Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Литературное чтение
Урок 66.
Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...
Тема: Непонятная болезнь
(А.И. Куприн «Слон», ч. 1–3)
Цели:
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что
понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
1 2 3
Обсуждение сочинений.
II. Развитие
умений.
2 4 1 2 3 1 2 3 3
Работа с текстом.
Работа с текстом до чтения.
© ООО «Баласс», 2014
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Преобразовывать
информацию из одной
формы в другую: подробно
пересказывать небольшие
тексты.
2. Делать выводы в
результате совместной
работы класса и учителя.
11) Прослушивание (чтение) сочиненияподражания К.Д. Ушинскому.
– Что объединяет работы ребят?
3. Ориентироваться на
развороте учебника.
– Подойдут ли эти сочинения для учебной книги?
– Где ещё можно встретиться с героямиживотными?
2) Знакомство с новым текстом.
– Почему рассказ включён в этот раздел учебника? (Он о животном и создан
писателем XIX в.)
– Посмотрите на даты жизни А.И. Куприна и назовите писателей, его
современников.
– Кто из них писал о животных? Что читали?
– Какие это были тексты: научные или художественные?
– Знакомы ли вы с творчеством А.И. Куприна? Что у него читали? Его любимые
героиживотные? Кого из них звали Изумруд? ЮЮ? Арто? (Лошадь, кошка,
собака – белый пудель.)
– Что отличает его рассказы о животных?
– Какие вопросы возникли по иллюстрации к тексту?
Работа с текстом во время чтения.
1) Самостоятельное чтение (1–3я части).
– С какой семьёй вы познакомились?
– На что обратили внимание?
– Выдели ли главного героя?
2) Повторное комментированное чтение вслух.
1я часть.
– Давно ли болеет девочка?
– Чьими глазами мы смотрим на докторов в начале рассказа?
4. Находить ответы на
вопросы в тексте,
иллюстрациях.
Личностные результаты
1. Развиваем умения
выказывать своё отношение
к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с
определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и
целенаправленной
познавательной
деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение
слушать и понимать речь
других.
2. Выразительно читать и
пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в
устной и письменной форме.
© ООО «Баласс», 2014
2– С какой проблемой столкнулся доктор?
– Слышали ли вы о такой болезни – равнодушие к жизни?
– Почему доктор громко говорит о том, что девочку нужно развлечь?
– Что узнаём о девочке из 1й части?
2я часть.
– Можно ли назвать Надю капризной?
– Какая она? Ответьте словами автора.
– Прочитайте по ролям разговор мамы и дочки. Что чувствует мама?
Что чувствует Надя? Как эти чувства передать при чтении?
– Найдите подтверждение тому, что Надя не капризничает, не притворяется, с
ней действительно чтото не в порядке. (Сон девочки.)
– Как автор рисует внутреннее состояние отца?
– Правильным ли было мнение, что это любящая семья? Какая ещё?
3я часть.
– Что приснилось однажды Наде?
– Поняли ли папа с мамой её просьбу?
– Почему так подробно описана игрушка?
– Живой и совсемсовсем как живой. В чём вы видите разницу? А в чём её видит
Надя?
– Почему Наде приснился именно слон? О каком несбывшемся обещании она
вспомнила?
– Почему невозможно сейчас свозить Надю в зверинец?
– В какое мгновение просьба дочери кажется папе прихотью?
– Как меняется состояние папы после разговора с дочерью? (Он и в отчаянии, и
устал, и чувствует себя беспомощным.)
– Кто в этой семье в трудную минуту возьмёт на себя ответственность? Почему
вы так думаете? (Мама переживает, но не действует, а папа постоянно в
4. Умение работать в паре и
в группах.
Регулятивные УУД
1. Определять и
формулировать цель
деятельности на уроке с
помощью учителя.
2. Проговаривать
последовательность
действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё
предположение на основе
работы с иллюстрацией
учебника.
4. Учиться работать по
предложенному учителем
плану.
© ООО «Баласс», 2014
3движении.)
Работа с текстом после чтения.
1) – Выберите слова, которыми Надя говорит о себе, о своих чувствах.
2) – А теперь нарисуйте её мечту. (Ребята собирают слова о слоне по тексту,
затем идёт словесное рисование.)
– Верите ли вы, что слон может помочь Наде, излечить её?
3) – Что бы вы посоветовали родителям девочки? Как можно ей помочь?
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали
своё отношение к героям.)
– Какое умение формировали?
ΙΙΙ
. Итог.
IV. Домашнее
задание.
– Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Самостоятельно прочитать части 4–5, задать вопросы автору текста.
© ООО «Баласс», 2014
4