Н.Н. Носов «На горке»
Цели:
Образовательные:
1. Познакомить детей с рассказом Н. Н. Носова «На горке».
2. Учить анализировать и выделять главное в художественном произведении;
3. Сформировать представление о жизни и творчестве писателя, его произведениях для детей;
4. Формирование навыка правильного и сознательного чтения
Развивающие:
1. Формирование универсальных учебных действий: личностных (осознание потребности в чтении рассказа), регулятивных (осознание цели чтения, составление плана, самоконтроля и контроль за правильностью чтения); познавательных ( развитие мыслительной операции анализа при анализе текста по частям, развитие синтеза на итоговой беседе по произведению; умение извлекать информацию из текста, интерпретировать ее, понимать идею текста, авторский замысел, устанавливать причинно следственные связи в поступках героев); коммуникативных ( умения выразить свою точку зрения, обсудить проблему нравственного выбора героя, выразить впечатления о прочитанном)
2. Развитие точной, богатой и выразительной речи при ответе на вопросы и подготовке к пересказу.
Тема: Н.Н. Носов «На горке»
Цели:
Образовательные:
1. Познакомить детей с рассказом Н. Н. Носова «На горке».
2. Учить анализировать и выделять главное в художественном произведении;
3. Сформировать представление о жизни и творчестве писателя, его произведениях
для детей;
4. Формирование навыка правильного и сознательного чтения
Развивающие:
1. Формирование универсальных учебных действий:
личностных
(осознание
потребности в чтении рассказа), регулятивных (осознание цели чтения, составление
плана, самоконтроля и контроль за правильностью чтения); познавательных ( развитие
мыслительной операции анализа при анализе текста по частям, развитие синтеза на
итоговой беседе по произведению; умение извлекать информацию из текста,
интерпретировать ее, понимать идею текста, авторский замысел, устанавливать
причинно следственные связи в поступках героев); коммуникативных ( умения
выразить свою точку зрения, обсудить проблему нравственного выбора героя, выразить
впечатления о прочитанном)
2. Развитие точной, богатой и выразительной речи при ответе на вопросы и подготовке
к пересказу.
Воспитательные:
1.
2.
Воспитывать
через художественные образы произведений способность
сопереживать, побуждать к совершению добрых поступков;
Воспитание интереса и уважения к произведениям отечественных писателей.
Оборудование:Для учителя: учебник «Литературное чтение» 2 кл., 2 ч., Л.Ф. Климанова, В.Г.
Горецкий, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийное сопровождение
урока.
Для учащихся: учебник «Литературное чтение» 2 кл., 2 ч., Л.Ф. Климанова, В.Г.
Горецкий, конверты с карточкаминазваниями частей плана.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. слайд 1
1) Эмоциональный настрой
Веселый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.
– У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком
веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!»
– Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь…
Дети хором произносят текст:
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил.
– Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я
чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать
– Кто хочет стать настоящим читателем?
– А что для этого надо делать?
– Уметь грамотно читать! Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую
речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат.
Слайд 2: Упражнения для развития артикуляционного аппарата.(Чем глубже дышим, тем сильнее воздействие упражнения): вдох носом, выдох через
рот; вдох, задержали дыхание, выдох; встать, расправить плечи, голову держать прямо,
1,2 – глубокий вдох (про себя), 3 – задержали дыхание, выдох – плавный счёт от 1 до 10
(или пока хватает дыхания);
Прочитать слитно:
А О У Ы И Э
А Ы О У Э И
О У А Э И Ы
З С Ж
Слайд 3:
Ококок – падает снежок.
Ипипип – слышу снега скрип.
Ререре – горы в снежном серебре.
– Прочитайте конец 1го предложения с вопросительной интонацией.
– Конец второго предложения прочитайте с восклицательной интонацией.
– В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове снежном.
– Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно.
– А теперь прочтите ее громко и быстро.
2. Сообщение темы урока, его целей
Слайд 4:
1) Выполнив следующее задание, вы узнаете, с творчеством какого писателя мы
сегодня познакомимся. Знакомы вам фамилии эти писателей, какие их произведения
мы уже изучили?
Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию замечательного детского писателя
Аг*ния Барт*
Чуков*кий К*рней
Михалко* Сергей – НОСОВ
Слайд 5: (портрет)Слайд 6:
– Какие произведения этого автора вы знаете?
– Сегодня мы прочитаем еще один рассказ этого писателя и будем учиться его
пересказывать.
2) А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться…Даю подсказку: название
состоит из двух слов.
Дети разгадывают анаграмму:
Слайд 7: А Н К Е Г О Р
Слайд 8. Тема урока: Николай Носов «На горке».
3. Подготовка к первичному восприятию текста.
– Мы уже знаем, как много в мире книг, но есть одна, из серии особых, которая знает
про слово всё. Книга эта у нас в гостях: «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО
ЯЗЫКА». Слайд 9.
– Кто из вас хочет узнать всё про слово «горка»?
– «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча
чегонибудь».
– А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для
красивой посуды.
– Существует понятие «Красная горка», оно очень старое. Так называют первую
неделю после пасхальной.
– Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д.
– Про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку)
– Скажите, что нужно для строительства снежной горки?
– Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения.
– Ребята, а вы любите бывать на горке?
– Почему?
– Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?
Словарная работа. Слайд 10.– Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению трудных
слов, которые встретятся в тексте.
– Читаем по слогам, а затем целыми словами:
СГРЕБАЛИ – СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению: собирали)
СВАЛИВАЛИ – СВАЛИВАЛИ
ТРУДЯТСЯ – ТРУДЯТСЯ (Подберите слово с противоположным значением:
ленятся)
СКОЛЬЗ КАЯ – СКОЛЬЗКАЯ
ВЗОБРАЛ СЯ – ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом)
ДВОРНИЦКАЯ – ДВОРНИЦКАЯ (Найдите толкование этого слова в словарике на
странице учебника)
ОТТОЛКНУЛСЯ – ОТТОЛКНУЛСЯ
ЧЕТВЕРЕНЬКИ – ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово?)
НАПОРТИЛ – НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкое по значению: сломал)
4. Первичное восприятие текста
– Будем читать текст «по цепочке», до моего сигнала.
– Чьё чтение вам понравилось больше всего?
5. Проверка первичного восприятия текста
Эмоциональнооценочная беседа
– Кому понравился рассказ?
– Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему?
Физкультминутка: Слайд 11.
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные
движения, словно ловят снежинки.)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги. (Потягивания — руки в стороны.)Не завязнуть в поле чтобы,
Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.)
Вон лисица в поле скачет,
Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.)
Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.)
И к себе приходим в дом. (Дети садятся.)
6. Анализ произведения, выборочное чтение
– Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья)
– Что делали ребята?
– Прочитайте, как они строили горку.
– А что делал Котька, когда ребята трудились?
– Почему же он не вышел? (Не хотел трудиться, но хотел кататься)
– Какой он? (Хитрый)
– Что произошло, когда ребята ушли обедать?
– Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку.
– А зачем он посыпал горку песком? (Он не мог на нее взобраться)
– Что из этого вышло? Прочитайте.
– Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? (Поругали
Котьку и заставили его засыпать горку снегом).
– Котька сразу согласился это сделать? (Нет, он предложил подождать, пока
выпадет снег)
– Понравилось ли Котьке работать?
– Подтвердите словами из текста…
– Как вы думаете, изменился ли Котька? (Да, он стал лучше).
– Кто помог ему стать лучше? (Его товарищи)
– Закройте глаза и представьте, что прошел год. Каким стал Котька?
– Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа: Слайд 12:
1. Поспешишь – людей насмешишь.
2. Семь раз отмерь, а один отрежь.
3. Умел ошибиться, умей и поправиться.– Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3?
– Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его
товарищи, которые работали вместе с ним.
Физкультминутка (Релаксация) Слайд 13.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем…
(пауза)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,
Глазки дружно открываем,
И к работе приступаем.
7. Деление текста на части, составление плана, пересказ. Слайд 14.
– Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их.
– Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет)
– Давайте расставим картинки по порядку.
– Какой картинки не хватает?
– У нас получился картинный план. Давайте озаглавим каждую картинку.
Составление плана рассказа (по группам).
– Ребята, у вас на столе есть конверты. Попробуйте составить план к данному рассказу.
На карточках необходимо поставить номер по порядку, а в тексте найти начало и конец
каждой части, отметив их карандашом.
План:
Строительство горки ребятами.
Хитрец на скользкой горке.
Котька посыпает горку песком.
Ребята заставили товарища работать.
Котьке понравилось трудиться.
– Я думаю, многие из вас готовы уже сейчас пересказать текст. Но я хочу усложнить
задачу. Может быть, ктото попробует пересказать текст от лица Котьки?
8. Обобщение материала
– Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу: Слайд 15.
ДРУЖБА
ЗЛО
ТРУДОЛЮБИЕ
РАДОСТЬ
ЛЕНЬ
ЗАВИСТЬ
– С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»? Слайд 16.
Чтобы:
Развеселить читателя.
Подшутить над кемнибудь.
Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними.
Разбудить фантазию.
Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного?
– Итак, все 5 выводов верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить
хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь
такое не совершать.
9. Итог урока– У каждого на парте лежит снежинка. Возьмите ее. Напишите на ней свое имя,
оцените свою работу на уроке и поставьте себе отметку.
– А сейчас мы с вами построим свою горку. Все свои снежинки вы прикрепите на
доску.
10. Выставление и комментирование оценок
11. Домашнее задание. Слайд 17.
Перечитать рассказ и подготовить его пересказ по плану в учебнике.
Выбор творческого задания (на выбор):
нарисовать диафильм к рассказу;
продолжить рассказ. «На следующий день дети решили построить
крепость…».
Слайд 18.