НЕКОНСТРУКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК
ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Поведение детей – это именно то, на что чаще всего жалуются родители, воспитатели, учителя при обращении к психологу.
Действительно, нарушение поведения причина многих трудностей в развитии ребёнка. Они существенно сдерживают приобретение им навыков общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, оказывают разрушающее воздействие на его здоровье.
Под поведением, - писал отечественный психолог С.Л.Рубинштейн, - разумеют определённым образом организованную деятельность, осуществляющую связь организма с окружающей средой. Обычно различают три типа поведения:
1. инстинктивное (основано на инстинктивных действиях и направлено на удовлетворение жизненно важных (витальных) потребностей (например, плач голодного младенца – это не демонстративное поведение, не каприз, а единственно доступное ему поведение, с помощью которого он сигнализирует взрослым о своей потребности в пище);
2. навыки, привычки, привычное поведение (реализуя привычное поведение, ребёнок поступает правильно потому, что иначе не может поступить).
3. разумное или произвольное поведение (поведение осмысленное, ребёнок осознаёт себя источником поведения; формирование именно такого поведения является сверхзадачей общей стратегии воспитания дошкольника). взрослым о своей потребности.ирует взрослым о своей потребности.изненно важных (витальных)тия со стороны окружающих, оказываю
Большинство детей постепенно накапливают опыт произвольного поведения. Они, во-первых, понимают, почему и для чего выполняют те или иные действия, поступают так, а не иначе. Во-вторых, дети сами активно стремятся соблюдать нормы и правила поведения, проявляя инициативу. В-третьих, они умеют не только выбирать правильное поведение, но и придерживаться его до конца, несмотря на трудности и даже при отсутствии контроля со стороны взрослых.
Другим детям приобретение опыта произвольности даётся с большим трудом и сопровождается различными нарушениями поведения. В таких случаях поведение характеризуется как отклоняющееся, неконструктивное, неадекватное.
Типичными формами неконструктивного поведения дошкольников являются:
· импульсивное
· демонстративное
· протестное
· агрессивное
· недисциплинированное
· конформное
· симптоматическое
Импульсивное поведение складывается из поступков ребёнка, которые он совершает по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств, не взвешивая все «за» и «против», и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях. Ребёнком движет, прежде всего, удовлетворение собственных желаний, чувств, потребностей. Такое поведение присутствует у активных детей с повышенной отвлекаемостью и невнимательностью. Коррекция происходит через воспитание у них выдержки и самообладания.
Конформное поведение. Детям свойственна повышенная склонность следовать чужому мнению или стилю поведения. Однако дошкольника до 5 лет ещё нельзя считать конформистом. На этом возрастном этапе зависимость ребёнка от внешних воздействий оправдана и естественна. Он ещё не располагает достаточными знаниями о мире, не имеет собственных суждений по многим жизненным вопросам. Поэтому ребёнку приходится доверять внешним источникам информации и полагаться на чужое мнение. Лишь только к младшему школьному возрасту, постепенно, становления самосознания ребёнка, он приобретает гармонию, своё «я». Хотя и в старшем возрасте наблюдается большое количество тихонь, которые готовы во всём согласиться с взрослыми и подчиняться им. Эти дети также легко «идут на поводу» у более активных и бойких сверстников.
Коррекция:
· прежде всего, необходимо создать такие условия, которые позволят ребёнку понять и поверить, что его активность даёт зримый и приятный ему самому результат, например, выбирать для него увлекательное занятие;
· игры-драматизации.
Демонстративное поведение. Это демонстрация своей индивидуальности, кривляние, капризы, а также вычурность действий и поведения в целом. В нашем случае – это способ привлечь к себе внимание взрослых. Но такое поведение можно наблюдать и при желании ребёнка стать как можно лучше, чтобы специально продемонстрировать свои достоинства.
Коррекция:
· игра, ситуации (обыгрывание).
Протестное поведение. Это негативизм, упрямство, строптивость. Проявляются в определённом возрасте, как правило, в 2,5-3 года (кризис трёхлетнего возраста), в стремлении к самостоятельности «Я сам». Это вполне нормальное, конструктивное формирование личности. Если же подобные проявления носят исключительно негативный характер, это расценивается, как недостаток поведения.
Упрямство. Это такая реакция ребёнка, когда он настаивает на чём-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства является то, что ребёнок связан своим первоначальным решением, это «борьба за личную независимость». В основном присуще активным, энергичным от природы детям, обладающим повышенным чувством собственного достоинства.
Строптивость. Отличается от негативизма и упрямства тем, что она безлична, т.е. направлена не столько против руководящего взрослого, сколько против норм воспитания, против навязываемого ребёнку образа жизни. Чтобы вернуть ребёнку с протестным поведением эмоциональное благополучие лучше обратиться к коллективной игре. В таких играх у детей легче развивать способность идти на компромисс, умение договариваться. Дети знакомятся с другими «мирными» и эффективными способами разрешения конфликтных ситуаций: например, привлечь к разрешению конфликта объективных «судей», переключить внимание и т.д.
Недисциплинированное поведение. Это поведение, при котором человек в той или иной степени нарушает общественные правила, стандарты, а также собственные социально одобряемые цели и установки. Такое поведение может быть у детей в результате ошибочного воспитания или его отсутствия, поэтому ребёнок недисциплинирован просто потому, что не знает определённых правил, норм поведения с которыми следует соотносить свои поступки.
Но достаточно часто нарушают дисциплину дети, которые знают нормы и правила поведения и даже стараются вести себя как можно лучше. Неудачи этих детей обусловлены пока ещё слабо развитой способностью к саморегуляции и самоконтролю, заключающейся в умении соотносить свои действия с правилами, продумывать в соответствии с обстоятельствами и уже имеющимся опытом поведения в аналогичных ситуациях.
Нередко причиной недисциплинированного поведения может быть неадекватная самооценка ребёнка. В этом случае поведение противоречит правилам не потому, что ребёнок «не знал как…», а просто он «думал, что…». То есть самоконтроль поведения есть, но основания его – ложные. Результат – недооценка или переоценка детьми своих личных качеств, своих возможностей. Таким детям свойственны безответственность, развязность, леность, неряшливость, эгоизм.
В этом случае наказание как крайняя мера допустимо, если вызывает в ребёнке раскаяние, затрагивает нравственные чувства, не ущемляя при этом его достоинства.
Дисциплинированному поведению научаются. Важен режим контроля (разработал Б.Скиннер), осуществляемый подкреплением. Первое – положительное подкрепление: слова одобрения, приветливая мимика, прикосновения, объятия, привилегии (коллективные и индивидуальные), вещи (символы, игрушки, что-то съестное). Второе – лишение положительного подкрепления, например, лишение детей обещанных ранее удовольствий. Третье – отрицательное подкрепление: осуждение, выговор и др. со старшими дошкольниками можно обсудить их поведение и доступно объяснить его положительные и отрицательные стороны. Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок обязательно добивался успеха и получал награды, т.е. подкрепление его хорошему поведению.
Симптоматическое поведение. Любое нарушение поведения может быть квалифицировано как симптоматическое. Симптом – это признак болезни, признак неблагополучий в семье, в детском саду. Например, агрессивное поведение, драки со сверстниками – это своеобразное замещение недостающей близости с родителями; капризы – это способ контролировать взрослых.
Если взрослые ошибаются в интерпретации детского поведения, остаются равнодушными к переживаниям ребёнка, игнорируют его психологический дискомфорт, то детские конфликты загоняются «вглубь» с психологического на физиологический уровень. И тогда взрослые уже сталкиваются не с проблемой плохого поведения, а с болезнью ребёнка.
Нередко симптоматическое поведение следует рассматривать как изощрённый способ, которым пользуется ребёнок, чтобы извлечь выгоду из неблагополучной ситуации.
Ребёнок, который демонстрирует недомогание, слабость, усталость и ожидает заботы о себе, по сути, контролирует того, кто эту заботу проявляет. Это понижает его ответственность по сравнению с другими людьми и привлекает большую заботливость со стороны других людей. И ребёнок бессознательно начинает культивировать в себе болезнь, т.к. она даёт ему право требовать повышенного к себе внимания. Совершая подобное «бегство в болезнь», ребёнок, как правило, «выбирает» именно ту болезнь, то поведение (иногда одновременно и то, и другое), которые вызовут крайнюю, наиболее острую реакцию взрослых.
Агрессивное поведение. Это целенаправленное разрушительное поведение. Ребёнок противоречит нормам и правилам жизни, людей в обществе, наносит вред, причиняет физический ущерб людям и вызывает дискомфорт. Агрессивные действия ребёнка могут выступать в качестве средства достижения значимой цели, как способ психологической разрядки, как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.
Физическая агрессия выражается в драках с другими детьми, в разрушении вещей и предметов.
Такое поведение спровацировано каким-то драматическим событием или потребностью во внимании взрослых, других детей. Некоторые дети склонны к вербальной агрессии (оскорбляют, дразнят, обзываются, ругаются), за которой часто скрывается неудовлетворённая потребность почувствовать себя сильным или желание отыграться за причинённые ему ранее обиды.
Причины такого поведения:
· возникающие проблемы;
· воздействие средств массовой информации (кино, телевидение);
· неблагоприятные внешние условия (авторитарный стиль воспитания, деформация системы ценностей (утверждение, что силой добьёшься всего), эмоциональная холодность или чрезмерная строгость, дисгармоничные взаимоотношения родителей (ссоры, и драки между ними).
Дети, прибегающие к агрессивному поведению, как правило импульсивны, раздражительны, вспыльчивы; типичными чертами их эмоционально-волевой сферы являются тревожность, эмоциональная неустойчивость, слабая способность к самоконтролю, конфликтность, враждебность.
Такому ребёнку необходимо специальное внимание, т.к. порой оказывается, что он даже не догадывается о том, какими добрыми и прекрасными могут быть человеческие отношения. (Это напрямую относится к нашим детям, к их социальному статусу).
Литература:
1. Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. - М., 2005.
2. Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. - Спб.: Речь, 2002.
3. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М., 2001.
4. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М., 1994.
5. Волкова Г.А. Психолого-педагогическая коррекция развития и воспитания детей-сирот. - Спб.: КАРО, 2007.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.