Тема: Черепахи - кто они ?
Цель: Создать условия для познавательно- исследовательской и поисковой деятельности детей на примере черепахи.
· Формировать представление детей о черепахе, местах её обитания, особенностях существования;
· Развивать интерес к животному миру и его многообразию;
· Развивать умение рассуждать и мыслить логически, любознательность, познавательный интерес.
· Подводить к умению самостоятельно делать элементарные умозаключения Материалы:
1. карточки-символы методов исследования, книги с закладками,
черепаха.
Ход НОД
Ребята, помните мы смотрели передачу «Спроси у Всезнамуса» ? Сегодня к нему на почту пришло очень много писем, и он попросил нас стать его помощниками и провести самостоятельно исследование, как настоящие ученые. Как вы думаете, сможем ли мы помочь профессору?
Тогда слушайте вопрос. Пишет мальчик Ваня «Недавно я смотрел мультфильм «Львенок и черепаха» и мне захотелось как можно больше узнать о черепахах.
Ребята, а как вы думаете, кто такие учёные? (Это люди, которые изучают то). Совершенно верно учёные – это люди, которые много знают, специалисты в какой-либо области науки.
Так как тема нашего исследования определена, наша задача - узнать как можно больше интересного о черепахе.
- Ребята, как вы думаете, с чего начинают своё исследование учёные?
(Учёные проводят опыты, наблюдают за черепахами, узнают о них по компьютеру, у других людей) . (По мере называния детьми методов на столе появляются карточки с их обозначениями.)
А если у учёного под рукой нет ни черепахи, ни книги, ни компьютера, что же тогда он будет делать? Если учёному не с кем посоветоваться?
(думает самостоятельно)
-Вы назвали много методов, давайте расположим их по порядку, что мы будем делать сначала, а что потом.
(карточки с методом исследования помещаются на стенд)
1. Подумать самостоятельно.
2. Спросить у другого человека.
3. Узнать из книг.
4. Наблюдение и эксперимент.
5. Сбор материала.
- Ребята, вот мы и составили план наших действий. Теперь нам ясно, что нужно делать!
- Когда учёные добывают информацию, они, чтобы не забыть, записывают её в своих дневниках. Вы пока ещё писать не умеете. Поэтому всё, что будете узнавать, будем отмечать рисунками.
Начнем.
1.Подумайте, что вы знаете о черепахах?
(дети высказывают свои предположения.
По мере высказывания на доске выставляются картинки)
- Черепахи это кто? (животные)
-Где они живут? И.т.д.
2. Ребята, задайте вопрос взрослому. Что бы вы хотели узнать про черепаху?(Дети задают вопрос воспитателям)
3. Ребята, обратите внимание на энциклопедии и другие книги, которые я подготовила . Закладки в них заложены на страницах, посвящённых черепахам. Вы можете рассмотреть картинки, а текст я прочитаю вслух. То из прочитанного, что вас удивит, покажется новым, постарайтесь отметить у себя на листочках. (Дети внимательно рассматривают иллюстрации в книгах, пытаются сформулировать увиденное, слушают чтение взрослого)
- Живут в основном в тропиках – в жарких странах.
- Кожа у них покрыта чешуйками, которые защищают её от высыхания.
Поэтому некоторые черепахи живут даже в пустынях.
- Эти черепахи очень медлительны, долгое время проводят неподвижно,
зарывшись в песок.
- Пустынные черепахи едят кактусы.
- Черепашата появляются из яиц, которые черепаха откладывает в песок или в заросли травы.
- Морские черепахи всю жизнь проводят в воде, выбираются на сушу только чтоб отложить яйца.
- Маленькие морские черепахи, вылупившись, бросаются к морю и многие
становятся добычей хищников и птиц.
4. А теперь друзья-учёные понаблюдаем за живой настоящей черепахой.
-чем черепаха не похожа на других животных? (панцирь)
А как выдумаете, для чего он нужен черепахе? (Защищаться от врагов. Когда приближается опасность, черепаха прячется в панцирь и становиться похожа на камень)
Потрогайте панцирь, какой он на ощупь?
Какого цвета панцирь черепахи?
Хорошо или плохо, что цвет ее тела и панциря имеет такую окраску? Как вы думаете, почему?
5. Давайте проверим ваши предположения (эксперимент с разноокрашенными поверхностями: на фоне белой, красной бумаги и среди буро-зелёной пестроты растений и камней). Окраска и форма тела черепахи делают ее незаметной на буро-желтом, песчаном фоне, среди камней, особенно когда она неподвижна.
То есть, окраска и форма тела черепахи маскировочные).
Посмотрите на ноги черепахи. Какие они по величине? (короткие, толстые, широкие, покрытые кожей с короткими, тупыми и крепкими когтями, передние ноги развернуты в стороны.
-Как вы думаете, может ли с такими ногами черепаха быстро передвигаться?
(Такие ноги не приспособлены к быстрой ходьбе).
-Что есть на ногах (когти)? Как вы думаете – для чего они черепахе?
Воспитатель рассказывает (в случае затруднения) о том, что в естественных условиях черепаха живет в степи или пустыне. Там много песка и когти ей помогают передвигаться по сыпучему песку.
- Какие особенности поведения вам удалось увидеть?
Предполагаемые ответы детей:(Пытается освободится из рук, шевеля лапами во все стороны, Замирает при приближении руки, прячет голову под панцирь.
6. У нас остался еще один метод «Посмотреть в интернете)
(Просмотр ролика черепахи)
https://www.youtube.com/watch?v=okbQQleesS0
- А теперь вспомним, что интересного мы узнали о черепахах? Что интересного можем рассказать Ване по результатам нашего исследования?
Доклад о черепахе.
- Сейчас, всё, что нам удалось выяснить о черепахах, расскажут наши учёные. (Вызываются по желанию ребенок, одевает белый халат.
Ребенок по картинкам рассказывает о черепахе. (Дети дополняют рассказ)
Обсуждение доклада.
- О чём не было сказано?
- Что рассказали не точно?
- Что ещё хотелось бы узнать о черепахе?
- Молодцы, ребята!
-вы довольны результатами?
Видео с нашим исследованием мы отправим профессору Всезнамусу на передачу.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.