НОД по познавательному развитию (краеведение) в старшей группе "Наша родина - Крым"
Оценка 4.9

НОД по познавательному развитию (краеведение) в старшей группе "Наша родина - Крым"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
Детсад
10.11.2017
НОД по познавательному развитию (краеведение) в старшей группе "Наша родина - Крым"
Формирование у детей любви и уважения к своей малой и большой Родине – первоочередная задача современной воспитательной политики в Республике Крым. Целью данного занятия по краеведению является обогащение знаний детей о Крыме, его географических особенностях, о растительном и животном мире полуострова, воспитание любви к родному краю. «Кто видел край, где роскошью природы / Оживлены дубравы и луга, / Где весело шумят и блещут воды / И мирные ласкают берега, / Где на холмы под лавровые своды / Не смеют лечь угрюмые снега? /Скажите мне: кто видел край прелестный…» (А. С. Пушкин)
Наша родина - Крым. .docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «СОВЕТСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 2 «БЕРЕЗКА» СОВЕТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ НОД по познавательному развитию (краеведение)   в старшей группе  на тему: «НАША РОДИНА ­ КРЫМ»  Бибик  Маргарита Борисовна,  воспитатель высшей  квалификационной категории Познавательное развитие (краеведение) Тема:  Наша родина – Крым. (П, Р, С­К). Цели деятельности педагога: Расширять и обогащать представления детей о Крыме,   его   географических   особенностях.   Сформировать   представления   о многообразии природы Крымского полуострова. Углублять знания детей о природных зонах, животном и растительном мире родного края.  Воспитывать интерес, любовь и уважительное отношение к родной земле. Виды  детской   деятельности:  игровая,   коммуникативная,   познавательно­ исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.  Планируемые   результаты   ­   целевые   ориентиры   дошкольного образования:  имеет  представления  о   Крыме,   его   географических особенностях, о животном и растительном мире; сформировано уважительное отношение к родной земле. Материалы и оборудование: карта Крыма, виды Крыма (фотогалерея).  Содержание организованной деятельности детей. 1. Организационный момент.  В о с п и т а т е л ь .   Читает отрывок стихотворения Исмаила Гаспринского «Крым»:     Его называют «зелёный остров». Прекрасный остров, чудесный Крым. Он с легкокрылой стремительной чайкой,  Летящей над пенной волною, сравним.  — С какой птицей автор сравнивает наш Крым? — Почему автор называет Крым зелёным? Воспитатель предлагает детям подойти к карте Крыма, рассмотреть ее и ответить на вопросы. — Можно ли Крым назвать островом? — Что на карте обозначают цвета: зеленый, коричневый, голубой? 2. «Путешествие по Крыму». В о с п и т а т е л ь .   Я   приглашаю   вас   в   путешествие   по   Крыму,   по заповедным и памятным местам этого прекрасного края. Итак, начинаем наше путешествие ... Много­много лет назад на планете были только моря. Но вот Море начало волноваться,   забурлила,   закипела   вода,   поднялись  Волны,  и   из­под   воды появилась суша, небольшой участок земли,  который имел вот такую форму. (Показывает карту Крыма). Здесь были горы, реки, водопады, долины. Со временем на этой  земле выросли деревья, травы, цветы, кустарники, появились звери и птицы. Так на планете появился самый красивый  уголок  Земли. Дети, вы догадались, как называется   этот   сказочный  край?  (Крым).  Какие   моря   омывают   наш полуостров? (Азовское и Черное). Да,   Крым   –   это   полуостров,   который   омывается   Черным   и   Азовским морями.   Моря   –   это   первая   достопримечательность   Крыма.   Послушайте стихотворение «Море Черное не только черное»: Я родился у Черного моря, Видел штормы и тихую гладь, Слышал чаек крикливые споры –  Даже птицам твой цвет не понять. Море Черное – не только черное; Оно синее, как небеса, Сердито­серое, или зеленое, И спокойное, как бирюза... А. Мирзоян Черное   море   глубже,  вода   в  нем   очень   соленая,  т.к.  в  ней   растворено много морских солей и полезных веществ. А Черным его назвали еще очень давно из­за того, что когда начинается ветер, волны поднимают со дна моря песок, водоросли, и море из нежно­голубого становится темно­мутным, почти черным. Азовское море мельче и меньше Черного, вода в нем теплее и не такая соленая. В наших морях живут множество морских обитателей, среди них есть интересные: морской конек, рыба­игла, камбала, черноморская акула катран. У морского конька на брюшке есть «кармашек», в котором он носит икринки до тех пор, пока оттуда не вылупятся маленькие коньки. Еще живут различные рыбы, креветки, медузы, крабы, мидии. Они полезны для моря, т.к. фильтруют, очищают воду. А самые крупные обитатели Черного моря – это дельфины. В переводе с греческого «дельфос» означает «брат». Дельфины – добрые   и   умные   животные.   Еще   с   древности   сохранились   рассказы   о дельфинах.   Они   спасали   людей,   загоняли   рыбу   в   сети   рыбаков,   в  узких проливах указывали путь судам. В о с п и т а т е л ь .   На   территории  Крымского   полуостров  есть  озера,  их много.   Эти   озера   соленые.   В   Мойнакском   и   Сакском   озерах   добывают лечебную грязь, которыми лечат разные болезни. Недалеко от нашего поселка тоже   есть   соленое   озеро   –   это   Сиваш.   Озеро   Сиваш   неглубокое,   солнце выпаривает воду, а в оставшейся воде образуется много соли, ее добывают и используют для приготовления пищи.  А еще в Крыму есть реки. Самая длинная река – Салгир, она протекает через главный город Крыма Симферополь. Есть река Альма, название которой переводится как «яблоко», река Кача, Бельбек, Черная, Бурульча и другие. Много   в   Крыму   рек,   но   все   равно   пресной   воды   в   Крыму   мало.   И   люди решили прорыть канал и пустить в Крым воду из большой, полноводной реки Днепр. Этот канал называется Северо­Крымский канал, и протекает он рядом с нашим поселком. Но сейчас в нем мало воды, да и течет она в канал из ближайшей   реки   Биюк­Карасу   и   Булганак.   Чтобы   сохранить   воду,   люди создают   водохранилища:   Симферопольское,   Чернореченское,   Тайганское   и др.  Вода нужна всему живому: и человеку, и птице, и животным, и растениям, поэтому к ней надо относить очень бережно. Крым – это на только моря и реки, Крым – это долины и степи. Лишь запах чабреца, сухой и горьковатый  Повеял на меня – и это Крым степной. Скопление синиц здесь свищет на рассвете, Тяжёлый виноград прозрачен здесь и ал.  Здесь время не спешит, здесь собирают дети  Чабрец, траву степей, у неподвижных скал. Мы   с   вами   живем   в   степном   Крыму.   Степь   –   это  равнина, поросшая травянистой   растительностью.  Деревья   в   степи   не   растут,  кроме тех, что посадили люди возле домов, водоемов и лесозащитные полосы из деревьев и кустарников вдоль дорог.  А   вот   в   крымских   лесах   растет   множество   растений:   деревьев, кустарников, цветов и других травянистых растений. — Назовите деревья, которые растут у нас, в Крыму. (Яблоня, груша, ель, клен, береза, сосна слива, кипарис, тополь, каштан.) Физкультминутка «Миндаль». Превратились в облака  Вдруг деревья и слегка  Потянулись ввысь и вдаль — Так в Крыму цветет миндаль. В о с п и т а т е л ь .   Так мы с вами вспомнили еще одно дерево Крыма – миндаль.   А   символом   Южного   берега   Крыма   является   кипарис.  (Читает стихотворение): Так легко представить Крым  Без ириса и без риса. Только Крым – совсем не Крым Без красавца кипариса. А еще, ребята, в Крыму есть кустарник, у которого красные ягоды очень богаты   витаминами,   но   крымчане   называют   этот   кустарник   «шайтановой ягодой». Это кизил, который поспевает в начале осени. Крым – это не только степи и море, но и горы.  Горы не только не только украшают   наш   полуостров,   они   еще   защищают   побережье   от   холодных северных ветров. Здесь за горами на берегу моря всегда тепло и солнечно. Это Южный берег Крыма. Именно здесь появился Никитский ботанический сад, где посажены тысячи растений со всего света. Посмотреть на эти деревья и цветы сюда приезжают жители и гости Крыма. Над Никитским ботаническим садом возвышается  красивейшая гора Крыма – Ай­Петри. За ее вершину задевают облака, плывущие по небу. Здесь гнездятся   орлы,   соколы.   Это   большие   сильные   птицы   –   символ   силы, могущества.  Посмотрите, какая интересная гора у моря. Она очень напоминает дикого зверя, пьющего из моря воду. Эта гора называется Аю­Даг, что в переводе означает Медведь­гора. У подножья Аю­Дага построили центр отдыха для детей – Артек.   Медведь­гора Лежит себе Медведь­гора, Нос прикрывает лапой, А рядом ходит детвора –  Не страшен косолапый! Не станет ведь гора реветь, Хоть и зовут ее: Медведь! Крымские   горы   покрыты   смешанными   лесами.   В   них   водится   много              Л. Огурцова разных животных.  —    Каких  зверей,  которые  живут  у   нас  в  крымских  лесах,  вы  знаете? (Ответы детей.) В о с п и т а т е л ь .   На   южном   склоне  горы   Сель­Бухра  расположена Крымская   астрофизическая   обсерватория.  При   помощи   телескопов   ученые наблюдают за Солнцем, планетами, звездами, метеоритами. В   Крыму   очень   много   интересных,   памятных   и   красивых   мест.   Вам предстоит узнать Крым еще лучше: на следующих занятиях мы поднимемся в горы, спустимся в пещеры, посетим крымские города и познакомимся с их достопримечательностями. Ведь Крым – это самое родное место на земном шаре для каждого из нас: здесь живут ваши родители, друзья, здесь родились вы сами, это наша с вами Родина. А ее надо хорошо знать и любить. А сейчас послушайте притчу о нашем Крыме. «Одного старца спросили:  — На что похож Крым? — На гроздь винограда, — не задумываясь, ответил старец. — Почему? — удивились люди. —  Потому что гроздь винограда состоит из множества сочных, вкусных красивых   и   богатых   витаминами   ягод,   так   и   Крым   богат   множеством прекрасных мест – это и море, и леса, и горы, и степи, богатые растительным и животным миром. Если сравнить контур Крыма с гроздью винограда, то сразу   видно,   как   они   похожи   по   форме.   И,   конечно   же,   люди.   Крым принадлежит к тем местам, где проживают люди многих национальностей, со своими традициями, праздниками. Это русские, крымские татары, украинцы, евреи и многие другие. Все эти люди живут одной дружной семьей, так же как ягодки   на   виноградной   грозди.   Вот   почему   Крым   похож   на   виноградную гроздь». В о с п и т а т е л ь .   На гербе нашего Крыма написаны замечательные слова «Процветание   в   единстве»,   т.е.   для   того,   чтобы   Крым   был   цветущим   и богатым краем, надо, чтобы все люди много трудились и заботились о его красоте и благополучие.  Многие поэты и писатели восхищались красотой Крыма, писали о Крыме   Давайте   послушаем   стихотворение   Всеволода стихи   и   рассказы. Рождественского «Крым». 1­й ребенок:     Спускайся тропинкой, а если устал ты, Присядь и послушай дыхание смол, Вон блюдце долины, вон домики Ялты, И буквою Г нарисованный мол! 2­й ребенок:     Всё ближе и ближе в саду санаторий, Сквозит (как я в сердце его берегу!) Смеётся, и плещет, и возится море, И пенит крутую лазурь на бегу. 3­й ребенок:     Как дышит оно и привольно и смело, Какой на закате горит синевой!  Бросай же скорей загорелое тело В упругую влагу, в слепительный зной! 4­й ребенок:     На запад, где солнце вишнёвое тонет, Плыви и плыви, а начнёшь уставать –  На спину ложись, чтоб могло на ладони  Вечернее море тебя покачать. 5­й ребенок:     Здесь розы, и скалы, и звонкая влага, Здесь небо прозрачно, как пушкинский стих, Здесь вышел напиться медведь Аю­Дага, И дремлет, качаясь на волнах тугих. 6­й ребенок:     Недаром в метелях и тающем марте, Любил ты, тревогой скитаний томим, Искать благодарно на выцветшей карте, Как гроздь винограда повиснувший Крым. 3. Рефлексия. В о с п и т а т е л ь .   Наш Крым – удивительный край, его любят и гости, и сами крымчане.  Крым – это здравница и это чудо­сад, Крым – это фрукты, это сладкий виноград.  Крым – это море, это райские места. Крым – это южных гор крутая высота. Крым – это степь и заповедные леса. Крым – это сказка, заглянувшая в глаза. В   этом   коротком   стихотворении   отражено   все   многообразие   нашего И. Коробкина полуострова. Подумайте и ответьте на вопросы:  — Почему Крым называют здравницей? Чудо­садом? — Какие фруктовые деревья растут в Крыму? — Как называются моря, которые омывают наш Крымский полуостров? — Назовите самые известные горы Крыма? 1. Крым. Поэтический атлас: Справочник туриста и краеведа. / Сост. А.Н. Литература. Рудяков, В.П. Казарин. – Симферополь: Таврия, 1989. 2. Путешествуем   по   Крыму   вместе.   Редакторы­составители   Л.Г. Мухоморина, М.В. Лопатина. – Симферополь: Антиква, 2010. 3. Путешествуем  по Крыму. Знакомство дошкольников с историей родного края / сост. Э. Ф. Кемилева, Т. В. Лапшина, Л. В. Огурцова. – Волгоград: Учитель.

НОД по познавательному развитию (краеведение) в старшей группе "Наша родина - Крым"

НОД по познавательному развитию (краеведение) в старшей группе "Наша родина - Крым"

НОД по познавательному развитию (краеведение) в старшей группе "Наша родина - Крым"

НОД по познавательному развитию (краеведение) в старшей группе "Наша родина - Крым"

НОД по познавательному развитию (краеведение) в старшей группе "Наша родина - Крым"

НОД по познавательному развитию (краеведение) в старшей группе "Наша родина - Крым"

НОД по познавательному развитию (краеведение) в старшей группе "Наша родина - Крым"

НОД по познавательному развитию (краеведение) в старшей группе "Наша родина - Крым"

НОД по познавательному развитию (краеведение) в старшей группе "Наша родина - Крым"

НОД по познавательному развитию (краеведение) в старшей группе "Наша родина - Крым"

НОД по познавательному развитию (краеведение) в старшей группе "Наша родина - Крым"

НОД по познавательному развитию (краеведение) в старшей группе "Наша родина - Крым"

НОД по познавательному развитию (краеведение) в старшей группе "Наша родина - Крым"

НОД по познавательному развитию (краеведение) в старшей группе "Наша родина - Крым"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2017