Нейропсихологический подход в работе педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ
Нейропсихологический подход в работе педагога-психолога базируется на теории развития высших психических функций Л. С. Выготского, теории системной динамической локализации высших психических функций А. Р. Лурии и теории нейропсихологической реабилитации Цветковой Л. С.
Нейропсихологический подход в работе педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ
Любой человек является иерархически организованной, саморегулирующейся «нейропсихосоматической » системой, включающей три пересекающиеся и не существующих друг без друга плоскости:
- нейро – связанная с деятельностью нервной системы;
- психо – отражающая его психическую деятельность;
- соматическую – телесная, включающая само его существование и реализацию через совокупность внутренних и внешних органов и процессов.
Одно без другого не существует. Сбои, задержки, искажения или опережение в развитии каждой из перечисленных граней влекут за собой дезинтеграцию и/или перестройку всей системы.
Нейропсихологический подход в работе педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ
Нейропсихологический подход предполагает построение коррекционно-развивающей работы с ребенком с учетом его индивидуально-типологических нейропсихологических особенностей: состояния ВПФ, выделение сильных и слабых сторон, компонентов развития ВПФ и включает следующие этапы:
Нейропсихологический подход в работе педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ
Диагностический этап
На данном этапе проводиться нейропсихологическая диагностика развития высших психических функций ребенка. Цель диагностического этапа – установить наличие повреждения или запаздывания функционального созревания мозговых структур. При проведении диагностики первостепенным является выявление не актуального уровня знаний и умений, а соотношения базовых патогенных факторов и сохранных звеньев психической деятельности. На основании диагностических данных разрабатывается коррекционная программа, индивидуальная для каждого ребенка. Диагностические данные используются не только для выбора коррекционных приемов, но и для оценки эффективности воздействия.
Нейропсихологический подход в работе педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ
Пример:
Схема нейропсихологического исследования высших психических функций и эмоционально-личностной сферы (под редакцией Е. Д. Хомской);
Нейропсихолог в школе (пособие для педагогов, школьных психологов и родителей, Т. В. Ахутина, Н. М Пылаева, И. О. Камардина).
Нейропсихологический подход в работе педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ
Пример:
Исследование интеллектуальных процессов
Симптомы | Нет | Слабо | Сильно |
Понимание рассказов | |||
7. Подбор противоположностей | |||
8. Подбор аналогий |
Нейропсихологический подход в работе педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ
Установочный этап
На данном этапе устанавливается эмоциональный контакт с ребенком и родителями, который помогает в коррекционной работе. Цель установочного этапа – создание у ребенка и его родителей активной установки на коррекционную работу, формирование мотивов самопознания и самосовершенствования, снятие тревожности, повышение уверенности в возможности достижения позитивных изменений. Необходимость установочного этапа обусловлена тем, что довольно часто применение нейропсихологической коррекции не соответствует ожиданиям родителей. На этом этапе происходит переформулировка запроса, достижение более полного осознания проблемы и причин дефекта; для повышения эффективности коррекционной работы необходимо объяснять родителям и детям (на доступном для них уровне) смысл тех или иных заданий и упражнений, выполняемых ребенком.
Нейропсихологический подход в работе педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ
Коррекционный этап
На данном этапе осуществляется коррекционное воздействие в соответствии с индивидуальной программой, составленной по результатам диагностики.
Нейропсихологический подход в работе педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ
Пример:
Методика «Школа внимания» (Т. В. Ахутина, Н. М Пылаева);
Комплект материалов «Развиваем внимание с нейропсихологом» (С. В. Курдюкова, А. В. Сунцова);
Нейропсихолог в школе (пособие для педагогов, школьных психологов и родителей, Т. В. Ахутина, Н. М Пылаева, И. О. Камардина).
Нейропсихологический подход в работе педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ
Этап оценки эффективности коррекционного воздействия
На данном этапе проводится повторная нейропсихологическая диагностика. Для учета эффективности целесообразно проводить диагностику с помощью тех же приемов, которые использовались перед началом коррекции
Нейропсихологический подход в работе педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ
Основополагающие
принципы нейропсихологического подхода:
Основной принцип: коррекция – это не обучение, а формирование базовых психических процессов, необходимых для обучения, - зрительного восприятия, пространственных представлений, звуковосприятия и звуковоспроизведения, программирования и контроля, управления кинетическими и кинестетическими процессами и т.д. При своевременно начатой работе коррекция предшествует обучению, однако это бывает не всегда. В некоторых случаях от ребенка требуется усвоение навыков, к которым он еще не готов (например, несмотря на существующие нарушения, он переходит в следующий класс и должен осваивать новую программу), - тогда коррекция и обучение происходят одновременно.
Нейропсихологический подход в работе педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ
Основополагающие
принципы нейропсихологического подхода:
Принцип опоры на индивидуально-личностные особенности ребенка. Перед началом коррекционной работы необходимо оценить, насколько уровень развития психических функций соответствует биологическому возрасту ребенка. Нельзя сформировать то, к чему еще не готовы мозг и организм в целом.
Нейропсихологический подход в работе педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ
Основополагающие
принципы нейропсихологического подхода:
Принцип опоры на сохранные формы деятельности. В детском возрасте достаточно сложно выделить поврежденность и недоразвитие ВПФ. У ребенка в отличие от взрослого нет такого богатого опыта интеллектуальной, речевой, трудовой, игровой и в особенности социальной деятельности. Выполнение не до конца сформированных навыков еще не перешло на автоматизированный, непроизвольный уровень. Поэтому использование остаточных возможностей наиболее упроченных форм деятельности, которое является одним из основных принципов восстановительного обучения, не всегда представляется возможным. Тем не менее, опора на сохранные формы деятельности в процессе нейропсихологической коррекции позволяет временно перевести пострадавшую функцию на другой, более низкий и доступный для ребенка уровень ее осуществления.
Нейропсихологический подход в работе педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ
Основополагающие
принципы нейропсихологического подхода:
Принцип от простого к сложному и постепенному введению новых видов деятельности. Ребенку легче осуществлять те виды деятельности, которые ему знакомы и доступны. Осваивать новое умение ребенку с нарушениями развития нелегко, это требует от него определенных усилий. Поэтому вводить новые задания и игры нужно постепенно от простых к более сложным.
Нейропсихологический подход в работе педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ
Основополагающие
принципы нейропсихологического подхода:
Принцип опоры на предметную деятельность и ее организацию. Поскольку все психические процессы формируются в предметной деятельности, в коррекционной работе необходимо использовать методы восстановления и формирования через деятельность, как вербальную, так и не вербальную. «Усвоение материала происходит через деятельность субъекта, которую необходимо организовать: в обучении важна методически грамотная организация деятельности по усвоению материала и управление ею». (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев).
Нейропсихологический подход в работе педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ
Основополагающие
принципы нейропсихологического подхода:
Принцип программированного обучения. Большинство методов, часто применяемых в обучении, коррекционной и дефектологической работе, как правило, представляют собой перечисление разрозненных приемов, рекомендуемых для восстановления или формирования отдельных ВПФ (речи, праксиса, гнозиса, памяти и т.д.). При таком подходе методы ориентированы на внешний симптом, а не на механизм дефекта. Принцип программированного обучения при проведении нейропсихологической коррекции предусматривает разработку программ, состоящих из ряда последовательных операций, выполнение которых приводит к восстановлению или формированию ВПФ. Каждая программа составляется по индивидуальному нейропсихологическому профилю ребенка, в ней используются специально подобранные упражнения на формирование тех или иных «западающих» психических функций каждого конкретного ребенка, с учетом доступности данных упражнений, многократного повторения, гибкой замены одних упражнений на другие. Правильно составленная программа становится средством управления развития и формирования функции, а затем, после овладения ею, она выступает для ребенка как средство самоуправления, как способ выполнения других действий.
Нейропсихологический подход в работе педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ
Основополагающие
принципы нейропсихологического подхода:
Эмоциональный контакт с ребенком. Базовые системы связаны не только с познавательной, но и с личностной сферой ребенка. Одним из важных компонентов работы с ребенком является установление эмоционального контакта. Эмоциональное подкрепление в коррекционной работе обеспечивает естественное повышение работоспособности, повышение эффективности работы мозга. При хорошо развитой эмоциональной сфере ребенка она является опорой в организации всей коррекционной работы. При недостаточном эмоциональном развитии первоочередной стоит задача работы по развитию эмоциональной сферы ребенка, установлению и поддержанию позитивного контакта, доброжелательных отношений между ребенком и специалистом. Важный принцип – активное участие ребенка, создание мотивации для того, чтобы он начал осваивать новые виды деятельности.
Нейропсихологический подход в работе педагога-психолога с обучающимися с ОВЗ
Коррекционно-развивающая работа с ребенком с ОВЗ становится максимально эффективной, если основывается на нейропсихологическом подходе, то есть проводится с учетом сильных и слабых сторон каждого ребенка, создании адекватной развивающей среды и раннем начале коррекционного воздействия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.