Научно – исследовательская работа по английскому языку Тема: Образ иностранца в русском анекдоте
Оценка 4.9

Научно – исследовательская работа по английскому языку Тема: Образ иностранца в русском анекдоте

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
английский язык
9 кл
12.01.2019
Научно – исследовательская работа по английскому языку  Тема: Образ иностранца  в русском анекдоте
Не секрет, что в сознании каждого из нас есть стереотип «образа иностранца», приписывающий определенные характеристики и качества личности людям других национальностей, нередко выставляя их в смешном, неприглядном свете. Этот стереотип находит место для проявления в повседневной речи, книгах, фильмах и т.д. Целью данной работы является: выявление стереотипов, сформированных в сознании русского народа, относящихся к характеристикам качеств личности людей других национальностей и выяснение их происхождения.
Доклад -Образ иностранца в русском анекдоте.doc
Минестерство образования Российской Федерации Муниципальное общеобразовательное учереждение «Средняя образовательна школа № 13». Научно – исследовательская работа по английскому языку Тема: Образ иностранца  в русском анекдоте Подготовил:  Кипрушин А., учащийся 9(ЭРГ) класса Руководитель работы:       Финк С.Н., учитель английского языка МОУ «СОШ № 13»                                0 г. Братск 2010 г. Содержание I. Введение   I.I Актуальность исследования…………………………………….....стр.2   I.II Цели и задачи работы………………………………………….….стр.3         I.Ш Предполагаемые результаты         I.IV Предмет и объект исследования; методология…………………стр.4 II. Теоретическая часть:     Из истории вопроса  II.I Анекдот – как жанр УНТ………………………………………..…стр.5  II.II Происхождение современного русского анекдота…………..….стр.7 III. Практическая часть:        III.I Стереотип «Образа иностранца» в сознании русского народа…стр.10 III.II Описание проведенного исследования …………………….……стр.12 IV. Заключение………………………………………………………….…стр.14 V. Список литературы……………………………………………………стр.15 VI. Приложение 1……………………………………………………….…стр.16 VII. Приложение 2……………………………………………………….…стр.17 1 I. Введение I.I Актуальность исследования: Не секрет, что в сознании каждого из нас есть стереотип «образа  иностранца»,  приписывающий определенные характеристики и качества  личности людям других национальностей, нередко выставляя их в смешном,  неприглядном свете. Этот стереотип находит место для проявления в  повседневной речи, книгах, фильмах и т.д.  В наибольшей степени он проявляется в анекдотах. Анекдоты, как мы  знаем, имеют юмористическое содержание и очень часто высмеивает типажи  людей разных национальностей.  Но откуда же появился этот стереотип «образа иностранца»?  И  почему? Каково его значение для русского народа? В чём заключается  этот  стереотип? И  в чем особенность «образа иностранца» для русских?  Задумывались ли вы над этим?  ­  Все эти вопросы меня глубоко  заинтересовали и стали основополагающими при выборе данной научно­ исследовательской темы. В ходе работы я попытаюсь дать ответы на эти  вопросы.  Актуальность данной темы продиктована содержанием нашего  современного устного народного творчества (городского фольклора),  процессами, происходящими в его развитии, и, заинтересованностью нас  самих, как непосредственных участников этого процесса, которые   используют фольклор в своей речи.  2 I.II Цель: Выявление стереотипов, сформированных в сознании русского  народа, относящихся к характеристикам качеств личности людей других  национальностей и выяснение их происхождения. Задачи:  1) Произвести опрос людей с целью выяснения наличия стереотипов по  отношению к «образу иностранца». 2) Привести таблицу стереотипов определяющих «образ иностранца» в  сознании русского народа 3) В ходе исследования выяснить происхождение этих стереотипов. 4) Собрать анекдоты об иностранцах, присутствующие в современном  городском фольклоре и литературе.  5) Классифицировать собранные анекдоты по национальному признаку. 6) Проанализировать полученные категории на предмет содержания в них стереотипных характеристик качеств личности присущих людям  разных национальностей. I.III Предполагаемые результаты:  Русский анекдот стал источником формирования стереотипа «образа  иностранца» в сознании русского народа. Содержание анекдотов, как мы  знаем, юмористическое и очень часто высмеивает людей разных  национальностей. Это и сформировало стереотип,  приписывающий  отрицательные характеристики качеств личности, свойственные людям  3 других национальностей, гиперболизировано подчеркивая их недостатки и  намеренно не замечая их достоинства, выставляя их в смешном неприглядном  свете на фоне человека, принадлежащего к русской национальности.  I.IV Предмет исследования: Характеристики качеств личности человека, свойственные людям  разных национальностей, содержащиеся в русских анекдотах. Объект исследования:  Русские анекдоты об иностранцах.  Настоящая   работа   предусматривала   изучение   литературы,   в   которой освещена   история   вопроса   (см.   список   используемой   литературы).   Кроме того,   было   проведено   анкетирование,   по   результатам   которого   мы постарались выяснить, какие существуют стереотипы «образа иностранца» и каково   их   происхождение   (см.   приложение   1).   В   течение   трёх   месяцев собирались анекдоты, которые бытуют среди населения нашего города (см. приложение   2).   Полученные   материалы   были   проанализированы, классифицированы и нашли отражение в выводах нашей работы. 4 II. Теоретическая часть Каждый народ гордится своим  героическим прошлым, достойно  проживает своё настоящее, и имеет  право на уважение в будущем.  В. Г. Белинский   II.I Анекдот – как жанр УНТ В литературе начала XVIII века термин «анекдот» имел иное значение, нежели сейчас. По определению «Нового словотолкователя», «анекдот – это повесть о тайном случае, достопамятное, любопытное происшествие, кое не было ещё напечатано».  В   то   время   под   анекдотом   понимали   короткий   рассказ   о незначительном, но характерном происшествии из жизни исторического лица. В этом значении термин «анекдот» был впервые употреблен в отношении к сатирической «Тайной истории». 5 Вторая   половина  XVIII  века   в   истории   русской   литературы характеризуется   пышным   расцветом   анекдота   с   определённой новеллистической окраской. Именно к этому периоду относятся пересказы на русском языке сюжетов, известных уже верхам русского общества из разного рода сборников, преимущественно французских и немецких. Но уже с середины XVIII века понятие анекдота приобрело иной смысл. Краткая литературная энциклопедия даёт следующее определение: «анекдот – это небольшой устный шуточный рассказ самого различного содержания с неожиданной и остроумной концовкой». Она отмечает также, что в это время анекдот был значительно распространён в городском фольклоре. Словарь   литературоведческих   терминов   даёт   примерно   такое   же определение, то есть упоминает и краткость формы, и остроумную концовку, и сатирическую или шутливую окраску. В   этом   виде   народного   творчества   старая   «анекдотическая   форма» (игра   слов,   каламбур,   излюбленная   ситуация)   легко   приспосабливается   к любому злободневному содержанию. Отсюда множество вариантов анекдота, широко бытующих в фольклоре. Но все эти толкования анекдота недостаточно определяют его сущность и современное значение.   Мы   попытались   дать   определение   анекдота,   исходя   из   намеченных признаков   жанра,   то   есть,   учитывая   особенности   поэтики   и   исполнения анекдота, его социально­бытовое назначение. Анекдот  –   короткий   устный   прозаический   рассказ   обыкновенно злободневного   содержания   с   неожиданной   концовкой,   расшифровывающей основной   смысл   произведения   и   направленный   на   то,   чтобы   рассмешить слушателя с целью критики или развлечения. Анекдот отличает разговорный язык, но исполнитель строго отбирает наиболее емкие, точные, выразительные слова. 6 II.II Происхождение современного русского анекдота Как было сказано выше, одной из наших задач было выяснить, как же с течением времени меняется типология анекдота. На пути своего нелёгкого развития человечество пережило множество событий. Одни за другими они сменяли друг друга, влияя на экономическую, социальную,   политическую   и,   конечно   же,   на   духовную   сферы   жизни общества. В зависимости от степени значимости событий, люди по­разному реагировали   на   них:   либо   это   событие   забывалось   и   со   временем   совсем исчезало   из   истории,   либо   это   событие   так   затрагивало   людей,   что   в дальнейшем   появлялись   книги,   научные   работы,   фильмы   о   том,   что   же произошло на самом деле. Одной из главных отличительных черт русского народа является то, что он умеет относиться к проблемам или событиям, происходящим вокруг него, с юмором. Чтобы ни случилось, русские люди умеют отшутиться, и это помогает пережить самые сложные периоды жизни, 7 анекдот   же   часто   становится   ответом   на   все   проблемы,   которые   нас окружают.  В анекдоте отражались многие события истории нашей страны. Он был не   только   реакцией   народа   на   окружающую   действительность,   но   и своеобразным   оружием,   особенно   в   сталинское   время.   Когда   диктатурой Сталина почти на всё был наложен строжайший запрет, анекдот также попал в число   запрещённых   вещей.   Человек,   рассказавший   анекдот,   в   котором высмеивалась   политика   того   времени,   мог   получить   от   10   до   20   лет исправительных работ. В то время наблюдался спад популярности анекдота и его бытования среди населения. Всплеск развития анекдота как жанра совпал с периодом «застоя». Это время когда Генеральным секретарём КПСС был Брежнев Л.И.. Именно в это время наибольшее развитие получил политический анекдот, героями которого были   руководители   партии   и   правительства.   В   нём   высмеивались   реалии социалистического общества, руководители капиталистических государств, с которыми у  СССР  складывались  очень  непростые  отношения,  особенно  во времена политики «железного занавеса».  На   протяжении   веков   народ   отвечал   анекдотом   на   все   явления   противоречащие   понятиям   народной   этики   и действительности, справедливости. Он возникал как реакция на директивы, не  идущие из глубин народных, а навязываемые ему  сиюминутной политикой сверху. Критическое отношение народа к окружающему миру, его понимание недостатков   общества   проявилось   в   фольклоре   очень   давно.   Многие поговорки,   загадки,   песни   носят   ярко   выраженный   юмористический   или сатирический оттенок. Но наиболее отчетливо, выпукло сатира, критическое отношение к действительности проявляются в анекдоте.  Мы живем в обществе, которое только встало на путь демократических преобразований,   отказавшись   от   тоталитаризма,   который   доминировал   в течение почти 70  8 лет. Вполне естественно, что в обществе более чем достаточно проблем и пороков, которые становятся предметом осмеяния в анекдотах. В анекдотах также фигурировали легендарные Чапаев и Петька, в уста которых   вкладывалась   оценка   происходящих   событий.  Едко   и  беспощадно народ   высмеивал   в   них   негативные   явления:   незаслуженное   награждение руководителей   всех   рангов,   включая   самого   Брежнева,   лакировку действительности   в   средствах   массовой   информации,  пьянство   на   рабочих местах,   дефицит   товаров   даже   первой   необходимости,   просчеты   в планировании народного хозяйства, формальное отсутствие безработицы как следствие выполнения ненужной, подчас бестолковой работы, низкий уровень жизни основного населения. После распада СССР и в период становления демократии актуальность политического   анекдота   несколько   снизилась,   хотя   и   Ельцин,   и   Горбачёв, Кучма  и   Лукашенко,  Путин,  Жириновский,  Чубайс   по­прежнему   остаются популярными героями анекдотов. Популярность   анекдота,   частота   его   бытования   напрямую   связана   с происходящими в стране и обществе событиями. Так, например, после выхода фильма   «17   мгновений   весны»   были   популярны   анекдоты   про   Штирлица; после   выхода   фильма   «Приключения   Шерлока   Холмса»  ­  про   Шерлока Холмса.   Появлению   анекдотов   про   евреев   предшествовал   массовый   выезд советских евреев в Израиль. Вслед за развенчанием культа Сталина, Хрущёва,   После Брежнева     эти   руководители   тоже   стали   героями   анекдотов.   появления организации «Грин пис» появились анекдоты про животных. После   руководства   СССР   о   национальной   политике оглашения   информации   появились анекдоты про чукчу.  Анекдоты про армянское радио носили форму вопроса и неожиданного ответа, в них народ отстаивал право на оригинальность решений жизненных ситуаций   против   стандартных   правил   поведения.   Извечные   проблемы 9 взаимоотношений неверных жён и мужей, врачей и пациентов, студентов и преподавателей также нашли своё отражение в анекдотах.   С   развитием   же   техники   и   появлением   компьютеров   появляются всевозможные   анекдоты   и   на   эту   тему.   В   настоящее   время   большое   сексуальные распространение   получили   анекдоты   про   наркоманов, меньшинства, героями анекдотов  становятся персонажи «мыльных опер» и популярных кинофильмов. Распространение сотовой связи повлекло за собой появление SMS­анекдотов. Рассматривая   развитие   анекдота,   мы   пришли   к   выводу,   что   он постоянно видоизменяется в соответствии с реальностью. История не стоит на месте,   одни   события   сменяют   другие,   и   темы   анекдотов   меняются   в соответствие   со   временем.   Существует   огромное   количество   тем   для анекдотов. Оно и понятно. Их типология настолько многогранна, насколько многогранна жизнь людей в современном обществе.  Материалом для нашего исследования послужит лишь одна категория анекдотов – анекдоты о национальностях. III. Практическая часть III.I Стереотип «Образа иностранца» в сознании русского народа Каждый народ гордится своими корнями и своим героическим  прошлым. И каждый народ во все времена имел своё устное народное  творчество, которое было направлено на поднятие героического духа  соотечественников и принижения своего врага. Можно привести такие  примеры УНТ как: героические оды, баллады, гимны, сказки,  сказания и  былины о героях. Анекдот, как один из современных  жанров народного  фольклора, тоже преследует именно эту задачу. Хотя в современном мире  диалога культур уже и нет необходимости формировать «образ врага», но в  воспитании подрастающего поколения всегда есть необходимость в  формировании гражданско­патриотического отношения к своей Родине.  10 Подсознательно корни этого процесса были заложены и в русском анекдоте,  который стал источником формирования стереотипа «образа иностранца» в  сознании русскоязычного народа.  Содержание анекдотов, как мы знаем, юмористическое и очень часто  высмеивает людей разных национальностей. Это и сформировало стереотип  «образа иностранца»   в сознании русского народа,  приписывающих  определенные характеристики и качества личности людям других  национальностей, выставляя их в смешном неприглядном свете. Зачастую это  ­ отрицательные характеристики иностранцев. На их фоне русский герой  анекдота представляется как ловкий, смелый, сообразительный, обладающий  чувством юмора и смекалкой – в общем, целым набором положительных  качеств личности. Это в полной степени отражает идеи патриотизма. В свою очередь хочется отметить и то, что фольклор других народов  преследует точно такие же цели. И здесь уже, русскому герою приписываются определенные характеристики, связанные со стереотипом «русского Ваньки»,  который присутствуют за рубежом по отношению к русским (а именно:  отрицательные характеристики). Но это уже не является целью нашего  исследования. Стереотипные персонажи анекдотов носят прецедентный характер, то  есть являются известными, узнаваемыми фигурами­пародиями национальной  культуры, либо мифологизированными этническими типажами («чукча»,  «грузин», «еврей», «русский», «хохол» и др.), за которыми в массовом  сознании закреплены характерные образы, ментальные стереотипы (чаще всего односторонние, условно­схематические) и комические стандарты их  поведения, но которые адекватно воспринимаются при этом почти  исключительно в пределах русской речевой культуры. Каждый из  прецедентных персонажей наделяется определенным набором клишированных качеств: хитрость украинца, дремучая наивность чукчи, печальная  обреченность и самоирония еврея и, естественно, непобедимая лихость  11 русского. Представление некоторых персонажей сопровождается также и  знаковыми речевыми характеристиками: одесская интонация еврея;  произнесение свистящих вместо шипящих у китайца или японца;  типологическое словечко, «однако» у чукчи; вопросительное «да?» в конце  фразы у грузина; частица – «таки» у еврея­одессита. Все эти содержательные  тематические элементы русского анекдота составляют своеобразные «правила игры», способствуют быстрому узнаванию персонажа, пониманию темы,  включению слушателя в жанровую ситуацию рассказывания анекдота.  Типизированность пародированных действующих лиц, регулярно  представляемых в русском анекдоте, — это его принципиальное качество,  которое непосредственным образом составляет и часть содержания анекдота.  Узнаваемость героя по общепринятым стереотипам образов­пародий можно  условно соотнести с драматургической функцией декораций, костюмов и  мизансцен в народном театре. У слушающего возникает комплекс  необходимых образно­комических представлений: зримый типаж, стандартная характеристика, определенная социальная роль, традиционная сфера  действия и т.д. III.II Описание проведенного исследования С целью выяснения стереотипов, сформированных в сознании русского  народа по отношению к «образу иностранца» производился сбор опрос.  Опрошенным предлагалось охарактеризовать людей разных национальностей:  англичан, немцев, французов, американцев, итальянцев, испанцев, финнов,  эстонцев, чукчей, украинцев, а также русских. Опрошенные были практически единодушны в предъявлении своих  стереотипов, касающихся описания качеств личности, свойственных людям  разных национальностей (сморите приложение 1). 12 По мнению большинства респондентов: 1. Англичане – чопорные, пунктуальные, культурные. Часто при  описании использовалось слова «джентльмен и леди». 2. Немцы – педантичные, деловые, выдержанные, практичные,  хладнокровные. 3. Американцы – хвастливые, самовлюбленные, воинственные, образ  «Рембо». 4. Французы – эмоциональные, любвеобильные, романтичные, любят  высокую поэзию, поклоняются женскому полу. 5. Итальянцы и испанцы – вспыльчивые, эмоциональные,  любвеобильные, страстные. 6. Евреи – остроумные, предприимчивые, расчетливые, всегда и во  всем ищут выгоду, обладают нестандартным мышлением и любят  поболтать. 7. Прибалтийские народы и финны – медлительные, флегматичные,  тугодумы, задумчивые. Часто использовалось выражение  «горячие финские парни». 8. Украинцы (хохлы) – хитрые, жадные, непосредственные, любят  покушать, с чувством юмора. 9. Чукчи – глупые, необразованные, наивные, простодушные. 10.Русские – сообразительные, находчивые, беззаботные, обладают  смекалкой и нестандартно мыслят, ленивые. На вопрос «На чём основаны ваши представления о людях разных  национальностей?». Были получены ответы: из содержания анекдотов,  фильмов. И тут же опрашиваемые пытались подтвердить это примерами.  Причем анекдоты, которые ими рассказывались, были тоже однотипные и  практически одинаковые (только варианты на одну и туже тему). Это  13 непременное следствие репродуктивности анекдота — вариативность. Как  правило, анекдоты рассказываются с различными вариантами: в одних  случаях вариативность оказывается издержкой устной передачи содержания,  в других — следствием преднамеренной импровизации рассказчика, который  стремится приспособить анекдот к актуальной ситуации или улучшить его на  свой вкус. Более того, некоторые анекдоты в процессе репродукции  приобретают различные варианты продолжения, развития содержания.  Услышанные анекдоты мной были записаны и классификацированны по  национальному признаку (приложение 2). IV. Заключение  Русский анекдот стал источником формирования стереотипа «образа  иностранца» в сознании русского народа. Содержание анекдотов  юмористическое и очень часто высмеивает людей разных национальностей.  Это и сформировало стереотип,  приписывающий определенные  14 характеристики и качества личности людям других национальностей, часто  отрицательные, гиперболизировано подчеркивая их недостатки и намеренно  не замечая их достоинства, выставляя их в смешном неприглядном свете на  фоне человека, принадлежащего к русской национальности. Наша гипотеза  полностью подтвердилась. Примеры этого мы видим в русских анекдотах.  При этом мы все прекрасно знаем и о положительных качествах и  чертах характера людей разных национальностей. Но в анекдотах принято  сюжет поворачивать, таким образом, как удобнее автору и исходя из того,  какой недостаток человека предполагается высмеивать.  В русском анекдоте представлено стереотипное однобокое отражение «Образа иностранца». V. Список используемой литературы 1. КЛЭ  ­ М.: Советская энциклопедия, 1962. 15 2. Курганов   Е.  Похвальное   слово   анекдоту.  СПб.:   Изд.  журнала   «Звезда». 2001. 3. Маслова   Е.К.   К   истории   анекдотической   литературы  XVIII  в.   –   в   кн.: «Сборник статей в честь академика А.И. Соболевского». – Л., Наука, 1928. 4. Молдавский Д.М. Русская народная сатира. – Л.: «Просвещение», 1967. 5. Русский литературный анекдот конца XVIII — начала XIX века / Вступ. ст. Курганова Е.; сост. и примеч. КургановаЕ. и Охотина Н. М.: Худож. лит., 1990. 6. Санников   В.З.   Русский   язык   в   зеркале   языковой   игры. —   М.:   «Языки русской культуры», 1999. 7. СЛТ – М.:, Просвещение, 1974. 8. Шмелева Е.Я.,  Шмелев А.Д. Русский анекдот: Текст и речевой жанр. — М., Языки славянской культуры, 2002. 9. Публикации о современном фольклоре на сайте «Фольклор и  постфольклор: структура, типология, семиотика». 16

Научно – исследовательская работа по английскому языку Тема: Образ иностранца в русском анекдоте

Научно – исследовательская работа по английскому языку  Тема: Образ иностранца  в русском анекдоте

Научно – исследовательская работа по английскому языку Тема: Образ иностранца в русском анекдоте

Научно – исследовательская работа по английскому языку  Тема: Образ иностранца  в русском анекдоте

Научно – исследовательская работа по английскому языку Тема: Образ иностранца в русском анекдоте

Научно – исследовательская работа по английскому языку  Тема: Образ иностранца  в русском анекдоте

Научно – исследовательская работа по английскому языку Тема: Образ иностранца в русском анекдоте

Научно – исследовательская работа по английскому языку  Тема: Образ иностранца  в русском анекдоте

Научно – исследовательская работа по английскому языку Тема: Образ иностранца в русском анекдоте

Научно – исследовательская работа по английскому языку  Тема: Образ иностранца  в русском анекдоте

Научно – исследовательская работа по английскому языку Тема: Образ иностранца в русском анекдоте

Научно – исследовательская работа по английскому языку  Тема: Образ иностранца  в русском анекдоте

Научно – исследовательская работа по английскому языку Тема: Образ иностранца в русском анекдоте

Научно – исследовательская работа по английскому языку  Тема: Образ иностранца  в русском анекдоте

Научно – исследовательская работа по английскому языку Тема: Образ иностранца в русском анекдоте

Научно – исследовательская работа по английскому языку  Тема: Образ иностранца  в русском анекдоте

Научно – исследовательская работа по английскому языку Тема: Образ иностранца в русском анекдоте

Научно – исследовательская работа по английскому языку  Тема: Образ иностранца  в русском анекдоте

Научно – исследовательская работа по английскому языку Тема: Образ иностранца в русском анекдоте

Научно – исследовательская работа по английскому языку  Тема: Образ иностранца  в русском анекдоте

Научно – исследовательская работа по английскому языку Тема: Образ иностранца в русском анекдоте

Научно – исследовательская работа по английскому языку  Тема: Образ иностранца  в русском анекдоте

Научно – исследовательская работа по английскому языку Тема: Образ иностранца в русском анекдоте

Научно – исследовательская работа по английскому языку  Тема: Образ иностранца  в русском анекдоте

Научно – исследовательская работа по английскому языку Тема: Образ иностранца в русском анекдоте

Научно – исследовательская работа по английскому языку  Тема: Образ иностранца  в русском анекдоте

Научно – исследовательская работа по английскому языку Тема: Образ иностранца в русском анекдоте

Научно – исследовательская работа по английскому языку  Тема: Образ иностранца  в русском анекдоте

Научно – исследовательская работа по английскому языку Тема: Образ иностранца в русском анекдоте

Научно – исследовательская работа по английскому языку  Тема: Образ иностранца  в русском анекдоте

Научно – исследовательская работа по английскому языку Тема: Образ иностранца в русском анекдоте

Научно – исследовательская работа по английскому языку  Тема: Образ иностранца  в русском анекдоте

Научно – исследовательская работа по английскому языку Тема: Образ иностранца в русском анекдоте

Научно – исследовательская работа по английскому языку  Тема: Образ иностранца  в русском анекдоте
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2019