Нетрадиционные художественные техники для уроков изобразительного искусства в коррекционной школе
Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
изобразительное искусство +1
1 кл—4 кл
22.05.2019
Изобразительное искусство занимает важное место в обучении и воспитании детей, так как обладает большими возможностями их многостороннего развития. В школе для детей с нарушениями слуха использование нетрадиционных художественных техник на уроках изобразительного искусства определяется большими возможностями коррекции и компенсации особенностей развития сфер деятельности обучающихся.
Нетрад. тех-ки ИЗО..doc
Нетрадиционные художественные техники для уроков изобразительного искусства в
коррекционной школе
Для глухих детей, поступающих в школу, в большинстве случаев характерно отсутствие
потребности в рисовании, лепке и аппликации. На становление характерных видов изобразительной
деятельности заметно влияет их выраженная двигательная неловкость, в частности имеющиеся нарушения
двигательной мелкой моторики и зрительнодвигательной координации. Отсутствие целенаправленных
приёмов анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применение адекватных
способов действий приводит к тому, что деятельность этих детей приобретает хаотичный, беспорядочный и
неосмысленный характер.
Рисунки неслышащих детей отличаются схематичность изображения, повторяемость элементов и
скученность их на плоскости листа, присутствие «графических штампов», частое отсутствие существенных
признаков предметов, «зацикливание» в использовании цвета.
Техника рисования также весьма примитивна. Дети не умеют или не могут длительное время
правильно удерживать инструмент (карандаш, кисть) в ведущей руке, производить точные, согласованные
движения, контролировать их силу, скорость, ритм. При создании декоративных композиций школьники
затрудняются в воспроизведении последовательности элементов узора, отражении пространственно
временной организации орнамента (ритма и чередования элементов), однако при активной помощи со
стороны взрослого они способны повторить простой мотив.
Вместе с тем многие исследователи отмечают, что при всём несовершенстве изобразительной
деятельности детей рассматриваемой категории процесс рисования сказывается на них весьма
положительно:
формируются представления,
осуществляется коррекция двигательных навыков, пространственной организации и т.д.
развиваются зрительное восприятие,
внимание,
Практика показывает, что применение в детской изобразительной деятельности нетрадиционных
художественных техник способствует расширению художественного опыта детей и является одним из
эффективных путей повышения выразительности художественного образа в их работах. Нетрадиционные
техники изображения, сочетая в себе трудовые и изобразительные навыки, вызывают у воспитанников
эмоциональноположительное отношение к самому процессу рисования, развивают воображение,
способствуют улучшению детских рисунков по содержанию и качеству исполнения и, более того, являются
предпосылками успешного участия детей в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
В настоящее время обучение неслышащих детей изобразительной деятельности с применением
нетрадиционных техник изображения рассматривается как актуальное и перспективное направление
коррекционнопедагогической работы. Оно обогащает возможности воспитанников в создании интересных и
выразительных композиций, содействует лучшему овладению ими необходимыми изобразительными и
техническими умениями и навыками, корригирует нарушения познавательной, двигательной, эмоционально
волевой сфер, способствует становлению личности каждого ребенка и интеграции его в социум.
В ознакомлении детей с нетрадиционными художественными техниками изображения можно
условно выделить три этапа.
Целью первого этапа является развитие у детей положительного, эмоционального интереса к
деятельности и результатам рисования. На этом этапе педагог знакомит учащихся с инструментарием,
необходимым для последующей деятельности, демонстрирует приемы, характерные для нетрадиционных
техник рисования. Дети только наблюдают за действиями педагога, радуются полученным выразительным
образам.
На втором этапе в процессе создания беспредметных изображений (заполнения листа бумаги
точками, мазками, различного рода отпечатками) дети в рамках совместной деятельности с педагогом
учатся правильно держать инструменты (тычок, кисть, штамп и т.д.), пользоваться материалами
изображения (пальчиковыми красками, аппликационными заготовками, засушенными листками и т.п.).
На третьем этапе ученики в процессе работы над созданием образов (предметных, сюжетных и
декоративных) отрабатывают умения и навыки работы как в традиционной, так и в нетрадиционной технике
рисования или в их сочетании.
На протяжении всех трёх этапов педагог стимулирует детей отвечать на вопросы об
изображаемых объектах, выделять их сенсорные характеристики (цвет, форму, величину), рассказывать о
создаваемых ими образах. Создание на уроке игровой ситуации (с помощью игрушек или предметов) способствует
пробуждению у детей положительного отношения к объекту изображения, инициирует желание передать
его образ, пользуясь доступными изобразительными средствами.
Наиболее эффективной и удобной для работы с неслышащими детьми является индивидуальная
форма организации занятий (особенно на начальных этапах работы). Индивидуальные занятия позволяют
педагогу определить уровень художественных способностей каждого ребёнка, уточнить и
дифференцировать направления коррекционноразвивающей работы по формированию технических умений
и навыков, развитию интереса как к процессу, так и к результату изобразительной деятельности. По мере
освоения ребёнком приёмов и способов изображения в нетрадиционной технике следует постепенно
переходить к парной, а затем и к подгрупповой формам работы.
Занятия по рисованию с применением нетрадиционных техник следует планировать так, чтобы
они перекликались по своим целям с другими видами изобразительной деятельности, с занятиями по
ознакомлению с окружающим миром, музыкой, ритмикой и т.п.
Наиболее доступными для детей с нарушениями слуха являются следующие нетрадиционные
техники изображения: рисование пальцами (или «пальцевая живопись»), техника оттиска (выполняется
с помощью разнообразных штампов), техника «коллаж» и техника «тычок жёсткой кистью». К
достоинствам перечисленных художественных техник относятся простота исполнения, яркость и
фактурность материала, использование доступных для понимания и воспроизведения ребёнком
изобразительных средств.
Вместе с тем применение нетрадиционных художественных техник в практике работы с детьми,
имеющими дополнительные диагнозы, имеет ряд ограничений и рекомендаций. Так, в работе с
расторможенными и гиперактивными детьми рекомендуется не использовать изобразительные материалы,
стимулирующие проявление неадекватных действий (разбрызгивание, размазывание и т.п.), способных
перерасти в агрессивное поведение. Таким детям следует предложить более спокойную работу в
традиционной манере изображения (т.е. карандашом и кистью на листах среднего размера А3А4) или в
нетрадиционной технике, способствующей формированию умений и навыков структурирования
собственной деятельности (например, техники «коллаж» и «тычок жёсткой кистью»). С детьми со
сниженными активностью и вниманием более полезны техники, требующие свободных движений и
предлагающие свободно экспериментировать материалами в пространстве листа бумаги, желательно
большого размера (например, «пальцевая живопись»).
Рассмотрим более подробно нетрадиционные художественные техники изображения.
Техника «пальцевая живопись» представляет собой рисование красками при помощи пальцев
или всей ладони. В процессе рисования следует соблюдать следующее условие: на каждый палец наносится
краска одного цвета. Благодаря этому изображение получается ярким, чистым. Технику «пальцевая
живопись» хорошо использовать для рисования на темы «Огоньки зажглись», «Украсим ёлочку»,
«Дождик», «Травка» и т.п. На более поздних этапах работы можно рисовать предметные и тематические
картины. «Платье для куклы», «Узор для полотенца», «Чудоптица» и т.д.
Техника оттиска штампами и различными по фактуре материалами (пенопласт, винные пробки,
сухие листья и т.п.) предполагает довольно простую цепочку последовательных действий: взять штамп,
обмакнуть его обратную сторону в краску или нанести на неё краску с помощью широкой кисти, приложить
подошву штампа к поверхности листа и слегка прижать. Эта техника позволяет перейти от сюжетов с
хаотичным композиционным расположением объектов (беспредметное рисование) к сюжетам с более
локализированной (упорядоченной в соответствии с заданием) композицией. Использование данной техники
наиболее предпочтительно при декоративном рисовании.
Использование на уроках рисования нетрадиционных техник изображения как автономно, так и
в комплексе с традиционными для школьного образования художественными техниками способствует более
полному раскрытию творческих возможностей детей с недостатком слуха, позволяет им познакомиться с
материалами и изобразительновыразительными средствами, освоить разнообразные приёмы и способы
изображения.
Нетрадиционные художественные техники для уроков изобразительного искусства в коррекционной школе
Нетрадиционные художественные техники для уроков изобразительного искусства в коррекционной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.