников моего курса стали заниматься преподавательской деятельностью, и поверьте мне ­ это далеко не лучшие 5%. Умные и перспективные, конечно, нашли себе более высокооплачиваемую работу. Если бы учителям платили хотя бы раза в три больше чем им платят сейчас ­ профессия учителя, действительно, стала бы престижной. И уровень преподавания вырос бы, безусловно, хотя бы   потому,   что   в   школу   бы   пошли   работать   не   сухие   и   закомплексованные,   а   очень интересные, креативные и творческие люди». А вот другое мнение о школьном учителе, его оставила Елена Шувалова на форуме сайтаUcheba.ru: «У нас в Барнауле тоже дефицит учителей, особенно английского языка, физической культуры, начальной школы. Молодые в школу не идут. И дело не только в маленькой   зарплате.   Многие   просто   боятся   учеников,   их   ненаказуемого   хамства   по отношению к учителям. Студентам порой хватает несколько уроков, чтобы понять в каком унизительном положении находится учитель, насколько он не защищен от прессинга со стороны родителей, администрации. В связи с "модернизацией" на школу обрушился шквал документов. На любое действие несколько бумажек. В учительской все стены завешаны объявлениями о сдаче протоколов, отчётов,   показателей качества знаний, успеваемости и ещё десятков документов, которые в действительности не помогают повышению качества образования,   а   наоборот   отнимают   драгоценное   время   учителя   от   подготовки   уроков, дополнительных занятий с отстающими детьми. Раньше такого не было. Я работаю в школе 13 с 1990 года. Уходят учителя на пенсию, а с ними опыт, знания и дисциплина. Учителя предпенсионного возраста мечтают побыстрее уйти на пенсию в страхе перед будущей аттестацией и новыми ФГОСами. Такое обилие бумаг могли придумать только далёкие от школы люди, которым нечем заняться». Сравнивая  мнения  двух  педагогов,  мы  видим,  что  первый  считает  современного школьного учителя закомплексованным неудачником, другой – униженным трудягой. На мой   взгляд,   нельзя   так   категорично   оценивать   всё   учительство.  Прежде   всего,   нужно понять, что  учитель не просто профессия, это призвание от Бога. Далеко не каждый человек может преподнести свои знания так, чтобы его слушатель заинтересовался темой разговора, уловил мысль рассказчика и сделал свои выводы. Учитель по призванию всегда может   понять   ученика,   найти   правильный   подход   к   подопечному.Кроме   того,   учитель должен   иметь   большой   запас   терпения   –   кто   угадает,   чего   ждать   от   нас,   учеников? (Конечно,  я   говорю  не   о  кнопках   на  стуле   учителя).   Кто­то   просто  может   не  понять услышанное, кто­то понять неправильно. Сколько же внимания, знания и сил нужно, чтобы   что   же   такое   юриспруденция   или объяснить   непонятливому   подопечному, дезоксирибонуклеиновая   кислота.   А   учитель   еще   и   с   техникой   современной   должен дружить, чтобы мы его не обогнали. Настоящий учитель и такого не боится: у нас, у своих   такими   являются   учителя   нашей   школы: учеников,   конечно,   учится.   И, квалифицированными, терпеливыми, всегда готовыми помочь ученику в учёбе. Среди   качеств   идеального   учителя,   названных   россиянами,   ­  чуткость,  чувство юмора, вежливость, строгость, железное здоровье, уважение к ученикам и умение найти свой   подход   к   каждому   ребёнку.   Как   видим,   современным   учителям   есть   к   чему стремиться.   Но   и   родителям   стоит   задуматься:   ведь   отношение   к   учителю   ученики формируют не только сами, но и опираясь на мнение старших членов семьи. Представители этой важной и нужной профессии достойны проявлений нашего уважения и благодарности, причём не только в День учителя! В   данной   главе   объектом   моего   внимания   стало   общественное   мнения россиян.Мне удалось выяснить, что результаты социологических опросов во многом сходятся и подтверждают мою гипотезу ­ профессия учителя на сегодняшний день не является    востребованной, так как   утратила свою былую привлекательность. 3.  Нехватка педагогов – острая проблема сельской школы 3.1. Куда идут работать молодые педагоги? 14 Во   введении   данного   исследования   были   приведены   количественные   показатели дефицита учителей по отдельным регионам. Однако эта проблема является острой и для нашего района, нашей школы. Рассмотрим обобщенные сведения базы данныхМУ Отдела образования   Администрации    количество   Белоярского   района   и  СОШп.Сосновка: педагогических   работников   –   334   чел.,   из   них   более   30%   работают   не   по   своей специальности.  Возрастной состав педагогов • По России – 43 года • По   Камышловскому району – 43,7 лет. • Только в двух ОУ средний возраст менее 40 лет  Возрастной состав педагогов  Возрастной состав педагогов  по   Камышловскому  району(рис.1)по  Порошинской СОШ  (рис.2) 52% 24% 14% 10% До 30 лет 40-55 лет 30-40 лет Старше 55 лет 16% 8% 8% 68% До 30 лет 40-55 лет 30-40 лет Старше 55 лет Рисунок 1 Рисунок 2 Из диаграмм мы видим,  что по возрастному составу в   Камышловском районе 52% учителей   предпенсионного   возраста,   по     Порошинской   СОШ   этот   показатель   составил 68%.   Это   говорит   о   «старении»   педкадров.     Молодые   специалисты     в   последнее   крайне   редко   идут   работать   в   сельскую   школу.   Проанализируем десятилетие количественные показатели  фактического поступления выпускников  Порошинской СОШ за последние пять лет. 15 Рисунок 3 25 30 25 20 15 10 5 0 3 Поступившие на учителя Все выпускники 2006­2007 год(рис.3) Окончили школу11человек из них: Учитель русского языка и литературы – 1 чел. Учитель физики – 1 чел. Учитель начальных классов – 1 чел. Итого поступили на учителя – 3 чел.,  из них 1 мальчик и  2 девочки. 25 30 25 20 15 10 5 0 3 Поступившие на учителя Все выпускники Рисунок 4 2007­2008 год(рис.4) Окончили школу 12человек из них: Учитель математики – 1 чел. Учитель начальных классов – 2 чел.Итого поступили на учителя – 3 чел., 19 Рисунок 5 16 20 18 16 14 12 10 8 6 4 2 0 2 Поступившие на учителя Все выпускники 2008­2009 год(рис.5) Окончили школу 19человек из них: Учитель  истории – 1 чел. Учитель начальных классов – 1 чел., Итого поступили на учителя – 2 чел., все девочки  14 Рисунок 6 16 14 12 10 8 6 4 2 0 4 Поступившие на учителя Все выпускники 2009­2010 год(рис.6) Окончили школу 14человек из них: Учитель начальных классов – 2 чел. Итого поступили на учителя – 2чел., все девочки 11 Рисунок 7 12 10 8 6 4 2 0 1 Поступившие на учителя Все выпускники 2010­2011год(рис.7) Окончили школу 10человек из них: Учитель начальных классов – 1 чел. Итого поступили на учителя –1 чел., девочка 17 Как видно из приведенных данных ежегодно наши выпускники, в основном девочки (в среднем примерно 13% от общего количества), поступают в педагогические учебные заведения, но за последние пять лет ни один из них не вернулся в школу на должность учителя. По сведениям заместителя директора по УР       в период с 1999 по 2006 год из выпускников нашей школы 10 человек получили высшее педагогическое образование, из них в школу пришло работать 4 человека, один из которых через год уволился, а второй – через 3 месяца (мужчины), сменив место работы (один – менеджер по продажам, второй – глава крестьянско­фермерского хозяйства). Остальные 6 человек устроились на работу в иные   бюджетные   организации,   коммерческие   фирмы,   силовые   структуры   в   городах Воронеж, Волгоград. В сельскую местность ни один из них не вернулся. И это при том, что ежегодно в школах имеются вакансии. 3.2. Итоги анкетного опроса участников образовательного процесса Порошинской СОШ Среди   старшеклассников   нашей   школы   (14   человек)   был   проведен   блиц­опрос. Респондентов спросили: «Хочешь ли ты стать учителем?». «Да» ответили 2 человека, «нет» ­ все остальные. ДА, потому, что... 1. Я могу общаться с детьми, они меня понимают. 2. У учителя интересная работа, он общается с детьми, учит их, воспитывает. НЕТ, потому, что... 1. Это трудно, уходит много личного времени на школу. 2. Я знаю, сколько платят, и школьники обычно непослушные. 3. Я буду кем­нибудь другим. 4. Я не хочу все время что­то писать и проверять тетради, можно ослепнуть. 5. Ненавижу детей. 18 6. У учителя много обязанностей, а это пугает. 7. Эта профессия низкооплачиваемая и несет в себе вред психическому здоровью. 8. От учеников много шума, голова болит. 9. Жалко тратить время на учеников, работа нервная, денегмало платят, вставать надо рано. 10. Это работа просто мне не нравится, хочу быть пилотом на реактивном самолете. 11..Учителя сильно устают, и у них портится настроение. 12. Трудно работать, и не хочу получать замечания от директора. 13. Надо будет кричать на учеников, когда они не слушаются, а я этого не хочу. Анкетирование учителей школы  Порошинской СОШ В анкетном опросе приняло участие12 учителей. 1. Какой учебное заведение  Вы закончили? (рис.8)  Педагогические институты ­ 6 человек– 52%  Педагогические университеты –2 человека– 16%  Педагогические училища­ 2 человека– 16%  Еще учусь – 2 человека– 16% 2 2 Институт Университет 2 Училище 6 Еще учусь                           Рисунок 8 2. Назовите внутренние устремления, причины (мотивы), которые побудили Вас выбрать педагогическое заведение, а значит – профессию педагога?  Жизненная ситуация – 1 человек  Желание принести пользу – 1 человек  Любовь к детям – 1 человек  Желание работать с маленькими детьми –1 человек  Любовь к профессии – 2 человека  Мечта  быть учителем­ 1 человек  Педагогом быть не собиралась – 2 человека   Любовь к своему предмету – 1человек  Педагог звучит гордо ­ 1 человек  Любимый учитель ­ 1 человека 19 3. Есть ли у Вас уверенность в том, что профессиональный выбор сделан Вами правильно? (рис.9)    да –9 человек – 76% нет – 1 человек– 8% не вполне –2 человека– 16% 1 2 нет да не вполне 9 Рисунок 9 4. Какие мотивы (побуждения, причины) участия в педагогической работе доминируют (преобладают) у Вас?(рис.10)    принести пользу школе, детям – 8 человек ­ 68% высокий профессиональный идеал –3  человека – 24% стремление отличиться, извлечь пользу лично для себя – 1 человек – 8% 20 принести пользу школе, детям 1 3 высокий профессиональный идеал 8 стремление отличиться, извлечь пользу лично для себя Рисунок 10 5. Вы вернулись бы работать в свою родную школу? (рис.11)  Да –9 человек– 76%  Нет – 3 человека – 24% 3 да 9 нет Рисунок 11 6. Как вы сейчас оцениваете свою профессию? (рис.12)  Замечательная профессия  ­6 человек   ­ 52% опрошенных  Мало востребованная –4 человека ­ 32%опрошенных  Не очень нравится –2 человек­ 16% опрошенных 2 замечательная профессия 4 мало востребованная не очень нравится 6              Рисунок 12 Заключение 21 Учитель…   кто   бы   мог   подумать,   что   20­30   лет   назад   это   была   одна   из   самых престижных   профессий.   Большие   конкурсы   в   педагогические   училища   и   институты, многочисленные экзамены, сложнейшая проверка качеств личности на профпригодность. К учителю относились с благоговением. Это был очень уважаемый человек. Сколько бы лет не было учителю 45 или 18 (и он только вошел в учительский коллектив), к нему всегда обращались   на   Вы,   относились   с   пониманием,   у   него   спрашивали   совета   в   вопросах обучения и воспитания детей. Учитель всегда находил место работы. Он знал, что куда бы он не приехал, всегда может рассчитывать на помощь и понимание как со стороны коллег, так и со стороны родителей.   Потому   что   учитель   –   это   человек,   который   несёт   свет   знаний,   который прививает ребятам правила поведения, который помогает им стать достойными людьми и жить в обществе. И не зря девиз всех учителей «Сердце отдаю детям». Но   прошло   время,   поменялся   окружающий   мир,   и   быть   учителем   стало   менее престижно: профессия теряет былую привлекательность. Как часто учить идут люди, у которых   просто   способности   к   определенному   предмету,   но   нет   подхода   к   детям.   А прирожденные учителя стараются найти более оплачиваемую и менее «нервную» работу. Но ведь все мы прекрасно знаем, что невозможно научить ребенка, если он не чувствует в учителе   друга,   соратника.   Молодым   учителям   становится   все   труднее   пробиваться   в профессии. И это не потому, что коллектив не помогает (нет, он, коллектив, всегда и поможет, и поддержит, и подскажет), не потому что работы нет. А в большинстве случаев потому, что родители учащихся предвзято относятся к тем, кто первый год идет работать в школу. Почему–то родители забывают, что они тоже когда­то учились, и все с чего­то начинали. Привлекательно то, что в последние5лет об учителях стало заботиться государство. Правительство работает над стратегией развития российского образования. Внедряются   Ежегодно   учителей   отмечают новые   стандарты   педагогического   образования. президентским   грантом   в   200   тысяч   рублей,   а   один   из   миллионной   армии   педагогов становится обладателем хрустального пеликана– символом педагогического мастерства. Все это, конечно, стимулирует работу, творчество педагогов, заставляет их бесконечно самосовершенствоваться, идти в ногу со временем расти профессионально. Однако мне удалось выяснить, что профессия педагога остается по­прежнему "в хвосте". Неудивительно, что в российском рейтинге «10 самых стрессовых профессий» 22 учитель занимает третью строчку после полицейского и пилота самолета. И это одна из причин того, что учителя не идут работать в школу. Хотелось,   чтобы     желание   государства   омолодить   педагогические   кадры   не оставалось только желанием. Чтобы для молодых специалистов тоже был стимул идти в профессию, а не бросать диплом на полку и не искать других способов себя проявить. Чтобы   в   ближайшем   будущем   (скажем   лет   через   5­10)   профессия   учителя   смогла конкурировать с такими профессиями как юрист, менеджер и другие (ведь чтобы стать юристом, менеджером и т.д. тоже нужно учиться, и учить будут их, конечно же, учителя). Поставленные в исследовании задачи выполнены. На мой взгляд, гипотеза доказана. И не вызывает сомнения, что профессия учителя – одна из самых дефицитных! И теперь я убираю точку и вопросительный знак в названии моей работы.   Считаю, чтобы решить эту проблему, надо разорвать этот замкнутый круг, а начать стоит   с   нас,   нынешних   учеников.  Нужно   об   учителе   говорить   не   только   в профессиональный праздник.Для поднятия престижа учителя необходимо больше вникать в тонкости этой профессии. Хорошей традицией стали бы, например, ежегодные конкурсы для школьников и молодежи поселения на лучший видеоролик об учительской профессии, конкурс презентаций «Мой любимый учитель», конкурсы авторских песен об учителе, для малышей – конкурсы попроще (пусть рисуют, читают стихи, ставят сценки). Уже сейчас в школах для учащихся 8­11 классов нужно ввести факультатив, на котором будут показаны все примечательные стороны этой профессии. В последнее время стало модным проводить районные дни профориентации, где рекламируются рабочие специальности. А почему бы не рассказывать чаще всем о самой благородной и нужной профессии?    А пока остаётся надежда на то, что всё это будет, ведь всё в наших руках. А закончить работу хочу притчей. Четыре   свечи   спокойно   горели   и   потихоньку   таяли...   Было   так   тихо,   что слышалось, как они разговаривают. Первая сказала:  ­ Я ­ СПОКОЙСТВИЕ. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остается ничего другого, как погаснуть! И огонек этой свечи погас. Вторая сказала:  ­ Я ­ ВЕРА, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла мне гореть дальше. 23 Подул легкий ветерок и загасил свечу. Опечалившись, третья свеча произнесла:  ­   Я   ЛЮБОВЬ,   у   меня   нет   больше   сил   гореть.   Люди   не   ценят   меня   и   не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего, ­ своих близких.  И эта свеча угасла… Вдруг... в комнату зашел ребенок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал: ­   ЧТО   ВЫ   ДЕЛАЕТЕ?!   ВЫ   ДОЛЖНЫ   ГОРЕТЬ   ­   Я   БОЮСЬ   ТЕМНОТЫ! Произнеся это, он заплакал. Тогда четвертая свеча сказала: ­ НЕ БОЙСЯ И НЕ ПЛАЧЬ! ПОКА Я ГОРЮ, ВСЕГДА МОЖНО ЗАЖЕЧЬ И ДРУГИЕ ТРИ СВЕЧИ: Я – НАДЕЖДА.     Когда   читаешь   эти  строки,  сразу   представляешь   на   месте   четвёртой   свечи УЧИТЕЛЯ.  А разве это не так? Ведь не напрасно Джованни Руффини сказал: «Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама». Примечания: 24 [1]–Профессия школьного учителя  ­ одна из самых дефицитных[Электрон.ресурс]//сайт Ucheba.ru ­  Режим доступа: www.ucheba.ru. [2] – Там же. [3] – Блинов В.И. Педагогическое образование: кризис перепроизводства кадров // Журнал «Инновационные проекты и программы в образовании».­ 2011.­№4.­ с.15­19. [4] – Там же. [5]– Там же.  Идеальный   учитель   –   терпеливый   и   профессиональный [6]– Исследовательский   центр   рекрутингового   порталаSuperjob.ru.  [Электрон.ресурс]//   –   Режим доступа:www.superjob.ru/community/life/59413. Использованная литература и электронные ресурсы: 1. Блинов   В.И.  Педагогическое   образование:   кризис   перепроизводства   кадров //Журнал «Инновационные проекты и программы в образовании».­ 2011.­№4.­ с.15­19. 2. Красова Е.Социально­профессиональные характеристики учительства (социологический анализ)//Научный журнал «Relga».­ 2011.­ №4.­ с. 22 . 3. Идеальный   учитель   –   терпеливый   и   профессиональный Исследовательский   центр   рекрутингового   порталаSuperjob.ru.  [Электрон.ресурс]//   –   Режим доступа:www.superjob.ru/community/life/59413. 4. Проблема школьных кадров или эликсир молодости для школы[Электрон.ресурс]// Сайт Современное образование.­Режим доступа: www.neuch.org/realias/. 5. Профессия   школьного   учителя   ­   одна   из   самых   дефицитных[Электрон.ресурс]//сайт Ucheba.ru ­  Режим доступа: www.ucheba.ru. 6. Шмелева   Е.В   невозможно! [Электрон.ресурс]//Всероссийский   центр   изучения   общественного   мнения.   ­Режим этой   профессии   "жить   достойно"   доступа: www.socpolitika.ru/rus/social_policy_monitoring.

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)

Научная работа "Профессия учителя -самая дефицитная?" (8 класс, социология)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2017