«Путешествие на метеостанцию»
конспект НОД
в подготовительной к школе группе
Воспитатель: Николаевская Анна Владимировна
Реализуемые образовательные области:
· «Художественно-эстетическое развитие»;
· «Познавательное развитие»;
· «Речевое развитие»;
· «Социально-коммуникативное развитие»;
· «Физическое развитие».
Цель: познакомить детей и сформировать интерес к метеостанции.
Задачи:
Образовательные (формирование компетенций ребенка):
· Закрепить знания детей об основных явлениях природы (дождь, снег, град, холод, ветер, жара,);
· Формировать представления детей о приборах метеостанции и их назначению.
· Научить пользоваться оборудованием метеостанции определить научный способ наблюдений за погодой и климатом.
Развивающие (направлены на развитие психических процессов):
· Развивать внимание, память, мышление, наблюдательность,
· Развивать навыки исследовательской деятельности, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
· Активизировать словарь детей.
Воспитательные (направлены на воспитание личностных качеств и межличностных отношений):
· Воспитывать интерес и потребность в общении с природой, любовь к родному краю;
· Способствовать развитию интереса детей к наблюдению и использованию оборудования метеостанции.
Средства, оборудование, материалы:
Сказочный герой: «Шуршик»
Наглядные: посылка, компас, стационарное оборудование метеостанции, картинки с разновидностью часов. (солнечные, водяные, песочные, огненные, механические, кварцевые, электронные), султанчики, карточки (С, Ю, З, В), 5 ключей формата А4 из картона (разной конфигурации).
Словарь: метеостанция, метеоролог, температура, погодные явления. барометр, гигрометр, солнечные часы, осадкомер, дождемер, ветреной рукав, компас, термометр, флюгер, барометр (приборы – помощники).
Тип занятия: систематизация и расширение имеющихся знаний.
Методы и приемы: Игровая ситуация, показ и объяснения воспитателя и сказочного героя, наблюдение, беседа, практическая деятельность детей на метеостанции детского сада.
Форма проведения: совместная деятельность воспитателя с детьми.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, наблюдение за погодой и ведение дневника, опыты и эксперименты, чтение художественной литературы и народных примет, слушание звуков природы, разгадывание загадок, разучивание пальчиковой гимнастики и считалочки, изучение приборов метеостанции.
Воспитатель: Ребята, на адрес нашего сада пришла странная посылка, в ней
необычный предмет, посмотрите и скажите, что это?
Дети отвечают (компас).
Воспитатель: Какие вы Молодцы! В посылке есть письмо. (читает)
-Дорогие мои друзья, я Шуршик, друг природы и детей. У меня случилась беда, я потерял волшебный сундучок. Прошу вас помочь её найти, для этого вам необходимо отправиться в путешествие на экологическую тропу, тропу сказок. Надеюсь на вашу помощь. Отправляю вам компас, он подскажет путь.
Ребята, этот компас указывает нам путь, но на территории нашего детского сада много разных станций, где же нас ждёт Шуршик?
На обратной стороне компаса есть загадки, может это и есть ключ?
Он по улице идет,
В дом никак не попадет.
Все сидят и тихо ждут,
Пока тучи убегут (Дождь).
Его жизнь вполне беспечна,
Любит в спину потолкать,
Так пытается играть (Ветер).
Белая вата
Летит куда-то.
Чем эта вата ниже,
Тем мокрый дождик ближе (Облако)
Ребята, одним словом, вы отгадали природные явления. Как вы думаете на какой станции в нашем детском саду их изучают?
Дети отвечают (метеостанция)
Воспитатель: давайте проверим.
Предлагаю отправиться в путь к метеостанции, возможно именно там мы найдем Шуршика и поможем ему.
Предлагаю запастись терпеньем и хорошим настроением. Повторяйте за мной.
Воспитатель: (физ. разминка)
Вывел Шуршик нас гулять, (шагаем)
Свежим воздухом дышать. (дышим носом)
Мы природу уважаем (руки в стороны)
Механизмы изучаем. (круговые движения руками)
Метеостанцию найдём, (руки в форме бинокля)
Эксперименты проведём. (хлопают в ладоши)
(Идут по экологической тропе к метеостанции.)
Шуршик: здравствуйте друзья мои! Я рад что вы пришли ко мне на помощь. Ребята вы пришли на очень необычную станцию. Все, кто её посещают становятся метеорологами. Вы знаете, кто это?
Дети отвечают (это человек, который занимается изучением погоды и составлением прогноза погоды).
Шуршик: Молодцы! Посмотрите, как много здесь разных и интересных приборов, созданных для определения погоды. Сейчас, мои юные метеорологи приступят к изучению и работе с этими устройствами, только после этого мы сможем найти мои сундучок.
Ой, а который час? Вижу современные наручные часы (показывает на воспитателя)., а вы знаете, какие часы были раньше? А это и будет первое задание.
Задание 1: «Хитрые часики»
Картинки с разными видами часов. Найдите на картинке Солнечные часы.
· Солнечные часы
· Водяные часы
· Песочные часы
· Огненные часы
· Механические часы
· Кварцевые часы
· Электронные часы
Воспитатель: Молодцы!
Подойдем поближе к СОЛНЕЧНЫМ ЧАСАМ, встанем в круг и попробуем по ним определить время. У таких часов есть один только минус- они работают лишь в солнечную погоду. За это задание я дам вам один ключик.
Задание 2: «Веселый ветер».
Воспитатель: Шуршик, расскажи нам пожалуйста, что это за приборы, один – похож на колпачок Буратино, другой- поворачивается в разные стороны…
Шуршик: Ребята, как вы думаете, для чего нужны эти приборы?
(ответы детей)
Шуршик-это приборы называются ВЕТРЯНОЙ РУКАВ и флюгер, они для определения силы ветра и его направления. (рассматриваем и объясняем принцип работы).
Экспериментирование «Поиграем с ветерком».
Цель: обнаружить движение и направление ветра.
Ход: дети поднимают султанчики над головой и наблюдают: если ленточки не шевелятся, значить ветра нет; если ленточки «полетели», то ветер есть. Так же дети наблюдают, в какую сторону «летят» ленточки, в ту сторону дует ветер.
Воспитатель. Молодцы, ребята, теперь вы можете определить, есть ветер или нет. Как ещё мы можем догадаться, что дует ветер?
Дети: (Обратить внимание детей, как качаются ветки деревьев, дым из трубы идет в сторону, по небу плывут облака).
Шуршик: Молодцы! Получите ребята второй ключ.
Задание 3: «Ловец облаков»
Воспитатель: Шуршик, а что это за странное приспособление? Тут 8 картинок и отверстие посередине…
Шуршик: Отгадайте мои загадку и вы всё поймёте.
1.Ходят по небу барашки-
Серебристые кудряшки.
Целый день за солнцем бродят.
Под лучами хороводят.
Тучные свои бока
Греют, нежась…(облака)
-Правильно это облака, а это приспособление это для изучения и наблюдения за облаками. Называется «ловец облаков». Сейчас мы с вами понаблюдаем постараемся определить какие сегодня облака и как они называются. А названий у облаков не мало..
высокослоистые, кучево- дождевые, кучевые, перистые, перисто-кучевые, высококучевые, слоистые, слоисто-кучевые.
(дети встают рядом с ловцом облаков, заглядывают в отверстие и сопоставляют облака на небе с картинкой с названием)
-Молодцы ребята, вы справились и с этим заданием. Вы получаете третий ключ.
Задание 4: «Осадкомер»
Воспитатель: Шуршик, расскажи нам пожалуйста, что это за необычный прибор?
Шуршик:Это «Осадкомер»- прибор, предназначенный для измерения жидких (в виде дождя) и твёрдых (снег, град) атмосферных осадков. Основной частью осадкомера, конечно же, являются осадкосборные сосуды. Иногда их ещё называют осадкомерные ведра
(Опыты с осадкомером) Ребята, давайте поиграем в метеорологов и попробуем измерить, сколько дождика (снега) выпало прошлой ночью (за эти дни)? Как вы думаете, что нужно сделать?
(ответы детей)
Правильно, берем ведерко, переливаем водичку из ведерка в стакан и смотрим, сколько же у нас дождика (талого снега). Посмотрите, ребята, сколько у нас получилось осадков? Правильно, ___ мм!
Какие вы молодцы! Теперь мы умеем определять количество осадков с помощью метеорологического осадкомера! Получите четвертый ключ.
Задание 5. «Метеобудка»
Шуршик: Друзья мои, у вас есть ключи. Посчитайте сколько (дети считают. четыре) Воспитатель закрепляет ключи к доске для записей наблюдений.
Воспитатель: кстати, а что это за скворечник? И какое отношение он имеет к метеостанции? Может там живут птицы, которые предсказывают погоду?
Шуршик: нет, не живут там птицы. Это метеобудка. Там живут приборы- термометр, барометр и гигрометр.! Она защищает метеоприборы от солнечных лучей, от ветра, тумана, снега, дождя и града. Но посмотреть на эти приборы мы не сможем. Я забыл какой ключ подходит. Посмотрите на ваши ключи и по тени помогите мне пожалуйста найти нужный.
(Дети подбирают правильный ключ. Шуршик показывает приборы.)
1.Термометр — прибор для измерения температуры воздуха.
2.Барометр – это измерительный прибор, который предназначается для определения давления атмосферного воздуха.
3. Гигрометр - прибор для измерения влажности.
Шуршик: Молодцы ребята, но мы так и не нашли мой сундучок.
Задание 5: «Компас»
Шуршик: Отгадайте мою следующую загадку:
На ладонь он ляжет весь.
Не часы, но стрелка есть,
Он в дороге пригодится,
С ним нигде не заблудиться. (компас)
Правильно, это компас. Ребята, а вы знаете, что прибор, который вас привёл- не простой. Вы знаете, для чего он?
Да, верно, это компас — это прибор, который помогает нам ориентироваться в пространстве. У него есть секрет. Его стрелка всегда направлена на север. А еще есть юг, запад и восток.
Шуршик: Я раздам вам карточки с обозначением Севера «С», Юга «Ю», Запада «З», востока «В». Ваша задача правильно определить стороны света. Подсказку вы найдете если внимательно рассмотрите свой компас.
Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру. Слушайте внимательно мои задания!
Игра «Запад – Юг»
-Повернитесь, пожалуйста, лицом на Север (Юг Запад Восток).
- Что находится в северном углу нашей метеостанции? В южном? Западном? Восточном?
- Если мы встанем лицом на Север, какая сторона света окажется позади?
Шуршик: ой что я вижу! Ребята! Вы нашли их, вы нашли мой волшебный сундучок! Давайте откроем его и посмотрим какой сюрприз там хранится (мыльные пузыри) теперь мы вместе будем надувать, играть и веселиться!
Воспитатель: - Дети, где мы с вами сегодня были? (ответы)
- О чем говорили?
(ответы)
- Как называют людей, определяющих погоду? (ответы)
- Назовите приборы, с которыми вы сегодня работали? (ответы)
- Для чего они нужны? (ответы)
- Вам понравилось быть метеорологами? (ответы)
- Что больше всего понравилось делать? (Ответы)
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.