НОД "ЗИМНИЕ ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА ПРОГУЛКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная НОД знакомит детей через экспериментально-опытную деятельность со свойствами льда и снега. Дети учатся сравнивать объекты, делать выводы, строить логические цепочки. Также дети закрепляют знания характерных для региона проживания признаков зимы, знание зимних месяцев, развивают логику. НОД проходит в увлекательной форме.
Иконка файла материала ЗИМНИЕ ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА ПРОГУЛКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.docx
Воспитатель разновозрастной группы МБДОУ детский сад №3 «Ромашка» Г. Верхний Уфалей Челябинской области Рудник Ирина Михайловна ЗИМНИЕ ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА ПРОГУЛКЕ  ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА    ТЕМА:  Определение и сравнение свойств снега и льда. Цель: Сравнить свойства снега и льда опытным путем, найти сходства и различия. Задачи:  1. Учить детей видеть различия и сходства в свойствах и внешнем виде зимних  явлений. 2. Развивать логическое мышление, умение делать выводы на основе полученных  знаний. 3. Воспитывать интерес к познавательной деятельности, бережное отношение к  окружающему миру природы. Ход занятия: Дети встают полукругом. Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся со всем вокруг: Станем рядышком, по кругу, Скажем Здравствуйте! друг другу. Нам здороваться ни лень: Всем Привет! и Добрый день!  Если каждый улыбнётся –  Утро доброе начнётся.  ДОБРОЕ УТРО. Воспитатель: А сейчас отгадайте загадки: Белым пледом лес укрыт, И медведь в берлоге спит. Снег, как белая кайма. Кто хозяйничал? (зима)   Во дворе замерзли лужи, Целый день поземка кружит, Стали белыми дома. Это к нам пришла... (Зима) Ответы детей. Воспитатель: Правильно, наступила зима. Какие основные признаки зимы вы знаете?  Ответы детей. Воспитатель: Да, конечно, самый главный в нашем регионе признак  зимы – это снег. А вы  знаете, что есть страны, где зима бывает только по календарю и снег там не выпадает? Где  такое бывает?Ответы детей. Воспитатель: Правильно. Это страны Африки, юг нашей страны. Но сегодня мы с вами  поговорим о признаках зимы у нас, на Урале. Мы сегодня познакомимся со свойствами  главных признаков зимы. Послушайте и догадайтесь, что мы с вами будем исследовать. Вот какие чудеса: Стали белыми леса, Берега озер и рек. Что случилось? Выпал... (снег)   Что за чудо­покрывало? Ночью все вдруг белым стало. Не видать дорог и рек — Их укрыл пушистый...  (снег)   Белый пух лег на дороги, На ступеньки и пороги. Знает каждый человек — Этот пух зовется... (снег) В зимний день на пруд легло Очень скользкое стекло. Нас в хоккей играть зовет Синий крепкий гладкий... (лед)   Жарким летом на плоту По волнам я проплыву. А зимой не нужен плот — Превратились волны в... (лед)   Заморозил чародей И озера, и ручей. Холодом дышал, и вот — Не вода в ручье, а... (лед) Ответы детей. Воспитатель: Да, ребята, мы сегодня познакомимся и сравним свойства снега и льда. Но  сначала мы с вами сделаем сами…. Отгадайте загадку и узнаете. Зацепилась за карниз, Головой свисает вниз Акробатка­крохотулька, Зимний леденец... (сосулька)   Ответы детей. Воспитатель: Правильно сосульку.«Цветная сосулька»  Для этого толстой иглой делаем отверстие в донышке пустого тетра пакета и протягиваем в него нитку. Иглу выводим через боковую стенку и закрепляем нитку на узелок. Теперь подвешиваем   нашу   заготовку     и   заливаем   в   пакет   подкрашенную   воду   (для   удобства используйте воронку).  Вода вытекает через отверстие внизу и, спускаясь по нитке, капает на землю. Через какое­ то   время   вода   достаточно   остывает   и   начинает   примерзать   к   нитке.   В   результате получается длинная сосулька, толщина которой будет зависеть от ширины отверстия в донышке и температуры подливаемой в пакет воды. После того, как сосульки развешаны дети с воспитателем подходят к подготовленному столику с необходимым материалом и оборудованием для опытов и экспериментов. Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам взять лупы и рассмотреть исследуемые материалы снег и лед. Воспитатель и дети рассматривают лед и снег через лупы. СНЕГ Рассматривая снег, участники выделяют его свойства: белый, непрозрачный,  холодный, рассыпчатый, искристый, холодный, пушистый, состоит из отдельных  снежинок.  ЛЕД Участники рассматривают лед через лупу, обследуют с помощью рук выделение  свойств: прозрачный, твердый, холодный.  Воспитатель: Ребята чем похожи снег и лед?  Ответы детей.  Сходства :   холодные; когда таят превращаются в воду (держим в одной руке снег, а в другой кусочек льда). Воспитатель: А чем они отличаются? Давайте посмотрим. Из отличий выяснили следующие:   снег мягкий, пушистый, и пластичный (из него можно лепить), непрозрачный;  лёд твердый, гладкий, острый и ломается, прозрачный.(Для определения прозрачности используем книгу, покрытую пищевой пленкой для защиты от воды: на одну страницу насыпаем снег, а на вторую кладем лед.)  Воспитатель: А сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем в подвижную игру «Зимние забавы» Подвижная игра «Зимние забавы» (Воспитатель называет зимние объекты природы – дети изображают их : «сосулька» ­ прямые руки над головой домиком, «горка» – прямые руки под   острым   углом   вперед,   «сугроб»   ­   дети   присаживаются,   «снежинка»   ­   дети группируются по 6 человек, одна прямая рука соединена под углом с руками детей, другая в сторону и т.д.) Воспитатель: Ну, а теперь мы познакомимся еще с некоторыми свойствами снега и льда.  Опыт «Плавают ли лед и снег?» Нам понадобятся: Пластиковые стаканчики, кусочки льда, снег в комочках , большая  емкость для воды. Ход эксперимента:  Давайте узнаем, могут ли лед и снег плавать. Для этого кусочек льда положим в одну  емкость с водой, а комочек снега в другую. И кусочек льда и кусочек снега не утонут, а  будут плавать. Воспитатель  с детьми делает вывод : снег и лед легче воды, поэтому они не тонут. Опыт «Лед, снег и соль» Материалы: Кубики льда, снег , соль, блюдца. Ход эксперимента:  Ребята, а вы знаете, что иногда для того, чтобы расчистить  дорогу, дворники посыпают ее  солью? Почему они это делают? (ответы детей) Давайте посмотрим, что при этом  происходит.  Возьмите два кубика льда, положите на блюдце, на другое блюдце положить снег. Один  посыпьте  лед и снег солью, на других блюдцах оставьте как есть (это будет контрольный  экземпляр). Понаблюдайте, что будет, что происходить с льдинками и со снегом. Что  быстрее начнет таять.  Кусочек льда и снега, посыпанный солью, начнут таять гораздо раньше, чем простые снег и  лед. Если  приглядеться, то можно увидеть, что соль как бы "проедает" во льду и в снеге  дырочки и червячные ходы. Дети и воспитатель делают вывод : соль разогревает снег и лед, поэтому они тают. Воспитатель: А сейчас мы с вами посмотрим какие сосульки выросли из наших коробочек.Дети и воспитатель подходят к сосулькам, рассматривают их, делают вывод: вода стекает  по нитке вниз, замерзает и получается сосулька. Воспитатель: На этом наша занимательная прогулка закончена. Все ребята сегодня меня  очень порадовали своими знаниями и умением делать выводы. Скажите мне, пожалуйста,  что нового вы узнали о свойствах снега и льда? Что было самым интересным на прогулке? Ответы детей.