«Нестандартные уроки биологии как способ развития мировоззрения и творческого потенциала учащихся»
Оценка 5

«Нестандартные уроки биологии как способ развития мировоззрения и творческого потенциала учащихся»

Оценка 5
Семинары
doc
биология
31.01.2020
«Нестандартные уроки биологии  как способ развития мировоззрения и творческого потенциала учащихся»
В последнее время все более прочные позиции в практике учителей завоевывают нестандартные формы уроков. Ученик, обучающийся на таком уроке, развивается более успешно и является активным субъектом обучения, причем эта активность осознанная. Ребенок знает, чем он должен заниматься и каковы будут результаты его деятельности. Ученик активно включается в процесс, у него проявляется интерес к познанию, что повышает качество обучения. Эффективность нестандартных уроков заключается и в том, что они позволяют использовать различные формы организации деятельности учащихся: групповые, парные, индивидуальные. Содержание изучаемого материала выходит за рамки школьной программы. Детям приходиться работать с дополнительной литературой, выпускать газеты, составлять кроссворды и ребусы, писать сказки и стихи. Это способствует развитию творческих способностей учащихся.
нестандартные уроки как способ развития мировоззрения и творческого потенциала уч-ся.doc

Кафедра естественных наук

Лицей А.Кантемира

 

 

 

«Нестандартные уроки биологии

как способ развития мировоззрения и творческого потенциала учащихся»

 

 

            Учитель биологии Князева Т.А. (2-ая дидактическая степень)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ  И

ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧЕНИКОВ

 

«Уча других, люди учатся сами»

Луций Анней Сенека

 

В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Общие тенденции его развития - это не только значительное расширение сферы знаний и умений школьников, но и повышение их культуры, максимальное развитие способностей, творческого потенциала и индивидуальности, формирование у них гуманистической системы ценностей, а так же сохранение и укрепление здоровья каждого ученика.

Имеющаяся статистика показывает различие между формальной задачей школы - «дать знания» и действительной задачей процесса познания - «достичь понимания». Школьная система уверенно усвоила передачу сведений о предмете и получила его малую эффективность в условиях классно — урочной системы.

Репродукция биологических знаний в школе приводит к скорому забыванию этих сведений учащимися, поскольку чаще всего, они не становятся для школьников актуальными. Именно этим объясняется снижение интереса к биологии, которое отмечается во многих развитых странах: природы все меньше, фактических сведений и описаний все больше, понимание биологических процессов слабое. Ожидается, что 50% современных биологических концепций устареет уже через 20 лет.

Действующие учебники биологии не отвечают на практические вопросы подростков о современной, повседневной, бытовой, наблюдаемой стороне биологических явлений. Даже такой необходимый раздел как «Анатомия, физиология и гигиена человека» остается отчужденным от естественного интереса подростка к самому себе и своему телу. Создается парадоксальная ситуация: многие выпускники не признают тот биологический факт, что мы -  люди, принадлежим к царству животных.

В этой ситуации возникла необходимость найти новые методы и мотивы, которые привлекут интерес к предмету биологии и вызовут осознание причастности каждого к миру живого.

Так возникла потребность в формулировании современной парадигмы обучения, которая, к сожалению, пока четко не сформулирована, а потому требует многообразия новых форм, подходов, методов, приемов, и, в первую очередь, творчества самого учителя.

В последнее десятилетие учителям было предложено множество новых образовательных технологий. Имея разный концептуальный подход, они позволяют использование наработанных учителем приемов и подходов, но требуют нового осмысления и творческой переработки имеющегося банка учительских методов.

При использовании любой современной педагогической технологии остаются актуальными нестандартные формы уроков как способ развития мировоззрения и творческого потенциала учащихся.

В последнее время все более прочные позиции в практике учителей завоевывают нестандартные формы уроков. Ученик, обучающийся на таком уроке, развивается более успешно и является активным субъектом обучения, причем эта активность осознанная. Ребенок знает, чем он должен заниматься и каковы будут результаты его деятельности. Ученик активно включается в процесс, у него проявляется интерес к познанию, что повышает качество обучения.

Эффективность нестандартных уроков заключается и в том, что они позволяют использовать различные формы организации деятельности учащихся: групповые, парные, индивидуальные. Содержание изучаемого материала выходит за рамки школьной программы. Детям приходиться работать с дополнительной литературой, выпускать газеты, составлять кроссворды и ребусы, писать сказки и стихи. Это способствует развитию творческих способностей учащихся.

Для нестандартных уроков характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование программного и проблемного обучения, осуществление межпредметных связей, устранение перегруженности учеников.

 

Другая важная особенность познавательной деятельности при подготовке к таким урокам – значительные положительные эмоции, ученик становится партнером по творчеству и получает удовольствие от результатов своего труда. Оценивают деятельность на таких уроках сами учащиеся, а для них это более значимо, чем оценка педагога.

Глава I. Нестандартные уроки.

1.1 Сущность понятия нестандартные уроки на уроках биологии.

В отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду. Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мнения педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.

В отечественной педагогике выделяют два основных подхода к пониманию нестандартных форм урока. Первый подход нестандартные уроки как отход от четкой структуры комбинированного отхода и сочетание разнообразных методических приемов. То есть основной формой учебного процесса все же остается традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся. А это, прежде всего шестиуровневое развитие познавательных способностей: знание; понимание; применение; анализ; синтез; оценка. Исходя из этого, более тщательно отбираются фактический материал к уроку, тексты документов, источники по теме, задания, тексты и т. д. На уроках используются разные виды деятельности: составление таблиц, опорных конспектов, заполнение карточек, кроссвордов по различным источникам, дискуссии и рассказы на заданную тему, подготовка и защита рефератов, игры и др.

 Второй подход трактует нестандартные уроки как инновационные, современные формы урока, появившиеся в последнее время и имеющие широкое распространение в современной школе (уроки-конференции, уроки – круглые столы, уроки-аукционы, уроки-дискуссии и т. д.). Что же касается научной литературы, то здесь видим тенденцию рассматривать нестандартные уроки как формы интерактивного обучения или учебные занятия в “режиме интерактива” ( от англ. слова interaction – взаимодействие). Интенсивное общение – выработка тактики и стратегии взаимодействия, организация совместной деятельности. Основные виды интерактивного общения – кооперация и конкуренция. Упор делается на межличностные коммуникации, в основе которых берется способность индивида встать на позицию другого человека или группы людей, и только с этой позиции оценить свои собственные действия (самооценка). По мнению Трофимовой О.В.: “...сам термин “нетрадиционная форма урока” требует более конкретной проработки в этимологическом аспекте. Можно ли, например, говорить о “нетрадиционном уроке”, в то время как именно классно-урочная система, базирующаяся на принципах дидактики А.А. Каменского, является основой “традиционного обучения?” говоря иначе, может ли урок, традиционная единица учебного процесса, характеризоваться как нетрадиционный”.[В учебном пособии Подласого И.П. “Педагогика” выделены десятки типов нетрадиционных уроков (перечислено 36), в том числе уроки – деловые игры, уроки-речевые игры, уроки-игры типа “Поле чудес” и т. д. Все они отнесены к различным типам, хотя очевидно, что это уроки одного типа или близкие друг к другу. Г.В. Селевко рассматривает нестандартные уроки как “технологии”, “нетрадиционные технологии урока”. Он характеризует их как “основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методах”. Г.В. Селевко предложил свою структуру сравнения традиционных и нетрадиционных форм урока. Основными элементами данной структуры являются: концептуальная основа; содержательная часть обучения; процессуальная часть.

Эти же элементы являются основными в структуре соотношения традиционных и нетрадиционных форм урока, предложенные Г.В. Селевко. Исходя из концепции и классификации педагогических технологий, нетрадиционную форму урока “можно определить как технологию локального (модульного) уровня” (О.В. Трофимова). Хотя при разработке нетрадиционных уроков происходит соприкосновение с другими технологиями .

1.2. Типы нестандартных уроков.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков.

Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:

1. Уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер» начинает действовать».

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, «живая газета», устный журнал.

5. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый Совет.

7. Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы: КВН, «следствие ведут знатоки», утренник, спектакль, концерт, инсценировка художественного произведения, диспут, «посиделки», «клуб знатоков».

8. Интегрированные уроки.

9. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, защита читательского формуляра, телеурок без телевидения.

 В качестве примеров другого подхода к типу уроков по форме их проведения можно привести такие блоки однотипных уроков:

       Уроки творчества: урок изобретательства, урок – выставка, урок – сочинения, урок – творческий отчет и т. д.

       Уроки, созвучные с общественными тентенциями: урок – общественный смотр знаний, урок – диспут, урок – диалог и т. д.

        Межпредметный и внутрикурсовой уроки: одновременно по двум предметам, одновременно для учащихся разных возрастов и т. д.

        Уроки с элементами историзма: урок об ученых, урок – бенефис, урок – исторический обзор, урок – портрет и т. д.

       Театрализованные уроки: урок – спектакль, урок воспоминаний, урок – суд, урок – аукцион и т. д.

       Игровые уроки: урок – деловая игра, урок – ролевая игра, урок с дидактической игрой, урок – соревнование, урок – путешествие и т.

       Вспомогательные уроки: урок – тест, урок для родителей, урок – консультация и т. д.

Классификация нестандартных уроков:

1 .Интегрированные уроки, на которых материал нескольких тем дается

блоками;

2.Межпредметные уроки, на которых ставится цель объединить однородный

материал нескольких предметов;

3.Театрализованные уроки, которые проводятся в пределах учебной

программы и согласно установленному расписанию;

4.Сугестопедические уроки воздействия на подсознание (пока не

получившие широкого распространения из-за отсутствия технологических

разработок);

5.Уроки с разновозрастным составом учеников (в малокомплектных школах

или передача блоками материала, изучаемого по программе в разных

классах).

 

Легко заметить, что в ряд нестандартных уроков попали некоторые виды занятий, которые в прежних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы, но которые все чаще используются учителями для проведения программного урока.

Почему же нестандартные уроки получили такое распространение в современной школе?

Творческий учитель постоянно ищет пути усовершенствования урока. Такие поиски направлены как раз на повышение воспитывающей роли урока, развитие познавательных интересов, воспитание потребности в знаниях и самообразовании, развитие творческого потенциала личности.

Еще одной причиной использования нетрадиционных уроков стало современное требование взаимного уважения ученика и учителя, опирающееся на возросшую самостоятельность учащихся.

Использование нетрадиционных форм урока так же значительно расширяет и обогащает методический арсенал учителя, так как рутинное постоянство — это враг интереса.

1.3. Рекомендации по проведению нестандартных уроков.

При подготовке к нестандартным урокам проблемным становится вопрос оптимального отбора содержания материала к урокам, так как до сих пор не хватает совершенных учебников по предмету.

 

1. Нестандартные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся;

2. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к учебному предмету и процессу учения;

3. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания;

4. При выборе форм нетрадиционных уроков преподавателю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности класса в целом и отдельных учащихся;

5. Интегрировать усилия учителей при подготовке совместных уроков, целесообразно не только в рамках предметов естественно-математического цикла, но и выходя на предметы гуманитарного цикла;

6. При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости. 

Оправдано так же внедрение нестандартных уроков на самом начальном этапе преподавания нового предмета (уже в 5 - 6-х классах), чтобы заинтересовать детей предметом, научить посещать этот урок с жаждой получения новых знаний, с желанием вести постоянный творческий поиск, открывать в себе скрытые таланты...

Практиковать такие уроки в процесс обучения предмету следует всем учителям. Однако, не стоит превращать их в главную форму работы или вводить в систему из-за большой потери времени учителя при подготовке качественного нестандартного урока. Возможно использование деталей таких уроков в практике с привлечением самих учащихся в их реализации.

 

1.4 Примеры подготовки к нестандартным урокам:

урок-зачет, дискуссия, семинар. 

1.3.1. Урок-зачет.

Зачет выполняет не только контролирующую функцию, но и основное его назначение – систематизировать и обобщать материал по теме или разделу, уточнить знания по основным вопросам.

Для зачета можно использовать итоговые уроки, уроки обобщающего повторения или уроки контроля и проверки знаний, умений и навыков. В календарно-тематическом плане заранее предусмотреть темы, по которым будет зачет (3-4 в год).

Этапы подготовки и проведения урока-зачета

1. Предварительная подготовка к уроку-зачету.

2. Проведение урока-зачета.

3. Подведение итогов и внесение корректив.

1 этап – предварительная подготовка

Подготовительная работа начинается на первом вводном уроке по теме. Учитель анализирует требования программы по теме, определяет конечный результат. Определяет цели урока-зачета, составляет вопросы и задания, учитывая три уровня усвоения:

1. Понимание, запоминание, воспроизведение материала,

2. Применение знаний и умений в знакомой ситуации,

3. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Учитель сообщает тему и дату проведения урока-зачета, его место и значение в изучении новой темы; знакомит с требованиями, которые будут предъявлены на зачете, с вопросами и заданиями разных уровней; предлагает индивидуальные задания по тем вопросам, в которых некоторые ученики ранее не разбирались; знакомить с материалами стенда «Готовься к зачету», который вывешивается в кабинете.

На стенде

1. Перечень знаний, умений и навыков.

2. Вопросы и задания.

3. Советы по организации различных видов учебной деятельности: памятки, алгоритмы, планы и образцы ответов на наиболее сложные вопросы (можно в кармашках).

4. Литература по теме

В ходе подготовки

1. Текущая проверка знаний, умений и навыков.

2. Организация работы консультантов.

II этап – проведение зачета.

На зачетном уроке присутствуют все учащиеся, но опрашивать можно часть из них, предлагая им дифференцированные задания с учетом результатов текущих проверок.

Освобожденные от сдачи зачета или выполняют дополнительные задания повышенной трудности, или помогают учителю принимать зачет, получив перед этим соответствующий инструктаж. Возможен вариант, когда часть заданий на зачетном уроке выполнит не весь класс, а лишь отдельные учащиеся (с учетом итогов текущей проверки). Можно использовать различные формы проведения зачета (письменный опрос по карточкам-заданиям, выполнение двух-трех зачетных работ, комбинированный опрос, фронтальный или индивидуальный и т.д.) и в зависимости от содержания, темы, цели проверки, состава учащихся, но следует стремиться, чтобы виды работ были привычными для учащихся. На зачетном уроке проверять сформированность сложных понятий, умений и навыков по теме.

III этап – подведение итогов работы.

Оценка труда учащихся.

1.3.2. Урок-дискуссия.

Дискуссия – это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение. Сама природа этой формы общения определяет ее демократичность: «В спорах нет ни высших, ни низших, ни званий, ни имен: важна лишь одна истина, перед которой равны все» (Р. Роллан).

Поскольку дискуссия – это спор, то основные цели ее проведения следующие:

1) выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину, что, несомненно, способствует не только углублению званий, но и формирование мировоззрения школьников;

2) воспитание у учащихся культуры речевого общения во время спора; формирование умения дискутировать, просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента и т.д.

Дискуссия как форма демократического общения имеет преимущества перед другими формами: она позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждения.

Настоящую дискуссию нельзя запланировать в деталях, прорепетировать, разыграть по нотам, иначе она лишится необходимой естественности. И все-таки, как показывает практика, определенная подготовка к учебной дискуссии необходима. Методика включает три этапа:

1) предварительная подготовка,

2) проведение дискуссии,

3) подведение итогов.

Задачи первого этапа

1. Выбрать тему. Она может быть предложена, но не навязана учителем, подсказана жизненной ситуацией или определена на основе предварительного опроса (анкетирование) учащихся. Для обсуждения следует выбирать вопрос, который бы был интересен учащимся, затрагивал и волновал их.

2. Глубоко изучить вопрос, который будет обсуждаться.

3. Создать инициативную группу по подготовке дискуссии.

4. Подготовить объявление о дискуссии (тема, вопросы, литература, время и место проведения), оформить помещение (афоризмы, правила ведения спора, выставка книг и т.д.).

При подготовке помещения к проведению дискуссии стулья лучше расставить таким образом, чтобы участники спора по возможности видели друг друга.

Второй этап – это проведение дискуссии.

Умелая дискуссия – почти искусство. Успех ее во многом зависит от учителя, от осмысления им роли и функции ведущего. Несколько советов ведущему дискуссию:

1. Перед началом дискуссии необходимо назвать тему, обосновать ее выбор, ясно сформулировать цель.

2. В первые же минуты расположить к себе участников дискуссии, настроить их на полемический лад, создать обстановку, при которой каждый ученик не только не стеснялся бы высказывать свое мнение, но и стремился его отстаивать.

3. Не препятствовать желающим выступать, но и не принуждать к выступлению, стараться, чтобы во время дискуссии царил дух искренности и откровенности.

4. Стимулировать активность участников. В этом поможет продуманная система вопросов, которые представляют интерес для учащихся и могут вызвать их на откровенный разговор. Помнить, что вопрос – визитная карточка дискуссии. Есть приемы, средства, располагающие к дискуссии, о которой следует помнить: парадокс – неожиданное, своеобразное мнение, резко расходящееся с общепринятым, даже противоречащее на первый взгляд здравому смыслу. В нем неизменно присутствует

вызов;

неожиданный вопрос;

реплика – краткое возражение, замечание с места. Она тоже настраивает на дискуссию, свидетельствует об активности слушателя, его желании уяснить вопрос, проверить свою точку зрения.

5. Умело сопоставить различные точки зрения, обобщить их с тем, чтобы позиции участников дискуссии были представлены как можно отчетливее, направлять дискуссию в русло намеченной цели.

6. Не торопиться исправлять заблуждающихся, предоставлять такую возможность слушателям.

7. Когда это целесообразно, вопрос, адресованный ведущему, тут же переадресовать слушателям.

8. Не спешить навязывать готовое решение.

9. Выбрать подходящий момент для окончания дискуссии, не нарушая логику развития спора.

Ведущий не должен вмешиваться в обсуждение без особой необходимости, оказывать психологическое давление на участников спора с пометкой своего авторитета, резких оценочных суждений, замечаний в адрес присутствующих. Не вызывает симпатии ведущий, который прерывает участников спора на полуслове, много говорит сам. Не стоит также открыто поддерживать одну из спорящих сторон. Свое отношение к различным точкам зрения лучше высказать при подведении итогов дискуссии.

Любой спор, даже идущий по всем правилам логики, может погубить одно обстоятельство: если участники дискуссии забывают об этике спора. Поэтому в начале дискуссии следует напомнить учащимся правила спора.

Вот некоторые из них:

1. Прежде чем сказать, спросите себя, есть ли необходимость вступать в спор. Тщательно продумайте то, о чем будете говорить.

2. По возможности кратко и ясно изложите свою точку зрения: ваша речь должна быть весома и убедительна.

3. Помните, что лучшим доказательством или способом опровержения являются точные и бесспорные факты. Если доказана ошибочность вашего мнения, имейте мужество признать правоту своего «противника».

4. Доказывайте и опровергайте, говорите ясно, отчетливо. Точно.

5. Помните о культуре общения. Умейте выслушать другого, уловить его позицию, уважайте мнение товарищей, не повышайте голос, не прерывайте выступающего, не делайте замечаний, касающихся личных качеств, участников обсуждения, избегайте поспешных выводов, старайтесь понять точку зрения собеседника и ход его мыслей до конца. Не вступайте в пререкания с ведущим по ходу проведения дискуссии.

На третьем этапе подводятся итоги дискуссии.

1.3.3. Урок-семинар.

Семинар – это один из видов урока.

Цель семинара: более углубленное самостоятельное изучение вопроса, темы, проблемы учебного предмета, овладение научно-теоретической и конструктивной методологией. В условиях школы семинар – один из основных видов практических занятий, состоящих в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных по результатам самостоятельного исследования, опыта, доказательства.

Задачи семинарских занятий:

1. Образовательные:

- расширение общего научного кругозора;

- углубление самостоятельного изучения учащимися отдельных, основных или наиболее важных тем курса;

- формирование навыков, умений проведения опытов научного исследования по данной теме, проблеме;

- овладение методикой конкретной науки;

- выбор нужной основной информации из первоисточников, словарно-энциклопедической литературы.

2. Развивающие:

- развитие умений доказать, обобщать;

-умение отстаивать свои мысли, доказательства, выводы, умение интерпретировать;

- развитие эмоций, чувств;

- развитие волевых усилий;

- развитие памяти;

- совершенствование искусства устного и письменного изложения, темы, вопроса, проблемы опыта в соответствии с заданной целью.

3. Воспитывающие:

- формирование познавательного интереса к науке учебного предмета и к методам исследования;

По своим педагогическим возможностям уроки-семинары много богаче по своим возможностям для активизации самостоятельной деятельности учащихся, чем урок-лекция, обычный урок со всеми его дидактическими видами и возможностями, хотя и находятся в прямой зависимости от содержания первоосновы научных знаний, методов обучения на предыдущих уроках. Если уроки не глубоки по содержанию, не закладывают научной основы, то проведение семинаров практически становится невозможным.

Методика подготовки учащихся к семинару

Учитель сообщает первоначально учащимся о цели и задачах проведения семинаров, об особенностях самостоятельной работы с разными источниками получения информации, знаний, о подходе к опытнической, научно-исследовательской работы, дается характеристика источников, над которыми предстоит работать, причем некоторые из них, наиболее сложные, требующие специального подхода, рассматриваются учителем в виде образца, примера, другие источники – комментируется практическая направленность знаний, умений и навыков.

Алгоритм методики

1. Сообщение темы за 2-3 недели до проведения семинара.

2. Доведение до учеников цели и задачи семинара.

3. План семинара.

4. Сообщение списка литературы с комментарием.

5. Выделение рефератов, докладчиков, содокладчиков и иногда оппонентов.

6. Консультация учителя.

7. Прослушивание реферата или доклада.

Для учащихся самое важное – подготовка доклада, реферата ; для учителя хорошо подготовить и провести семинарские занятия. На одну и ту же тему или вопрос может быть предоставлен не один, а два-три реферата, доклада. Один для заслушивания, наиболее полно раскрывающий тему, вопрос. А авторы других рефератов по данному вопросу могут выступить с дополнением.

Желательно выступление других учащихся, которые готовились к семинарскому занятию. Дидактически очень важно, чтобы выступления были довольно часты, что свидетельствует об активизации участников семинара. Желательно, чтобы доклад был в устной форме, учащийся должен получить навык устного изложения и научиться отстаивать свою точку зрения, если он убежден в своей правоте. Рекомендуется пользоваться и планом сообщения и зачитывать отдельные небольшие части, строки или цитаты.

Организация урока-семинара

1. Заслушивание реферата, доклада.

2. Вопросы участникам семинара.

3. Выступление учащихся.

4. Необходимые пояснения преподавателя по ходу занятия.

5. Заключительное слово автора реферата.

6. Заключительное слово учителя, проводившего семинар-урок.

7. Оценочные суждения учащихся, преподавателей.

Внешне вмешательство учителя должно быть не слишком активным, он не должен подавлять учащихся своими знаниями и авторитетом.

Обязанность учителя на уроке-семинаре – направлять обсуждение рефератов, докладов на раскрытие наиболее важных и ценных в научном и педагогическом отношении вопросов, на выявление идей, концепций, на совместное искание правильных и неправильных идей, практических выводов. Учитель с учетом конкретных условий, критических ситуаций применяет необходимые методические решения. Главное в том, чтобы учащиеся свободно обменивались мнениями, выяснением всех возможных вопросов.

В заключительном слове учитель вносит поправки, уточнения, оценивает самостоятельную работу учащихся, подчеркивает основные приемы, способы, средства подготовки школьников к семинару.

Рекомендуется после заключительного слова учителя выступления с оценочными суждениями самих учащихся, что развивает их критическое мышление, ответственность за обобщение, выводы.

Одна из главных дидактических задач учителя на семинаре – наблюдение за ходом занятия, его педагогический анализ и систематизация знаний, выводов, подготовка заключения.

Преподаватель должен в своем заключительном слове отметить не только положительное, но и недостатки реферата, доклада, выступлений, еще важнее учителю сделать обобщения, неопровержимость научно-технических и практических выводов, подтвержденных примерами из рефератов, докладов, выступлений. Это расширяет познавательный интерес к занятиям. Здесь же учитель намечает дальнейшие пути самостоятельной работы по указанной теме. Уроки-семинары можно объединить по двум, трем сложным учебным предметам.

Глава II. Подготовка и проведение нестандартных уроков

В настоящее время все мы – учителя сталкиваемся с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться. Среди причин того, что дети теряют интерес к занятиям, я думаю, безусловно, надо назвать однообразие уроков.

Ничто так не утомляет как однообразие – именно шаблон в преподавании, это проявление нашего с вами постоянства разрушает и убивает интерес наших учеников.

Что же делать в сложившейся ситуации?

Я думаю, ответ может быть только один: творчески подходить к каждому уроку. Такой подход к построению урока сделает его разнообразным, неповторимым, интересным для учеников и сможет обеспечить эффективность урока. Конечно, способов повышения эффективности урока существует много. Один из них, по-моему глубокому убеждению – это «нестандартные уроки».

Они, во-первых, позволяют отойти от базовой модели, которая чаще всего строится по одному и тому же трафарету: опрос, изложение нового, закрепление, задание на дом.

Во-вторых, при изложении материала помогают избежать простой констатации фактов.

В-третьих, дают возможность повысить степень познавательной и творческой активности школьников.

Именно опыт проведения «нестандартных уроков» я и хочу предложить вам сегодня.

Я не претендую на оригинальность, нестандартные уроки уже давно и прочно заняли свое место в практической методике преподавания. Я лишь хочу поделиться с вами своими удачами и возможно, кому-то из вас что-то покажется интересным и новым в моем «методическом конструкторе».

«Методический конструктор» - это идеи и приемы, которые родились в процессе работы и которые позволяют любому учителю на основе предложенной «конструкции» моделировать собственные уроки.

Подготовка любой нетрадиционной формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он выступает в роли организатора. Поэтому прежде чем браться за подобную работу следует взвесить собственные силы и оценить возможности. Роль такого урока невозможно переоценить. При этом используется индивидуальная, парная, групповая и коллективная формы общения между обучающимися и обучаемыми.

 

Заключение.

Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. На таких занятиях учащиеся не просто рассказывают сообщения, а пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся опытов, газет, презентаций и другого вместе с учителем основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в ходе урока.

Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. А внедрение новых технологий в учебный процесс – компьютеризация школ, оснащение школ интерактивными досками, проекторами – позволяет придумывать новые нестандартные уроки.

 Учитель должен помнить, что не все типы работ на разных этапах обучения знакомы ребятам. Поэтому стоит подробнее говорить о новых видах работы, о целях и задачах, которые ставятся перед учащимися. Приветствовать нестандартные подходы и идеи учащихся.

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся и запоминаются учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и другого.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.  Высоцкая М.В. Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 класса

(исследование, интегрирование, моделирование). Волгоград: Учитель. 2004.

2.   Кукушкин B.C. Дидактика (теория обучения) . Учебное пособие; Москва; ИЦК «МарТ», Ростов на Дону: Издательский центр «МарТ», 2003;

3Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций/ Учебн.пособие для студентов пед.учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК.-4-е., перераб. И доп. М.:Юрайт-М.,2001.

4.   Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов:В 2 кн.- М.:Гуманит.Издат.центр Владос, 1999. Кн.1 Общие основы. Процесс обучения.

5.Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся. № 1 2003 г. – c. 143 - 215

6Фицула М.М. Педагогика: Научное пособие для студентов высших

Педагогических учебных заведений. - К., Издательский центр

 «Академия», 2002.

 

 

Электронные и интернет ресурсы:

7.    Захаров Д.А. «Нетрадиционные формы обучения» [Эл. ресурс] http://www.referat.ru/referats/view/27952

8.    Ковтун Е.Д, Сазанова Е.И. «Интегрированный урок биологии и технологии» [Эл. ресурс] http://www.openclass.ru/ режим доступа свободный

9.    Методические рекомендации по проведению уроков нетрадиционной формы.http://www.bigpi.biysk.ru/ff/viewpage.php?page_id=82

10.    Нечаева М.А. «Нестандартные уроки» [Эл. ресурс] http://www.bestreferat.ru/referat-98949.html

11.    Репкина В.Н. «Нестандартные уроки - путь к успеху» [Эл. ресурс] http://tana.ucoz.ru/load/411-1-0-220Режим доступа свободный

12.    http://www.pedlib.ru/Books/1/0221/1_0221-233.shtml

13.    Эверестова М.К. «Нестандартные игровые методы преподавания уроков биологии» [Эл. ресурс]http://festival.1september.ru/articles/100583/


Скачано с www.znanio.ru

Кафедра естественных наук Лицей

Кафедра естественных наук Лицей

НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ КАК СПОСОБ

НЕСТАНДАРТНЫЕ УРОКИ КАК СПОСОБ

В последнее время все более прочные позиции в практике учителей завоевывают нестандартные формы уроков

В последнее время все более прочные позиции в практике учителей завоевывают нестандартные формы уроков

В отечественной педагогике выделяют два основных подхода к пониманию нестандартных форм урока

В отечественной педагогике выделяют два основных подхода к пониманию нестандартных форм урока

Г.В. Селевко предложил свою структуру сравнения традиционных и нетрадиционных форм урока

Г.В. Селевко предложил свою структуру сравнения традиционных и нетрадиционных форм урока

Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы:

Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы:

Легко заметить, что в ряд нестандартных уроков попали некоторые виды занятий, которые в прежних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы,…

Легко заметить, что в ряд нестандартных уроков попали некоторые виды занятий, которые в прежних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы,…

При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости

При проведении нестандартных уроков руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества, радости

Применение знаний и умений в новой ситуации

Применение знаний и умений в новой ситуации

Дискуссия – это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение

Дискуссия – это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение

При подготовке помещения к проведению дискуссии стулья лучше расставить таким образом, чтобы участники спора по возможности видели друг друга

При подготовке помещения к проведению дискуссии стулья лучше расставить таким образом, чтобы участники спора по возможности видели друг друга

Выбрать подходящий момент для окончания дискуссии, не нарушая логику развития спора

Выбрать подходящий момент для окончания дискуссии, не нарушая логику развития спора

Задачи семинарских занятий: 1

Задачи семинарских занятий: 1

Учитель сообщает первоначально учащимся о цели и задачах проведения семинаров, об особенностях самостоятельной работы с разными источниками получения информации, знаний, о подходе к опытнической, научно-исследовательской…

Учитель сообщает первоначально учащимся о цели и задачах проведения семинаров, об особенностях самостоятельной работы с разными источниками получения информации, знаний, о подходе к опытнической, научно-исследовательской…

Выступление учащихся. 4. Необходимые пояснения преподавателя по ходу занятия

Выступление учащихся. 4. Необходимые пояснения преподавателя по ходу занятия

В настоящее время все мы – учителя сталкиваемся с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться

В настоящее время все мы – учителя сталкиваемся с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться

В настоящее время все мы – учителя сталкиваемся с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться

В настоящее время все мы – учителя сталкиваемся с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться

Заключение. Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии

Заключение. Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии

Заключение. Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии

Заключение. Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс:

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс:

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс:

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020