«Школа кандидата в замещающие родители» ТОГБУ «Центр «Аистёнок»
КОНСТРУКТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ С ПРИЁМНЫМ РЕБЁНКОМ
НАВЫКИ КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:
Доброжелательное общение;
Передача ребёнку отрицательных переживаний;
Активное слушание;
Обучение ребёнка новым способам поведения.
I. ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
1. ВЫРАЖЕНИЕ ОДОБРЕНИЯ:
Дети, выросшие в неблагополучных семьях, редко слышали в свой адрес похвалу, а между тем положительная оценка, эмоциональная поддержка — важное средство установления доброжелательного отношения в семье, закрепления желаемого поведения ребёнка. Задание: 1. Выразите одобрение по отношению к человеку, сидящему рядом. 2. Придумайте и запишите приветливые фразы, которые можно использовать в продуктивном общении с ребёнком.
Поведение ребёнка вызывает не только одобрение, но и гнев, раздражение, обиду. Если ребёнок своим поведением огорчает взрослого, последний должен сообщить ему об этом.
Но говорить нужно от первого лица, о своих переживаниях, а не о поведении ребёнка. (в отличии от «Ты-высказывания»)
Этот приём называется
«Я-высказывание».
2. ПЕРЕДАЧА РЕБЁНКУ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
«Я-высказывание» всегда начинается с личных местоимений: «я», «мне», «меня» и имеет некоторое назначение:
ПРИЁМ «Я — ВЫСКАЗЫВАНИЕ»:
Задание № 2: решите проблему, используя приём «Я-высказывания» -
«Ты-высказывание»
КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ:
Сложности в поведении ребёнка часто бывают скрыты в сфере его чувств. В таких случаях его нужно уметь «активно слушать», т. е. «возвращать»
ему в беседе то, что он вам рассказал, при этом обозначив его чувство.
«Активное слушание» - это способ сообщить ребёнку, его внутреннему «Я», что вы слышите его чувства, они вам не безразличны и вас волнуют.
II. АКТИВНОЕ ИЛИ ОТРАЖЁННОЕ СЛУШАНИЕ
Это способ установить контакт с ребёнком и сказать ему: «Я понимаю тебя, и я принимаю то, что ты переживаешь».
МЕХАНИЗМ ОБЩЕНИЯ:
НАПРИМЕР:
Задание № 1.
Упражнение «Парафраз»
Задание № 2.
Ответьте на слова ребёнка,
учитывая правила активного слушания.
ПРИЁМ
«ЗАЕЗЖЕННАЯ ПЛАСТИНКА»:
При обсуждении с ребёнком (особенно подросткового возраста) его нежелательного поведения последний стремиться увести беседу от предмета обсуждения, что затрудняет возможность предъявить ему необходимые требования.
Для поддержания разговора без препирательств с ребёнком полезен приём «Заезженная пластинка». Он получил своё название потому, что напоминает старую пластинку, на которой при проигрывании повторяется одно и тоже.
Ситуация 1:
Ситуация 2:
III. ОБУЧЕНИЕ РЕБЁНКА НОВЫМ СПОСОБАМ ПОВЕДЕНИЯ
Проблемное поведение:
Ребёнок без разрешения уходит из дома.
Ребёнок постоянно говорит за столом и не даёт
никому вставить ни слова.
Ребёнок не чистит зубы.
Подросток поздно возвращается домой.
Ребёнок дерётся когда рассержен.
Задание: каким навыкам его следовало бы научить?
Решения проблемного поведения:
Ребёнок просит разрешения отлучиться.
Ребёнок ест тихо и ждёт своей очереди, чтобы что-то сказать, не перебивает.
Ребёнок регулярно, без помощи взрослого, чистит зубы.
Подросток возвращается домой вовремя, пользуясь часами, телефоном или спрашивая время у прохожих.
Ребёнок учится обсуждать свои проблемы и выражать свои чувства другими способами.
Условия обучения новым навыкам:
Проявление доверия и моральная
поддержка.
Позитивная оценка действий,
согласующихся с предложенной моделью
поведения.
Помощь в освоении новых навыков.
ЛОГИКА ДЕЙСТВИЙ РОДИТЕЛЯ:
1). Чего он хочет от ребёнка.
2). Почему такая модель поведения
предпочтительнее и для ребёнка, и для
взрослого.
3). Закрепление.
4). Напоминание.
НАПРИМЕР:
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ НАСТРОЙ - это психологический приём, который складывается из следующих взаимосвязанных составляющих:
умение слушать и слышать ребёнка;
умение увидеть за его деструктивными действиями положительные намерения;
умение сказать ему об этом, т. е. озвучить его положительные намерения (как в «активном слушании» озвучиваются чувства ребёнка);
умение сообщить ребёнку: «с тобой всё в порядке» и «я тебя люблю» (пример с разбитой тарелкой).
Упражнение «Учимся понимать намерения»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.