Н.Н. Носов «На горке»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Н.Н. Носов «На горке» Цели: Образовательные: 1. Познакомить детей с рассказом Н. Н. Носова «На горке». 2. Учить анализировать и выделять главное в художественном произведении; 3. Сформировать представление о жизни и творчестве писателя, его произведениях для детей; 4. Формирование навыка правильного и сознательного чтения Развивающие: 1. Формирование универсальных учебных действий: личностных (осознание потребности в чтении рассказа), регулятивных (осознание цели чтения, составление плана, самоконтроля и контроль за правильностью чтения); познавательных ( развитие мыслительной операции анализа при анализе текста по частям, развитие синтеза на итоговой беседе по произведению; умение извлекать информацию из текста, интерпретировать ее, понимать идею текста, авторский замысел, устанавливать причинно следственные связи в поступках героев); коммуникативных ( умения выразить свою точку зрения, обсудить проблему нравственного выбора героя, выразить впечатления о прочитанном) 2. Развитие точной, богатой и выразительной речи при ответе на вопросы и подготовке к пересказу.
Иконка файла материала Министерство образования и науки.docx
Тема: Н.Н. Носов «На горке» Цели: Образовательные: 1. Познакомить детей с рассказом Н. Н. Носова «На горке». 2. Учить анализировать и выделять главное в художественном произведении; 3. Сформировать представление о жизни и творчестве  писателя, его произведениях для детей; 4. Формирование навыка правильного и сознательного чтения Развивающие: 1.   Формирование   универсальных   учебных   действий:  личностных  (осознание потребности в чтении  рассказа),  регулятивных  (осознание  цели  чтения,  составление плана, самоконтроля и контроль за правильностью чтения); познавательных ( развитие мыслительной  операции анализа при анализе текста по частям, развитие синтеза на итоговой   беседе   по   произведению;   умение   извлекать   информацию   из   текста, интерпретировать   ее,   понимать   идею   текста,   авторский   замысел,   устанавливать причинно   следственные   связи   в   поступках   героев);  коммуникативных  (   умения выразить свою точку зрения, обсудить проблему нравственного выбора героя, выразить впечатления о прочитанном) 2. Развитие точной, богатой и выразительной речи при ответе на вопросы и подготовке к пересказу. Воспитательные:  1. 2. Воспитывать     через   художественные   образы   произведений   способность сопереживать, побуждать к совершению добрых поступков; Воспитание интереса и уважения к произведениям отечественных писателей. Оборудование:Для учителя: учебник «Литературное чтение» 2 кл., 2 ч., Л.Ф. Климанова, В.Г.  Горецкий, компьютер,  мультимедийный проектор,  мультимедийное сопровождение  урока. Для учащихся: учебник «Литературное чтение» 2 кл., 2 ч., Л.Ф. Климанова, В.Г.  Горецкий, конверты с карточками­названиями частей плана. ХОД УРОКА 1. Организационный момент. слайд 1 1) Эмоциональный настрой Веселый прозвенел звонок, Мы начинаем наш урок. – У нас урок литературного чтения, урок общения. Приятно общаться с человеком  веселым, доброжелательным. Начнем урок с игры «Привет, сосед!» – Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь… Дети хором произносят текст: Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ. Я хочу, чтобы ты не грустил, Всем улыбки сегодня дарил. – Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Я  чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать – Кто хочет стать настоящим читателем? – А что для этого надо делать? – Уметь грамотно читать! Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую  речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат. Слайд 2: Упражнения для развития артикуляционного аппарата.(Чем глубже дышим, тем сильнее воздействие упражнения): вдох носом, выдох через  рот; вдох, задержали дыхание, выдох; встать, расправить плечи, голову держать прямо,  1,2 – глубокий вдох (про себя), 3 – задержали дыхание, выдох – плавный счёт от 1 до 10 (или пока хватает дыхания); Прочитать слитно: А О У Ы И Э А Ы О У Э И О У А Э И Ы З С Ж Слайд 3: Ок­ок­ок – падает снежок. Ип­ип­ип – слышу снега скрип. Ре­ре­ре – горы в снежном серебре. – Прочитайте конец 1­го предложения с вопросительной интонацией. – Конец второго предложения прочитайте с восклицательной интонацией. – В третьем предложении логическое ударение поставьте на слове снежном. – Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно. – А теперь прочтите ее громко и быстро. 2. Сообщение темы урока, его целей Слайд 4: 1) Выполнив следующее задание, вы узнаете, с творчеством какого писателя мы  сегодня познакомимся. Знакомы вам фамилии эти писателей, какие их произведения  мы уже изучили? Вставьте недостающие буквы, и вы узнаете фамилию замечательного детского писателя Аг*ния Барт* Чуков*кий К*рней Михалко* Сергей  – НОСОВ Слайд 5: (портрет)Слайд 6:  – Какие  произведения этого автора вы знаете?   – Сегодня мы прочитаем еще один рассказ этого писателя и будем учиться его  пересказывать. 2) А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться…Даю подсказку: название  состоит из двух слов. Дети разгадывают анаграмму: Слайд 7:   А Н        К Е Г О Р              Слайд 8.     Тема урока: Николай Носов «На горке». 3. Подготовка к первичному восприятию текста. – Мы уже знаем, как много в мире книг, но есть одна, из серии особых, которая знает  про слово всё. Книга эта у нас в гостях: «ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО  ЯЗЫКА».   Слайд 9. – Кто из вас хочет узнать всё про слово «горка»? – «Горка – это возвышенность, поднимающаяся над окружающей местностью. Это куча  чего­нибудь». – А ещё горкой называют полет спортивного самолета, или застекленный шкафчик для  красивой посуды. – Существует понятие «Красная горка», оно очень старое. Так называют первую  неделю после пасхальной.  – Дома мы можем увидеть горку соли, горку сахара, горку муки, горку семечек и т.д. – Про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов? (про снежную горку) – Скажите, что нужно для строительства снежной горки? – Строительство горки – нелегкая работа. Она требует большой силы и терпения. – Ребята, а вы любите бывать на горке? – Почему? – Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? Словарная работа. Слайд 10.– Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте подготовимся к чтению  трудных  слов, которые встретятся в тексте. – Читаем по слогам, а затем целыми словами:  СГРЕ­БА­ЛИ       –    СГРЕБАЛИ (Подберите слово, близкое по значению: собирали) СВА­ЛИ­ВА­ЛИ  –   СВАЛИВАЛИ ТРУ­ДЯТ­СЯ       –    ТРУДЯТСЯ  (Подберите слово с противоположным значением:  ленятся) СКОЛЬЗ­ КА­Я   –    СКОЛЬЗКАЯ ВЗОБ­РАЛ­ СЯ    –    ВЗОБРАЛСЯ (Замените синонимом) ДВОР­НИЦ­КА­Я  – ДВОРНИЦКАЯ (Найдите толкование этого слова в словарике на  странице  учебника) ОТ­ТОЛК­НУЛ­СЯ  – ОТТОЛКНУЛСЯ ЧЕТ­ВЕ­РЕНЬ­КИ –  ЧЕТВЕРЕНЬКИ (Как вы понимаете это слово?) НА­ПОР­ТИЛ      –     НАПОРТИЛ (Подберите слово, близкое по значению: сломал) 4. Первичное восприятие текста – Будем читать текст «по цепочке», до моего сигнала. – Чьё чтение вам понравилось больше всего? 5. Проверка первичного восприятия текста Эмоционально­оценочная беседа – Кому понравился рассказ? – Какой момент рассказа вам особенно понравился? Почему? Физкультминутка: Слайд 11. С неба падают снежинки, Как на сказочной картинке. Будем их ловить руками И покажем дома маме. (Дети поднимают руки над головой и делают хватательные  движения, словно ловят снежинки.) А вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги. (Потягивания — руки в стороны.)Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.) Вон лисица в поле скачет, Словно мягкий рыжий мячик. (Прыжки на месте.) Ну а мы идём, идём (Ходьба на месте.) И к себе приходим в дом. (Дети садятся.) 6. Анализ произведения, выборочное чтение – Кто является главным героем рассказа? (Котька и его друзья) – Что делали ребята? – Прочитайте, как они строили горку. – А что делал Котька, когда ребята трудились?  – Почему же он не вышел? (Не хотел трудиться, но хотел кататься) – Какой он? (Хитрый) – Что произошло, когда ребята ушли обедать? – Прочитайте, как Котька пытался залезть на горку. – А зачем он посыпал горку песком? (Он не мог на нее взобраться) – Что из этого вышло? Прочитайте. – Как отреагировали ребята, когда прибежали на горку после обеда? (Поругали  Котьку и заставили его засыпать горку снегом). – Котька сразу согласился это сделать? (Нет, он предложил подождать, пока  выпадет снег) – Понравилось ли Котьке работать? – Подтвердите словами из текста… – Как вы думаете, изменился ли Котька? (Да, он стал лучше). – Кто помог ему стать лучше? (Его товарищи) – Закройте глаза и представьте, что прошел год. Каким стал Котька? – Найдите пословицу, которая выражает главную мысль рассказа: Слайд 12: 1. Поспешишь – людей насмешишь. 2. Семь раз отмерь, а один отрежь. 3. Умел ошибиться, умей и поправиться.– Почему вы выбрали пословицу под цифрой 3? – Вы правильно справились с заданием. Исправить ошибку Котьке помогли его  товарищи, которые работали вместе с ним. Физкультминутка (Релаксация) Слайд 13. Реснички опускаются, Глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем… (пауза) Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали, Глазки дружно открываем, И к работе приступаем. 7. Деление текста на части, составление плана, пересказ. Слайд 14. – Художник нарисовал к этому рассказу картинки. Рассмотрите их.      – Соответствует ли порядок рисунков событиям рассказа? (нет) – Давайте расставим картинки по порядку.  – Какой картинки не хватает? – У нас получился картинный план. Давайте озаглавим каждую картинку. Составление плана рассказа (по группам). – Ребята, у вас на столе есть конверты. Попробуйте составить план к данному рассказу. На карточках необходимо поставить номер по порядку, а в тексте найти начало и конец каждой части, отметив их карандашом. План:    Строительство горки ребятами. Хитрец на скользкой горке. Котька посыпает горку песком.       Ребята заставили товарища работать. Котьке понравилось трудиться. – Я думаю, многие из вас готовы уже сейчас пересказать текст. Но я хочу усложнить  задачу. Может быть, кто­то попробует пересказать текст от лица Котьки? 8. Обобщение материала – Выберите слова, которые, по вашему мнению, подходят к этому рассказу: Слайд 15. ДРУЖБА ЗЛО ТРУДОЛЮБИЕ РАДОСТЬ ЛЕНЬ ЗАВИСТЬ – С какой целью Николай Николаевич написал рассказ «На горке»? Слайд 16. Чтобы: Развеселить читателя. Подшутить над кем­нибудь. Помочь увидеть поступки, поразмышлять над ними. Разбудить фантазию. Помочь читателю отличить правильный поступок от неправильного? – Итак, все 5 выводов верны, и я надеюсь, что вы, ребята, теперь сумеете отличить  хорошее от плохого, а некрасивый поступок товарищу простить и помочь ему впредь  такое не совершать. 9. Итог урока–  У каждого на парте лежит снежинка. Возьмите ее. Напишите на ней свое имя,  оцените свою работу на уроке и поставьте себе отметку. – А сейчас мы с вами построим свою горку. Все свои снежинки вы прикрепите на  доску. 10. Выставление и комментирование оценок 11. Домашнее задание. Слайд 17.     Перечитать рассказ и подготовить его пересказ по плану в учебнике. Выбор творческого задания (на выбор): нарисовать диафильм к рассказу; продолжить рассказ. «На следующий день дети решили построить  крепость…». Слайд 18.