Навыки конструктивного взаимодействия.

  • ppt
  • 25.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Навыки конструктивного взаимодействия.ppt

«Школа кандидата в замещающие родители» ТОГБУ «Центр «Аистёнок»

КОНСТРУКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ С ПРИЁМНЫМ РЕБЁНКОМ

НАВЫКИ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:

Доброжелательное общение;
Передача ребёнку отрицательных переживаний;
Активное слушание;
Обучение ребёнка новым способам поведения.

I. ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

1. ВЫРАЖЕНИЕ ОДОБРЕНИЯ:
Дети, выросшие в неблагополучных семьях, редко слышали в свой адрес похвалу, а между тем положительная оценка, эмоциональная поддержка — важное средство установления доброжелательного отношения в семье, закрепления желаемого поведения ребёнка. Задание: 1. Выразите одобрение по отношению к человеку, сидящему рядом. 2. Придумайте и запишите приветливые фразы, которые можно использовать в продуктивном общении с ребёнком.


Поведение ребёнка вызывает не только одобрение, но и гнев, раздражение, обиду. Если ребёнок своим поведением огорчает взрослого, последний должен сообщить ему об этом.
Но говорить нужно от первого лица, о своих переживаниях, а не о поведении ребёнка. (в отличии от «Ты-высказывания»)
Этот приём называется
«Я-высказывание».

2. ПЕРЕДАЧА РЕБЁНКУ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ


«Я-высказывание» всегда начинается с личных местоимений: «я», «мне», «меня» и имеет некоторое назначение:
- это послание вашего внутреннего «Я», оно адресовано внутреннему «Я» ребёнка и устанавливает с ним контакт;
- сигнализирует о границах дозволенного в необидной для ребёнка форме;
- предоставляет ребёнку свободу выбора.
Ребёнок сам решает, что ему делать
«в свете новой информации»;
- предполагает уверенное поведение (раскрывает своё внутреннее «Я») вместо агрессивного поведения.

ПРИЁМ «Я — ВЫСКАЗЫВАНИЕ»:
Ситуация 1: Ребёнок регулярно включает музыку на полную громкость. Родителя это страшно раздражает. Он должен сказать:
«Меня утомляет громкая музыка».
Ситуация 2: Малыш с энтузиазмом катает по полу свою машинку. Родитель накрывает на стол. Мальчик мешает, путается у него под ногами. Следует сказать: «Мне трудно накрывать на стол, когда мешают».
Задание № 1: Выберите правильный ответ.


Задание № 2: решите проблему, используя приём «Я-высказывания» -
«Ты-высказывание»

КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ:
1. Дети громко разговаривают во время обеда.
2. Вы поздно пришли с работы, а ребенок не выполнил часть домашнего задания.
3. Вам необходимо сделать определенную работу дома (например, подготовиться к уроку, написать доклад), а ваш ребенок постоянно отвлекает вас: задает вопросы, просит почитать, показывает свои рисунки.

Сложности в поведении ребёнка часто бывают скрыты в сфере его чувств. В таких случаях его нужно уметь «активно слушать», т. е. «возвращать»
ему в беседе то, что он вам рассказал, при этом обозначив его чувство.
«Активное слушание» - это способ сообщить ребёнку, его внутреннему «Я», что вы слышите его чувства, они вам не безразличны и вас волнуют.

II. АКТИВНОЕ ИЛИ ОТРАЖЁННОЕ СЛУШАНИЕ

Это способ установить контакт с ребёнком и сказать ему: «Я понимаю тебя, и я принимаю то, что ты переживаешь».
«Активное слушание» - это проявление заботы, а также бережного отношения к внутреннему миру ребёнка. (пример №1)
Услышать чувство — это проявить сочувствие, и крайне маловероятно, что сочувствие подтолкнёт кого-либо к неподчинению, мести, сопротивлению. Наоборот, в ответ на сочувствие мы переживаем благодарность и готовность идти навстречу. (пример №2)

МЕХАНИЗМ ОБЩЕНИЯ:
Повернитесь лицом к ребёнку. Важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.
Избегайте общаться с ребёнком, находясь в другой комнате, отвернувшись от него, смотря телевизор, читая газету.
Если ребёнок рассержен или огорчён не следует задавать ему вопросы.
В своём ответе важно повторить, как вы поняли то, что случилось с ребёнком, а потом обозначить его чувство.







НАПРИМЕР:
Ребёнок(с мрачным видом): «Не буду больше водиться с Петькой, он плохой»
Взрослый: «Не хочешь дружить» (вернуть услышанное, но нельзя - вопрос ПОЧЕМУ?)
Ребёнок: «Да»
Взрослый: «Я вижу ты на него сердишься» (обозначение чувства)

Задание: Ответьте на слова ребёнка, учитывая правила активного слушания:
1. «Не хочу делать уроки, надоело»
2. «Не пойду в детский сад, хочу быть дома с тобой»





Задание № 1.
Упражнение «Парафраз»

Задание № 2.
Ответьте на слова ребёнка,
учитывая правила активного слушания.

ПРИЁМ
«ЗАЕЗЖЕННАЯ ПЛАСТИНКА»:
При обсуждении с ребёнком (особенно подросткового возраста) его нежелательного поведения последний стремиться увести беседу от предмета обсуждения, что затрудняет возможность предъявить ему необходимые требования.
Для поддержания разговора без препирательств с ребёнком полезен приём «Заезженная пластинка». Он получил своё название потому, что напоминает старую пластинку, на которой при проигрывании повторяется одно и тоже.

Ситуация 1:
Мать: «Света, собери, пожалуйста, игрушки.
Они разбросаны везде в нашей комнате».
Света: «Почему я должна всегда убирать?
Боря никогда этого не делает».
Мать: «Что ты имеешь в виду? Ты всегда оставляешь
вещи где попало, а он — нет».
Света (огорчённо): «Ты всегда пристаёшь ко мне».
Мать (возбуждённо): «Это не правда».
Света: «Ты не справедлива».
Мать (огорчённо): «Что ты говоришь? Не думаю, что
я не справедлива. Ох, я так больше не могу!»
В итоге мать не смогла справиться со своей задачей - девочке удалось увести разговор вот темы обсуждения.


Ситуация 2:
Мать: «Света, собери, пожалуйста, свои игрушки
Они везде разбросаны в нашей комнате».
Света: «Почему я должна всегда убирать?
Боря никогда этого не делает».
Мать (спокойно): «Это не предмет разговора. Я хочу, чтобы ты убирала свои игрушки сама (без препирательств)».
Света (спокойно): «Хорошо. Я слышу. Сейчас соберу».

В итоге мать смогла справиться со своей задачей - девочке не удалось увести разговор в сторону.

III. ОБУЧЕНИЕ РЕБЁНКА НОВЫМ СПОСОБАМ ПОВЕДЕНИЯ

Проблемное поведение:

Ребёнок без разрешения уходит из дома.
Ребёнок постоянно говорит за столом и не даёт
никому вставить ни слова.
Ребёнок не чистит зубы.
Подросток поздно возвращается домой.
Ребёнок дерётся когда рассержен.
Задание: каким навыкам его следовало бы научить?

Решения проблемного поведения:

Ребёнок просит разрешения отлучиться.
Ребёнок ест тихо и ждёт своей очереди, чтобы что-то сказать, не перебивает.
Ребёнок регулярно, без помощи взрослого, чистит зубы.
Подросток возвращается домой вовремя, пользуясь часами, телефоном или спрашивая время у прохожих.
Ребёнок учится обсуждать свои проблемы и выражать свои чувства другими способами.

Условия обучения новым навыкам:

Проявление доверия и моральная
поддержка.
Позитивная оценка действий,
согласующихся с предложенной моделью
поведения.
Помощь в освоении новых навыков.


ЛОГИКА ДЕЙСТВИЙ РОДИТЕЛЯ:

1). Чего он хочет от ребёнка.
2). Почему такая модель поведения
предпочтительнее и для ребёнка, и для
взрослого.
3). Закрепление.
4). Напоминание.

НАПРИМЕР:

Родитель: «Рома, когда я зову тебя на обед, дай мне знать, что ты меня слышал, и сразу же приходи (что я хочу). Если ты сразу же придёшь я не буду волноваться, а ты успеешь ещё поиграть после обеда (предпочтение для обоих). Давай представим, что я тебя только что позвала. Что ты сделаешь и скажешь?» (закрепление)
Рома: «Я скажу, что слышу и приду».
Родитель: «Правильно! Молодец! Теперь беги, играй. Но не забудь прийти сразу же, как я тебя позову» (напоминание).

Задание: разработайте модель поведения родителя,
учитывая логику действий.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ НАСТРОЙ - это психологический приём, который складывается из следующих взаимосвязанных составляющих:
умение слушать и слышать ребёнка;
умение увидеть за его деструктивными действиями положительные намерения;
умение сказать ему об этом, т. е. озвучить его положительные намерения (как в «активном слушании» озвучиваются чувства ребёнка);
умение сообщить ребёнку: «с тобой всё в порядке» и «я тебя люблю» (пример с разбитой тарелкой).
Упражнение «Учимся понимать намерения»




СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!