Статья представляет собой описание опыта инновационной деятельности МБОУ "Высокомысовская СОШ" по направлению «Сельская школа как социокультурный феномен будущей ноосферной цивилизации». В материале представлен опыт работы с 2013 года по 2018 год. В дальнейшем планируется продолжить реализацию программы развития в этом направлении.
Ноосферное образование_наши результаты.doc
Ноосферное образование: наши результаты
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из
приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально
педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного,
ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим
фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.
На современном этапе развития общества особую значимость приобретает
опережающее образование, к которому непосредственно относится – ноосферное
образование, имеющее значительный педагогический потенциал, в том числе в
контексте современной модернизации образования.
Целью ноосферного образования является формирование, мотивация
гармоничного, целостного, экологически здорового типа мышления, который может
дать человеку целостную картину мира и способен стать инструментом решения
глобальных проблем и перехода к ноосферному развитию общества. Главным
отличием ноосферного образования является раскрытие внутренних ресурсов
личности ученика, выявление уже заложенных в ней потенциальных возможностей.
В соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека
необходимо культивировать определённые этические установки по отношению к
природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и
ресурсосберегающее мышление и поведение.
В содержании программ начального общего, основного общего и среднего
общего образования заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал,
позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки ноосферного
образования. Задача каждого учителя способствовать формированию личности,
отличающейся высоким самосознанием, ориентированным на человеческие ценности,
личности,
инициативностью и
ответственностью.
С 2008 г. в МБОУ «Высокомысовская СОШ» действует программа «Сельская
школа как социокультурный феномен будущей ноосферной цивилизации», а в 2013 г.
творческой группой педагогов была разработана подпрограмма «Эколого
краеведческое и патриотическое воспитание как часть ноосферного образования»,
одной из задач которой является не только формирование человека с широким
мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, но и духовной личности, от
интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет
зависеть будущее общества. Все эти годы мы выстраивали модель взаимосвязи с
лабораторией Уральского научнообразовательного центра Уральским отделением
Российской академии Наук (УНОЦ УрО РАО).
Одним из основных направлений воспитательной системы школы является
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся.
Сельское поселение Тундрино имеет богатую историю, которую должны знать наши
дети. Это не только далекая история, это история близкая, потому что здесь жили их
деды и прадеды, эта сопричастность делает нас добрее.
В образовательной
отличающейся гражданской активностью, организации создано музейное объединение «Мое село моя гордость и забота». На
занятиях мы прививаем любовь к своей малой родине, чувство гордости за своих
земляков, изучаем историю п. Высокий Мыс и села Тундрино. Большое внимание
отводится исследовательской деятельности школьников.
Также мы тесно
сотрудничаем с Советом ветеранов, представители старшего поколения являются
неизменными участниками школьных мероприятий и акций.
Наша особая забота сегодня ― о нашей молодёжи, потому что
именно в молодости человек стремительно развивается, перед ним
открывается целый мир, но у него ещё нет собственных ясных
критериев оценки окружающей действительности.
Самый
серьёзный кризис сегодня – человеческий. Задача школы –
воспитание не только высокообразованного человека, но и высоко
духовного.
Именно поэтому заключены соглашения о
сотрудничестве с Местной религиозной организацией
Православным Приходом Святого Духа г. Нефтеюганска, с
Обществом Русской Культуры (г. Сургут), на этапе оформления
находится соглашение с местной религиозной организацией
Исламским Приходом «Махалля» (г. Нефтеюганск). Мы должны
продолжать совместное сотрудничество в деле духовно-
нравственного и социального развития школьников посредством
приобщения их к ценностям традиционных конфессий, которые на
протяжении многих веков являются ведущими в истории и
культуре нашей страны, приобщать к отечественным культурно-
историческим и духовно-нравственным традициям воспитания и
образования российского народа.
23 января 2010 года нашей школе присвоено имя Героя Советского Союза,
уроженца села Тундрино, Ивана Васильевича Королькова. Для нас это огромная
честь. Большую помощь нам в этом оказал районный совет ветеранов. Коллективом
учителей и учеников проделана огромная работа. Установлены контакты
практически со всеми городами страны, где жил и работал Иван Васильевич. А это
Салехард, Тюмень, Чита, Пятигорск, Смоленск. Обучающиеся нашей школы дважды
посетили город Смоленск: побывали на могиле Героя, встречались с людьми,
которые работали с Иваном Васильевичем.
На развитие правосознания личности как неотъемлемого элемента ноосферного
мировоззрения направлено правовое воспитание. Действительно, такие качества
правосознания как законопослушность, уважение к правам других людей, бережное
отношение к природе, гражданственность, патриотизм и др. могут быть основаны
только на развитых духовнонравственных ориентирах личности. Поэтому
целесообразнее говорить о нравственноправовом образовании.
Острота современных экологических проблем выдвинула перед школой задачу
большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в
духе бережного, ответственного отношения к природе, охране природных богатств.
Поэтому одной из важнейших линий содержания ноосферного образования является
экологическая линия, направленная на оптимизацию, гармонизацию отношений
человека и природы, развитие у него экологического сознания. Однако практика развивающие познавательный интерес,
показывает, что только экологические знания не гарантируют становление
экологического сознания личности, бережного отношения к природе. Эти качества
формируются в процессе экологической деятельности, непосредственного общения
школьников с природой, т.к. она является источником вдохновения, одухотворения
человека.
Одним из направлений экологической природоохранной деятельности коллектива
МБОУ «Высокомысовская СОШ» является работа школьного лесничества
«Кедроград», которое было открыто в 2008 году.
Организовывая работу лесничества, в первую очередь, опирались на
образовательные программы, способствующие воспитанию ноосферного Человека.
Школьное лесничество действует круглый год. Очерёдность занятий и их программа
планируется в зависимости от сезона года. Летнее (каникулярное) время используем
для практической работы в лесу, походов в лес. Зимние (учебные) месяцы
используем для теоретических занятий и экскурсий. На закреплённой территории
учащиеся летом и зимой несут дозорную службу, пересекают нарушения правил
пожарной безопасности. В течение нескольких лет обучающиеся проходили практику
на учебноопытном участке: ухаживали за овощными культурами, в теплице сажали
томаты, перцы, баклажаны. Обеспечивали школьную столовую круглый год свежими
овощами.
В целях реализации воспитательной программы школы, мы проводим
мероприятия,
заставляющие детей
пристальнее вглядываться в окружающий мир. Активность участия в этих
мероприятиях обеспечивают занимательность форм и эмоциональная окраска их
проведения. В школе ежегодно отмечаем свои традиционные праздники: “День
птиц”, “День земли”, “День чистой воды”, “Неделя леса”, “Праздник урожая”,
«Загадки Земли».
Традиционным стало проведение операции «Птичий домик». В зимний период,
когда птицы нуждаются в подкормке, к прилету первых вестников весны ребята
изготавливают скворечники, кормушки, развешивают их в лесу, постоянно приносят
в лесопарковую зону п. Высокий Мыс корм (хлебные крошки, крупу, сало).
Наблюдают за поведением птиц. В течение нескольких лет педагоги и обучающиеся
принимали участие в Межпоселенческом конкурсе скворечников «Гнёздышко» в
рамках Международной экологической акции «Спасти и сохранить».
Ребята нашей школы принимают самое активное участие в весенних субботниках
по очистке леса от мусора, очистке и облагораживанию муравейников. Юные
лесничие проводят фенологические наблюдения за пробуждением природы,
наблюдают за состоянием лесных насаждений. В рамках акции «Древонасаждение»,
организованной отделом экологии и недропользования администрации Сургутского
района, обучающиеся приняли участие в посадке яблоневых саженцев на территории
с.п. Тундрино. Школьники работают в муниципальном казенном учреждении «Новое
Поколение». Это обеспечивает занятость подростков, кроме того, является своего
рода профессиональной практикой, где ребята учатся ценить труд, бережно
относиться к природе. Большое воспитательнообразовательное значение имеют экскурсии и прогулки по
экологической тропе «Путь к красоте, душе и сердцу», на которой работают 8
станций. Это не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать
выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе,
развивая логическое мышление и разговорную речь ребенка. После экскурсии мы
проводим занятия, которые позволяют сохранить детям эмоциональный настрой,
полученный во время экскурсии, создать им единую картину природы, включающую
в себя не только знания о сезонных изменениях в природе, но и звуках, красках и
запахах природы (обучающиеся делают зарисовки, составляют рассказы).
Результаты экскурсий используются в дальнейшем в исследовательской работе.
Школа является победителем окружной акцииконкурса «Экология и мы» в рамках
VI Международной экологической акции «Спасти и сохранить» в номинации
«Экология в образовании». Исследовательские работы были дипломированы в
рамках российского фестиваля Portfolio; представлены на районной научно
практической экологической конференции «Молодежь исследует окружающую
среду»; на конференции молодых исследователей Сургутского района в рамках
Всероссийской научносоциальной программы «Шаг в будущее».
Немаловажную роль играет и этическое воспитание, которое предполагает
познание обучающимися основ этики и этикета. Следует особо отметить, оно
направлено не только на формирование культуры поведения в общении с людьми, но
и также и с природными объектами. Таким образом, этическая линия содержания
ноосферного образования направлена на интеграцию личности в систему ноосферной
этики, под которой мы понимаем ценностные установки личности, направленные на
поддержание гармоничных отношений в социоприродной среде.
Хороший гражданин сразу не рождается, а длительно воспитывается. В воспитании
гражданина с активной жизненной позицией, сознательным отношением к долгу,
когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения, очень
важным становится духовнонравственное, эстетическое воспитание.
С 2001 года школа сотрудничает с Детской школой искусств. Наши ребята
занимаются на эстетическом и музыкальном отделениях, принимают участие в
районных и региональных конкурсах.
Тесное взаимодействие с ЦДиТ способствует развитию творческих способностей
обучающихся, навыков публичного выступления. Через совместную работу школа
выходит на поселение, дети ближе узнают односельчан, знакомятся с интересными
людьми.
В целях повышения уровня образованности обучающихся и их просвещенности,
культурного обогащения и формирования общечеловеческих ценностей школа
сотрудничает с сельской модельной библиотекой имени Валентина Петровича
Замятина, которая проводит для всех жителей поселения акции, викторины, игры,
праздничные мероприятия.
Установление преемственности в деятельности детского сада «Колокольчик» и
школы создает благоприятные условия для развития познавательной активности,
самостоятельности, творчества каждого ребенка. Школьники принимают активное
участие в организации и проведении мероприятий для малышей. А те, в свою очередь, приходят к нам поздравлять первоклассников, выпускников, с
удовольствием участвуют в экскурсиях.
В образовательной организации реализуется также валеологическая линия
содержания образования, направленная на изучение культуры здорового образа
жизни. Причем в данном случае имеется в виду не только физическое, но и духовное
здоровье. Актуальность валеологических знаний продиктована возрастающим в
обществе числом стрессов, физических заболеваний на фоне развивающейся
гиподинамии (малоподвижного образа жизни), загрязнения окружающей среды,
урбанизации и, вследствие этого, отчуждения человека от естественной природной
среды. Важным элементом его жизни в настоящем и будущем должно являться, на
наш взгляд, умение поддерживать в норме свое физическое и эмоциональнодуховное
состояние. В школе открыта секция по волейболу, проводятся спортивные
соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», лыжные забеги, турниры по
настольному теннису, дартсу, армрестлингу, спортивное многоборье. Дети активно
вовлечены в реализацию физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и
обороне». Открытость школы для населения важный показатель взаимодействия
школы с местным социумом. В спортивном зале школы имеют возможность
заниматься не только обучающиеся, но и сельская молодёжь, т.е. её выпускники.
Огромную роль в реализации ноосферного образования играет и плодотворное
сотрудничество с родителями, объединенное единой целью творческое и
всестороннее развитие наших детей. Родители понимают, что в семье важна
атмосфера позитивного отношения к миру, понимание сути происходящих внутри и
вовне явлений и процессов. Общение родителей и ребёнка должно основываться на
взаимном уважении друг к другу, радости от общения и совместного творчества. Это
помогает формировать у растущего человека умение слушать и слышать духовный
мир внутри себя, другого человека, закладывает основы понимания законов природы
и готовность к дальнейшему их раскрытию.
Функциональные задачи сельской школы значительно шире просто
образовательных. Активное взаимодействие школы с социальнокультурными и
производственными объектами социума, семьей оказывает положительное влияние на
весь образовательный процесс села, так как совместная деятельность всех объектов
культурнообразовательного центра направлена на формирование ценностных
ориентаций современного школьника.
Ноосферное образование: наши результаты
Ноосферное образование: наши результаты
Ноосферное образование: наши результаты
Ноосферное образование: наши результаты
Ноосферное образование: наши результаты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.