Неотложная психологическая помощь при острых кризисных реакциях
Оценка 4.9

Неотложная психологическая помощь при острых кризисных реакциях

Оценка 4.9
Семинары
doc
психологическая работа +2
Взрослым
01.01.2018
Неотложная психологическая помощь при острых кризисных реакциях
В представленном материале подробно описаны цели и задачи психотерапии при острых кризисных реакциях, представлены стадии работы, обозначены периоды острых кризисных реакций. Материал показывает шаги психотерапевта, приемы, которые он может использовать на той или иной стадии работы с клиентом. Материал будет полезен педагогам-психологам, клиническим психологам, психотерапевтам, работникам служб телефона доверия.В представленном материале подробно описаны цели и задачи психотерапии при острых кризисных реакциях, представлены стадии работы, обозначены периоды острых кризисных реакций. Материал показывает шаги психотерапевта, приемы, которые он может использовать на той или иной стадии работы с клиентом. Материал будет полезен педагогам-психологам, клиническим психологам, психотерапевтам, работникам служб телефона доверия.
Неотложная психологическая помощь при острых кризисных реакциях.doc
Неотложная психологическая помощь при острых кризисных реакциях Острые   кризисные   реакции   возникают   в   результате     межличностных конфликтов, как правило, внезапных. Преобладающими типами конфликтов являются: ­ распад семьи; ­ ­ несправедливое, оскорбительное отношение одного из супругов или  супружеская измена; любовного партнера. В   25%   случаев   психотравмирующим   событием   оказывается   внезапная, необратимая утрата « значимого другого» ­ смерть ребенка, супруга, родителей. Периоды острых кризисных  реакций: 1 . Период  психотравмы  ( с фиксацией на ситуацию) – длится от нескольких часов до 2­3 суток; 2. Период дезорганизации – длится от 1­2 суток до 2­х недель. 3. Период адаптации  к утрате ( «принятие ситуации»)   ­ длится от одной до трех недель. 4. Период восстановления – длится от одного до трех месяцев. Неотложная психотерапевтическая помощь при острых  кризисных реакциях Цель и задачи неотложной психотерапии. Главная цель – предотвратить дальнейшее развитие остро возникших кризисных реакций, помочь разрешить психотравмирующую ситуацию и тем самым предотвратить возможное покушение на самоубийство. Данная цель определяет следующие задачи: 1.Помощь   в   овладении   и   преодолении   актуальной   психотравмирующей ситуации, включая эмпатическую поддержку. 2. Коррекция неадаптивных личностных установок, обуславливающих развитие кризисных   состояний   и   суицидальных   тенденций.   Чаще   всего   присутствует установка, что лично­интимные, семейные или социальные ценности обладают большей значимостью, чем собственная жизнь. В соответствии с этими задачами выделяют две стадии неотложной помощи: на первой   осуществляется   помощь   в   овладении   ситуацией,   на   второй   –   коррекция суицидальных установок ПЕРВАЯ СТАДИЯ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ – овладение ситуацией. Первый   терапевтический   контакт   складывается   из   нескольких последовательных этапов, каждый из которых имеет свою терапевтическую задачу и определенный спектр терапевтических приемов. На   начальном  этапе   –  установления   контактов  –   необходимо   сообщить обратившемуся уверенность в том, что он обратился именно в ту службу, которая и предназначена   для   оказания   помощи   и   поддержки   в   аналогичных   ситуациях,   что консультант обладает личностными и профессиональными навыками такой помощи. Главная задача этого этапа – убедить клиента в эмоциональном принятии и сочувствии, что купирует выраженное при суицидальных реакциях переживание одиночества. В отдельных случаях высказывания консультанта должны носить характер « сострадательной эмпатии ». Этот прием пробуждает у обратившегося жалость к себе, которая купирует аутоагрессию. Второй этап – интеллектуального овладения ситуацией.  Используется прием «структурирования ситуации»: задавая соответствующие вопросы, консультант формирует в сознании клиента объективную и последовательную картину психотравмирующей ситуации в ее развитии. Прием «  преодоление исключительности ситуации»:   консультант тактично, уважительно к переживаниям клиента подчеркивает, что аналогичные ситуации            ( измена супруга, распад семьи) встречается в жизни достаточно часто и не зависят от личностных недостатков и ошибочны действий обратившегося. Прием  « включение в контекст жизненного пути»: консультант раскрывает последовательность ситуации, показывает ее связь с предшествующими событиями и , следовательно, возможность ее изменения. Прием «  снятие остроты ситуации  »: зачастую обратившийся считает, что критические обстоятельства требуют от него немедленного, сиюминутного решения. В таких случаях консультант подчеркивает, что у клиента есть время на обдумывание и принятие решения. Прием « терапия успехами и достижениями»: тактично подчеркивая успехи в   преодолении   трудностей,   о   которых   сообщает   клиент,   формируя   у   собеседника представление о себе, как о личности, способной к успехам и удачам, консультант достигает   повышения   самооценки   клиента.   Данный   прием   является   очень эффективным   в   воздействии   на   кризисные   переживания   и   должен   неоднократно повторяться на протяжении всего процесса терапии. На   этом   этапе   клиент   может  раскрыть   даже   свои  суицидальные  намерения; такое   раскрытие   способствует   повышению   ответственности   его   за   свое   поведение, уменьшает   вероятность   осуществления   покушения   –   прием   «   вербализации суицидальных переживаний». Третий   этап   –   планирование   действий,  необходимых   для   преодоления критической ситуации. Основываясь   на   достигнутом   ранее   интеллектуальном   овладении   и реалистическом   принятии   ситуации,   клиент   подводится   к   осознанию   того,   какое разрешение ситуации для него наиболее приемлемо – прием « идентификации целей». Например,   при   необратимых   утратах   проблема   часто   сводится   к   поиску   лиц   из ближайшего   окружения,   с   которыми   клиент   смог   бы   сформировать   новые, необходимые ему, высокозначимые  эмоциональные отношения. На   этом   этапе   клиенты   с   выраженными   психологическими   иждивенческими тенденциями пытаются вернуться к обсуждению своего эмоционального состояния и симптомов   физического   неблагополучия   с   уходом   от   сути   кризиса.   Консультанту необходимо   вернуть     клиента   к   обсуждению   конкретных   планов   –   прием   « фокусирования на ситуации ».   Четвертый   этап  –  активной   психологической   поддержки.    Повышается уверенность   обратившегося   в   его   способностях   преодолеть   трудную   ситуацию, подчеркиваются   прежние   достижения.   Ведущие   приемы:   логическая   аргументация, убеждение, рациональное внушение. Вербальная активность  консультанта: на первой  стадии неотложной помощи консультант переходит от позиции эмпатического выслушивания к позиции соучастия в интеллектуальном овладении ситуацией. Соответственно, нарастает и его вербальная активность – минимальная на первом и втором этапе, она достигает максимума на четвертом. ВТОРАЯ СТАДИЯ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ. Содержание   данной   стадии   –   коррекция   суицидальных   установок обратившегося. Обязательным является убеждение клиента в следующем: 1. 2. 3. 4. Тяжелое   эмоциональное   состояние,   переживаемое   им   в   данный момент   –   это   состояние   временное,   в   процессе   коррекции   оно улучшится. Другие   люди   в   аналогичных   ситуациях   чувствовали   себя   так   же тяжело, а потом их состояние полностью нормализовалось. Жизнь обратившегося нужна его родным, близким, друзьям, его уход из жизни станет для них тяжелой травмой, необходима в этих случаях аппеляция   к   нравственному   чувству   личности   –   долгу   перед окружающими. Каждый   человек   имеет   право   распоряжаться   своей   жизнью,   но решение   этого   важнейшего   вопроса   лучше   отложить   на   несколько дней или недель, спокойно его обдумать. В   коррекции   суицидальных   установок   необходимо   выделить   три   основных момента: 1. 2. Наиболее   распространенная   установка,   «подталкивающая» обратившегося к покушению на самоубийство, состоит в том, что та или иная ценность – семейный статус, эмоциональная привязанность партнера и т.д. – обладает большей значимостью, чем собственная жизнь, и утрата данной ценности несовместима с жизнью. В таких случаях необходимо провести «девальвацию» утраченной ценности, а также   повышение   значимости   сохранных   ценностей   (   здоровье, профессиональный и социальный статус и т.п.).        Некоторые личности, планирующие покушение на самоубийство, используют потенциальную смерть как способ влияния на «значимых других», чтобы изменить их отношение к себе, добиться изменений в поведении   и   хотя   бы   вызвать   в   них   желаемые   для   суицидента переживания   –   жалость,   раскаяние   в   неправильном   отношении   к суициденту,   уважение,   сочувствие   к   нему.   Для   предотвращения суицида   консультанту   необходимо   понять,   что   именно   хочет сообщить   «значимому   другому»   данная   личность   своей   попыткой уйти   из   жизни,   и   совместно   с   клиентом   разработать   иной 3. несуицидальный   способ  донесения до близкого  человека  этого же сообщения. У   большинства   лиц   с   суицидальными   намерениями   в   процессе терапии   обнаруживались   стойкие   представления   о   «всесильности» самоубийства как средстве воздействия   на «значимого другого». К примеру, при суицидальных реакциях, вызванных уходом супруга или любовного партнера  к другой женщине, практически у всех клиентов выявлялась установка, согласно которой их самоубийство вызовет в бывшем   супруге   глубокое   раскаяние   в   своем   поступке, продемонстрирует   ему   необыкновенную   силу   любви   клиентки   к оставившему ее человеку, послужит препятствием к совместной его жизни с соперницей.                    ЗАВЕРШЕНИЕ НЕОТЛОЖНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ. В   процессе   работы   между   консультантом   и   обратившимся   формируются эмпатические взаимоотношения, поэтому завершение терапии, как правило, вызывает у клиентов тревогу, эмоциональную напряженность. Возникшую тревогу необходимо разделить,   подчеркнуть   важность   самостоятельности   для   каждого   человека, сообщить уверенность в своих силах. Обязательным является обсуждение того, каким образом  преодоление данной психотравмирующей   ситуации   будет   полезным   для   преодоления   жизненных трудностей в будущем. ЛИТЕРАТУРА 1. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: Учебник. – М.: ООО «Медицинское  информационное агентство», 2009. – 832 с. 2. Логинова О.И. Суицид Электронный ресурс: http://olga2901l.narod.ru/Suizid.htm 3. Малкина­Пых И.Г. Психосоматика. ­ М.: Эксмо, 2008. ­ 1024 с. 4. Малкина­Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. ­ М.: Эксмо,  5. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения. ­ СПб.: Питер, 2006. ­ 464 с. 6. Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. М.: «Когито­Центр»,  2010. ­ 928 с. 2005. – 375 с. 7. Синягина Ю.В., Синягина Н.Ю. Детский суицид: психологический взгляд. – СПб.:  КАРО. 2006. – 176 с. 8. Психиатрия, психосоматика, психотерапия / К.П. Кискер, Г. Фрйбергер, Г.К. Розе, Э.  Вульф. М.: Алетейа, 1999. – 504 с. 9. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных  ситуациях. ­ СПб.: Речь, 2007. ­ 256 с.  10. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. ­ М.: Институт позитивной  психотерапии, 2006. ­ 464 с.

Неотложная психологическая помощь при острых кризисных реакциях

Неотложная психологическая помощь при острых кризисных реакциях

Неотложная психологическая помощь при острых кризисных реакциях

Неотложная психологическая помощь при острых кризисных реакциях

Неотложная психологическая помощь при острых кризисных реакциях

Неотложная психологическая помощь при острых кризисных реакциях

Неотложная психологическая помощь при острых кризисных реакциях

Неотложная психологическая помощь при острых кризисных реакциях

Неотложная психологическая помощь при острых кризисных реакциях

Неотложная психологическая помощь при острых кризисных реакциях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.01.2018