Нетрадиционные художественные техники для уроков изобразительного искусства в коррекционной школе
Оценка 4.8

Нетрадиционные художественные техники для уроков изобразительного искусства в коррекционной школе

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
изобразительное искусство +1
1 кл—4 кл
22.05.2019
Нетрадиционные художественные техники для уроков изобразительного искусства в коррекционной школе
Изобразительное искусство занимает важное место в обучении и воспитании детей, так как обладает большими возможностями их многостороннего развития. В школе для детей с нарушениями слуха использование нетрадиционных художественных техник на уроках изобразительного искусства определяется большими возможностями коррекции и компенсации особенностей развития сфер деятельности обучающихся.
Нетрад. тех-ки ИЗО..doc
Нетрадиционные художественные техники для уроков изобразительного искусства в коррекционной школе Для   глухих   детей,   поступающих   в   школу,   в   большинстве   случаев   характерно   отсутствие потребности   в   рисовании,   лепке   и   аппликации.   На   становление   характерных   видов   изобразительной деятельности заметно влияет их выраженная двигательная неловкость, в частности имеющиеся нарушения двигательной   мелкой   моторики   и   зрительно­двигательной   координации.   Отсутствие   целенаправленных приёмов анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применение адекватных способов действий приводит к тому, что деятельность этих детей приобретает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер.     Рисунки неслышащих детей отличаются схематичность изображения, повторяемость элементов и скученность их на плоскости листа, присутствие «графических штампов», частое отсутствие существенных признаков предметов, «зацикливание» в использовании цвета.        Техника рисования также весьма примитивна. Дети не умеют или не могут длительное время правильно удерживать инструмент (карандаш, кисть) в ведущей руке, производить точные, согласованные движения, контролировать их силу, скорость, ритм. При создании декоративных композиций школьники затрудняются   в   воспроизведении   последовательности   элементов   узора,   отражении   пространственно­ временной   организации   орнамента   (ритма   и   чередования   элементов),   однако   при   активной   помощи   со стороны взрослого они способны повторить простой мотив.        Вместе с тем многие исследователи отмечают, что при всём несовершенстве изобразительной деятельности   детей   рассматриваемой   категории   процесс   рисования   сказывается   на   них   весьма положительно:   формируются   представления, осуществляется коррекция двигательных навыков, пространственной организации и т.д.   развиваются   зрительное   восприятие,   внимание,     Практика показывает, что применение в детской изобразительной деятельности нетрадиционных художественных   техник   способствует   расширению   художественного   опыта   детей   и   является   одним   из эффективных путей повышения выразительности художественного  образа в их работах. Нетрадиционные техники   изображения,   сочетая   в   себе   трудовые   и   изобразительные   навыки,   вызывают   у   воспитанников эмоционально­положительное   отношение   к   самому   процессу   рисования,   развивают   воображение, способствуют улучшению детских рисунков по содержанию и качеству исполнения и, более того, являются предпосылками успешного участия детей в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.      В настоящее время обучение неслышащих детей изобразительной деятельности с применением нетрадиционных   техник   изображения   рассматривается   как   актуальное   и   перспективное   направление коррекционно­педагогической работы. Оно обогащает возможности воспитанников в создании интересных и выразительных   композиций,   содействует   лучшему   овладению   ими   необходимыми   изобразительными   и техническими умениями и навыками, корригирует нарушения познавательной, двигательной, эмоционально­ волевой сфер, способствует становлению личности каждого ребенка и интеграции его в социум.        В ознакомлении детей с нетрадиционными художественными техниками изображения можно условно выделить три этапа. Целью  первого  этапа  является   развитие   у   детей   положительного,   эмоционального   интереса   к деятельности и результатам рисования. На этом этапе педагог знакомит  учащихся с инструментарием, необходимым для последующей деятельности, демонстрирует приемы, характерные для нетрадиционных техник рисования. Дети только наблюдают за действиями педагога, радуются полученным выразительным образам. На  втором этапе  в процессе создания беспредметных изображений (заполнения листа бумаги точками,  мазками,   различного  рода  отпечатками)   дети  в рамках   совместной  деятельности  с  педагогом учатся   правильно   держать   инструменты   (тычок,   кисть,   штамп   и   т.д.),   пользоваться   материалами изображения (пальчиковыми красками, аппликационными заготовками, засушенными листками и т.п.). На третьем этапе ученики в процессе работы над созданием образов (предметных, сюжетных и декоративных) отрабатывают умения и навыки работы как в традиционной, так и в нетрадиционной технике рисования или в их сочетании.            На   протяжении   всех   трёх   этапов   педагог   стимулирует   детей   отвечать   на   вопросы   об изображаемых объектах, выделять их сенсорные характеристики (цвет, форму, величину), рассказывать о создаваемых ими образах. Создание   на   уроке   игровой   ситуации   (с   помощью   игрушек   или   предметов)   способствует пробуждению у детей положительного отношения к объекту изображения, инициирует желание  передать его образ, пользуясь доступными изобразительными средствами.      Наиболее эффективной и удобной для работы с неслышащими детьми является индивидуальная форма организации занятий (особенно на начальных этапах работы). Индивидуальные занятия позволяют педагогу   определить   уровень   художественных   способностей   каждого   ребёнка,   уточнить   и дифференцировать направления коррекционно­развивающей работы по формированию технических умений и навыков, развитию интереса как к процессу, так и к результату изобразительной деятельности. По мере освоения   ребёнком   приёмов   и   способов   изображения   в   нетрадиционной   технике   следует   постепенно переходить к парной, а затем и к подгрупповой формам работы.     Занятия по рисованию с применением нетрадиционных техник  следует планировать так, чтобы они   перекликались   по   своим   целям   с   другими   видами   изобразительной   деятельности,   с   занятиями   по ознакомлению с окружающим миром, музыкой, ритмикой и т.п.        Наиболее доступными для детей с нарушениями слуха являются следующие нетрадиционные техники изображения: рисование пальцами (или  «пальцевая живопись»), техника оттиска (выполняется с   помощью   разнообразных   штампов),   техника  «коллаж»  и   техника  «тычок   жёсткой   кистью».  К достоинствам   перечисленных   художественных   техник   относятся   простота   исполнения,   яркость   и фактурность   материала,   использование   доступных   для   понимания   и   воспроизведения   ребёнком изобразительных средств.     Вместе с тем применение нетрадиционных художественных техник  в практике работы с детьми, имеющими   дополнительные   диагнозы,   имеет   ряд   ограничений   и   рекомендаций.   Так,   в   работе   с расторможенными и гиперактивными детьми рекомендуется не использовать изобразительные материалы, стимулирующие   проявление   неадекватных   действий   (разбрызгивание,   размазывание   и   т.п.),   способных перерасти   в   агрессивное   поведение.   Таким   детям   следует   предложить   более   спокойную   работу   в традиционной манере изображения   (т.е. карандашом и кистью на листах среднего размера А3­А4) или в нетрадиционной   технике,   способствующей   формированию   умений   и   навыков   структурирования собственной   деятельности   (например,   техники   «коллаж»   и   «тычок   жёсткой   кистью»).   С   детьми   со сниженными   активностью   и   вниманием   более   полезны   техники,   требующие   свободных   движений   и предлагающие   свободно   экспериментировать   материалами   в   пространстве   листа   бумаги,   желательно большого размера (например, «пальцевая живопись»).     Рассмотрим более подробно нетрадиционные художественные техники изображения.     Техника «пальцевая живопись» представляет собой рисование красками при помощи пальцев или всей ладони. В процессе рисования следует соблюдать следующее условие: на каждый палец наносится краска   одного   цвета.   Благодаря   этому   изображение   получается   ярким,   чистым.   Технику   «пальцевая живопись»   хорошо   использовать   для   рисования   на   темы  «Огоньки   зажглись»,   «Украсим   ёлочку», «Дождик», «Травка» и т.п. На более поздних этапах работы можно рисовать предметные и тематические картины. «Платье для куклы», «Узор для полотенца», «Чудо­птица» и т.д.     Техника оттиска штампами и различными по фактуре материалами (пенопласт, винные пробки, сухие листья и т.п.) предполагает довольно простую цепочку последовательных действий: взять штамп, обмакнуть его обратную сторону в краску или нанести на неё краску с помощью широкой кисти, приложить подошву штампа к поверхности листа и слегка прижать. Эта техника позволяет перейти от сюжетов с хаотичным   композиционным   расположением   объектов   (беспредметное   рисование)   к   сюжетам   с   более локализированной (упорядоченной в соответствии с заданием) композицией. Использование данной техники наиболее предпочтительно при декоративном рисовании.        Использование на уроках  рисования нетрадиционных техник  изображения как автономно, так и в комплексе с традиционными для школьного образования художественными техниками способствует более полному раскрытию творческих возможностей детей с недостатком слуха, позволяет им познакомиться с материалами   и   изобразительно­выразительными   средствами,   освоить   разнообразные   приёмы   и   способы изображения.

Нетрадиционные художественные техники для уроков изобразительного искусства в коррекционной школе

Нетрадиционные художественные техники для уроков изобразительного искусства в коррекционной школе

Нетрадиционные художественные техники для уроков изобразительного искусства в коррекционной школе

Нетрадиционные художественные техники для уроков изобразительного искусства в коррекционной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2019