Неотложная психологическая помощь при острых кризисных реакциях

  • Семинары
  • doc
  • 01.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В представленном материале подробно описаны цели и задачи психотерапии при острых кризисных реакциях, представлены стадии работы, обозначены периоды острых кризисных реакций. Материал показывает шаги психотерапевта, приемы, которые он может использовать на той или иной стадии работы с клиентом. Материал будет полезен педагогам-психологам, клиническим психологам, психотерапевтам, работникам служб телефона доверия.В представленном материале подробно описаны цели и задачи психотерапии при острых кризисных реакциях, представлены стадии работы, обозначены периоды острых кризисных реакций. Материал показывает шаги психотерапевта, приемы, которые он может использовать на той или иной стадии работы с клиентом. Материал будет полезен педагогам-психологам, клиническим психологам, психотерапевтам, работникам служб телефона доверия.
Иконка файла материала Неотложная психологическая помощь при острых кризисных реакциях.doc
Неотложная психологическая помощь при острых кризисных реакциях Острые   кризисные   реакции   возникают   в   результате     межличностных конфликтов, как правило, внезапных. Преобладающими типами конфликтов являются: ­ распад семьи; ­ ­ несправедливое, оскорбительное отношение одного из супругов или  супружеская измена; любовного партнера. В   25%   случаев   психотравмирующим   событием   оказывается   внезапная, необратимая утрата « значимого другого» ­ смерть ребенка, супруга, родителей. Периоды острых кризисных  реакций: 1 . Период  психотравмы  ( с фиксацией на ситуацию) – длится от нескольких часов до 2­3 суток; 2. Период дезорганизации – длится от 1­2 суток до 2­х недель. 3. Период адаптации  к утрате ( «принятие ситуации»)   ­ длится от одной до трех недель. 4. Период восстановления – длится от одного до трех месяцев. Неотложная психотерапевтическая помощь при острых  кризисных реакциях Цель и задачи неотложной психотерапии. Главная цель – предотвратить дальнейшее развитие остро возникших кризисных реакций, помочь разрешить психотравмирующую ситуацию и тем самым предотвратить возможное покушение на самоубийство. Данная цель определяет следующие задачи: 1.Помощь   в   овладении   и   преодолении   актуальной   психотравмирующей ситуации, включая эмпатическую поддержку. 2. Коррекция неадаптивных личностных установок, обуславливающих развитие кризисных   состояний   и   суицидальных   тенденций.   Чаще   всего   присутствует установка, что лично­интимные, семейные или социальные ценности обладают большей значимостью, чем собственная жизнь. В соответствии с этими задачами выделяют две стадии неотложной помощи: на первой   осуществляется   помощь   в   овладении   ситуацией,   на   второй   –   коррекция суицидальных установок ПЕРВАЯ СТАДИЯ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ – овладение ситуацией. Первый   терапевтический   контакт   складывается   из   нескольких последовательных этапов, каждый из которых имеет свою терапевтическую задачу и определенный спектр терапевтических приемов. На   начальном  этапе   –  установления   контактов  –   необходимо   сообщить обратившемуся уверенность в том, что он обратился именно в ту службу, которая и предназначена   для   оказания   помощи   и   поддержки   в   аналогичных   ситуациях,   что консультант обладает личностными и профессиональными навыками такой помощи. Главная задача этого этапа – убедить клиента в эмоциональном принятии и сочувствии, что купирует выраженное при суицидальных реакциях переживание одиночества.В отдельных случаях высказывания консультанта должны носить характер « сострадательной эмпатии ». Этот прием пробуждает у обратившегося жалость к себе, которая купирует аутоагрессию. Второй этап – интеллектуального овладения ситуацией.  Используется прием «структурирования ситуации»: задавая соответствующие вопросы, консультант формирует в сознании клиента объективную и последовательную картину психотравмирующей ситуации в ее развитии. Прием «  преодоление исключительности ситуации»:   консультант тактично, уважительно к переживаниям клиента подчеркивает, что аналогичные ситуации            ( измена супруга, распад семьи) встречается в жизни достаточно часто и не зависят от личностных недостатков и ошибочны действий обратившегося. Прием  « включение в контекст жизненного пути»: консультант раскрывает последовательность ситуации, показывает ее связь с предшествующими событиями и , следовательно, возможность ее изменения. Прием «  снятие остроты ситуации  »: зачастую обратившийся считает, что критические обстоятельства требуют от него немедленного, сиюминутного решения. В таких случаях консультант подчеркивает, что у клиента есть время на обдумывание и принятие решения. Прием « терапия успехами и достижениями»: тактично подчеркивая успехи в   преодолении   трудностей,   о   которых   сообщает   клиент,   формируя   у   собеседника представление о себе, как о личности, способной к успехам и удачам, консультант достигает   повышения   самооценки   клиента.   Данный   прием   является   очень эффективным   в   воздействии   на   кризисные   переживания   и   должен   неоднократно повторяться на протяжении всего процесса терапии. На   этом   этапе   клиент   может  раскрыть   даже   свои  суицидальные  намерения; такое   раскрытие   способствует   повышению   ответственности   его   за   свое   поведение, уменьшает   вероятность   осуществления   покушения   –   прием   «   вербализации суицидальных переживаний». Третий   этап   –   планирование   действий,  необходимых   для   преодоления критической ситуации. Основываясь   на   достигнутом   ранее   интеллектуальном   овладении   и реалистическом   принятии   ситуации,   клиент   подводится   к   осознанию   того,   какое разрешение ситуации для него наиболее приемлемо – прием « идентификации целей». Например,   при   необратимых   утратах   проблема   часто   сводится   к   поиску   лиц   из ближайшего   окружения,   с   которыми   клиент   смог   бы   сформировать   новые, необходимые ему, высокозначимые  эмоциональные отношения. На   этом   этапе   клиенты   с   выраженными   психологическими   иждивенческими тенденциями пытаются вернуться к обсуждению своего эмоционального состояния и симптомов   физического   неблагополучия   с   уходом   от   сути   кризиса.   Консультанту необходимо   вернуть     клиента   к   обсуждению   конкретных   планов   –   прием   « фокусирования на ситуации ».   Четвертый   этап  –  активной   психологической   поддержки.    Повышается уверенность   обратившегося   в   его   способностях   преодолеть   трудную   ситуацию,подчеркиваются   прежние   достижения.   Ведущие   приемы:   логическая   аргументация, убеждение, рациональное внушение. Вербальная активность  консультанта: на первой  стадии неотложной помощи консультант переходит от позиции эмпатического выслушивания к позиции соучастия в интеллектуальном овладении ситуацией. Соответственно, нарастает и его вербальная активность – минимальная на первом и втором этапе, она достигает максимума на четвертом. ВТОРАЯ СТАДИЯ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ. Содержание   данной   стадии   –   коррекция   суицидальных   установок обратившегося. Обязательным является убеждение клиента в следующем: 1. 2. 3. 4. Тяжелое   эмоциональное   состояние,   переживаемое   им   в   данный момент   –   это   состояние   временное,   в   процессе   коррекции   оно улучшится. Другие   люди   в   аналогичных   ситуациях   чувствовали   себя   так   же тяжело, а потом их состояние полностью нормализовалось. Жизнь обратившегося нужна его родным, близким, друзьям, его уход из жизни станет для них тяжелой травмой, необходима в этих случаях аппеляция   к   нравственному   чувству   личности   –   долгу   перед окружающими. Каждый   человек   имеет   право   распоряжаться   своей   жизнью,   но решение   этого   важнейшего   вопроса   лучше   отложить   на   несколько дней или недель, спокойно его обдумать. В   коррекции   суицидальных   установок   необходимо   выделить   три   основных момента: 1. 2. Наиболее   распространенная   установка,   «подталкивающая» обратившегося к покушению на самоубийство, состоит в том, что та или иная ценность – семейный статус, эмоциональная привязанность партнера и т.д. – обладает большей значимостью, чем собственная жизнь, и утрата данной ценности несовместима с жизнью. В таких случаях необходимо провести «девальвацию» утраченной ценности, а также   повышение   значимости   сохранных   ценностей   (   здоровье, профессиональный и социальный статус и т.п.).        Некоторые личности, планирующие покушение на самоубийство, используют потенциальную смерть как способ влияния на «значимых других», чтобы изменить их отношение к себе, добиться изменений в поведении   и   хотя   бы   вызвать   в   них   желаемые   для   суицидента переживания   –   жалость,   раскаяние   в   неправильном   отношении   к суициденту,   уважение,   сочувствие   к   нему.   Для   предотвращения суицида   консультанту   необходимо   понять,   что   именно   хочет сообщить   «значимому   другому»   данная   личность   своей   попыткой уйти   из   жизни,   и   совместно   с   клиентом   разработать   иной3. несуицидальный   способ  донесения до близкого  человека  этого же сообщения. У   большинства   лиц   с   суицидальными   намерениями   в   процессе терапии   обнаруживались   стойкие   представления   о   «всесильности» самоубийства как средстве воздействия   на «значимого другого». К примеру, при суицидальных реакциях, вызванных уходом супруга или любовного партнера  к другой женщине, практически у всех клиентов выявлялась установка, согласно которой их самоубийство вызовет в бывшем   супруге   глубокое   раскаяние   в   своем   поступке, продемонстрирует   ему   необыкновенную   силу   любви   клиентки   к оставившему ее человеку, послужит препятствием к совместной его жизни с соперницей.                    ЗАВЕРШЕНИЕ НЕОТЛОЖНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ. В   процессе   работы   между   консультантом   и   обратившимся   формируются эмпатические взаимоотношения, поэтому завершение терапии, как правило, вызывает у клиентов тревогу, эмоциональную напряженность. Возникшую тревогу необходимо разделить,   подчеркнуть   важность   самостоятельности   для   каждого   человека, сообщить уверенность в своих силах. Обязательным является обсуждение того, каким образом  преодоление данной психотравмирующей   ситуации   будет   полезным   для   преодоления   жизненных трудностей в будущем.ЛИТЕРАТУРА 1. Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: Учебник. – М.: ООО «Медицинское  информационное агентство», 2009. – 832 с. 2. Логинова О.И. Суицид Электронный ресурс: http://olga2901l.narod.ru/Suizid.htm 3. Малкина­Пых И.Г. Психосоматика. ­ М.: Эксмо, 2008. ­ 1024 с. 4. Малкина­Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. ­ М.: Эксмо,  5. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения. ­ СПб.: Питер, 2006. ­ 464 с. 6. Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. М.: «Когито­Центр»,  2010. ­ 928 с. 2005. – 375 с. 7. Синягина Ю.В., Синягина Н.Ю. Детский суицид: психологический взгляд. – СПб.:  КАРО. 2006. – 176 с. 8. Психиатрия, психосоматика, психотерапия / К.П. Кискер, Г. Фрйбергер, Г.К. Розе, Э.  Вульф. М.: Алетейа, 1999. – 504 с. 9. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных  ситуациях. ­ СПб.: Речь, 2007. ­ 256 с.  10. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. ­ М.: Институт позитивной  психотерапии, 2006. ­ 464 с.