Нетрадиционные уроки географии в 10-х классах как один из методических приёмов активизации познавательной деятельности у старшеклассников.
Оценка 4.9

Нетрадиционные уроки географии в 10-х классах как один из методических приёмов активизации познавательной деятельности у старшеклассников.

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
география
Взрослым
12.01.2024
Нетрадиционные уроки географии в 10-х классах как один из методических приёмов активизации познавательной деятельности у старшеклассников.
Нетрадиционный урок – это драгоценные 40 минут непрерывного творческого сотрудничества, интеллектуального напряжения и человеческого общения, когда ученики становятся главными активными участниками образовательного процесса. Знания и умения, полученные на таких уроках, становятся личностно-значимыми и создают положительную мотивацию к дальнейшему изучению предмета.
Нетрадиционные уроки географии в 10 классах.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 127»

ул. Ленина, д. 50, г. Снежинск Челябинской области, 456770, Российская Федерация , а/я 118

телефон (8-35146) 3-78-92, факс (8-35146) 3-01-13,  официальный сайт: http://www.school127. ru/,

e-mail: sc127@snzadm.ru, ОКПО 51456799, ОГРН 1027401353980, ИНН/КПП 7423014600/745901001

 

 

 

 

 

Нетрадиционные уроки географии в 10-х классах как один из методических приёмов активизации познавательной деятельности у старшеклассников.

 

   

 

 

 

 

                                                                          Автор:  учитель географии

высшей категории

                                                                                      МБОУ «Гимназия № 127» города Снежинска

Челябинской области

                                                                              Николаева Ольга Леонидовна

                

 

                                                                                                                                                                 

     Школьный курс географии делится на физическую географию, изучаемую в 6-8 классах  и относящуюся к естественнонаучным предметам, и социально-экономическую географию, изучаемую в 9-10 классах и относящуюся к гуманитарным наукам. Курс «Экономическая и социальная география мира», изучаемый в 10 классе, завершает формирование  у обучащихся  целостных представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрывает географические аспекты глобальных и региональных процессов и явлений. Курс географии в 10 классе формирует не только предметные базовые знания, но и ориентирован, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации и личностного роста старшеклассников.

   Возраст 16-17 лет - это когда повзрослевшие ученики могут быть не просто пассивными слушателями, но и стать активными участниками и даже создателями уроков. Возрастные особенности десятиклассников  вполне позволяют учителю опираться на багаж накопленных ими знаний и давать большее пространство для самостоятельной деятельности на уроках. Большинство старшеклассников мыслят креативно, логично и творчески подходя к решению учебных задач. У них сформировано критическое мышление, означающее выработку собственной точки зрения по любому вопросу и способность отстоять эту точку зрения, приводя аргументированные доказательства. Поэтому, в 10 классе  я  использую проведение нетрадиционных (нестандартных) уроков как один из методических приемов активизации познавательной деятельности учащихся.

    Нестандартный урок – это учебное занятие, имеющее в отличие от классического урока, нетрадиционную структуру и предполагающее большую самостоятельную и творческую активность учащихся.  Необычность таких уроков даёт возможность не только сформировать  интерес учащихся к предмету, но и содействовать развитию их интеллектуальной активности и творческой самостоятельности, а также обеспечит разнообразие и результативность управляемой познавательной деятельностью.

      Подготовка и проведение урока в нетрадиционной форме состоит из  нескольких этапов: замысел (идея), организация и проведение. На этапе замысла (идеи) определяется тема, цель и форма (тип) урока. Этап организации предусматривает постановку цели и задач урока, разработку плана-конспекта урока, сбор и анализ материала, подготовка  оборудования и реквизита, выбор критериев оценки результатов деятельности учащихся. Проведение урока обязательно должно заканчиваться рефлексией – периодом занятия, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

     Для чего нужны нетрадиционные уроки в школе?  Нетрадиционные уроки имеют много преимуществ по сравнению с классическими,  главными из которых являются:

-  активизация познавательной деятельности учащихся, выражающаяся в развитии умений и навыков самостоятельного поиска,  анализа и использования информации,

- возможность коммуникативного сотрудничества, выражающаяся в овладении учащимися навыка работать в коллективе (команде),

 - развитие личностного роста учащихся, выражающееся в умении предлагать, слушать, спорить, убеждать,  аргументировано отстаивать свою точку зрения,

 - создание комфортной среды обучения, выражающееся в формировании благоприятного микроклимата, снятии эмоциального напряжения и проявлении положительных эмоций обучающихся.

       Кроме вышеперечисленных преимуществ, нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в вопросе ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путём использования различных способов изучения нового или закрепления пройденного  учебного материала.

          Нетрадиционный  урок – это драгоценные 40 минут непрерывного творческого сотрудничества, интеллектуального напряжения и человеческого общения, когда ученики становятся главными активными участниками образовательного процесса. Знания и умения, полученные на таких уроках, становятся личностно-значимыми и создают положительную мотивацию к дальнейшему изучению предмета.

       Вариантов проведения и форм нестандартных уроков множество, например, аукционы, дебаты, пресс-конференции, викторины, брейн-ринги,  проекты, виртуальные экскурсии и т.д. К созданию и проведению нетрадиционных уроков географии в 10 классах я пришла в 2016 году. На сегодняшний день в моей  методической «копилке» разработки 5-х нетрадиционных уроков:

- «Галопом по политической карте мира» (урок - интеллектуальная игра)

- «Машиностроение будущего» (урок-аукцион)

- «Угадай- Азия» (урок- викторина)

- «Добро пожаловать в Бразилию» (урок-проект)

- «Удивительная Австралия» (урок-виртуальная экскурсия)

     В приложении статьи я публикую методическую разработку плана-конспекта нетрадиционного урока «Галопом по политической карте мира» в форме интеллектуальной игры, завершающего изучение темы «Современная политическая карта мира».

 

 

 

 

 

 

                               

 

                                           

 

                                         

                                              

                                                ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  План-конспект урока  «Галопом по политической карте мира»

 

Цель урока: 

Закрепить и обобщить знания о современной политической карте мира

 

Задачи урока:

·         образовательные:  продолжить формирование умений работать с политической картой мира

·         развивающие: развивать умения работать в группе; способствовать развитию памяти, логики и интеллекта, развивать устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету

·         воспитательные: способствовать формированию культуры общения при работе в группах

Планируемые результаты:

 

·         личностные: умение вести самостоятельный поиск информации, умение взаимодействовать  и работать в коллективе; высказывать и анализировать собственные суждения, подтверждая их фактами;

·         предметные: расширение знаний о государствах мира; овладение практическими умениями работы с политической картой.

·         метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выполнять учебные действия в соответствии с заданием

Тип урока:  Интеллектуальная игра в форме брейн-ринга

Оборудование к уроку: 

Настенная политическая карта мира, атласы 10 класса,  бланки для ответов (раздаточный материал), экран,  проектор, компьютер, мультимедийная презентация урока

                                               Правила игры 

  1. Все участники игры делятся на команды (по 5-6 человек) и занимают свои игровые места. Каждая команда выбирает название и капитана, озвучив своё решение.
  2. На столах приготовлены атласы 10 класса и карточки (бланки) для ответа на задания ведущего.
  3. Игра содержит два раунда. В первом раунде прозвучит 10 тестовых вопросов с выбором ответа. Время для ответа – 1 минута. Свой ответ вы занесёте на бланк ответа и передадите ведущему (учителю).
  4. После ответа всех команд  на 10 вопросов  1 раунда ведущий озвучивает правильные ответы.
  5. Во 2 раунде вам предстоит ответить на 10 заданий, предложив свой собственный ответ. Время для подготовки ответа – 2 минуты. Своё решение вы занесёте на бланк ответа и передадите ведущему (учителю).
  6. Каждый правильный ответ (их может быть несколько в одном вопросе) оценивается в 1 балл. Ваши баллы в течение игры будут суммированы, и в конце урока вы узнаете, какая команда набрала больше всех баллов. Команда победителей получает за урок оценки «5».
  7. На листочках подпишите названия ваших команд, номера заданий от 1 до 20.

Ведущий: Правила игры понятны? Тогда мы начинаем интеллектуальную игру «Галопом по политической карте мира»!

                                                         1 РАУНД

                                                           Вопрос 1

Бразилия, Китай, Германия, США и Нигерия в своих частях света являются:

а) самыми большими по численности населения

б) самыми большими по размерам территории

в) самыми экономическими развитыми

г) самыми богатыми природными ресурсами

                                                         Вопрос 2

Среди стран-членов СНГ наибольшая численность населения после России принадлежит:
а) Азербайджану      в) Казахстану 
б) Беларуси               г) Украине  

 

                                                       Вопрос 3

Сколько суверенных государств, признанных Российской Федерацией, образовано на постсоветском пространстве:
а) 13    б) 16)   в) 18   г) 20

                                                      Вопрос 4

Какая из перечисленных стран наиболее близка к Малайзии по форме правления и территориального устройства:

а) Бразилия                                в) Канада

б) Саудовская Аравия              г) Япония

                                                  Вопрос 5

Укажите страны, в которых административно-территориальная единица (субъект федерации) называется, так же как и в Индии:
а) Мексика       б) Германия      в) Австралия    г) Франция     
                                                  Вопрос 6

Укажите неверную пару «страна – год провозглашения независимости»:
а) Восточный Тимор – 2002 год         в) Эритрея – 1993 год
б) Черногория – 2000 год                    г) Южная Осетия – 1992 год
                                                  Вопрос 7

Выберите страну, в которой государственная граница с её северным соседом не прошла процедуры делимитации демаркации:
а) Ирак                   в) Люксембург 
б) Шри-Ланка        г) Южный Судан    

                                                 Вопрос 8

  В 1968 году образована международная неправительственная организация, объединившая видных учёных, представителей политики и правительства, общественных деятелей многих стран мира с целью поиска путей решения глобальных проблем человечества. Организация получила своё название по столице одного из  европейских государств с приставкой «клуб». О каком городе идет речь:
а) Лондон      б) Мадрид      в) Париж     г) Рим

                                                Вопрос 9

Международное соглашение десятков стран мира, в том числе России, получившее название «Киотский протокол» нацелено на:
а) прогнозирование стихийных бедствий
б) ликвидацию ядерного оружия
в) ограничение выбросов углекислого газа
г) предотвращение техногенных катастроф

                                              Вопрос 10

Деятельность крупнейшей фирмы мира по производству бриллиантов во многом обусловлена тем, что страна, в которой расположено её головное предприятие, имела колонию в Африке. Определите пару «страна - бывшая колония», верно иллюстрирующую данное утверждение:
а) Бельгия – ДР Конго                  в) Италия - Ливия
б) Великобритания – Кения        г) Франция - Камерун
                                                                            

                                                1 РАУНД ЗАВЕРШЁН

Ведущий зачитывает правильные ответы на все вопросы раунда. Подведение промежуточного итога игры.

 

                                    Правильные ответы вопросов 1 раунда

 

Вопрос 1  А) –  Перечисленные страны являются самыми большими по численности населения в своих частях света

 

Вопрос 2   Г) – среди стран СНГ (после России) самая больная численность населения в Украине (41 млн. человек, до начала военных действий в 2014 году здесь проживало более 46 млн. человек)

 

Вопрос 3   Б) – на постсоветском пространстве образовано 15 новых суверенных государств (в том числе и РФ) + вышедшие из состава Грузии Южная Осетия и Абхазия – всего 16 государств

 

Вопрос 4   В) – По форме правления и АТУ Малайзия является федерати́вной мона́рхией, т.е.  государством, сочетающем в себе монархическую форму правления и федеративный тип административно-территориального устройства. Аналогичные признаки у Канады – федеративной  парламентсткой республики, входящей в состав Британского Содружества, поэтому формально находящейся под властью британской короны.

 

Вопрос 5   А,В) – Административно- территориальная единица в Индии – штат. АТД на штаты также представлено в Мексике и Австралии.

 

Вопрос 6   Б) – референдум о независимости Черногории и выходе её из состава  Государственного союза Сербии и Черногории  состоялся 21 мая 2006 года.

 

Вопрос 7   Г) Протяжённость государственной границы между странами Судан и Южный Судан, ставшим независимым в 2011 году составляет 2158 км. Проблемы урегулирования территориальных споров существуют до сих пор. Между странами существует проблема по проведению демаркации и делимитации границы: Район Абьей  в Южном Кордофане и Район Кафия-Кинги в Южном Дарфуре являются спорной территорией.

Вопрос 8    Г)  -  Ри́мский клуб — международная общественная организация, созданная итальянским промышленником Аурелио Печчеи (который стал его первым президентом)  6 апреля 1968 года, объединяющая представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты. Организация внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи гармонизации отношений человека и природы.

 

Вопрос 9   В) – Киотский протокол - международное соглашение,

дополнительный документ к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (1992), принятое в Киото (Япония) в декабре 1997 года. Оно обязывает экономически развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы  углекислого газа в атмосферу для предотвращения глобальной катастрофы «парникового эффекта»

 

Вопрос 10   А) –  Добыча алмазов ведется 15 странами в Африке. Крупнейшие из них, которые ежегодно добывают более миллиона каратов алмазов стоимостью свыше полумиллиарда долларов США. Пятерка лидеров -  Ангола, Ботсвана, Демократическая республика Конго, Намибия и ЮАР. Бриллиантовая отрасль в Бельгии зародилась в средневековье (в 16 веке), когда страна имела колонию в ДР Конго.

 

                                                           2 РАУНД

Ведущий: Вы знаете, что на современной политической карте насчитывается более 250 государств. Сейчас Вам предстоит определить названия всего лишь 10 государств мира.

                                                           Вопрос 11

О какой стране  идет разговор в стихотворении Леонида Яхнина?

"Наклеена марка в тетрадке моей –

Квадратный цветной лоскуток.

На ней в окружении синих морей

Зелёный плывёт сапожок.

В нём, как в подарке на Рождество

Или на Новый год,

Спрятано сразу столько всего,

Что не объедешь за год:

Города старинные,

Реки и каналы,

Рощи апельсинные,

Яхты, карнавалы,

Горы и так далее…

                                                  И это всё – ………."

                                                          Вопрос 12

Определите страну по её описанию: Это государство можно назвать страной  одной реки, которая пересекает её с юга на север. Почти вся территория страны занята тропической пустыней. Дельта реки является плодороднейшим местом в стране, поэтому здесь сосредоточена основная часть населения - более  90%. Название столицы в переводе с арабского означает «хобот», поскольку полуостров, где расположен город у слияния двух притоков реки, напоминает очертания хобота слона. Благодаря удачному ФГП на стыке двух морей, страна является одним из главных туристических районов мира.

                                                Вопрос 13 (музыкальный)

Звучит фонограмма песни «Лев-брадобрей» из кинофильма «Мэри Поппинс, до свидания!»

В знаменитой песне Мэри Поппинс есть такие слова: «….это было прошлым летом в середине января, в тридесятом королевстве, там, где нет в помине короля….».
Назовите государство, которое соответствует этим условиям, если известно, что его столица не является морским портом и самым крупным городом страны, но признана самым зелёным городом государства, так как в основе лежит концепция города-сада, из-за чего местные жители называют её «bush capital» (в переводе с английского «лесная столица»).

                                                        

 

                                                      Вопрос 14

Определите страну по её описанию: Бывшее Королевство (до 2007 года) граничит с двумя странами. Северный сосед  является мировым лидером по абсолютным показателям многих отраслей промышленного производства. Южный сосед – одно из самых населенных и многонациональных государств мира.
По одной из версий название Королевства означает «высокогорье» или «горная страна».  И это не случайно, так как  страна находится на востоке высочайшей горной системы мира. Это единственная страна в мире, флаг которой имеют не традиционную прямоугольную, а треугольную форму полотнища (на слайде фотография флага страны)

                                                      Вопрос 15

Определите страну по описанию её флага (изображение флага на слайде)

Флаг состоит из двух вертикальных полос разной длины и цвета.  В центре, где соединяются полосы, расположен щит, внутри него -  5 меньших щитов синего цвета, каждый из которых украшен пятью белыми точками. Пять синих щитов символизируют пять мавританских королей, вместе они слагают крест, обозначающий христианство. 
На заднем фоне изображена армиллярная сфера — астрономический инструмент для определения координат.  Она напоминает о великих земляках-мореплавателях, их выдающихся путешествиях и географических открытиях.

                                                      Вопрос 16

Определите страну по описанию её герба (изображение герба на слайде)

Герб имеет форму щита, разделенного на три части. В верхней части изображен ключ, символизирующий положение страны между двумя полуостровами и запирающий вход в залив. Над ним - восходящее солнце Свободы.  Справа пальма — символ патриотизма и независимости. Слева три синие полосы означают единство трех составных частей страны. Сверху герб венчает красный фригийский колпак, символизирующий стремление к достижению высоких идеалов.

                                                        

                                                     Вопрос 17 (музыкальный)

 Определите страну по гимну (ведущий включает фонограмму гимна страны без слов)                               

                                                     Вопрос 18

 Определите страну по приведенным ниже фактам

1. Расположена на крайнем юге континента, одновременно омывается водами двух океанов Земли.
2. Здесь одиннадцать языков имеют статус официальных. Один из них — английский. Остальные — языки местных народностей.
3.  Здесь находится самый большой из оставленных на Земле метеоритом след – кратер Вредефорт.
4.  Входит в тройку стран-лидеров по добыче алмазов в мире, глубина некоторых алмазных шахт достигает шести километров.
5. Наиболее популярные виды спорта — крикет, футбол и регби.

6. Менее половины процента населения не имеет водительских прав, однако каждый пятый житель страны не имеет работы.
7.  Среди населения очень часто встречаются славянские имена. Менталитет жителей в чём-то похож на русский.
8. Самая экономически развитая страна на своем континенте.
                                                         Вопрос 19

Определите страну по одной из отраслей её специализации

Киноиндустрия – визитная карточка этой страны.  Здесь ежегодно выпускают около 800 фильмов, что в два раза превышает выпуск фильмов в  знаменитом Голливуде. Кассовые сборы фильмов составляют более миллиарда долларов ежегодно. В сюжетах, насыщенных песнями и танцами по любому, веселому или трагическому поводу, очень красивые женщины, в ярких нарядах и украшениях, и сильные, смелые мужчины рассказывают одну и ту же вечную историю любви на фоне препятствий и страданий, вечную историю о борьбе добра и зла. А весь мир, затаив дыхание, снова и снова слушает эту вечную историю жизни, прощая ее создателям технические кинематографические огрехи. 

                                                         Вопрос 20

Помогите заблудившемуся путешественнику определить, где он находится. Известно, что судно, на котором он приплыл, бросило якорь в устье реки, названной в честь человека, которого почитают  христиане. Эта река большей частью протекает в пределах государства, которое является членом Британского Содружества. Путешественник поднялся вверх по реке до ее истока, где сошел на берег. Преодолев некоторое расстояние пешком, он подошел к столице государства, название которой переводится с одного из местных языков как «деревня». Ранее на гербе страны был изображен некий Джо Бивер, а сегодня помещена лента с надписью на латыни «A MARI USQUE AD MARE». В одном из последних сообщений путешественник, видимо, не утративший чувство юмора, сообщил, что до ледостава несколько раз встречался на реке с самим Джо Бивером.
Вам необходимо определить:
1) название государства и его столицу
2) название реки, на которой высадился путешественник
3) перевести на русский язык надпись на гербе
4) кто такой Джо Бивер

                                             2 РАУНД ЗАВЕРШЁН

      Ведущий зачитывает правильные ответы на все вопросы раунда.

                            Правильные ответы вопросов 2 раунда

 

Вопрос 11  Италия

 

Вопрос 12   Египет ежегодно посещают 5-10 млн. туристов в год.

 

Вопрос 13  Австралия

 

Вопрос 14  Непал

 

Вопрос 15  Португалия – родина первых европейских мореплавателей.

 

Вопрос 16  Куба – остров Свободы

 

Вопрос 17  США

 

Вопрос 18  ЮАР

 

Вопрос 19  Индия

     Вопрос 20  Канада, столица – Оттава, река Святого Лаврентия,  надпись на гербе «от моря до моря», Джо Бивер – бобр – один из государственных символов Канады.

С самого начала освоения Канады основной статьей экспорта стал мех. С 17 века мех бобра становится слишком популярным в Европе, и многие устремляются в Канаду для его добычи. Именно активная охота на бобров привела к тому, что была открыта и исследована большая часть территории Канады. А поскольку образ бобра у европейцев ассоциировался с Канадой, то он естественно стал национальным символом этой страны. Его изображения встречались не только на эмблемах, но и на гербах некоторых городов Канады, и даже на первой канадской марке.

Печально, но с упадком торговли мехами и изображения бобра стало постепенно исчезать. Это привело к тому, что в официальную национальную геральдику Канады бобр не вошел, но на 5-центовой канадской  монете теперь есть изображение бобра.

Подведение итогов игры. Определение команды-победителя.


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 127» ул

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 127» ул

Школьный курс географии делится на физическую географию, изучаемую в 6-8 классах и относящуюся к естественнонаучным предметам, и социально-экономическую географию, изучаемую в 9-10 классах и относящуюся…

Школьный курс географии делится на физическую географию, изучаемую в 6-8 классах и относящуюся к естественнонаучным предметам, и социально-экономическую географию, изучаемую в 9-10 классах и относящуюся…

Для чего нужны нетрадиционные уроки в школе?

Для чего нужны нетрадиционные уроки в школе?

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

План-конспект урока «Галопом по политической карте мира»

План-конспект урока «Галопом по политической карте мира»

Во 2 раунде вам предстоит ответить на 10 заданий, предложив свой собственный ответ

Во 2 раунде вам предстоит ответить на 10 заданий, предложив свой собственный ответ

Мексика б) Германия в)

Мексика б) Германия в)

Правильные ответы вопросов 1 раунда

Правильные ответы вопросов 1 раунда

РАУНД Ведущий: Вы знаете, что на современной политической карте насчитывается более 250 государств

РАУНД Ведущий: Вы знаете, что на современной политической карте насчитывается более 250 государств

Вопрос 14 Определите страну по её описанию:

Вопрос 14 Определите страну по её описанию:

Остальные — языки местных народностей

Остальные — языки местных народностей

Джо Бивер 2

Джо Бивер 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2024